Роль бюрократии в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:52, реферат

Описание работы

Актуальность исследований в данной сфере нельзя недооценить, так как современное общество, все больше стремящееся к совершенству, прогрессу, развитию, нуждается в грамотном управлении. Важно понимать суть процессов управления, осознавать смысл бюрократии, ее место в системе управления. В связи с этим, темой данной работы является определение роли бюрократии в современном мире. В соответствии с темой, в этой работе также будут рассмотрены такие подтемы, как история возникновения и развития бюрократии, проявления бюрократии в современном мире.

Содержание

1. Введение

2. История бюрократии

3. Негативные стороны деятельности бюрократии

4. Виды бюрократии в современных организациях

5. Роль бюрократии в современном мире. Заключение

6. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

роль бюрократии реферат2.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

    МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

    Филиал 

    федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
     
     
     
     
     
     
     
     

РОЛЬ  БЮРОКРАТИИ В СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ  
 

    Контрольная работа по  теории бюрократии студента

    направления/специальности  Документоведение и ДОУ 
     
     

         
       
       
       
       
      Руководитель

                                        

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

  1. Введение
 
  1. История бюрократии
 
  1. Негативные  стороны деятельности бюрократии
 
  1. Виды бюрократии в современных организациях
 
  1. Роль бюрократии в современном мире. Заключение
 
  1. Список  использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Даже  в современном, насыщенном информацией  обществе многим обывателям термин «бюрократия» представляется наполненным отрицательным смыслом и практически стоит на одной ступени с термином «коррупция». Однако на самом деле бюрократия изначально представляет собой единственно возможную в настоящее время форму управления, весьма эффективную по своей сути, но способную порождать негативные социальные явления.

     Многие  ученые посвящали изучению этой сферы  нашей жизни годы и десятилетия  и их изыскания были направлены в  первую очередь на усовершенствование методов управления трудовыми ресурсами.

     Актуальность  исследований в данной сфере нельзя недооценить, так как современное общество, все больше стремящееся к совершенству, прогрессу, развитию, нуждается в грамотном управлении. Важно понимать суть процессов управления, осознавать смысл бюрократии, ее место в системе управления. В связи с этим, темой данной работы является определение роли бюрократии в современном мире. В соответствии с темой, в этой работе также будут рассмотрены такие подтемы, как история возникновения и развития бюрократии, проявления бюрократии в современном мире.

     При подготовке работы были использованы вспомогательные материалы, литература.  
 

     История бюрократии

    Под бюрократией обычно понимается социальная группа, члены которой профессионально  занимаются управлением, их должности  и посты в организации образуют иерархию, характеризующуюся формальными правами и обязанностями, определяющими их деятельность и ответственность.

    История бюрократии уходит в глубокую древность. Кланы профессиональных управляющих, чиновников существовали в Древнем  Египте, Древнем Китае, в Римской  империи и других словах Древнего мира. Развитые бюрократии возникли в процессе формирования национальных государств, когда царил мир, и увеличилась потребность в достижении социального порядка.

     Сам термин «бюрократия» означает «господство  канцелярии» и и образован  из двух слов: французского bureau - бюро, канцелярия, и греческого kratos - сила, власть, господство. Введение этого термина приписывается экономисту-физиократу Винсену де Гурнай, который в 1745 г. обозначил так исполнительную власть, придав термину уничижительное значение. Однако в научный обиход термин вошел благодаря выдающемуся немецкому социологу М. Веберу. Он положил в основу изучения бюрократии ее идеальный образ, рассматривая бюрократию как наиболее эффективный инструмент управления социальными структурами и отдельными единицами. Идеальный тип управления организацией, разработанный Вебером, представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации. Ее характеризует строгая ответственность за каждый участок работы, координация в достижении организационных целей, оптимальное действие безличных правил, четкая иерархическая зависимость. Исследование Вебера изменило мнение бюрократии, показало направления развития организационных управленческих структур.

     Именно  этот период принято считать первым этапом развития государственного управления и бюрократии.

     Второй  этап относится к 20-50 гг 20 века, и  самыми яркими представителями этого  времени в науке управления были Файоль, Уайт. В этот период образовалось направление, известное как школа человеческих отношений. Ее сторонники изучали влияние человеческого фактора на эффективность организации. Среди них можно выделить такие фамилии как Мэйо, Маслоу.

     С 50 гг и до конца 20 века продолжался  третий этап развития науки управления и бюрократии. В это время развивается так называемый поведенческий подход, повышение эффективности управления за счет повышения эффективности человеческих ресурсов. Этому периоду также принадлежит теория МакГрегора (теория Х и теория Y).

      Чуть  позже, в 60 гг 20 века развивается системный подход, тогда же – структурно-функциональный метод. 

     Негативные  стороны деятельности бюрократии

     Понятно, что идеальный тип бюрократии не может существовать в реальности. Более того, бюрократия, первоначально  предназначена для наиболее удобного и выгодного достижения целей организации, на деле часто отходит от них и не только работает вхолостую, но и тормозит все прогрессивные процессы в организации. Бюрократия доводит формализацию деятельности до абсурда, ограждая от реальности свою безопасность формальными правилами и нормами (т.е. ритуалами, а не реальными целями). Фактически при этом бюрократия начинает жить в нереальном, виртуальном мире, где существуют бумаги, визы, распоряжения, а не реальные личности и организации.

     Отрицательные качества, присущие бюрократии, частично анализируется в модели бюрократии известного американского социолога Р. Мертона.

     Мертон  полагает, что в результате неукоснительного следования формальным правилам, проявляющихся  при этом уступчивости и конформизма работники управления теряют, в конечном счете, способность принимать самостоятельные решения. Постоянная опора на правила, реляции и формально разработанные руководства к действию приводит к тому, что все эти нормативы становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение - основной задачей и результатом, вместо того чтобы заставить эти нормативы работать на цели организации. Все это обуславливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетентности. Мертон назвал это явление «обучение неспособности». Вследствие такого «обучения» появляется стереотипный бюрократ, не имеющий воображения и способности к творчеству, негибкий в применении официальных норм и правил даже в ситуациях, простых и ясных для всех, кроме него. Итогом таких действий становится кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над другими работниками на основе попытки показать, что они, бюрократы, знают тайные пружины управляемого механизма.

     Деятельность  бюрократии в модели Мертона начинается с требований контроля над элементами социальной структуры организации. Данные требования сводятся к попытке выработать нормы необходимого поведения членов организации и мотивации на выполнение порученных заданий. В этих условиях руководитель-бюрократ начинает заботиться, прежде всего, о безопасности своего положения (сохранении статуса и карьере), в связи с чем предпочитает опираться на формальные правила и свою формальную власть. За правилами он не видит реальных исполнителей и все более утрачивает контроль за ситуацией, что заставляет его еще больше заботиться об упрочнении и защите своего служебного положения. Круг замыкается - руководитель не может обеспечивать надлежащий контроль и принятие обоснованных управленческих решений.

     Трудности, возникающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости стандартизованных правил, процедур и норм, точно определяющих, как сотрудникам решать свои задачи, реализовывать запросы других подразделений организации, взаимодействовать с клиентами и общественностью. Вследствие этого организация утрачивает гибкость в отношениях с внешней средой: клиенты и общественность ощущают неадекватность реакции на их запросы и требования, поскольку их проблемы решаются строго в соответствии с установленными нормами без учета сложившейся ситуации. Если клиенты или представители общественности указывают бюрократу на излишнюю приверженность нормам, он ссылается на соответствующее правило или инструкцию. При этом бюрократ не может быть наказан, так как формально он действует абсолютно.

     Для бюрократии характерны, кроме того, следующие негативные социально-психологические  черты:

     - бесчеловечность и игнорирование человеческой природы;

     - несовместимость с развитой деятельной личностью;

     - приспособленчество;

     - игнорирование неформальной организации и межличностных отношений.

     Хотя  в бюрократии изначально заложена опасность  потери компетенции и «бюрокрачивания» деятельности в сфере управления, такая форма управления в настоящее  время является единственно работоспособной  и приемлемой, а одна из основных задач современного управления состоит в изменении роли бюрократии в деятельности организации в соответствии с принципами, разработанными Вебером. Достижение этой цели связано с изменением установок представителей бюрократии, с установлением корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

     По  мнению многих западных исследователей организаций, следует различать две категории бюрократов - добросовестные и корыстные. Первые искренне верят во всесилие правил, возможность все предусмотреть и отрегулировать с их помощью; они формально утверждают и даже чтят общие интересы, но интересы каждого в отдельности не учитывают. Вторых волнует только личный успех, ради достижения которого они готовы идти на все.

     Можно сказать, бюрократизм - это изначальная  сторона бюрократии, которая не учитывается  теорией, но и постоянно проявляется на практике, и одна из задач современной теории организации заключается в борьбе не с бюрократией, а с бюрократизмом. 

     Виды  бюрократии в современных  организациях

     Со  времени изучения бюрократии Вебером  она претерпела существенные изменения, развиваясь вместе со структурами организаций. В настоящее время различают три вида бюрократии.

     1. Аппаратная (классическая) бюрократия  полностью соответствует модели  Вебера. При таком виде бюрократии  работники управления весьма  мало используют профессиональные знания, поскольку их основная обязанность - выполнение общих управленческих функций. Такому чиновнику, бюрократу все равно, чем руководить, ибо он владеет навыками и знаниями общего управления в очень узкой области, ограниченной рамками своей организации.

     Главным достоинством аппаратной бюрократии является стабильность функционирования организации  и работы органа ее управления. Четкое разделение труда, стандартизация и  унификация всей деятельности снижают  вероятность ошибок и, следовательно, в значительной степени сокращают время ролевого обучения работников управления. Формализация обеспечивает стабильность и слаженность работы, а централизация гарантирует надежность управления.

     Вместе  с тем аппаратной бюрократии присущи  весьма существенные недостатки, самым главным из которых следует признать опасность возникновения бюрократизма. Кроме того, аппаратная бюрократия таким образом организует работы, что не появляется достаточной мотивации и не полностью используются умственные способности и психологические особенности работников. Наконец, аппаратная бюрократия неэффективна в изменяющихся условиях и при возникновении нестандартных ситуаций, так как при этом принимает неадекватные и несвоевременные управленческие решения.

     Классическая (аппаратная) бюрократия составляет основу управления в министерствах, ведомствах и большинстве учреждений государственного или муниципального управления, а также может быть основой организации со стабильной структурой и мало изменяющимися отношениями с внешней средой (например, страховые компании).

     2. Профессиональная бюрократия предполагает  наличие у управляющих глубоких  теоретических и практических  знаний в узких областях деятельности, ограниченных ролевыми требованиями. Основные характеристики деятельности  таких бюрократов - высокая степень специализации и высокая компетентность. как правило, такие управляющие обращают внимание не только на процесс управления, но и на условия протекания этого процесса. В результате профессиональная бюрократия (по сравнению с аппаратной) в меньшей степени формализована, у управляющих появляется большая свобода в принятии управленческих решений в рамках своей роли, поскольку высший руководитель не столь осведомлен в решении узких, специфических вопросов деятельности. Как и в аппаратной бюрократии, рабочие места группируются по функциональному и иерархическому принципам, а принятие управленческих решений происходит централизовано.

Информация о работе Роль бюрократии в современном мире