Роль государства в сфере управления культурой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Важным результатом осмысления происходящих в мире изменений становится в наши дни трансформация концепции развития в концепцию человеческого развития. Концепция развития значительно изменилась за последние полвека и преодолела зауженные экономические рамки. Ее обогащение происходит с учетом того, что, что общество должно изменяться как целостность. Центральным звеном динамического процесса изменений являются люди, и это отражает необходимость не только удовлетворения всех имеющих отношение к жизнеобеспечению человека потребностей на основе экономического роста, но и расширения спектра свободы индивидуального выбора, которая во многом достигается благодаря усилиям самого человека.

Содержание

Введение
1. Роль государства в сфере управления культурой
2. Цели и задачи государства в сфере управления культурой
Заключение

Работа содержит 1 файл

Роль государства в сфере управления культурой. Цели и задачи.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Цели  и задачи государства в сфере управления культурой
 

   Чтобы охватить различные аспекты человеческого  развития культурная политика должна значительно измениться, расширить  свою базу, исходя прежде всего из понимания  того, что устойчивое развитие и  расцвет культуры взаимосвязаны, и  что человеческий потенциал должен формироваться, исходя из признания важности включения аспектов культуры в стратегии развития.

     В практической плоскости реализация национальной культурной политики должна быть в максимальной мере сконцентрирована на налаживании взаимоотношений с новыми «действующими лицами» российской культурной политики, связана с поддержкой процессов, которые вовлекают в себя этих новых субъектов, регуляцию отношений, сотрудничество. Это важнейшие шаги могут в значительной степени способствовать развитию демократии и гражданского общества в России.

     Другим  важнейшим аспектом деятельности государства  является повышение роли культуропроизводящих и культуросохраняющих организаций, активизация разработки комплексных  государственных программ для решения  задач наиболее полной социализации человеческой личности, усложнения ее ценностных и идентифицирующих установок, форм социальной престижности.

     Необходимы  эффективные усилия по взаимодействию культурной политики с другими типами политики, прежде всего этно-национальной, информационной, образовательной. Такого рода процессы весьма затруднены в условиях, когда единство политической системы государства только складывается, и нередки случаи превращения той или иной политики в решение частных вопросов и усилий отдельных групп по «перетягиванию каната». Тем не менее в построении новой парадигмы культурной политики сегодня уже нельзя игнорировать вопросы отношения к глобальным информационным системам, средствам массовой информации, этнокультурным и др. процессам, которые не лежат в одной плоскости, а требуют комплексного государственного подхода.

     Реализация национальной культурной политики должна быть в максимальной мере сконцентрирована на налаживании взаимоотношений с новыми «действующими лицами» российской культурной политики, связана с поддержкой процессов, которые вовлекают в себя этих новых субъектов, регуляцию отношений, сотрудничество. Это важнейшие шаги могут в значительной степени способствовать развитию демократии и гражданского общества в России.

     Другим  важнейшим аспектом деятельности государства является повышение роли культуропроизводящих и культуросохраняющих организаций, активизация разработки комплексных государственных программ для решения задач наиболее полной социализации человеческой личности, усложнения ее ценностных и идентифицирующих установок, форм социальной престижности.

     Необходимы  эффективные усилия по взаимодействию культурной политики с другими типами политики, прежде всего этно-национальной, информационной, образовательной. Такого рода процессы весьма затруднены в условиях, когда единство политической системы государства только складывается, и нередки случаи превращения той или иной политики в решение частных вопросов и усилий отдельных групп по «перетягиванию каната». Тем не менее в построении новой парадигмы культурной политики сегодня уже нельзя игнорировать вопросы отношения к глобальным информационным системам, средствам массовой информации, этнокультурным и др. процессам, которые не лежат в одной плоскости, а требуют комплексного государственного подхода.

     Государство призвано реализовывать свою культурную политику на разных уровнях - межнациональном, страновом, региональном, беря на себя определенные обязательства и обеспечивая  на территории всей страны одинаковые гарантии для населения.

     Россия  должна активнее продвигать на международной  арене свою стратегию защиты культурной самобытности, включающую реализацию принципов суверенитета, равенства  культур, защиту культурного разнообразия, сохранение наследия. Одновременно страна должна быть открытой новым технологическим изменениям, глобализационным культурным процессам. В одиночку такого рода задачи не могут быть решены и требуют от правительства России совместных действий с правительствами других стран для поддержания равновесия между культурной уникальностью и унификацией, которая неизбежна при развитии информационных сетей и глобальных коммуникационных технологий.

     Среди международных документов, на которые  сегодня опираются правительства  для решения данных проблем прежде всего доклад Всемирной комиссии по вопросам культуры и развития «Наше творческое разнообразие» и план действий, принятый проходившей в марте 1998 г. в Стокгольме Межправительственной конференцией ЮНЕСКО по вопросам культурной политики и развития.

     Подлинным руководством к действию являются положения Доклада, подчеркивающие однобокость экономического развития и необходимость всемерного учета в развитии культурных факторов, а также выделенные в нем приоритеты, связанные с культурным плюрализмом, творчеством, содействием информационно-коммуникационным процессам, новым информационным технологиям, охраной культурного наследия, участием в культурной жизни отдельных групп населения. Доклад содержит призыв демократическим силам способствовать поддержке такого общественного состояния, которое способствует сохранению культурной самобытности народов, диалогу между людьми, сообществами и государствами на основе общих для них ценностей. В десяти главах доклада рассматриваются различные виды взаимодействия культуры и развития в современном быстроменяющемся мире. Как политический документ, он содержит установки для официальных лиц, гражданских организаций по проблемам взаимодействия культуры и развития. Основные принципы доклада изложены в Международной повестке дня, раскрывающей содержание видов деятельности, поддержка которых может реформировать стратегии развития в XXI столетии. В их числе защита культурных прав как неотъемлемых прав человека, нахождение баланса между правами и ответственностью СМИ, разработка вопросов глобальной этики и др. Принят ряд решений для создания постоянного механизма, позволяющего на международном уровне обсуждать и анализировать проблемы культуры и развития, достигать согласие по важнейшим аспектам.

     Одним из итогов Межправительственной конференции  в Стокгольме было принятие плана действий по реализации культурной политики. В частности, обозначены принципы, которые должны быть положены в основу действий правительств по реализации целей культурной политики, рассматриваемой как важнейшая составляющая стратегий развития. В плане подчеркивается ответственность правительств за создание условий, которые бы способствовали бы наиболее полной реализации культурных прав человека.

     Развивая  положения Доклада «Наше творческое разнообразие», стокгольмская встреча называет среди важнейших целей культурной политики государства:

     - превращение политики в области  культуры в один из ключевых  элементов стратегии развития; для  чего необходимо учитывать специфику  условий той или иной страны, осуществлять широкий подход  к национальной культурной политике, а также более тесное партнерство государства с гражданским обществом по включению культурной политики в стратегии развития;

     - поощрять творчество и участие  в культурной жизни, обеспечивая  различным сообществам равные  возможности, поддерживая локальные культурные инициативы и плюралистическое управление разнообразием;

     - укреплять политику и практическую  деятельность с целью сохранения наследия и содействия развитию индустрии культуры, что предполагает широкий спектр мер, начиная от повышения эффективности учебных программ для подготовки соответствующих специалистов и привлечения местных сообществ к участию в программах по защите культурного наследия, до реституции культурных ценностей, а также реализацию новых схем получения средств для развития культуры, имея в виду туризм и охрану авторских прав;

     - содействовать культурному и  языковому разнообразию в информационном  обществе, создавая коммуникационные сети, способные удовлетворять разнообразные культурные и образовательные потребности людей; поощряя участие СМИ в решении таких вопросов как развитие местных, региональных и национальных культур и языков, изучение и охрана культурного наследия, сохранение культурных традиций, развитие плюралистических средств массовой информации;

     - выделять более значительные  людские и финансовые ресурсы  на развитие культуры, в том  числе на национальном и региональном  уровне, разработать такие механизмы привлечения средств, которые обеспечили бы поддержку развития культуры бизнесом, осуществлять прибыльные культурные проекты.

     В общетеоретическом плане представление  о должном в культурной политике в России сегодня уже меняется. Это происходит, во-первых, в силу перехода к современным научным представлениям о сущности культуры, учитывающим актуализацию ее роли в жизни современного общества, видения культуры не как отдельного сектора, а как явления, которое распространяется на все общество, рассматриваемое с точки зрения качества его жизнедеятельности. Отметим, что тем не менее существует значительный пробел в научных изысканиях, касающихся развитой теории культурной политики, что «с одной стороны, делает относительно неопределенным социальный и политический статус культуры в обществе, а с другой - позволяет выдавать за обоснованную культурную политику своекорыстную практику разнородных лоббистских групп».

     Формирование важнейших стратегических приоритетов культурной политики активизируется с учетом международного опыта и необходимого диалога между различными странами, в процессе которого разворачивается обсуждение тех задач, которые стоят перед культурой в ходе развития.

     По  нашему мнению, для эффективного решения вопроса управления государством в культурной сфере, культурная политика должна:

     — во-первых, быть неотъемлемой частью всех без исключения направлений государственной политики в целом, отражая ее духовно-ценностный и нравственно-нормативный аспекты;

     — во-вторых, стать важнейшей составляющей социальной политики, которая в современных условиях может быть лишь комплексной социально-культурно-образовательной;

     — в-третьих, образовывать собственно культурную политику (в узком смысле) как  особое направление государственной  и регулируемой государством общественной деятельности по стимулированию социально приемлемых и предпочитаемых духовно-ценностных и социально-нормативных проявлений человека, одержаний и форм его общественного и индивидуального бытия.

     Важнейшими  приоритетными целями управления государства в культурной сфере в России могут быть определены следующим образом:

     — всестороннее развитие системы социально-культурных ценностных ориентации человека и общества, построение новой аксиологии бытия, творчески соотносящей исторический социальный опыт и национальное культурное наследие, в котором он выражен, с задачами социокультурной модернизации России;

     — помощь населению в становлении  адекватных новым условиям образа жизни  и картины мира, национально-культурной, социально-экономической и государственно-политической идентичности, формы духовного самоопределения и самовыражения, общественного и индивидуального социокультурного сознания;

     — всемерное развитие духовно-ценностной компоненты во всех проявлениях социальных интересов и потребностей людей, превращение их культурного бытия в фундаментальную основу социального бытия, культурных потребностей — в ядро социального заказа на содержание, формы и качество жизни;

     — приобщение людей к знанию и интересу ко всему многообразию культур человечества, их духовное и интеллектуальное обогащение через это знание, воспитание толерантного отношения к иному, незнакомому, непривычному, воспитание потребности в доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении национальной, конфессиональной и социально-политической отчужденности;

     — воспитание демократического и плюралистического  миропонимания, осознания взаимосвязи  общечеловеческих ценностей с глубинным  содержанием любой национальной культуры, понимания того, что будущее  человечества определяется гармоничным сочетанием личной свободы (как условия самореализации каждого) с культурой (как универсальным способом согласования интересов всех).

     В числе основных задач, решение которых диктуется сформулированными целями, можно выделить:

     — исследование, прогнозирование и проектирование основных направлений социально-культурной эволюции общества, характерных черт многонациональной российской цивилизации;

     — разработка основных принципов и  направлений новой социокультурной  аксиологии,

     — прогнозирование наиболее вероятных черт и параметров нового образа жизни, детерминируемого складывающимися в России социально-экономическими, государственно-политическими, духовными и иными условиями,

     — исследование и формулирование новых  параметров российской идентичности;

     — поиск новых, современных языков и технологий социокультурной коммуникации;

     — исследование тенденций эволюции социального  заказа на содержание и формы культуры, на стилевые и качественные параметры  образа жизни, освоение методики прогнозирования  развития подобного заказа,

Информация о работе Роль государства в сфере управления культурой