Речевое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:12, реферат

Описание работы

Речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека, выражающийся либо в звуковой форме (устная речь), либо в письменной форме (письменная речь). Речь - это исторически сложившаяся форма общения, способ формирования и формулирования мыслей посредством языка в процессе общения. Или, выражаясь лаконично, можно сказать так: речь - это язык в действии.

Содержание

Введение
Речевое общение
Речевая ситуация. Виды ситуаций
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат культура речи.docx

— 32.60 Кб (Скачать)

Речевая ситуация. Виды ситуаций

 

Тему обычно автору подсказывает сама жизнь, ее течение, сплетение событий, т. е. ситуация. Важнейшую  роль в речевом общении играет речевая ситуация, т. е. контекст общения. Речевая ситуация – это первая ступень акта общения и, следовательно, первый шаг риторического действия: подготовки к устному или письменному выступлению.

Ситуации  бывают естественные и искусственные, специально поставленные. Пример естественной ситуации: Исследователь готовится  к научному семинару, на котором  он должен будет доложить своим коллегам о результатах эксперимента за месяц  работы.

Искусственные ситуации обычно бывают связаны с  ученьем: например, учащимся задано подготовиться  к обсуждению экологических проблем; возможно, дана примерная тематика для выбора; задано школьникам самим  предложить острые экологические темы.

Ситуаций  и тем может быть бесчисленное количество, они составляют тот поток  духовной жизни людей, обществ, народов, человечества, который называют культурой.

Речевая ситуация - это конкретные обстоятельства, в  которых происходит речевое взаимодействие. Любой речевой акт приобретает  смысл и может быть понят только в структуре неречевого контакта. Речевая ситуация является исходным моментом любого речевого действия в  том смысле, что побуждает человека к речевому действию то или иное стечение обстоятельств. Примеры речевых  ситуаций: необходимость ответить на вопросы, сделать доклад о результатах  работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. д. Речевая ситуация состоит из следующих основных компонентов:

- участников  общения;

- места и  времени общения;

- предмета  общения;

- цели общения;

- обратной  связи между участниками общения.

Прямыми участниками  общения являются адресант и адресат. Но в речевом общении могут  участвовать и третьи лица в роли наблюдателей или слушателей. И их присутствие накладывает свой отпечаток на характер общения.

Немалое значение в речевом общении играет пространственно-временной  контекст - время и место, в котором  происходит речевое общение. Место  общения может в значительной степени определить жанр общения: светская беседа в гостях, на вечеринке, на банкете, разговор на приеме у врача в поликлинике, диалог между преподавателем и студентом  в вузе на экзаменах и т. д. В  зависимости от участия фактора  времени различают канонические и неканонические речевые ситуации.

Каноническими считаются ситуации, когда время  произнесения (время говорящего) синхронно  времени его восприятия (времени  слушающего), т. е. определен момент речи, когда говорящие находятся  в одном и том же месте и  каждый видит то же, что и другой (в идеале они располагают общим  полем зрения); когда адресат - конкретное лицо и т. д.

Неканонические  ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т. е. время  произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного  адресата (ситуация публичного выступления) и т. д. Если, к примеру, говорящий  по телефону использует слово здесь, то оно обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчас определяет только свое время, а не время адресата.

Для речевой  ситуации чрезвычайно важным является цель общения (зачем говорится о  чем-то в данной ситуации). Еще Аристотель в «Риторике» обращал большое  внимание на цель речей разного типа: «Для людей, произносящих хвалу или  хулу (эпидейктическую речь), целью служит прекрасное и постыдное». 1

Цель говорящего в такой речи — показать слушателям, «что такое хорошо и что такое плохо», зажечь в их сердцах любовь к прекрасному и ненависть к постыдному. «Для тяжущихся (произносящих речь в суде) целью служит справедливое и несправедливое»; один обвиняет, другой защищает или защищается. Цель говорящего — доказать, что он прав, что его точка зрения справедлива.

«У человека, дающего совет (политического оратора), цель - польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего»2 В целом можно сказать, что целью общения называется тот результат, который адресант и адресат хотят получить вследствие своего общения.

В речевом  общении обычно различают два  вида целей: прямые, ближайшие, непосредственно  выражаемые говорящим и косвенные, более отдаленные, долговременные, нередко воспринимаемые как целевой  подтекст. Тот и другой вид целей  имеет много разновидностей.

Основными разновидностями  прямых, ближайших целей общения  являются:

-передача; -получение информации; -выяснение позиций; -поддержка мнения; -обсуждение проблемы, поиск истины; -развитие темы; -разъяснение; -критика и т. д.

Это так называемые интеллектуальные цели, связанные, в  конечном счете, с познавательно-информационным аспектом общения.

Речевая ситуация диктует правила речевого общения  и определяет формы его выражения. Эти формы различны в условиях прямого или непосредственного  общения. С активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение) они меняются в зависимости от количества участников и характера ситуации (в бытовом общении: разговор с близкими людьми либо частные письма и т. п., в деловом общении: доклад, лекция, дискуссия, переговоры и т. п.). Речевая ситуация помогает понять смысл текста, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоименных слов типа я, ты, сейчас, здесь, там, вот и т. д. Она позволяет также правильно толковать текст, уточнять его целевую функцию (угроза, просьба, совет, рекомендация и т. п.), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т. п.

Выбор этикетных  форм, речевое поведение человека находятся в тесной зависимости  от ситуации и должно меняться в  соответствии с изменением этой ситуации. Каковы же факторы, определяющие коммуникативную  ситуацию, которые должны учитываться  субъектами общения для соблюдения этикетных правил? К этим факторам относятся:

1. Тип ситуации: официальная ситуация, неофициальная  ситуация, полуофициальная ситуация

В официальной  ситуации (начальник - подчиненный, служащий - клиент, преподаватель - студент и  т. д.) действуют самые строгие  правила речевого этикета. Эта сфера общения наиболее четко регламентирована этикетом. Поэтому в ней наиболее заметны нарушения речевого этикета и именно в этой сфере нарушения могут иметь наиболее серьезные последствия для субъектов общения.

В неофициальной  ситуации (знакомые, друзья, родственники и т. д.) нормы речевого этикета  наиболее свободны. Часто речевое  общение в данной ситуации вообще не регламентировано. Близкие люди, друзья, родственники, влюбленные в  отсутствии посторонних могут говорить друг другу все и в любой  тональности. Их речевое общение  определяется нормами нравственности, входящими в сферу этики, но не этикетными нормами. Но если в неофициальной ситуации присутствует посторонний, то на всю ситуацию сразу же распространяются действующие правила речевого этикет.

В полуофициальной  ситуации (общение коллег, общение  в семье) нормы этикета носят  нестрогий, размытый характер, и здесь  главную роль начинают играть те правила  речевого поведения, которые выработала в процессе социального взаимодействия данная конкретная малая социальная группа: коллектив сотрудников лаборатории, кафедры, семьи и т. д.

 

Заключение

 

Речевой акт  как выражение определенного  коммуникативного намерения говорящего строится из коммуникативных компонентов, имеющих различные коммуникативные  функции. Коммуникативные значения могут формировать предложения  как речевые акты определенного  типа, служить основанием для старта речевого акта и модифицировать компоненты речевых актов внутри одного типа.

Условия успешной коммуникации - сложная, многомерная  категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального  знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой  коммуникации в единстве и взаимосвязи  всех ее составляющих: структурно-содержательная организация деятельности общения; социо-культурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого языка и др. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием говорящим речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приемами ведения диалога, умением «считывать» невербальное поведение собеседника и др.

 

Список литературы

 

  1. Бадмаев Б.Ц. Выступление, беседа - всегда общение. М.: Просвещение, 2007.
  2. Ладанов И.Д. Речь как главное средство общения. Умение убеждать // Практический менеджмент. М., 2007.
  3. Львова С.И. Язык в речевом общении. М.: Дрофа, 2001.
  4. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М.: Просвещение, 2001
  5. Сопер П.С. Основы искусства речи. – М.: Прогресс, 2000.
  6. Формановская Н.И. Речевой этикет т культура общения. – М.: Издательство НОРМА, 2008.

1 Кохтев Н.Н. Риторика. – М., 1994. С. 12

2 Михальская А.К. Основы риторики. – М., 1996. С. 262




Информация о работе Речевое общение