Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 09:26, курсовая работа
Может ли техника относиться к жизни духа? По мнению Бердяева, техника для ученого, делающего научные открытия, для инженеров, делающих изобретения, может стать главным содержанием и целью жизни. Но подмена целей жизни техническими средствами может означать умаление и угашение духа. «техническое орудие по природе своей гетерогенно как тому, кто им пользуется, так и тому, для чего им пользуются, гетерогенно человеку, духу и смыслу».
Содержание
1. Различное отношение к природе в истории человечества……..стр. 3
2. Отчуждение от природы…………………………………………стр.21
3. Вражда или гармония?.....................
4. Библиографический список……………………………………...стр.30
Вопрос
о технике стал вопросом о человека
и судьбе культуры. По выражению
Н.А. дяева, который в своем творчестве
много внимая уделял этим проблемам
и является предшественник современного
философского анализа техники, техника
это последняя любовь человека, и
он готов измем свой образ под
влиянием предмета своей любви. Г
что роисходит с миром, питает
эту новую веру че века. Дух в
своем отношении к природе
обнарупоп разные формы, которые
можно поставить в некий
Организм и организация
Н.А. Бердяев
подчеркивает, что техш можно понимать
в более широком и более
узк смысле. Techne значит и индустрия,
и иcкуcc Technaxa значит фабриковать, создавать
с искусств Мы говорим не только
о технике экономической, и мышленной,
военной, технике, связанной с перед
жением и комфортом жизни, но и
о технике мьш ния, стихосложения,
живописи, танца, права, даже технике
духовной жизни, мистического пути. Так,
: пример, йога есть своеобразная духовная
техника. Т ника повсюду учит достигать
наибольшего результ при
В современной технике количественные достижения преобладают над качественными, которые были свойственны технику-мастеру старых культур. Шпенглер в книге «Человек и техника» определяет технику как борьбу, а не орудие. Но, бесспорно, техника все1да есть средство, орудие, а не цель. Не может быть технических целей жизни, цели же жизни все1да лежат в другой области, в области духа. Средства жизни, по мнению Бердяева, очень часто подменяют цели жизни.
Может
ли техника относиться к жизни
духа? По мнению Бердяева, техника для
ученого, делающего научные открытия,
для инженеров, делающих изобретения,
может стать главным
Н.А. Бердяев
рассматривает в своей работе
характерный парадокс: без техники
невозможна культура, с нею связано
самое возникновение культуры. В
то же время окончательная победа
техники в культуре, вступление в
техническую эпоху влечет культуру
к гибели. Философ выделяет в культуре
два элемента: технический и природно-
Русский
философ устанавливает три
Представляет
огромный интерес различено Н.А.
Бердяевым организма и
Механизм,
созданный организационным
В организации,
по определению Н.А.Бердяева, есл
целесообразность совсем другого рода,
она вкладываете в нее
По мнению Н.А.Бердяева, в истории были органи зеванные тела, подобные жизни организмов. Так, пат риархальный строй, натуральное хозяйство представлялись органическими и даже вечными в этой своей органичности. Органический строй обычно казался созданным не человеком, а или самой природой, или Творцом мира. Долгое время была вера и существование вечного объективного порядка природы, с которым должна быть согласована и которому должна быть подчинена жизнь человека.
Природному придавался, по словам Н.А.Бердяева, как бы нормативный характер. Согласие с природой представлялось и добрым и справедливым. «Для древнего грека и для средневекового человека существовал неизменный космос, иерархическая система, вечный ordo. Такой порядок существовал и для Аристотеля и для св. Фомы Аквината. Земля и небо составляли неизменную иерархическую систему. Само понимание неизменного порядка природы былц связано с объективным теологическим принципом».
Однако
техника в том виде, в каком
она существует с XVIII в., разрушала
эту веру в вечный порядок природы.
Новая природная
Да, действительно,
с точки зрения органической жизни
техника означает развоплощение, разрыв
в органических телах истории, разрыв
плоти и духа. Техника раскрывает
новую ступень
«И вот трагедия в том, что творение восстает против своего творца, более не повинуется ему. Тайна грехопадения — в восстании твари против Творца. Она повторяется и во всей истории человечества. Прометеевский дух человека не в силах овладеть созданной им техникой, справиться с раскованными, небывалыми энергиями. Мы это видим во всех процессах рационализации в техническую эпоху, когда человек заменяется машиной. Техника заменяет органически-иррациональное организованно-рациональным».
По мысли
Н.А. Бердяева, самый дух, создавший
технику и машину, не может быть
технизирован и ма шинизирован без
остатка, в нем всегда останется
иррациональное начало. Но техника
хочет овладеть духом и рационализировать
его. Сначала человек зависел
от природы, и зависимость была растительно-животной.
Теперь началась титаническая борьба
человека с технизируемой им природой.
Человек совсем еще нед приспособился
к новой действительности, которая
pacкрывается через технику и
машину. Он не знает, в coстоянии ли оудет
дышать в новой электрической
и радиоактивной атмосфере, в
новой холодной металлической
Господство
техники и машины, по мнению НА Бердяева,
открывает новую ступень
Как утверждает Н.А.Бердяев, искусство тоже создавало новую действительность, не бывшую в природ де. Можно говорить о том, что герои и образы художественного творчества представляют собой особого рода1 реальность. Дон-Кихот, Гамлет, Фауст, Мона Лиза, Леонардо или симфония Бетховена — новые реальности не данные в природе. Они имеют свое существование свою судьбу. Они действуют на жизнь людей, порождая очень сложные последствия.
«Люди культуры живут среди этих реальностей. Ho действительность, раскрывающаяся в искусстве, носи характер символический, она отображает идейный мир. Техника же создает действительность, лишеннук всякой символики...» Техника имеет космогоническое значение, через нее создается новый космос. Это новая категория бытия. Машина действительно не есть ни неорганическое, ни органическое тело. Появ ление этих новых тел связано с различием между органическим и организованным.
Совершенно ошибочно было бы отнести машину кнеорганическому миру, на том основании, что для ее организации пользуются элементами неорганических тел, взятых из механико-физико-химической действительности. В природе неорганической машины не существует, она существует только в мире социальном. Эти организованные тела появляются не до человека, как тела неорганические, а после человека и через человека.
Человеку, как подчеркивал Бердяев, удалось вызвать к жизни, реализовать новую действительность. Это показатель страшной мощи человека. Это указывает на его творческое и царственное призвание в мире. Но также и показатель его слабости, его склонности к рабству. Машина, по словам русского философа, имеет не только социологическое, но и космологическое значение. Она ставит с необычайной остротой проблему судьбы человека в обществе и космосе.
Может ли человек существовать лишь в старом космосе, физическом и органическом, который представлялся вечным порядком, или он может существовать и в новом, неведомом еще космосе? Что означает техническая эпоха и появление нового космоса в судьбе человека? Есть ли это материализация и смерть духа и духовности или это может иметь и иной смысл? Ставя эти вопросы, Бердяев подчеркивает, что разрыв духа со старой органической жизнью, механизация жизни производит впечатление конца духовности в мире. «Техника и экономика сами по себе могут быть нейтральными, но отношение духа к технике и экономике, — пишет Бердяев, — неизбежно становится вопросом духовным... Технизация духа, технизация разума может легко представляться гибелью духа и разума» .
По словам Бердяева, техника отрывает человека от земли, она наносит удар всякой мистике земли, мистике материнского начала, которая играла такую роль в жизни человеческих обществ. Актуализм и титанизм техники прямо противоположен всякому пассивному, животно-растительному пребыванию в материнском лоне, в лоне матери-земли. Он истребляет уют и тепло органической жизни, приникшей к земле. Смысл технической эпохи прежде всего в том, что она заканчивает теллургический период в истории человечества, когда человек определялся землей не в физическом только, но и в метафизическом смысле.
«Совсем
иначе чувствует себя человек, когда
он чувствует под собой глубину,
святость, мистичность земли, и тогда,
когда он чувствует землю, как
планету, летящую в бесконечное
пространство, среди бесконечных
миров, когда сам он в силах
отделиться от земли, летать по воздуху,
перенестись в стратосферу. Это
изменение создания теоретически произошло
уже в начале нового времени, когда
система Коперника сменила
Информация о работе Различное отношение к природе в истории человечества