Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:04, контрольная работа
В 1930 году мировую известность испанскому эссеисту Хосе Ортеге-и-Гассету приносит книга «Восстание масс». Хосе Ортегу считают первым испанским философом. Он родился в семье известного журналиста и депутата испанского парламента X. Ортеги-и-Мунийа. Обучаясь в колледже отцов- иезуитов Miroflores del Palo (Малага), X. Ортега в совершенстве овладел латынью и древнегреческим. В 1904 году он окончил Центральный университет защитой своих докторских тезисов «El Milenario» («Тысячелетний»). Следующие семь лет он проводит в университетах Германии (в основном, в Марбургском).
Введение.
1.Творчество X. Ортега-и-Гассета. Краткий обзор.
2.Массовая культура.
3.История и причины феномена масс, массы и элита.
4.Элитарная культура.
5.Основные черты массового человека.
6.Проблемы массовой и элитарной культур в творчестве X. Ортеги-и-Гассета.
7.Упадок Западной цивилизации.
8.Кризис европейской культуры.
9.Государство как высшая угроза.
10.Диктатура масс.
11.Принцип демократии.
12.Развлекательность массовой культуры.
13.Смысл жизни.
14.Проблема специализации.
15.Проблема образования.
16.В чем состоит сущность жизни по мнению X. Ортеги?
Заключение.
Список используемой литературы:
Огромной важности явление, с которым мы ознакомимся, уже было нами определено: жить - это постоянно решать, чем мы будем. Чувствуется парадокс, скрытый в этом определении. Бытие, которое состоит не столько в том, что есть, сколько в том, что будет, стало быть, в том, чего еще нет! Ведь это основной, нескончаемый парадокс нашей жизни.
Заключение.
В своем творчестве X. Ортега-и-Гассет поясняет нам феномен человека-массы. Он знакомит нас с понятиями массовой и элитарной культур. Характеризуя прошлый век, говоря о развитии науки и техники, о создании новых, почти безграничных источников богатства и комфорта, которые дали большой массе людей ощущение легкости жизни, лишили ее нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и традиционным нормам общественной морали, об огромном увеличении самой массы людей, Ортега предупреждает нас о зарождении исторического феномена, который он назвал «восстание масс».
Характерной чертой современного общества, считает он, стала его странная уверенность в том, что оно выше всех предыдущих эпох. Так же одной из характерных черт общества стала растерянность, безрассудное и непонятное метание его во времени и культуре.
X. Ортега развивает мысль о том, что современное общество и его культура поражены тяжелой болезнью - засильем бездуховного, лишенного каких-либо стремлений человека - обывателя, навязывающего свой стиль жизни целым государствам.
В основе восстания масс, по X. Ортеге, лежит замкнутость души массового человека, что лишает его возможности познать свое несовершенство. Но умственные способности ему не впрок: сознавая, что он обладает ими, он еще больше замкнулся в себе и не пользуется ими.
X. Ортего говорит о наихудшей из опасностей, грозящей европейской цивилизации. Эта угроза рождена самой цивилизацией и ей является современное для Хосе Государство. Он пишет: «В наши дни государство стало чудовищной машиной немыслимых возможностей, которая действует фантастически точно и оперативно. Это средоточие общества, и достаточно нажатия кнопки, чтобы гигантские рычаги молниеносно обработали каждую пядь социального тела».
Одной из проблем Ортега считает диктат государства, апогей насилия и прямого действия, возведенных в норму. Масса действует самовольно, сама по себе, через безликий механизм государства.
Написанное под впечатлением первой мировой войны и накануне второй эссе X. Ортеги «Восстание масс» рассматривалось как пророческое, чему способствовали и последующие события: появление таких примеров социальной «патологии», как фашизм, нацизм и сталинизм с их массовым конформизмом, ненавистью к гуманистическому наследию прошлого, безудержным самовосхвалением и использованием наиболее примитивных наклонностей человеческой природы. В конечном счете X. Ортега стремился показать, что отнюдь не «классовые противоречия» и не пресловутые «происки империализма», а именно антигуманные установки, навязываемые миллионам оболваненных людей в тоталитарных обществах, стали причиной всех трагедий нашего уходящего века
Другую проблему Ортега видит в том, что Европа осталась без морали. Человек массы, по его мнению, отбросил устаревшие заповеди не с тем, чтобы заменить их новыми, лучшими; нет, суть его жизненных правил в том, чтобы жить, не подчиняясь заповедям.
Проблема смысла жизни человека, его свободы также актуальна для X. Ортеги-и-Гассета, который утверждал, что миру «необходимы новые основы жизни»[28].
В науке, по словам Х. Ортега-и-Гассета, утверждается «человек-масса», который считает себя совершенным. То же происходит в искусстве, где ощущается диктат улицы. «Степень культуры измеряется степенью развития норм. Где они мало развиты, там жизнь направляется только в общих чертах, где они развиты подробно, там они проникают во все детали и во все области жизни», любой ценой, без всяких на то прав.
Развиваются средства массовой информации, они «знакомят заурядного человека с завоеваниями человеческого интеллекта, воплощенными в изобретения, в технику, в те аппараты и чудеса, которые этот заурядный человек видит в витринах магазинов. Все это создает в его мозгу впечатление фантастического всемогущества»[29]. Меняется качество жизни, развивающееся производство высвобождает человеку время (он может потратить его на свое развитие, но…) . Описывая самосознание «современного» человека, тонус его жизни, X. Ортега пишет о том, что характерной чертой жизни человека является «ощущение такой потенциальной силы, что по сравнению с нею все прошлые века кажутся карликами»[30].
Список используемой литературы:
1. Хосе Ортега-и-Гассет «Адам в раю» М.: Ермак. 2003
2. Хосе Ортега-и-Гассет «Восстание масс» М.: Ермак. 2003.
3. X. Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация общества»-М., 1991
4. Хосе Ортега-и-Гассет «Избранные труды» М. 2000.
5. Хосе Ортега-и-Гассет: «Человек и люди», М.: Ермак. 2003.
6. Ортега-и-Гассет Х. О спортивно-праздничном чувстве жизни.-Философские науки, №12, 1991, с. 137-152.
7. X. Ортега-и-Гассет Х. «Запах культуры».-М.: Алгоритм, Эксмо, 2006
8. Ницше Ф. «Человеческое, слишком человеческое».- В кн: Фридрих Ницше. Сочинения. М.: Мысль. 1990. Т. 1.
9. Ницше Ф. «По ту сторону добра и зла».-В кн: Фридрих Ницше. Сочинения. М.: Мысль. 1990. Т. 2.
10. Бердяев Н.А. «Философия свободы». М. 1989.
11. Тойнби А. «Постижение истории». М. 1990.
12. М.Хайдеггер. «Письма о гуманизме». В кн.: Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988, с. 314.
13. К.Ясперс. Смысл и значение истории.- М.: Политиздат, 1991.Фрейд «Психология масс и анализ человеческого Я”, Минск, Беларусь, 1991.
14. Б.С.Ерасов «Социальная культурология”, Аспект-Пресс, Москва, 2000.
15. Материалы Internet сайта «Высшей Школы Культурологии”.
16. Д.В.Прокудин, Б.М.Меерсон «Лекции по истории западной цивилизации XX века” и другие материалы Internet.
17. Ольшанский Д.В. «Основы политической психологии» Екат. 2001.
18. Шпенглер О. Закат Европы.-М.: Мысль, 1993.( Др. перевод : Новосибирск .:Наука, 1993.)
19. Энциклопедический словарь по культурологии.-М., 1997.
[1] Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» М.: Ермак. 2003.
[2] Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» М.: Ермак. 2003.
[3] Хосе X. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» М.: Ермак. 2003.
[4] Хосе X. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» М.: Ермак. 2003.
[5] Хосе X. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» М.: Ермак. 2003.
[6] То же соч.
[7] Хосе X. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» М.: Ермак. 2003.
[8] Экзистенция - существование
[9] X. Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация общества» - М., 1991
[10] Концепция «дегуманизации искусства» - взгляд на сущность художественного творчества ХХ века, сформулированный испанским философом X. Ортегой-и-Гассетом. Согласно этой концепции характерным признаком искусства ХХ века является «вытеснение» в нём Человека как основного предмета изображения. Современное искусство теряет своё чисто человеческое содержание и как бы «дегуманизируется». Отсюда своеобразная «бесчеловечность» всех модернистских школ и направлений, от футуризма до абстракционизма. Однако, по мнению X. Ортеги-и-Гассета, это явление совершенно закономерно и является шагом вперёд в развитии искусства. Модернистское искусство является не реалистическим отражением мира, а живописью идеи; к тому же модернизм в живописи нужно рассматривать как интересные новаторские поиски в области художественной формы.
[11] X. Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация общества» - М., 1991
[12] X. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» М.: Ермак. 2003.
[13] X. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» М.: Ермак. 2003.
[14] Там же
[15] То же соч.
[16] Ортега-и-Гассет Х. О спортивно-праздничном чувстве жизни. - Философские науки, №12, 1991, с. 137-152.
[17] Ортега-и-Гассет Х. О спортивно-праздничном чувстве жизни. - Философские науки, №12, 1991, с. 137-152.
[18] Там же.
[19] Там же.
[20] То же соч.
[21] Там же.
[22] Хосе X. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» М.: Ермак. 2003.
[23] То же соч.
[24] Там же
[25] Хосе X. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» М.: Ермак. 2003.
[26] Хосе X. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» М.: Ермак. 2003. масс
[27] Хосе X. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» М.: Ермак. 2003.
[28] X. Ортега-и-Гассет «Восстание масс» М.: Ермак. 2003..
[29] Там же.
[30] То же соч.
Информация о работе Проблемы массовой и элитарной культур в творчестве Х. Ортеги -и- Гассета