Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 15:45, курсовая работа
Целью данной работы является выявление и изучение проблематики советской повседневности в творчестве братьев Стругацких на примере романа «Град обреченный».
Задачи работы заключаются в следующем:
1. Охарактеризовать внутреннюю ситуацию в СССР 70-80-х годов.
2. Рассмотреть своеобразие внутреннего мира советского человека 70-80-х годов.
3. Раскрыть специфику творчества братьев Стругацких.
4. Проследить раскрытие проблематики советской повседневности в романе братьев Стругацких «Град обреченный».
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Глава 1. Советская повседневность 70-80-х годов ХХ века………….6
1. Внутренняя обстановка в СССР в 70-80 –е годы………….……...6
2. От «оттепели» к «застою»: изменения внутреннего мира советского человека…………………………………….…………….9
Глава 2. Художественное осмысление проблематики советской повседневности в творчестве братьев Стругацких на материале романа «Град обреченный»……………………………………………………………………14
2.1. Специфика творчества братьев Стругацких………………………..14
2.2. Роман «Град обреченный» братьев Стругацких и коллизии советской и постсоветской повседневности……………………………...…………………...23
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………………………..34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Глава 1. Советская повседневность 70-80-х годов ХХ века………….6
Глава
2. Художественное осмысление проблематики
советской повседневности в творчестве
братьев Стругацких на материале
романа «Град обреченный»…………………………………
2.1. Специфика
творчества братьев Стругацких…
2.2. Роман «Град обреченный» братьев Стругацких
и коллизии советской и постсоветской
повседневности……………………………...……
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
ХХ век, - возможно, самый трудный, мучительный и героический в тысячелетней истории российской цивилизации. Его богатство – это и беспрецедентный расцвет русской культуры начала века; и беспримерный героизм россиян в борьбе за выживание в самых трудных условиях порыва к достижению коммунистической утопии; и взлеты неподдельного энтузиазма в годы коллективизации и индустриализации, причудливым образом сочетавшегося с насилием и человеческими трагедиями; и подвиги в борьбе с фашизмом, подъем патриотического духа, чувства святости этой войны против откровенного человеконенавистничества; и подчас молчаливое, но упорное сохранение традиций милосердия, сострадания, подлинного братства в условиях сталинизма, тоталитарного режима, устрашавшего людей, отнимавшего у них чувство личного достоинства, свободы и подлинной инициативы. Перспективы были отодвинуты в неопределенное будущее. К концу 70-х все свелось к ставшему крылатым тезису, повсеместно напоминавшему, что экономика незрелого социализма должна быть экономной. На верхних и нижних этажах власти сидело в уютных креслах немало чиновников, уверенных, что все и так замечательно, зачем же к чему-то стремиться и что-то менять. К чему, например, ворошить старое? Да и современность лучше изображать, как на пунцовом первомайском плакате. Зачем это интеллигентское самокопание и сгущение красок? Правда и бодрый энтузиазм прежних лет уже устарел: рекомендовалось все делать не спеша, потихоньку. А там видно будет.
В 70-е годы обнаруживается ряд проблем в культуре советской повседневности: происходит постепенная трансформация тоталитарной модели государства, но изменилась ли жизнь людей из-за этого? Конечно, жесткости становится меньше, но идеология все-таки остается также, как и цензура. Обнаруживается двойная мораль, двойные стандарты, сама идеология приобретает характер ложного пафоса.
На
эту проблему обращали внимание многие
исследователи. Например, Лев Аннинский
в статье «Шестидесятники, семидесятники,
восьмидесятники» рассматривает проблему
преемственности поколений, пытается
выявить особенности
К этому вопросу обращаются и авторы книги «60-е. Мир советского человека» П. Вайль и А. Генис. Они исследуют мировоззрение советского человека 60-х годов, как и чем он живет, и как его внутренний мир меняется с наступлением следующего десятилетия.
В
70-80-е года можно наблюдать рост
интереса к жанру фантастики в
СССР. Вследствие чего можно говорить
и о наличии критических
Целью данной работы является выявление и изучение проблематики советской повседневности в творчестве братьев Стругацких на примере романа «Град обреченный».
Задачи работы заключаются в следующем:
Объект исследования – проблематика советской повседневности в творчестве братьев Стругацких. В роли предмета изучения выступает роман братьев Стругацких «Град обреченный», в художественной форме раскрывающий данную проблематику.
Методология работы опирается на общенаучные методы наблюдения, анализа, синтеза, приемы сравнительно-сопоставительного анализа, моделирования, позволяющие определить содержательные и функциональные особенности феномена советской повседневности, а также методы семиотики и герменевтики, необходимые при интерпретации текстов.
Творчество
братьев Стругацких принадлежит не
прошлому, а будущему, многое из того, о
чем писали эти авторы в современных условиях,
начинает восприниматься по-другому. Опыт
советской повседневности, отображенный
в романе «Град обреченный» необходимо
учитывать в построении модели будущего.
В этом заключается новизна и актуальность
данного исследования.
Глава
1. Советская повседневность 70-80-х
годов ХХ века
Теоретической
основой политической системы в 70-80-е
годы стал курс на "возрастание руководящей
роли партии". Возникла ситуация, когда
для занятия любой руководящей должности,
для любого продвижения по служебной лестнице
необходимо было иметь билет члена КПСС.
В 1977 году была принята новая Конституция
СССР, а в 1978 году - конституции союзных
республик. В этих конституциях законодательно
закреплялась (ст. 6) руководящая роль Коммунистической
партии. Существование других партий конституцией
не предусматривалось.
Рядовые коммунисты (а к середине 80-х годов. в партии состояло около 18 млн. чел.) практически были отстранены от принятия партийных решений, не могли влиять на положение дел. Прием в партию осуществлялся по разнарядке, в первую очередь принимались рабочие. Выборы центральных органов были многоступенчатыми. Первичные организации выбирали депутатов на районные конференции, районные на городские, городские на областные, областные на съезд партии, а съезд выбирал ЦК. При такой системе решающая роль принадлежала аппарату. Формировалась наследственная партийно-государственная номенклатура (передача должностей "от отца к сыну"), ставшая руководящим слоем общества. Пребывание на руководящих постах становилось пожизненным.
В середине 70-х годов, в стране начал утверждаться культ Л.И. Брежнева. В 1977 году он совместил пост генсека с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР, стал уже и номинально главой государства. В самых высших сферах процветали протекционизм и кумовство. Такая же картина сложилась и в республиках, где руководящая партийно-государственная верхушка формировалась по клановому принципу.
"Новое
дворянство" переходит от роли
управляющих к положению
Рост
правящего номенклатурного
Группа правозащитников, сформировавшаяся в течение 60-х годов, включала в себя В. Буковского, П. Литвинова, Л. Богораз, А. Марченко, А. Якобсона, Л. Алексеева, Ю. Галанского, А. Амальрика, А. Гинзбурга и др. Они выступали с позиции заказного либерализма - в защиту прав человека. Диссидентов арестовывали, судили за "антисоветскую деятельность". Но движение правозащитников ширилось. В нем можно выделить три основных направления:
1.
Марксистское (Р.А. Медведев, П. Григоренко)
- считали, что все недостатки
общественно-политической
2.
Либерально-демократическое (А.
3.
Национал-патриотическое (А.И. Солженицын,
И.Р. Шафаревич) - выступали со
славянофильских позиций.
После чехословацких событий 1968 года диссидентское движение вступило в новый этап. У правозащитников появился идейный лидер А.Д. Сахаров. В 1971 году Сахаров направил письма Л.И. Брежневу и членам Президиума Верховного Совета СССР, где излагал свои взгляды на свободу эмиграции, выступал против использования органами КГБ психиатрических заведений для подавления инакомыслящих. А.Д. Сахаров считал, что решение проблем, стоящих перед человечеством, возможно только объединенными усилиями всего человечества. В 1975 году А.Д. Сахарову, как выдающемуся борцу за права человека, была присуждена Нобелевская премия Мира.
С 1975 года начался следующий этап диссидентского движения, который можно назвать "хельсинкским". Участники его ставили задачу следить за строгим выполнением хельсинкского соглашения по правам человека, подписанного СССР в 1975 году. Были созданы группы содействия выполнению соглашений. Для борьбы с правозащитным движением было создано пятое Главное управление КГБ. За протест против введения советских войск в Афганистан был сослан в Горький А.Д. Сахаров. К 1984 году диссидентское движение было почти разгромлено.
В 1982 году умер Л.И. Брежнев. Новым руководителей партии и страны стал Ю.В. Андропов. Он взял курс на укрепление законности в стране. Прежде всего, началась борьба с коррупцией, в том числе и в высших органах власти. Андропову удалось приостановить негативные тенденции в экономике.
Если
говорить о культурной политике, то
после снятия Н.С. Хрущева очень скоро
наступил и конец "оттепели". Усилилось
давление цензуры.
В 1966 году за публикацию "антисоветских
произведений" были осуждены Ю. Даниэль
и А. Синявский. Была распущена редакция
"Нового мира", А.Т. Твардовский снят
с должности редактора и пр.
Литература разделилась как бы на две
ветви. За рубежом были опубликованы такие
произведения, как "Архипелаг Гулаг",
"В круге первом", "Раковый корпус"
А.И. Солженицына; "Ожог" и "Остров
Крым" В. Аксенова, "Иностранка"
С. Довлатова, "Жизнь и приключения солдата
Ивана Чонкина" В. Войновича, "Заглянуть
в бездну" Ю. Максимова и др. Поэт И. Бродский
за свои произведения был удостоен Нобелевской
премии.
В СССР прочно вошли в литературу писатели-деревенщики
Ф. Абрамов, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев,
В. Распутин. Особое место в литературе
заняли книги В.М. Шукшина с его своеобразным
видением мира. Особым явлением в культуре
стала поэзия бардов А. Галича (впоследствии
эмигрировавшего), Б. Окуджавы, В. Высоцкого,
Ю. Кима и др. Они пользовались популярностью
и всеобщей любовью.