Проблема генензиса культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

В любом человеческом коллективе действует культура, устанавливающая нормы поведения, во-первых, между отдельными людьми, во-вторых, между людьми и социумом (обществом), в-третьих, между отдельными социумами. Регламент поведения, комплекс образцов поведения может меняться в различных культурах, но нормы поведения как совокупность образцов, определяющих жизнь, существуют всегда и везде.

Содержание

Введение 4
1 Особенности становления культуры 5
2 Определение культуры и ее функции 10
3 Материальная и духовная культура и их элементы 15
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

проблема генезиса культуры.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

    · свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать  в соответствии со своим целями и  ценностями, а не под гнетом внешних  обстоятельств, как "обретение внутренней силы, сопротивляемость власти мира и  власти общества над человеком" Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //Бердяев Н.А. О назначении человека. - М:, 1993. - С.325, "экзистенциальная несвязанность, свобода, отрешенность его - или его центра существования - от принуждения, от давления, от зависимости от органического Шелер М. Положение человека в космосе// Шелер М. Избранные произведения. - М.:, 1994. - С.153;

    · творчество, понимаемое не только как  деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как  самотворение - творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;

    · развитая совесть, которая согласует "вечный, всеобщий моральный закон  с конкретной ситуацией конкретного  индивида" Франкл В. Человек в  поисках смысла. - М:, 1990. - С.97-98, ибо сознанию открыто сущее; совести - то, что должно существовать; это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни;

    · ответственность личности за осуществление  своего смысла жизни и реализацию ценностей, а также за все, что происходит в мире.

    Таковы  основные критерии духовности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.

    Духовная  культура - это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

    Духовная  культура возникает из потребности  осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

    Истинная  духовность есть "триединство истины, добра и красоты".

    Наука и право являются частью культуры, поэтому любая научная картина  отражает взаимное влияние всех элементов  культуры в ту или иную эпоху. В системе культуры человечества, состоящей из материальной, социальной и духовной культуры, наука включена в систему духовной культуры человечества. Ниже приводятся определения системы культуры и ее элементов.

    Наука - это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Науку можно подразделить на несколько основных видов наук: гуманитарные, антропологические, технические, обществознание и естествознание.

    Роль  религии в истории человечества, в целом весьма значи-тельная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два век-тора влияния религии  на общественное развитие: религия  в каче-стве стабилизирующего фактора  и религия как фактор перемен.

    Под светской культурой как правило  разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру, нередко - внерелигиозное состояние  духа, девальвацию священных понятий, культуру, освободившуюся от религиозного влияния.

    Религиозные культурологи неоднозначно решают вопрос о соотношении светской культуры и религиозной культуры, чаще всего рассматривая его в плане соотношения религии и культуры: одни отождествляют религию и культуру, придавая религиозный смысл продуктам культурного творчества; другие считают религию и культуру разными планами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религию как «закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека. 
 
 

 

    

    Заключение 

    Поставив  перед собой целью изучение генезиса культуры, я рассмотрел в данной работе три основных вопроса.

    Многие  европейские философы и культурологи усматривают источник культуры в  способности человека к игровой  деятельности. Игра в этом смысле оказывается  предпосылкой происхождения культуры. Сама культура носит игровой характер. Игра рассматривается в книге не как биологическая функция, а как явление культуры и анализируется на языке культурологического мышления.

    Символическая версия генезиса культуры отмечает символический  способ общения с миром у человека, отличный от знаковых сигнальных систем, присущих животным. Сигналы есть часть физического мира, символы же, будучи лишенными, естественного бытия, обладают прежде всего функциональной ценностью.

    Для первобытного мышления весьма трудно проводить различие между сферами  бытия и значения, они постоянно смешиваются, в результате чего символ наделяется магической либо физической силой. Однако в ходе дальнейшего развития культуры отношения между вещами и символами проясняются, как проясняются и отношения между возможностью и реальностью. С другой стороны, во всех тех случаях, когда на пути символического мышления выявляются какие-либо препятствия, различие между реальностью и возможностью также перестает ясно восприниматься.

    Для антропологии ум и все, что его  занимает, относится к области культуры. Культура же не наследуется генетически. Из приведенных рассуждений вытекает логический вывод: тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного.

    Изучив  различные версии генезиса культуры, высказываемые в разные времена известными философами, историками и культурологами сделаем вывод: из всех версий культурогенеза: орудийно-трудовой, психоаналитической, игровой и символической – наиболее разработанной и убедительной выглядит, по моему мнению, символическая.

    Она дает представление о тайне антропогенеза, разъясняет происхождение культуры в понятиях современной науки, не прибегая к сложным и умозрительным допущениям. В теоретическом смысле концепция Кассирера выглядит вполне логичной. В ней, правда, не содержится попытка раскрыть трансцендентальную, сакральную природу культуры. Если из сферы науки выйти в мир религии, философии, то могут, как это очевидно, возникать и иные версии генезиса культуры. 
 
 
 

    Список  используемой литературы 

    1.  Библер  В. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.
    2. Ионин Л. Социология культуры. М., 1998.
    3. Коган Л. Теория культуры. Екатеренбург. М., 1996.
    4. Радугин А. Культурология. Курс лекций./ Любое издание/.
    5. http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/22973/22982/
    6. http://www.ucheba.ru/referats/9089.html

Информация о работе Проблема генензиса культуры