Проблема генензиса культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

В любом человеческом коллективе действует культура, устанавливающая нормы поведения, во-первых, между отдельными людьми, во-вторых, между людьми и социумом (обществом), в-третьих, между отдельными социумами. Регламент поведения, комплекс образцов поведения может меняться в различных культурах, но нормы поведения как совокупность образцов, определяющих жизнь, существуют всегда и везде.

Содержание

Введение 4
1 Особенности становления культуры 5
2 Определение культуры и ее функции 10
3 Материальная и духовная культура и их элементы 15
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

проблема генезиса культуры.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

    В самом этом процессе трансцендирования  слиты воедино два движения. Первое - созидание человеческого мира (читай - мира культуры) через воплощение в  нем своего сущностно значимого  содержания, опредмечивание человеком себя в мире. И второе: само опредмечивание актуализирует уникальность воплощенного индивидуального существования. Или иначе: преобразовывая мир, создавая свой собственный мир, человек созидает себя, и наоборот. Взаимодействуя с миром, человек вступает во взаимодействие с самим собой.

    Пытаясь понять неслучайность своего пребывания на земле, стремясь обнаружить свою нужность, необходимость для мира, человек  создает свою неслучайность, нужность и необходимость. В. Муравьев писал: "Путем внутренней работы мы не только открываем себя и мир, но еще в большей степени делаем себя и окружение, реально и действительно приобретаем вселенную".

    То  есть человек своей деятельностью  задает параметры не только формируемого им мира культуры, но и собственной социальной значимости в контексте созданного им пространства действительно человеческой жизни, что далеко не сразу осознается.

    Следует обратить внимание еще на одну вещь - на путь освоения человеком собственных  духовных конструктов. Он довольно специфичен.

Человеку  не все дано знать о себе. Духовные, культурные по сути, "наработки", созданные человеком, ему не просто принадлежат. Для того чтобы созданное  им стало его достоянием, оно должно пройти путь отчуждения - воплощения в  объективное, независимое и временами даже враждебное ему существование.

    Самопознание  происходит путем отчуждения "своего-иного" во внешний мир, утверждения его  там, в качестве чуждого, а временами  даже подавляющего человека феномена.

    Все структурные элементы культуры создаются  человеком для организации своего духовного бытия. Посредством этих "конструктов" человек, их созидающий, - осваивает мир, структурирует его, придает ему человеческую форму, тем самым, осваивая, структурируя и очеловечивая себя самого. Но вот это освоение и мира и себя возможно для человека только путем отчуждения - обретения. Это значит, что первоначально произведенные на свет организующие конструкты выступают чуждыми человеку. Они выглядят порой даже подавляющими человека господствующими над ним. И только взаимодействуя с ними, человек "узнает" себя, и у него появляется возможность присвоить это "чужое" как свое. Таким путем и происходит снятие человеком своей для себя чуждости и обретение мира культуры как своего. Внешние формы, до сей поры выступавшие в качестве чужеродных, превращаются в "органы" человеческого действия. И помимо данных от природы человеческих органов, появляются "органы" сугубо человеческого воздействия на мир, в котором человек живет, и воздействия его на себя. Тем самым реализуется возможность культивации "мира" и гармонизации человеческого бытия в нем.

    Таким образом, культура в ее исходно сущностном смысле является воплощением самой  очеловеченности человека в формах, создаваемых им, формах разнообразных, и с самого начала истории дающих возможность его культурной реализации. Начинается это в период, который называется по-разному: антропосоциогенез, эпоха первобытности, первобытная формация и т. д. В качестве культурных и окультуривающих жизнь форм при этом выделяют и хозяйство, и половые отношения, и ритуал и магию. Но особое внимание обычно уделяют верованиям и мифологии. И это понятно, ибо: "...само отношение человека к сверхъестественному есть тигль его формирования в качестве человека; с этого открытия можно датировать появление человечества. Человек создает себя в качестве человека через отношение к чему-то сверхчеловеческому, сверхъестественному и освящаемому (то есть священному), в чем хранится память поколений - там закодирован весь опыт" . Еще более четко сформулирована эта позиция следующим образом: "...одновременно мы "рождаемся" в том, что больше нас самих". Этим, помимо всего прочего, во многом определяется специфичность исторического становления культуры.

 

         2 Определение культуры  и ее функции 

    Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие лишь узкому кругу посвященных.

    Но  есть и такие понятия, которые  за своей кажущейся простотой  скрывают вселенную человеческих страстей интеллектуального сверх напряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий культура.

    Однако, прежде чем раскрыть научное содержание понятия культура, необходимо перейти  в брод реку времени, совершить экскурс  в историю становления культурных концепций, чтобы должным образом оценить всю глубину того мировоззренческого сдвига в науке о культуре, который произошел в 20 веке.

    Прежде  чем осуществить этот экскурс, необходимо предварительно уяснить для себя, насколько не тривиальным является понимание культуры уже на уровне обыденного сознания. Культура может проникнуть и действительно проникает чрезвычайно глубоко в нашу природу, так глубоко, что мы порой считаем естественным то, что на самом деле порождено культурой, «просеяно» через ее целостный «фильтр».

    Культура  многогранна, и только в системе  ценностей можно достаточно содержательно  понять ее проявления. А проявления ее бесконечны. Можно говорить о  культуре человечества, о культуре различных эпох (античная, средневековая), о культуре различных этносов и стран (русской и России, французской и Франции), о религиозных культурах (буддисткой, исламской, христианской), культуре различных социальных групп и профессий (крестьяне, горожане) и даже о культуре отдельных личностей (Пушкина, Конфуция и др.).

    В традиционном понимании слово "культура" (от латинского calture) первоначально  означало возделывание, переработку  почвы.

    В последствии этот термин был перенесен  римлянами на человека и стал означать его воспитание и образование, т.е. "возделывание" человека. Культуру в этом смысле стали противопоставлять понятию некультурности, дикости, варварства.

    Современная наука рассматривает культуру как  жизнетворчество, как творчески  создательную деятельность по преобразованию природы и общества, результатами которого являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил.

    Культура  как явление социального бытия  человек и человечества привлекает многих исследователей пытающихся по-разному, в зависимости от общих философских посылок, идеологических установок и конкретных знаний, осуществить анализ той или иной области культуры и дать свою отличную от других исследователей интерпретацию культурных процессов.

    Однако, большинство специалистов, исследующих процессы культуры и творчества, считают, что культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, и все акты деятельности людей.

    Культура  – это формы общения и отношения  людей в повседневной практике.

Культура  предполагает определенный, характерный для данного общества уровень знаний, а значит, и процесс овладения знаниями, умениями, навыками, нормами и ценностями общества.

В обыденном  понятии культура выступает как  собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творческого процесса и свободы. Именно культура отличает человека от первобытного существа.

Надо  различать: 

- во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека; 

- во-вторых, осознание и осознанную социальную  реализацию свободы.

    Без первого культура просто не может  появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях  ее развития.

    Понятие "культура" означает универсальное отношение человека к миру, через которое человек сознает мир и самого себя.

    Каждая  культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе.

Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки – мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди живут и чувствуют иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека.

    Поэтому постижение иных культур обогащает  нас не только новыми знаниями, но и новым творческим опытом.

    Понятие культуры настолько широко и многогранно, включает в себя такое количество совершенно разнородных компонентов, что обобщить все это богатство  одной лапидарной дефиницией означает, либо стать его содержанием, либо ограничиться самой общей абстракцией.

    Однако  мы сделали пока лишь первый шаг  к правильному пониманию и  определению культуры.

    Как реализуется универсальное отношение  человека к миру?

Как оно  закрепляется в человеческом опыте  и передается от поколения к поколению? Ответить на эти вопросы и означает охарактеризовать культуру.

    Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает  существовать для человека.

    Смысл – это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе.

    Смыл  надо отличать от значения, т.е. предметно  выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в понятии или образе, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально. Но и те и другие смыслы могут стать общезначительными, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств.

    Именно  такие смыслы образуют культуры.

    Человек наделяет этими смыслами весь мир, и  мир выступает для него в своей  универсальной человеческой значимости. Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир – "своим", превращая его в Дом смыслового бытия.

    Таким образом, весь мир превращается в  носителя человеческих смыслов, в мир  культуры.

    Отсюда  можно дать определение культуры. Культура – это универсальный  способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего.

Культура  предстает перед человеком как  смысловой мир, который вдохновляет  людей и сплачивает их в некоторое сообщество.

    Для того, чтобы раскрыть сущность культуры, необходимо снова повториться. Термин культура первоначально означал  возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте  под воздействием человека в отличие  от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Камень, отшлифованный морским прибоем, так и остается компонентом природы, и тот же камень, обработанный дикарем, - искусственный объект, выполняющий определенную функцию, принятую в данном сообществе – орудийную или магическую.

    Таким образом, в этом первоначальном содержании термина выражена особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало – и акцентировано внимание на единство культуры, человека и его  деятельности.

    Согласно  наиболее распространенному сегодня пониманию этого термина, культура есть смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов, символическое измерение социальных событий, позволяющее индивидам жить в особом жизненном мире, который они все более или менее понимают, и совершать поступки, характер которых понят всеми остальными.

    История понятия культура, многообразие ее истолкований наводят на мысль: а  возможно ли строгое и вместе с  тем универсальное определение  культуры?

    Разница культур преподносит массу несовпадений, существенных отличий. Но все, что не принято и не понято нами, не всегда заблуждение. В каждой культуре есть своя специфика.

    Запад стремился ответить на вопросы, что  есть мир и каково место человека в этом мире.

    Восток  репродуцировал мир из своего внутреннего ощущения и постижения человека, как единственного достойного внимания самоценности.

    Существо  трансляции традиционности культуры в  том и состоит, что с помощью  ряда специальных приемов духовная личность учителя возрождается в  ученике.

    История культуры предстает как цель катастрофическая. Каждому новому поколению в соответствии с ведением культурного процесса приходилось бы создавать те же самые структуры на том же месте, а проще говоря, создавать велосипед.

Информация о работе Проблема генензиса культуры