Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:14, курсовая работа
В любом человеческом коллективе действует культура, устанавливающая нормы поведения, во-первых, между отдельными людьми, во-вторых, между людьми и социумом (обществом), в-третьих, между отдельными социумами. Регламент поведения, комплекс образцов поведения может меняться в различных культурах, но нормы поведения как совокупность образцов, определяющих жизнь, существуют всегда и везде.
Введение 4
1 Особенности становления культуры 5
2 Определение культуры и ее функции 10
3 Материальная и духовная культура и их элементы 15
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Далее встает вопрос о более глубокой сущности материальной культуры — о закономерностях, направляющих все процессы, через которые проходит предмет в течение своей «жизни», которым должна в идеале отвечать его форма и которые, следовательно, должны учитывать создатели элементов предметной среды, а также эксперты, оценивающие результаты работы, и, разумеется, исследователи материальной культуры. Выявить такие процессы и соответствующие сферы предметной деятельности, т.е. установить цикл формирования вещей или их комплексов, доказательно представить необходимые и достаточные факторы, определяющие содержание и форму предметов различного типа, установить взаимодействия таких факторов с предметами, т.е. структурные модели предметосозидания, и т.п. позволяет структурный анализ. Однако возможности структурно-предметного рассмотрения ограничены. Оно выясняет состав элементов изучаемого объекта и связи таких элементов (внешние и внутренние) с данным объектом, т.е. застывшие структуры. Чтобы наполнить полученные связи жизненным содержанием, движением, установить характер скрытых за ними отношений, необходим функциональный анализ. Он позволяет выявить не только связи, а закономерности, т.е. устойчивые отношения, столь важные для понимания глубинной сущности изучаемого явления.
Данному предмету исследования адекватен логический метод, позволяющий, во-первых, абстрагироваться от безбрежного многообразия конкретных эмпирических фактов, прослеживая лишь общую логику событий, и, во-вторых, выбрать характерные точки в эволюции объекта, где соответствующие закономерности наиболее обнажены. Исторически последовательный ряд подобных точек образует пунктирную линию развития материально-предметной культуры, взятой в целом. Исходная точка такой линии — акт возникновения.
Далее возникает вопрос о выделении для начала максимально обобщенных этапов развития мировой культуры — ее прошлого, настоящего и будущего. Современное понимание этого вопроса прямо или косвенно исходит из признания того факта, что звеном, определяющим уровень и особенности материальной культуры (а также всей культуры, развивающейся на этом основании), служит господствующий способ обработки исходных материалов. Именно он, а не региональные, национальные, этнические, религиозные и другие выдвигаемые на эту роль признаки, позволяет специалистам различных убеждений единодушно выделять основные укрупненные этапы (типы культуры) в истории человечества:
• прошедший этап ручного труда;
• господствующий ныне этап машинного производства;
• набирающий силу этап информационного формирования «второй природы».
Эта
трехступенчатая схема
Традиционно
культурологи выделяют такие области
внутри материальной культуры, которые
связаны с практической деятельностью
людей, производством и
Первая и большая часть материальной культуры: орудия труда, все средства производства, жилище, технические средства, т.е. все то, что, получило название искусственной среды или среды обитания человека.
Эту часть материальной культуры обозначают термином производственно-техническая культура или материально-техническая основа жизни общества. Особой частью производственно-технической культуры являются производственные технологии и специальные формы общения людей в процессе производства, трудовой и творческий потенциал участников трудовой деятельности.
Вторая, не менее значимая часть материальной культуры связана с функционированием множества общественных институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих нормальный ход общественной жизни во всех ее сферах и, в первую очередь, в социально-политической.
Третьей
областью материальной культуры справедливо
считают производство и воспроизводство
самого человека. Эта область материальной
культуры исследует ни столько методико-
Духовная культура изучается сравнительно давно. Можно сказать, что с самого начала человеческой истории люди пытались понять духовную культуру, выяснить причины ее возникновения, объяснить, как складываются акты духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовных ценностей общества.
Составной частью духовной культуры любого общества является, и мир ценного знания, который позволяет человеку ориентироваться в мире вообще и, что особенно важно, в том обществе, где он живет и действует.
Ценности культуры имеют для человека большой личностный смысл и значение, они являются тем базисом, на который человек строит свои отношения с другими людьми, со всем обществом и даже с самим собой.
Особое место в духовной культуре всегда занимали знания, которые по мере развития человечества все больше и больше отождествляли с наукой.
Культура является совокупным достоянием труда, она раскрывает родовое свойство человека и человечества.
Исследование культуры как системы позволяет понять, как идут процессы ее распространения, хранения и потребления, отчего зависят типы и виды культур, каковы тенденции и закономерности функционирования культуры.
Понятие духовной культуры:
· содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),
· показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину -- добро -- красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
· теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
· этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
· эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.
Духовная культура - это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.
Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.
Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга. В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.
Искусство включает в себя эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы их создания и потребления.
Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека. Философия удовлетворяет потребности человеческого духа к единству на рациональной (разумной) основе.
Духовная культура пронизывает все сферы социальной жизни. Человек усваивает ее через язык, воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессе жизни.
Понятие
«духовная культура» имеет
В советский период понятие «духовная культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает материальную культуру - она первична, а духовное производство порождает духовную культуру (идеи, чувство, теории) - она вторична. Истоки творчества, идей находились в производственной, трудовой деятельности.
В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:
· как нечто священное (религиозное);
· как нечто положительное, которое не требует пояснения;
· как мистически-эзотерическое.
В настоящее время, по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и не разработано.
Актуальность проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена целым рядом причин. Назовем наиболее значимые из них. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация; и эта складывающаяся на наших глазах экономическая ситуация предъявляет новые требования к совершенствованию личности, к ее развитию, к таким личностным качествам, как нравственность, ответственность, чувство долга, которые в конечном счете являются показателями духовной зрелости человека.
Истинная духовность есть "триединство истины, добра и красоты" Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М:, 1992. - С. 97 и основными критериями такой духовности являются:
· интенциональность, то есть "направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность" Франкл В. Человек в поисках смысла. - М:, 1990. - С.100
человек нуждается в цели, возвышающей его над индивидуальным бытием; так он преодолевает изолированность и ограниченность своего существования, и эта способность ставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитой личности;
·
рефлексия над основными