Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:14, курсовая работа
В любом человеческом коллективе действует культура, устанавливающая нормы поведения, во-первых, между отдельными людьми, во-вторых, между людьми и социумом (обществом), в-третьих, между отдельными социумами. Регламент поведения, комплекс образцов поведения может меняться в различных культурах, но нормы поведения как совокупность образцов, определяющих жизнь, существуют всегда и везде.
Введение 4
1 Особенности становления культуры 5
2 Определение культуры и ее функции 10
3 Материальная и духовная культура и их элементы 15
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Культура выступает чутким сейсмографом жизненных событий. От ее состояния, развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности, но и всего народа, даже всего человечества. Где же как ни в культуре живет и проявляется народный дух? Всякая культура есть культура духа, т.к. имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.
Культура сформировалась, в конечном счете, как способ духовного освоения действительности, как духовное производство культура характеризует, прежде всего, способность продуцировать, сохранять и транспортировать духовные ценности различных форм и типов.
Главной функцией культуры является – сохранение и воспроизводство совокупного духовного опыта человечества, передача его из поколения в поколение и обогащение его.
Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовной деятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и в современной культуре существуют как институты.
Каждый из этих институтов обладает особыми функциями. В обобщающем смысле, однако, можно говорить о некоторых целостных функциях культуры.
Культура постепенно гармонизирует многообразные ценности и создает целостное пространство духовного богатства человечества.
Духовные ценности апробируются в массовой деятельности людей, и устанавливается нормальная сущность культуры.
Культура осуществляет нормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности.
Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. Культура оказывается способной реализовать оценочную функцию.
Культура
создает методы и критерии оценки
действий человека и таким образом
формирует режим
Кроме того, культура формирует эталонные, идеализированные ценности, вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания для формирования и отбора целей в жизнедеятельности человека. Культура выполняет функцию целеполагания, она типизирует цели, разрабатывает их содержание и делает достижением общества.
Следующая функция культуры – познавательная.
Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. Кроме науки, как профессионального познания, в культуре осуществляется художественное познание, религиозное, нравственное.
Основным
результатом познавательного
Смыслообразующая функция культуры осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков.
Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность.
Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных.
Кроме того, культура способна выполнять роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой роли культуры становится возможным формирование глубинных подсознательно действительных алгоритмов культурного поведения человека.
Реактивная
функция культуры, проявляется в
создании способов и учреждений, где
человек получает возможность восстановить
духовные силы, обновлять и приводить
в норму свои духовный потенциал, проводить
своеобразную профилактику своего духовного
состояния, то, что обычно называется состоянием
души.
3 Материальная и духовная культуры и их
элементы
Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.
Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называют артефактами.
В
настоящее время культура исследуется
системно, а это значит, что в
ее познании используются представления
о вероятных и случайных
Особенностями системного анализа является, то, что системный подход дает возможность представить культуру целостно, а не по частям, выявить специфику влияния разных сфер культуры друг на друга.
Подобный подход позволяет использовать познавательные возможности самых различных методов исследования, созданных представителями наук, исследующих культуру и обладающих высокой эвристичностью.
Наконец, системный подход – это гибкая и достаточно толерантная концепция, не позволяющая абсолютизировать полученные выводы и тем более противопоставлять и другие, полученные иными методами выводы.
Именно системный подход позволил понять и саму культуру как специфическую форму и систему жизнедеятельности людей, выделив в ней области культуры, культурные институты, принципы социальных связей, культурные образцы, которые определяют структуру культуры.
Каждая из перечисленных составляющих культуры была описана представителями определенных научных школ, внесших свой позитивный вклад в понимание культуры, однако, только совокупность разных подходов позволяет понять ее как систему, со всеми присущими ей специфическими особенностями.
Структурная целостность культуры проявляется в том, что культуры соотносятся иерархическим образом.
Важно отметить, что целостность культуры определяется как фундамент – на целостность природы.
Однако целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни – это целостность материальной и духовной культуры.
Более непосредственна и более прямо обусловлена качествами и свойствами объектов, той разновидности форм вещества, энергии и информации, которые использовались человеком в качестве исходных материалов или сырья для создания материальных предметов, материальных продуктов, материальной среды существования человека.
Материальная культура включает себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материя трансформированы так, что объект превращен в вещь, т.е. в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребностям человека.
Под материальной культурой традиционно понимается совокупность вещей, устройств, сооружений, т.е. искусственно сотворенный человеком предметный мир. Иногда его называют «второй природой». Однако артефакты — лишь одна из граней объемного тела материальной культуры — продуктивно-предметная грань. Наряду с ней выделяют процессы, средства и способы создания и потребления названных продуктов — технологическую грань, а также техническую культуру самих создателей и потребителей предметного мира или его фрагментов — субъектную грань. Материальная культура имеет не только качественно разные грани, но и количественно различные срезы. Она может быть рассмотрена на разных уровнях: от единичных предметов, процессов и людей до глобальных цивилизаций
Осмысление предметной культуры осуществлялось человечеством на разных уровнях и в различных плоскостях, начиная с философских экскурсов мыслителей античности, затрагивавших прежде всего вопросы об исходных началах материального мира или о соотношении в нем пользы и красоты, и кончая многочисленными попытками практиков предметного творчества установить факторы, определяющие содержание и форму вещей или сооружений, наметить принципы создания этих объектов, требования к ним и т.д.
Капитальным вкладом классической философской мысли в понимание мира искусственно созданных предметов явились суждения о его осмысленной целесообразности, об отражении в нем родовой сущности человека, языке предметных форм, формировании человека посредством предметного окружения. Что касается «практического» крыла современной философии (прежде всего философии техники и философиидизайна), то оно затрагивает грешный мир лишь вскользь и мимолетно, не опускаясь до рассмотрения практических вопросов.
Значительное внимание в лекциях, естественно, уделено опыту исследования мира вещей в различных срезах культурологического поля, таких, как исторический, семиотический, социологический, аксиологический, эстетический. Знакомство с этим опытом осуществляется на материале археологии, этнографии, истории, теории техники, архитектуры, искусства и дизайна. Общая черта названных исследований — обращение исключительно к уже готовым объектам. Отсюда почти полное отсутствие проблематики, связанной с их потреблением и созданием, с принципами их формирования, т.е. с коренными вопросами, определяющими все иные стороны «жизни» вещей.
Именно
эти вопросы являются основными
для непосредственных созидателей
материальной культуры, ее реальных фрагментов,
бесчисленных вещей. Поэтому практики
вынуждены самостоятельно решать соответствующие
проблемы. Однако они делают это, как
правило, оставаясь на уровне эмпирических
обобщений. Отдельные попытки, например
деятелей архитектуры и дизайна, подняться
до научного анализа осуществлялись методом
суммирования фактов и авторитетных суждений
(так называемый комплексный подход) и
привели лишь к составлению многочисленных
наборов правдоподобных факторов, условий,
требований, принципов и т.п., к их произвольному
комбинированию, сокращению или дополнению
в зависимости от объективных и субъективных
обстоятельств.
В результате анализа существующей ситуации
выявляется разрыв между потребностью
современной практики предметного творчества,
а также ее осмысления и оценивания, в
четком, научно обоснованном представлении
о соответствующих закономерностях, с
одной стороны, и наличным знанием о них
— с другой.
Так предстают в общих чертах и объект исследования, и цель, и намерение совместно двигаться к ней. Но как это сделать? Выбор пути, по мысли Гегеля, уже наука. Он начинается с постановки вопроса, которая для теоретика предполагает максимальное уточнение объекта, предмета и метода исследования.
Особенностью избранного понимания объекта изучения — материальной культуры, или предметного мира, является системное представление о его многогранности и разноуровневости. Выбор плоскости рассмотрения и уровня обобщения каждый раз зависит от особенностей цели, или предмета исследования. Поскольку имеется в виду материальная культура как система, то адекватным методом оказывается системный подход. Его исходный принцип — движение от целого — предопределяет первоочередность представления предметного мира в целом, раскрытие сущности, которая складывается из природы явления, его специфики и типологии. Однако предмет теории — не только сущность, но и общие закономерности изучаемого явления. И здесь системная постановка вопроса предполагает рассмотрение не случайных закономерностей и своеобразия различных культур или сфер предметного мира, а сущностных черт исследуемого обобщенного объекта и общих закономерностей , причем не отдельно взятых, а представляющих собой систему. Наконец, системный подход при рассмотрении любого объекта предполагает учет трех основных взаимосвязанных плоскостей: предметно-структурной, функциональной и исторической. В теоретическом разделе на основе сконцентрированных историческими науками знаний о практике осуществляется структурно-функциональный анализ нашего объекта.
При
непосредственном исследовании контурно
обозначенный в море культуры «континент»
предметного мира рассматривается
с целью установить его так
сказать «сущность первого
Плоскостные предметы — Объемные предметы — Предметная среда — Опредмеченные процессы.
В этом спектре полярные начала — плоскость и процесс — взаимно диффундируют.
Однако любой из обобщенных объектов может быть различным по содержательной направленности и соответственно по структурной организованности. Эта направленность определяет характер существования вещи и процессов ее формирования. Ясность в данном вопросе, особенно необходимая для проектной и экспертной практики, может быть установлена лишь путем функционального анализа. В движении от общего устанавливается зона материально-предметной деятельности и ее продуктов в целостном пространстве функций культуры. Выясняется, что вся эта зона представляет собой спектр переходных форм между полюсами практической полезности и художественной выразительности, в котором отчетливо выделяются принципиально различные типы предметов и соответствующих характеру их функционирования методов созидания, критериев оценки, представлений о красоте и т.д.