Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цивилизованное общество строится на основе передовых культуры и науки. Новые научные решения, духовные поиски нужны во всех сферах жизни - производственной, экономической, социальной, нравственной. Известно, что духовные поиски всегда были прерогативой интеллигенции - хранительницы общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Труд интеллигенции важен и социально значим, поскольку способствует творческому решению практических проблем в той или иной области. Чем активнее ее участие в общественных событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия. Самоотверженным деяниям лучших представителей мировой культуры человечество обязано замечательными эпохальными открытиями в науке и технике, освобождением от многих болезней, шедеврами литературы и искусства.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3 стр.
Глава 1. Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис...4 стр.
Появление интеллигенции…………………………………..6 стр.
Глава 2. Основные функции интеллигенции………………………….9 стр.
Глава 3. Интеллигенция как социокультурный феномен России…..13 стр.
Глава 4. Интеллигенция и революция………………………………..16 стр.
4.1 Трагедия русской интеллигенции………………………....21 стр.
Заключение………………………………………………………..........24 стр.
Список использованной литературы…………………………………26 стр.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 52.83 Кб (Скачать)

К концу 30-х годов необходимость  в старых спецах практически отпала. К этому времени новые пополнения интеллигенции, подготовленные за годы Советской власти, составили 80-90% от общей численности этого социального  слоя. Интеллигенция стала однотипной в социально-экономическом и идейно-политическом отношении. Новая интеллигенция  вступила в общественную жизнь. Она  была воспитана в других традициях  по сравнению со старой российской интеллигенцией. Но поскольку интеллигенция, в большинстве, занята творческой работой, пытается размышлять и все осмысливать, поэтому неизбежно она выходит  за рамки социалистической идеологии. В силу этого и новая партийная, советская интеллигенция была предметом  неусыпного наблюдения власти и разного  рода репрессий.

Отношение Сталина к интеллигенции  напоминало отношение феодала к  крепостным. Он хитро натравливал  народ на интеллигенцию. Формировавшиеся  веками интеллектуальный генофонд народа, его цвет и золотой капитал  беспощадно уничтожался. В результате кровавой человеческой драмы погибли  сотни тысяч интеллигентов. В  условиях тоталитарной системы и  культа личности Сталина творческий потенциал интеллигенции использовался  не столько в интересах всего  общества, сколько для укрепления самой системы. Возможности для  духовного развития интеллигенции  были существенно ограничены.

Н.С. Хрущев тоже не жаловал  интеллигенцию, недооценивал роль фундаментальных  наук, практиков противопоставлял теоретикам, страдал узостью мышления во взглядах на интеллигенцию, творческую личность. Явно отрицательный характер носили частые вмешательства Хрущёва в  дела культуры. Его субъективные и  некомпетентные категоричные оценки художественных произведений наносили большой вред развитию искусства, калечили судьбы людей.

Государственная власть, требуя от интеллигенции услуг и выполнения госзаказа, оплачивала ее существование, подкармливала, развращала наградами  и подачками. В результате у значительной ее части сформировались опасное для творческих людей чувство гражданского меркантилизма и иждивенчества. Как правило, это превращало творца в администратора, порождало творческое бесплодие. И примеров тому не счесть как в прежние, так и в нынешние времена. Трудные времена сказались на моральном облике интеллигенции. Значительная ее часть теряла положительное и благородное, высоконравственное, культурное призвание.

Исчезали достоинство  и нравственная стойкость, смелость и мужество, твердая способность  держаться на высоте идеалов. В известном  выборе между расчетом и истиной  интеллигенты, как и все люди, оказались по разные стороны баррикад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, интеллигенцию  можно определить как особую группу, возникающую в рамках определённого  типа культуры; представители которой  являются носителями ценностей европейской  культуры; выполняют ряд специфических  функций, значительно более широких, чем совокупность функций, выполняемых  западными интеллектуалами; обладают специфическим самосознанием, основной чертой которого выступает представление  о себе как духовном лидере нации  и нравственном судье; занимают определённое место в социальной структуре  общества и оказывают определяющее воздействие на ход русской истории.

Критерии включения в  данную группу остаются неизменными,

однако в зависимости  от общественно-политических условий  жизни общества и его насущных потребностей изменяется содержание социокультурной  функции интеллигенции.

Особая роль интеллигенции  заключается в осуществлении  ею следующих задач:

1. Критическое осмысление  действительности и выработка  альтернативных проектов развития  общества. На разных этапах культурно-исторического  развития осуществление данной  функции происходило в различных  формах: дискуссии по поводу путей  развития России, борьба против  самодержавия и крепостничества,  критика тоталитарного режима, участие  в правозащитном движении, формирование  антиправительственного общественного  мнения, открытая борьба против  государственной власти- всё это  важнейшие вехи на пути отечественной  интеллигенции. 

На всём протяжении её истории  всегда находились люди, пытавшиеся противостоять  авторитарному режиму, господствующей власти, какой бы устойчивой она  не казалась. Это придавало интеллигенции  особый статус, поддерживаемый не только общественным мнением, но и высокой  самооценкой. В сущности, как особая социальная группа, интеллигенция сформировалась в противостоянии власти. При этом оппозиционность представителей интеллигенции  никогда не являлась самоцелью, главное, к чему стремилась интеллигенция- счастье  народа.

2. Значительная часть  интеллигенции полагала, что достижение  этой цели возможно через повышение  общего уровня культуры в стране, что предполагало распространение  среди народа грамотности, естественно  научных знаний; улучшение нравов  и устранение пороков общества, совершенствование отношений между  людьми. Миссия просвещения, становится  значимой в деятельности 

интеллигенции уже с момента  возникновения этой социальной группы и вплоть до конца XIX. Её осуществление  диктовалось, с одной стороны, разницей в образовательном уровне интеллигенции  и подавляющего большинства населения России, а с другой стороны искренним желанием облегчить долю народа любой ценой. Реализация этой функции осуществлялась через деятельность земских учреждений, организацию воскресных школ, народных домов и университетов, литературную и книгоиздательскую деятельность, открытие общедоступных выставок и театров.

3. Основной функцией любого  образованного слоя становится  культуротворческая деятельность, заключающаяся в создание, хранение  и распространение культурных  ценностей. Историческое предназначение  интеллигенции в России заключалось  в осуществлении этой деятельности, поскольку, без творческой, духовной  элиты невозможно развитие культуры. Именно ей предназначено генерировать  культурные инновации. Представители  интеллигенции писали стихи, сочиняли  музыку, создавали живописные полотна,  совершали прорыв в физике, математике, медицине, биологии и т.д. Благодаря  им Россия в конце XIX начале XX веков вышла на передовые  рубежи в науке и искусстве. 

4. Результаты культуротворческой  деятельности интеллигенции, воплощённые  в произведениях искусства, научно-технических  изобретениях, становятся принадлежностью  не только отечественной, но  и мировой культуры. Посредством  интеллигенции осуществляется процесс  взаимообмена и взаимопонимания  различных культур. Таким образом  деятельность интеллигенции становится  предпосылкой межкультурного диалога  между народами.

5. Прерогативой отечественной  интеллигенции является функция  выработки национального самосознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Бердяев H.A. Бунт и покорность в психологии масс // Интеллигенция. Власть. Народ. М., 1993, С.117-124.

2. Бердяев H.A. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990.

3. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

4. Бердяев H.A. Кризис интеллекта и миссия интеллигенция // Интеллигенция. Власть. Народ. М., 1993, С.281-285.

5. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990.

6. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда // Интеллигенция. Власть. Народ. М., 1993, С. 125-140.

7. Бердяев. H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX -XX века // О России и русской философской культуре. М., 1990, С. 43-271.

8. Введение христианства на Руси. М., 1987.

9. Вехи: Интеллигенция в России: Сборники статей 1909-1910. М., 1991.

10. Вехи: Сб. ст. о русской интеллигенции. Из глубины: Сборники статей о русской революции. М. 1991.

11. Дегтярев Е.Е., Егоров В.К. Интеллигенция и власть: (Феномен российской интеллигенции и проблемы взаимоотношений интеллигенции и власти). М., 1993.

12. Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября. М., 1988.

13. Иванов Разумник. Что такое интеллигенция? // Интеллигенция.Власть. Народ. М„ 1993, С.73-80.

14. Изгоев А. С. Социализм, культура и большевизм // Из глубины. М-: Изд-во Моск. унт-та, 1990.

15. Культурология. Под ред. Г.В.Драча. -Ростов-на-Дону, 2000.

16. Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.

 


Информация о работе Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис