Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цивилизованное общество строится на основе передовых культуры и науки. Новые научные решения, духовные поиски нужны во всех сферах жизни - производственной, экономической, социальной, нравственной. Известно, что духовные поиски всегда были прерогативой интеллигенции - хранительницы общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Труд интеллигенции важен и социально значим, поскольку способствует творческому решению практических проблем в той или иной области. Чем активнее ее участие в общественных событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия. Самоотверженным деяниям лучших представителей мировой культуры человечество обязано замечательными эпохальными открытиями в науке и технике, освобождением от многих болезней, шедеврами литературы и искусства.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3 стр.
Глава 1. Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис...4 стр.
Появление интеллигенции…………………………………..6 стр.
Глава 2. Основные функции интеллигенции………………………….9 стр.
Глава 3. Интеллигенция как социокультурный феномен России…..13 стр.
Глава 4. Интеллигенция и революция………………………………..16 стр.
4.1 Трагедия русской интеллигенции………………………....21 стр.
Заключение………………………………………………………..........24 стр.
Список использованной литературы…………………………………26 стр.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 52.83 Кб (Скачать)

Оглавление.

Введение………………………………………………………………....3 стр.

Глава 1. Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис...4 стр.

    1. Появление интеллигенции…………………………………..6 стр.

Глава 2. Основные функции  интеллигенции………………………….9 стр.

Глава 3. Интеллигенция как  социокультурный феномен России…..13 стр.

Глава 4. Интеллигенция и  революция………………………………..16 стр.

           4.1 Трагедия русской интеллигенции………………………....21 стр.

Заключение………………………………………………………..........24 стр.

Список использованной литературы…………………………………26 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Цивилизованное общество строится на основе передовых культуры и науки. Новые научные решения, духовные поиски нужны во всех сферах жизни - производственной, экономической, социальной, нравственной. Известно, что  духовные поиски всегда были прерогативой интеллигенции - хранительницы общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Труд интеллигенции важен и социально  значим, поскольку способствует творческому  решению практических проблем в  той или иной области. Чем активнее ее участие в общественных событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия. Самоотверженным  деяниям лучших представителей мировой  культуры человечество обязано замечательными эпохальными открытиями в науке  и технике, освобождением от многих болезней, шедеврами литературы и  искусства.

В истории России интеллигенция  всегда занимала и ныне занимает положение  неформального лидера. Ее деятельность ощутимо сказывается во всех сферах жизни. Она с опережением выражает взгляды и настроения широких  слоев населения, выводит сознание человека из драматического состояния  раздвоенности, смятения, неуверенности  в жизни. Своей широкой подвижнической работой создает духовное, здоровое морально-нравственное состояние общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис.

Понятие интеллигенции. Интеллигенция - сложное, многогранное и противоречивое явление российского народа и его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения. Слово "интеллигенция", впервые обретшее современное значение именно в русском языке, своим происхождением связано с латинским существительным intelligentia - понимание, разумение, способность разъяснить идеи и предметы; ум, разум. Примечательно, что в средние века это понятие имело теологический характер. Оно рассматривалось как Ум Божий, как высший надмировой Разум, в самом себе творящий многообразие мира и отличающий в этом многообразии самое ценное, приводящее его к самому себе. В таком смысле это понятие употребляется и Гегелем в "Философии права" - "Дух есть... интеллигенция"

Природа интеллигенции сложна и диалектична, она определяется как объективными, так и субъективными  критериями. Исключительная многогранность этого феномена явилась причиной того, что авторы многочисленных социологических, философских, исторических исследований, не могут прийти к единству в определении  сущности понятия, социальной роли и  исторических корней интеллигенции.

В России понятие "интеллигенция" в качестве термина стало употребляться  более чем сто лет назад, в 60-е  годы XIX века, и впоследствии из русского языка перешло в языки других народов. Авторство этого термина  приписывается русскому писателю П.Д.Боборыкину. В вышедшем в 1870 году романе "Солидные добродетели" русский беллетрист ввел понятие "интеллигенция" в  широкий обиход и так определил  его содержание: "Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX века и даже в последней трети XVIII века". Главный герой этого  романа считает, что для русской  интеллигенции единственный нравственно  оправданный путь - это путь в  народ, к социальным низам.

Неоднозначное положение  интеллигенции в социальной структуре  общества, противоречивые взаимоотношения  и с властью, и с народом  привели к тому, что некоторые  ученые России в начале XX века рассматривали  интеллигенцию как новый эксплуататорский класс. Характерным в этом отношении  является следующая точка зрения: "Интеллигенция, понимаемая как класс  умственных работников, есть новая, растущая общественная сила, эксплуататорская по своей природе, хищническая по своим стремлениям, искусно и  методически борющаяся за свое социальное возвышение и подготавливающая тем самым в грядущем свое самодержавное классовое господство. Источниками дохода интеллигенции является умственный труд, или реализация знаний, накопленных и приобретенных ранее. Это дает ей возможность привилегированного существования и дальнейшей эксплуатации".

В российской обществоведческой  литературе интеллигенцию долгое время  называли социальной прослойкой. Сегодня  это устаревшее представление. Современное  понимание интеллигенции может  быть сконцентрировано в следующем  определении.

 Интеллигенция это: крупная социально-культурная общность, социальный массив людей с активной общественной позицией, профессионально занимающихся творческим умственным трудом;

общественная группа, мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современное научное  образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить в  мире знаний в наиболее сложных формах культуры - науке, искусстве, образовании, религии; заниматься развитием и  распространением культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.1 Появление интеллигенции.

История интеллигенции показывает, что первозданный смысл понятия  интеллигенция означает, прежде всего, общественное назначение человека, порожденного самим обществом и для развития и самопознания общества.

Как особый социальный слой интеллигенция начала формироваться  в России еще в феодальную эпоху  преимущественно из среды дворянства и духовенства. Для ее формирования потребовались долгие годы.

Вопрос об особой группе общества, обладающей определёнными  родовыми чертами и отличающейся от основной массы населения, встал  в 30-40-е годы XIX века. Это было связано  с тем, что представители русской  общественно-политической мысли Россия впервые осознанно подошли к  выбору своего путей развития России и оценке её места в мировом  процессе, а следовательно и к  характеристике того слоя общества, который  генерировал и претворял в  жизнь передовые идеи. До определённого  периода этот слой ещё не имел своего названия.

Научно-теоретическое осмысление проблемы начинается в 60-годы XIX века со статьи Д.И. Писарева "Мыслящий пролетариат" (1865г.) Анализируя образы Базарова и  Рахметова, критик отмечает, что они  принципиальным образом отличаются от представителей "образованного  класса". Автор называет их нигилистами, вся жизнь которых посвящена  борьбе за счастье народа. Работа Д. И. Писарева открыла важнейшую тему и послужила основой для дальнейшего  исследования проблемы интеллигенции, как особого явления в жизни  общества.

В дальнейшем исследование интеллигенции проводилось представителями  народовольческой и марксистской мысли. В работах И.К. Михайловского, П.Л. Лаврова, П. Ткачёва, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина раскрываются исторические корни  интеллигенции, даётся описание специфического интеллигентского сознания, показывается её социальная неоднородность.

На рубеже XIX-XX столетия тема интеллигенции становится приоритетной для представителей русской идеалистической  мысли. Итогом их теоретических разработок стал известный сборник "Вехи"(1909г.), авторами которого выступили H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.Б. Кистяковский, A.C. Изгоев, М.О. Гершензон. К оценке феномена интеллигенции веховцы подходили  с позиций социально-этического подхода, определяя данную общность не через образование и социальное положение, а через общее мировоззрение, характеризующееся открытой и активной направленностью в защиту интересов  народа.

Среди авторов, внёсших наибольший вклад в разработку проблем интеллигенции  необходимо, прежде всего, отметить П.Н. Милюкова. Его работа "Интеллигенция и историческая традиция" стала основой сборника "Интеллигенция в России" (1910 г.), авторы которого выступили с критикой веховского понимания интеллигенции.

В послереволюционные годы проблемы интеллигенции освещались в работах крупных политических деятелей, среди которых следует  назвать A.B. Луначарского, Ю.М. Стеклова, В.В. Воровского, Л.Д. Троцкого.

В литературном аспекте проблемы интеллигенции и революции поднимались  М. Горьким, А. Блоком, И. Буниным, В. Короленко.

К концу 20-х годов исследование данной тематики сворачивается в  силу утвердившихся представлений  о роли интеллигенции как социальной прослойки, не производившей материальных благ, а выполнявшей функцию идеологического обслуживания интересов пролетариата. В немногочисленных работах интеллигенция именовалась "спецами", главное внимание уделялось изучению роли КПСС в формировании социалистической интеллигенции и борьбе с буржуазной идеологией.

Сворачивание разработок проблем интеллигенции в Советской  России шло параллельно с обострением  интереса к изучению проблемы интеллигенции  в среде русской эмиграции. В  промежутке между 20-ми и концом 30-40 годов  появился ряд фундаментальных трудов, посвященных интеллигенции и  принадлежащих перу H.A. Бердяева, Г.П. Федотова, H.A. Ильина, С. Франка.

Возрождение интереса к проблеме интеллигенции в Советском Союзе  относится к концу 50-началу 60 годов. В этот период появляются первые социологические  исследования- работы К.Г. Барбаковой, В. А. Мансурова, М.Н. Руткевича; растёт число исторических, философских  работ, посвященных данной проблематике, расширяется объект их анализа; появляются первые обобщающие исследования по истории  интеллигенции В.Р. Лейкиной-Свирской, А.В, Квакина, A.B. Ушакова, С.А. Федюкина, П.П. Амелина.

Недостатками данных трудов являлись социологизаторский подход к  исследованию интеллигенции и тенденция  к приукрашиванию действительности. Интеллигенция рассматривалась  только как носитель коммунистического  сознания, не получила освещения её оппозиционная направленность.

Несколько позже (в 1969 году) появляется работа В.Ф. Кормера "Двойное  сознание интеллигенции и псевдокультура", которая стала продолжением веховских  традиций в осмыслении проблем интеллигенции.

Если говорить словами Бердяева, взятыми из его веховской статьи "Философская истина и интеллигентская правда" — "кружковая" интеллигенция, искусственно выделяющая себя из общенациональной жизни[6,125стр]. Вот об этой интеллигенции, которую Бердяев называл "интеллигентщиной", и повествовали "Вехи". А. С. Изгоев уподоблял ее «своеобразному монашескому ордену», имеющему свой неписаный кодекс чести, нравственности, – свое призвание, свои обеты[14,155-160стр]. Г. П. Фетодов считал ее чем-то «вроде средневекового рыцарства, не сводимого к классовой, феодально-военной группе, хотя и связанного с ней, как интеллигенция связана с классом работников умственного труда»[16, 406стр].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные функции интеллигенции.

Признаки интеллигенции. Интеллигенция по своему составу  весьма неоднородна. Представителями  интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся  на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история  интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных сущностных признаков.

 К ним, прежде всего,  относятся: 

ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим социальным формам правления общества, далеким от идеалов гуманизма  и демократии;

единство духовной природы  человека-интеллигента и людей, чьи интересы и потребности он выражает;

верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость;

глубоко развитое понимание  своего "Я", независимость, достаточная  самостоятельность, обостренная любовь к свободе, к свободе самовыражения. Личностное начало осознается интеллигентом  как высшая ценность;

мужество, стойкость в  отстаивании своих, продиктованных совестью и убеждением, позиций;

противоречивость, социально-нравственная напряженность между различными отрядами интеллигенции;

своеобразное, двойственное осознание действительности, приводящее нередко к серьезным политическим колебаниям, проявлению консерватизма, некоторой импульсивности на события  в жизни;

нередкое сочетание одухотворенности с меркантилизмом, высокой степени  самосознания с эгоцентризмом.

Российскому интеллигенту всегда была свойственна двойственность характера: свобода духа у него скорее черта  индивидуальная, чем социальная. Отсюда порой его больше волновало личное, индивидуальное ведение, чем социальное движение народа. У многих интеллигентов, с одной стороны, просматривается независимость идеи, а с другой, неприспособ-ленность и неумение реализовать ее.

Многие неоднозначные  черты интеллигенции проявляются  под воздействием обстоятельств, зависят  от режима власти, духовной атмосферы  в обществе, которую она во многом создает сама3.

Интеллигентность характеризуется  определенной степенью нравственной зрелости личности, независимо от социально-классовой  принадлежности. Это качество мышления, безупречность в поступках, ощущение себя человеком по отношению к любому другому человеку, способность поставить себя на место другого человека, Интеллигентность есть ни что иное, как сплав умственной и нравственной культуры.

Информация о работе Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис