Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цивилизованное общество строится на основе передовых культуры и науки. Новые научные решения, духовные поиски нужны во всех сферах жизни - производственной, экономической, социальной, нравственной. Известно, что духовные поиски всегда были прерогативой интеллигенции - хранительницы общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Труд интеллигенции важен и социально значим, поскольку способствует творческому решению практических проблем в той или иной области. Чем активнее ее участие в общественных событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия. Самоотверженным деяниям лучших представителей мировой культуры человечество обязано замечательными эпохальными открытиями в науке и технике, освобождением от многих болезней, шедеврами литературы и искусства.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3 стр.
Глава 1. Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис...4 стр.
Появление интеллигенции…………………………………..6 стр.
Глава 2. Основные функции интеллигенции………………………….9 стр.
Глава 3. Интеллигенция как социокультурный феномен России…..13 стр.
Глава 4. Интеллигенция и революция………………………………..16 стр.
4.1 Трагедия русской интеллигенции………………………....21 стр.
Заключение………………………………………………………..........24 стр.
Список использованной литературы…………………………………26 стр.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 52.83 Кб (Скачать)

Социокультурная миссия интеллигенции  необычайно сложна и разнообразна. Она охватывает различные сферы  культуры - от нравственной и художественной до политической. Это - образование  и просвещение, художественное творчество и идейная борьба. Следует выделить несколько основных функций интеллигенции.

Функция 1. Интеллигенция выполняет специальную функцию прямого субъекта духовного производства.

Как и другие компоненты социальной жизнедеятельности - хозяйство, политика, социальные отношения - культура охватывает или затрагивает так  или иначе все общество, все  группы и всех индивидов. Поэтому  уже на ранних этапах истории выделяются "специалисты" - шаманы, гадатели, предсказатели, жрецы, вожди, которые  могли "накапливать мудрость" и сосредоточивать в себе недоступные  остальным членам коллектива духовную силу, опыт, знания.

На более продвинутом  уровне, в усложнившихся условиях существование культуры поддерживается деятельностью интеллигенции. В  числе синонимов этого термина  можно встретить слова "книжники", "мудрецы", "учителя", "специалисты". В течение долгого времени во всех обществах поддержание культуры совпадало с религиозными функциями, осуществлявшимися духовенством как высшей интеллигенцией. По мере усложнения духовной деятельности появляется и светская культура, поддерживаемая собственно интеллигенцией.

Характер интеллигенции  во многом отличается в зависимости  от социокультурного типа данного общества, роли государства и степени самостоятельности  светской культуры. Тем не менее  в ее деятельности можно выделить то общее, что в той или иной степени присутствует в каждом развитом обществе. Именно интеллигенция осуществляет основные функции по обеспечению  духовного производства, включая  творческое создание новых идей, образов, норм, знаний, которые становятся затем  достоянием общества.

Интеллигенция как субъект  духовного производства служит правде, истине, идеалу. Именно на этой стезе  она вместе с народом сознательно  выражает общечеловеческие ценности. Заглавная роль интеллигенции в  обществе - нести нравственную миссию, являться при любых обстоятельствах  жизни носителем такой социальной ценности, как интеллигентность - способность  воспринимать, сохранять, распространять и создавать духовные ценности. Эта роль интеллигенции настолько велика, что самый авторитарный режим вынужден вводить интеллигенцию в свой состав в качестве специалистов по различным сферам жизни общества, допускать определенное распределение функций, подчиняя и приспосабливая духовную сферу к своим задачам, хотя бы ценой резкого ограничения этой сферы и деформации ее подлинных общественных функций.

Функция 2. Хранение и трансляция, упорядочивание и распространение культурных ресурсов, удержание норм и ценностей, исторической памяти.

Без обеспечения такой  функции невозможно ни сохранение общества, ни его адаптация к изменяющимся условиям. Именно она ложится на плечи самой многочисленной группы интеллигенции - учителей, библиотечных и музейных работников, редакторов, реставраторов, работников системы просвещения, программистов и т.д. Их роль в общем процессе культурной жизни может быть обыденной и почти безымянной, но именно благодаря их постоянной работе общество обеспечивается культурой.

Функция 3. Творческий процесс выработки новых идей, образов, моделей действий, политических и социальных программ.

Отличительная особенность  носителей этого типа функций - высокая  степень индивидуализации, так как  инновации (нововведения) большей частью являются результатом творческих усилий отдельных личностей или малых  групп коллективов. Поэтому за инновацией обычно закрепляется собственно имя  автора или группы. Такое творчество неизбежно протекает через разрыв с безусловными запретами и представлениями, нарушение принятых представлений, норм и правил. Но такой процесс  нередко сопровождается не только мысленным  экспериментированием над общественными  конструкциями и доктринами, но и  экспериментом над собой и  своей судьбой. Поэтому судьба изобретателей  и новаторов далеко не всегда благополучна, в отличие от хранителей, которые  могут рассчитывать на более спокойную, хотя часто малозаметную жизнь. Однако именно по степени способности общества к принятию нового следует оценивать  его развитость.

Новаторская духовная деятельность - процесс мало управляемый, во многом зависящий от субъективных личностных факторов и от духовной атмосферы  в обществе, от степени динамичности его культуры и от восприимчивости  общества к инновациям. Поэтому всякое развитое общество поддерживает те специфические  институты - фонды, центры, академии, в  которых создается благоприятная  среда для появления творческих открытий и изобретений. Важной функцией этих центров является не только материальная поддержка творчества, но и признание со стороны коллег (соратников и соперников), распределение авторитета. Произвольное вмешательство и подавление таких внутренних механизмов самооценки может привести к ослаблению творческой атмосферы, снижению духовного потенциала.

Функция 4. Анализ и отбор посредством критики наиболее важных и достойных достижений духовной жизни.

Между творческой элитой и  обществом существует неизбежный разрыв, дистанция, преодоление которой  необходимо для признания нового открытия, акта духовного творчества. Для того чтобы результаты инновации  были переданы для общего пользования, они должны быть санкционированы, одобрены и интерпретированы другой группой, осуществляющей критику, то есть необходим  тщательный анализ и отбор наиболее важного и достойного. Эту функцию  выполняет интеллигенция посредством критики.

Критика должна соотнести  новое с имеющимся духовным наследием, согласовать со сложившейся духовной жизнью. Кроме того, критика должна соотнести новое с признанными  ценностями и представлениями, с  музеем, университетом и школой, с существующими взглядами и  представлениями. Критика по самой  сути апеллирует к авторитетам, образцам, именам, вкусам, признаваемым в данной профессиональной среде и различных  сферах общественной жизни. Именно критика "возводит пантеон" классиков  прошлого и настоящего, без которых  невозможно отделить высокое от заурядного, оригинальное произведение от заимствованных или тривиальных работ. Вместе с  тем популяризаторская работа призвана растолковать сложные произведения и открытия, донести их до массового  читателя, публики, до широких слоев  населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Интеллигенция как социокультурный феномен России

Интеллигенция - русское  явление. По словам писателя, поэта Д.Мережковского, оценивающего явление российской интеллигенции, он писал, что не берется решать, что такое русская интеллигенция... он только знает, что это, в самом деле, нечто единственное в современной европейской культуре. Интеллигенция - порождение русского народа, российской цивилизации. Это понятие чисто русское, непереводимое на другие языки и не имеющее аналогов.

В России, несмотря на сравнительно небольшую численность интеллигенции, она была авторитетным и влиятельным  демократическим социальным слоем, генерируя роль создателя, подвижника и проповедника культуры. Именно она  сумела поднять нравственную культуру страны к высотам общечеловеческого  духа. Отсюда вполне закономерно рассмотрение ее как главного носителя духовности.

Интеллигент и интеллектуал. Широко используемое на Западе слово  интеллектуал совсем не является его  эквивалентом. В Британской энциклопедии словарная глава на понятие "интеллектуал" имеет специальный раздел - "русский  интеллигент". Выделена она потому, что в западном традиционном употреблении "интеллектуал" - понятие в основном профессиональное, что же касается русского интеллигента, то это скорее духовное, нравственное определение.

Интеллигенция - дух нации, достояние общества, это люди высокой  умственной и этической культуры, которые способны подняться над  личностными интересами, способны думать над тем, что их непосредственно  не касается. Поэтому не всякий интеллектуал может подняться до уровня интеллигента, и, наоборот, можно встретить интеллигента среди людей неинтеллектуальных профессий.

Подробно анализируя историю  интеллигенции, ее характерные черты, русский религиозный философ  Н.А.Бердяев заметил, что на Западе ошибочно представляют себе русскую  интеллигенцию, отождествляя ее с той  категорией общества, которую называют интеллектуалами.

Интеллектуалы - это люди интеллектуального труда и творчества, прежде всего ученые, писатели, художники, профессора, педагоги. Русская интеллигенция  совсем иное явление. К ней, обращает внимание Н.Бердяев, "...могли принадлежать люди, не занимающиеся интеллектуальным трудом и вообще не особенно интеллектуальные. И многие русские ученые и писатели совсем не могли быть причислены к  интеллигенции в точном смысле слова... Интеллигенция была у нас идеологической, а не профессиональной и экономической группировкой, образовавшейся из разных социальных классов, сначала по преимуществу из более культурной части дворянства, позже из сыновей священников и диаконов, из мелких чиновников, из мещан и, после освобождения, крестьян. Это и есть разночинная интеллигенция, объединенная исключительно идеями и притом идеями социального характера. Во вторую половину XIX века слой, который именуется просто культурным, переходит в новый тип, получающий наименование интеллигенция"[3,17стр].

По Н.Бердяеву русская  интеллигенция скорее всего монашеский орден или религиозная секта  со своей особой моралью, своим обязательным миросозерцанием. Она объединена идеями социального характера. И связано  это с тем, что самодержавный  монархический слой способствовал  развитию самых радикальных социалистических и анархических идей с их крайним  догматизмом. А русские, считал Бердяев, склонны к тоталитарным и догматическим идеям. В этом особенность русской религиозной души, что и предопределило идеологический характер русской интеллигенции.

Интеллигенция и интеллигентность. Интеллигенция - категория социально-профессиональная, в то время как интеллигентность - понятие духовно-нравственное, связанное  с социально-личностными качествами и чертами людей. Это синтез духовной тонкости, нравственных принципов и  цивилизованности человека. Хотя понятия "интеллигенция" и "интеллигентность" этимологически родственны и происходят от одного корня, но в действительности это не одно и то же. Недостаток интеллигентности у интеллигенции болезненно переживается обществом.

Говоря об интеллигентности, следует иметь в виду не столько  эрудицию или образованность человека, сколько состояние его души, его  общий нравственный настрой и  духовную красоту, проявляющиеся в доброжелательности и чуткости к людям, в нетерпимости ко всяким отступлениям от высоких этических норм.

Интеллигентность - это особый тип мироощущения человека. Став интеллектуально  богаче, человек отнюдь не становится автоматически лучше, нравственнее, интеллигентнее. Интеллектуальная развитость несет человеку много добра, но она  же создает возможности для зла, ханжества, предательства. Интеллигентность, причастная к культуре, начинается с высокой требовательности человека к себе и своему духовному миру, его приобщенности к высшим моральным  законам.

Интеллигентность отнюдь не связана только с характером профессиональной занятости человека, выполняемой  им работой. Она действует и за рамками его служебных обязанностей, включает комплекс гражданских, моральных, идейных качеств, формирует культурно-личностный облик человека.

Принадлежность к числу  людей умственного труда не делает человека интеллигентным. Подлинная  интеллигентность - это не "привилегия" и не профессия, а состояние души. Она присуща человеку независимо от того, работает ли он в лаборатории  или в мастерской художника, у  станка или в поле. Человека высокой  культуры - а именно это более  всего сочетается с широким пониманием интеллигентности - можно часто встретить  среди людей самых различных  профессий. Непременная черта интеллигентности - внутренняя свобода человека, сознательно  подчиняющего свое поведение защите добра. Отсюда и высокая духовность, помноженная на требовательность человека к себе.

Интеллигентность проявляется  в трезвой самооценке своей личностной деятельности, в понимании человеческого  в человеке, в способности чувствовать  его, тонко относиться к его странностям  и слабостям, ощущать трагедии, переживаемые человечеством. Она связана с  забытыми душевными человеческими  свойствами - милосердием, потребностью помогать ближнему, чувством ответственности  за судьбы людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Интеллигенция и революция.

Интеллигенция и первая русская  революция 1905-1907 годов. В социально-политической области начало XX века было ознаменовано острой политической борьбой и нарастанием  социальной напряженности. Социальные и культурные противоречия, которые  накапливались в России, раскалывали  общество на "верхи" и "низы", имущих и неимущих. Раскол происходил и в рядах интеллигенции. В  основе этого раскола - отношение  к формам и методам борьбы за справедливое переустройство общества. Одна часть  интеллигенции придерживалась либеральных  взглядов на эту проблему, видя выход  в постепенном реформировании общества, другая склонялась к революционному переустройству страны, не отвергая крайних  форм борьбы, таких как насилие.

Информация о работе Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис