Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цивилизованное общество строится на основе передовых культуры и науки. Новые научные решения, духовные поиски нужны во всех сферах жизни - производственной, экономической, социальной, нравственной. Известно, что духовные поиски всегда были прерогативой интеллигенции - хранительницы общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Труд интеллигенции важен и социально значим, поскольку способствует творческому решению практических проблем в той или иной области. Чем активнее ее участие в общественных событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия. Самоотверженным деяниям лучших представителей мировой культуры человечество обязано замечательными эпохальными открытиями в науке и технике, освобождением от многих болезней, шедеврами литературы и искусства.

Содержание

Введение………………………………………………………………....3 стр.
Глава 1. Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис...4 стр.
Появление интеллигенции…………………………………..6 стр.
Глава 2. Основные функции интеллигенции………………………….9 стр.
Глава 3. Интеллигенция как социокультурный феномен России…..13 стр.
Глава 4. Интеллигенция и революция………………………………..16 стр.
4.1 Трагедия русской интеллигенции………………………....21 стр.
Заключение………………………………………………………..........24 стр.
Список использованной литературы…………………………………26 стр.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 52.83 Кб (Скачать)

Посредническая прослойка  русской культуры, воплощавшая ее либерально-прогрессистскую ориентацию, оказалась слишком слабой, чтобы  создать общественную систему взаимодействия и взаимопонимания между всеми  слоями общества. Радикальная критика  клеймила эту часть интеллигенции, резко осуждала позицию умеренности  и постепенности в пользу радикальных  преобразований.

Оппозиционность радикальной  интеллигенции по отношению к  самодержавию резко усиливала ее социальный критицизм, пренебрежение  к автономным формам духовности и  отрицательное отношение к религии. Усиление такого критицизма и прагматизма, отказ от устойчивых нравственных ориентаций способствовали допущению, а затем  и утверждению желательности  насилия и террора как наиболее эффективного средства радикального переустройства общества. В поисках той социальной опоры, которая поддержит политику социальных преобразований, радикальная  интеллигенция обращалась первоначально  к крестьянству (народничество), затем  к люмпен-пролетариату, накапливавшемуся в России в процессах модернизации, и наконец, к зарождающемуся рабочему классу.

Весь русский народ  втянулся в борьбу против самодержавия, кульминационным пунктом которой  явилась революция 1905 - 1907 годов. Массовые народные выступления, революция не могли не сказаться на умонастроениях представителей русской культуры, русской интеллигенции. Последовавший после поражения революции период политической реакции ознаменовал отход большей части русской интеллигенции от революционных идей. Разочарование итогами революции склонило общественность к поискам идеалов в религиозно-философской сфере.

Изменение умонастроений  значительной части русской интеллигенции, повернувшейся к духовной сфере  и отошедшей от революционной  борьбы, нашло свое выражение на страницах сборников "Проблемы идеализма" (1902) и "Вехи" (1909).

Первый сборник появился в самый разгар начинавшейся революции. И если в ХIХ веке борьба за политическую свободу и социальную справедливость велась в основном с позицией материализма, позитивизма, нигилизма и марксизма, то авторы сборника, поддерживавшие освободительное  движение, выступали с позиций  этического идеализма.

В 1909 году появился сборник "Вехи. Статьи о русской интеллигенции". Авторами его были широко известные  публицисты, религиозные философы, литературоведы, принадлежавшие к партии кадетов или близкие к ним  по своим взглядам. Сборник "Вехи" осуждал недостатки русской интеллигенции, мешавшие нормальному развитию общества. В сборнике были помещены статьи Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, историка русской  литературы М.О.Гершензона, публициста А.С. Изгоева, профессора политической экономии Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка.

Главным в этом сборнике был вопрос о роли русской интеллигенции  в революции, отношении либералов  к наследию революционных демократов. Авторы видели характерные черты  мировоззрения интеллигенции в  ее "противогосударственности" и "безрелигиозности". В этом они  усматривали причину безрезультатности  действий интеллигенции. Поэтому авторы призывали интеллигенцию "пересмотреть свое мировоззрение", "через покаяние" обрести "новое сознание".

Среди недостатков интеллигенции  авторы сборника отмечали идолопоклонство  по отношению к народу, одностороннюю  ориентацию на социализм, атеистический  максимализм, подмену "религии идеальных  ценностей религией земных нужд" (С.Л. Франк). Такая религия, по мнению Франка, порождает лишь разрушение и ненависть, а не дух творчества.

"Вехи" имели огромный  общественный резонанс. Только в  1909 году сборник выдержал четыре  издания. В печати появилось  более 200 статей, рецензий, откликов  на него. Было издано несколько  сборников, направленных против  идей, высказанных авторами сборника. На заседаниях научных, религиозных  обществ состоялись десятки публичных  диспутов, посвященных обсуждению  этих проблем. Резко критически  отозвался о "Вехах" В.И.Ленин.  Большевики, анализируя послереволюционные  настроения интеллигенции, отмечали "переоценку ценностей", более  определенную идейно-политическую  дифференциацию интеллигенции.

Усиление и углубление идейно-культурного размежевания интеллигенции, особенно проявившегося после подавления революции 1905-1907 годов, нашло отражение  в известном высказывании В.И.Ленина о "двух культурах" в национальной культуре (1913 год). Его следует понимать, прежде всего, как наличие в обществе двух антагонистических идеологий, в которых выражалась глубина  социальных противоречий, классового противостояния, присущих данной эпохе.

Таким образом, в первое десятилетие  ХХ века в общественно-культурной среде  впервые широко обсуждался вопрос о  правомерности деятельности интеллигенции  в годы революции, ее идейного кредо, разворачивались споры о роли и судьбах русской интеллигенции, происходил процесс ее идейно-политического  размежевания.

Интеллигенция и буржуазно-демократическая  революция. Свержение монархии в  феврале 1917 году вызвало громадный  духовный подъем, сплотивший общество. Большинство интеллигенции с  воодушевлением встретило начало революции, которая, по их мнению, должна смести все  прогнившее и омертвевшее в жизни, в искусстве и открыть путь созидательной работе. Вдохновленная  идеей служения народу, интеллигенция  готова была трудиться для его  просвещения и блага.

В те дни, когда рушилась монархия и формировались новые  органы политической власти, выдающиеся представители российской интеллигенции, среди которых были художники  А.Бенуа, И.Билибин, М.Добужинский, К.Петров-Водкин, Н.Рерих, архитекторы Н.Лансере, И.Фомин, артисты А.Ершов, Ф.Шаляпин, собрались  на квартире М.Горького. Обсуждался вопрос о создании министерства искусства, которое взяло бы на себя функции  царского министерства двора по охране культурных ценностей. Они считали, что должны сделать все от них  зависящее, чтобы спасти достояние  народа и помочь народу войти во владение тем, что ему принадлежало по праву. Была избрана комиссия по делам искусств во главе с Горьким, вскоре подобная комиссия была создана  и в Москве под руководством И. Грабаря.

Демократические реформы  Временного правительства (отмена сословий, религиозных и национальных ограничений, провозглашение гражданских свобод, отделение церкви от государства) открывали  дорогу к демократизации культурной жизни. Пробуждение масс к активной творческой жизни отразилось в широком  движении художественной самодеятельности: на фабриках и заводах создавались  театральные студии, изостудии, литературные кружки, музыкальные студии. В сентябре 1917 года был создан центр, координирующий творческие организации пролетариата - Пролеткульт.

Однако Временному правительству  не удалось вывести страну из кризиса. Революционные иллюзии большей  части интеллигенции развеялись на протяжении 1917 года. Нарастало разочарование  во Временном правительстве, не оправдавшем  возлагавшихся на него интеллигенцией надежд. Однако дальнейшее развитие революции, приведшее к власти большевиков, вызывало еще более негативное отношение  части интеллигенции. Октябрьская  революция в Петрограде и последовавший  разгон Учредительного собрания были восприняты ею как узурпация власти. И вновь интеллигенция была в  очередной раз расколота.

Октябрьская революция и  интеллигенция. Трудно, противоречиво  и болезненно принимала основная часть российской интеллигенции  Октябрьскую революцию. Некоторые  из них встретили ее отрицательно, рассматривали как разрушительную силу, несущую гибель России и ее культуре, другие - всесторонне поддерживали.

В исторической литературе принято выделять три группы в  составе российской интеллигенции  в зависимости от отношения к  советской власти:

полностью поддержавшие Октябрьскую  революцию;

колеблющиеся;

 не принявшие революцию. 

Пользуясь этой схемой, необходимо иметь в виду, что она подвижна и условна. Политические настроения интеллигенции зависели как от политической ситуации, так и от обстоятельств  частной жизни, которые в те бурные месяцы и годы менялись чрезвычайно  быстро. Интеллигенция никогда не была однородна, ее представители входили  во все политические партии, принадлежали к разным идейным течениям. Октябрьская  революция и гражданская война  углубили идейно-политические разногласия  интеллигенции.

Ряд представителей интеллигенции  приветствовали установление советской  власти, некоторые принимали непосредственное участие в революционных событиях. Сюда можно отнести тех, кто еще  до революции связал свою судьбу с  революционным движением и большевистской партией. Само появление большевизма  как идейного течения было связано  с исканиями леворадикальной  части российской интеллигенции. К  концу 1917 года в большевистской партии насчитывалось около 10% интеллигентов. Помимо профессиональных революционеров по разным причинам советскую власть поддержали К.Тимирязев, В.Маяковский, А.Блок, В.Брюсов, Е.Вахтангов, В.Мейерхольд, А.Таиров.

Часть интеллигенции открыто  осудила Октябрьскую революцию. На собраниях Московского университета, ученых Петрограда, Дома литераторов, Дома искусств и других многочисленных организаций интеллигенции принимались  коллективные постановления против узурпации власти большевиками. Даже те представители интеллигенции, которые  были известны своими демократическими взглядами, такие как В.Короленко, М.Горький, И.Бунин, увидев воочию "беспощадный  русский бунт", не приняли новую  власть.

Соотношение политических группировок  интеллигенции не было постоянным. Многие интеллигенты, враждебно принявшие  Октябрьскую революцию, уже весной 1918 года соглашались на профессиональное сотрудничество с Советской властью.

Но наиболее многочисленной оказалась группа интеллигенции, занявшая позицию невмешательства в политику. Это объяснялось следующими обстоятельствами. С одной стороны, большая часть  интеллигенции в прошлом не поддерживала политику самодержавия, стремилась к  изменению существующего строя, активно участвуя в революционном  движении. С другой, она испытывала страх перед революционным народом, и не могла понять сущности Советской  власти, начавшихся социалистических преобразований. Жизнь заставляла их сотрудничать с властью, и это  часто определяло их дальнейшую судьбу - превращение в лояльного к  власти советского служащего или  путь в эмиграцию.

Отказ большой части интеллигенции  от профессионального сотрудничества с советской властью, особенно в  первые месяцы ее существования, привел к тяжелым последствиям для многих отраслей культуры. Забастовали государственные  чиновники Министерства народного  образования, и комиссия Луначарского, созданная первым советским правительством для руководства культурой, повисла  в воздухе. Система государственного руководства культурой была разрушена, и новые органы формировались  практически на пустом месте. Была разрушена  старая система финансирования отраслей культуры. Нарастание экономического кризиса в условиях войны и  революции неизбежно сказывалось  на бюджетных средствах, выделяемых на культурные нужды. Экономическая  экспроприация, начатая новым правительством, подорвала меценатство. Финансирование культуры сокращалось.

 

 

 

 

4.1 Трагедия русской интеллигенции.

Интеллигенция в первые послереволюционные годы. Социалистическая идея, сосредоточенность на возвышенных идеалах, казалось бы, должны облагораживать общество, вести его действительно вперед. Однако в реальной жизни все не так просто. Социализм порожден проблемами западной цивилизации, составляет естественную часть ее многообразной духовной и идеологической сферы. В нашей стране была установлена монополия социалистической идеи, от социализма было отсечено все культурное "сопровождение". Монополия социалистической идеологии привела к тому, что на ее базе была создана искусственная система ценностей, оторванная от реальности. Весь несоциалистический культурный слой, элита - интеллектуальная, политическая, художественная, были уничтожены. Для России, в которой культурный пласт никогда не был мощным, это - трагедия.

Начало 20-х годов, когда, казалось бы, произошло смягчение режима в  связи с окончанием гражданской  войны и переходом к нэпу, было связано с применением репрессий  против интеллигенции, введением цензуры, закрытием небольшевистских печатных органов, "чисткой" в преподавательской  и студенческой среде. Интеллигенция, не разделявшая большевистских взглядов, даже если она не вела активную политическую борьбу, разрушала систему, идеологическую монополию самим фактом своего существования.

Осенью 1922 года была осуществлена программа "принудительной эмиграции" величайших русских мыслителей. На палубе парохода, отходящего в Германию, стояли многие деятели отечественной  культуры. Из Советской России за границу  была выслана большая группа специалистов в области гуманитарных наук - философы, историки, социологи, профессора университетов. Среди них: ректор Московского университета Новиков (зоолог), ректор Петербургского университета профессор Карсавин (философ), группа математиков во главе с  деканом математического факультета МГУ профессором Стратоновым, экономисты - профессора Бруцкус, Лодыженский, Прокопович, историки - Кизеветтер, Флоровский, Мякотин, Боголепов, социолог П. Сорокин, философы - Бердяев, Франк, Вышеславцев и другие., таких как Николай Бердяев, Питирим  Сорокин, Федор Степун, Николай Лосский.

Все кто был выслан за рубеж, не только выжили, но и получили возможность работать по специальности. Российская профессура начала века высоко котировалась на Западе. Обескровливание интеллектуальной элиты России не поддавалось разумному объяснению.

"Гражданская война"  с культурой не только наносила  огромнейший вред духовному здоровью  общества, но и порочила, дискредитировала  гуманистические идеалы. Следствием  ее стали перерождение общества, духовный регресс, атаки на  культуру, отчуждение от мировых  духовных ценностей. Беспощадный  механизм подавления инакомыслия  нанес сокрушительные удары по  мастерам культуры.

Информация о работе Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис