Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа
Цивилизованное общество строится на основе передовых культуры и науки. Новые научные решения, духовные поиски нужны во всех сферах жизни - производственной, экономической, социальной, нравственной. Известно, что духовные поиски всегда были прерогативой интеллигенции - хранительницы общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Труд интеллигенции важен и социально значим, поскольку способствует творческому решению практических проблем в той или иной области. Чем активнее ее участие в общественных событиях, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия. Самоотверженным деяниям лучших представителей мировой культуры человечество обязано замечательными эпохальными открытиями в науке и технике, освобождением от многих болезней, шедеврами литературы и искусства.
Введение………………………………………………………………....3 стр.
Глава 1. Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис...4 стр.
Появление интеллигенции…………………………………..6 стр.
Глава 2. Основные функции интеллигенции………………………….9 стр.
Глава 3. Интеллигенция как социокультурный феномен России…..13 стр.
Глава 4. Интеллигенция и революция………………………………..16 стр.
4.1 Трагедия русской интеллигенции………………………....21 стр.
Заключение………………………………………………………..........24 стр.
Список использованной литературы…………………………………26 стр.
Посредническая прослойка
русской культуры, воплощавшая ее
либерально-прогрессистскую
Оппозиционность радикальной
интеллигенции по отношению к
самодержавию резко усиливала ее
социальный критицизм, пренебрежение
к автономным формам духовности и
отрицательное отношение к
Весь русский народ
втянулся в борьбу против самодержавия,
кульминационным пунктом
Изменение умонастроений значительной части русской интеллигенции, повернувшейся к духовной сфере и отошедшей от революционной борьбы, нашло свое выражение на страницах сборников "Проблемы идеализма" (1902) и "Вехи" (1909).
Первый сборник появился в самый разгар начинавшейся революции. И если в ХIХ веке борьба за политическую свободу и социальную справедливость велась в основном с позицией материализма, позитивизма, нигилизма и марксизма, то авторы сборника, поддерживавшие освободительное движение, выступали с позиций этического идеализма.
В 1909 году появился сборник "Вехи. Статьи о русской интеллигенции". Авторами его были широко известные публицисты, религиозные философы, литературоведы, принадлежавшие к партии кадетов или близкие к ним по своим взглядам. Сборник "Вехи" осуждал недостатки русской интеллигенции, мешавшие нормальному развитию общества. В сборнике были помещены статьи Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, историка русской литературы М.О.Гершензона, публициста А.С. Изгоева, профессора политической экономии Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка.
Главным в этом сборнике
был вопрос о роли русской интеллигенции
в революции, отношении либералов
к наследию революционных демократов.
Авторы видели характерные черты
мировоззрения интеллигенции в
ее "противогосударственности" и
"безрелигиозности". В этом они
усматривали причину
Среди недостатков интеллигенции авторы сборника отмечали идолопоклонство по отношению к народу, одностороннюю ориентацию на социализм, атеистический максимализм, подмену "религии идеальных ценностей религией земных нужд" (С.Л. Франк). Такая религия, по мнению Франка, порождает лишь разрушение и ненависть, а не дух творчества.
"Вехи" имели огромный
общественный резонанс. Только в
1909 году сборник выдержал четыре
издания. В печати появилось
более 200 статей, рецензий, откликов
на него. Было издано несколько
сборников, направленных
Усиление и углубление
идейно-культурного
Таким образом, в первое десятилетие
ХХ века в общественно-культурной среде
впервые широко обсуждался вопрос о
правомерности деятельности интеллигенции
в годы революции, ее идейного кредо,
разворачивались споры о роли
и судьбах русской
Интеллигенция и буржуазно-демократическая революция. Свержение монархии в феврале 1917 году вызвало громадный духовный подъем, сплотивший общество. Большинство интеллигенции с воодушевлением встретило начало революции, которая, по их мнению, должна смести все прогнившее и омертвевшее в жизни, в искусстве и открыть путь созидательной работе. Вдохновленная идеей служения народу, интеллигенция готова была трудиться для его просвещения и блага.
В те дни, когда рушилась монархия и формировались новые органы политической власти, выдающиеся представители российской интеллигенции, среди которых были художники А.Бенуа, И.Билибин, М.Добужинский, К.Петров-Водкин, Н.Рерих, архитекторы Н.Лансере, И.Фомин, артисты А.Ершов, Ф.Шаляпин, собрались на квартире М.Горького. Обсуждался вопрос о создании министерства искусства, которое взяло бы на себя функции царского министерства двора по охране культурных ценностей. Они считали, что должны сделать все от них зависящее, чтобы спасти достояние народа и помочь народу войти во владение тем, что ему принадлежало по праву. Была избрана комиссия по делам искусств во главе с Горьким, вскоре подобная комиссия была создана и в Москве под руководством И. Грабаря.
Демократические реформы Временного правительства (отмена сословий, религиозных и национальных ограничений, провозглашение гражданских свобод, отделение церкви от государства) открывали дорогу к демократизации культурной жизни. Пробуждение масс к активной творческой жизни отразилось в широком движении художественной самодеятельности: на фабриках и заводах создавались театральные студии, изостудии, литературные кружки, музыкальные студии. В сентябре 1917 года был создан центр, координирующий творческие организации пролетариата - Пролеткульт.
Однако Временному правительству не удалось вывести страну из кризиса. Революционные иллюзии большей части интеллигенции развеялись на протяжении 1917 года. Нарастало разочарование во Временном правительстве, не оправдавшем возлагавшихся на него интеллигенцией надежд. Однако дальнейшее развитие революции, приведшее к власти большевиков, вызывало еще более негативное отношение части интеллигенции. Октябрьская революция в Петрограде и последовавший разгон Учредительного собрания были восприняты ею как узурпация власти. И вновь интеллигенция была в очередной раз расколота.
Октябрьская революция и
интеллигенция. Трудно, противоречиво
и болезненно принимала основная
часть российской интеллигенции
Октябрьскую революцию. Некоторые
из них встретили ее отрицательно,
рассматривали как
В исторической литературе принято выделять три группы в составе российской интеллигенции в зависимости от отношения к советской власти:
полностью поддержавшие Октябрьскую революцию;
колеблющиеся;
не принявшие революцию.
Пользуясь этой схемой, необходимо иметь в виду, что она подвижна и условна. Политические настроения интеллигенции зависели как от политической ситуации, так и от обстоятельств частной жизни, которые в те бурные месяцы и годы менялись чрезвычайно быстро. Интеллигенция никогда не была однородна, ее представители входили во все политические партии, принадлежали к разным идейным течениям. Октябрьская революция и гражданская война углубили идейно-политические разногласия интеллигенции.
Ряд представителей интеллигенции
приветствовали установление советской
власти, некоторые принимали
Часть интеллигенции открыто
осудила Октябрьскую революцию.
На собраниях Московского
Соотношение политических группировок интеллигенции не было постоянным. Многие интеллигенты, враждебно принявшие Октябрьскую революцию, уже весной 1918 года соглашались на профессиональное сотрудничество с Советской властью.
Но наиболее многочисленной
оказалась группа интеллигенции, занявшая
позицию невмешательства в
Отказ большой части интеллигенции
от профессионального
4.1 Трагедия русской интеллигенции.
Интеллигенция в первые послереволюционные годы. Социалистическая идея, сосредоточенность на возвышенных идеалах, казалось бы, должны облагораживать общество, вести его действительно вперед. Однако в реальной жизни все не так просто. Социализм порожден проблемами западной цивилизации, составляет естественную часть ее многообразной духовной и идеологической сферы. В нашей стране была установлена монополия социалистической идеи, от социализма было отсечено все культурное "сопровождение". Монополия социалистической идеологии привела к тому, что на ее базе была создана искусственная система ценностей, оторванная от реальности. Весь несоциалистический культурный слой, элита - интеллектуальная, политическая, художественная, были уничтожены. Для России, в которой культурный пласт никогда не был мощным, это - трагедия.
Начало 20-х годов, когда, казалось
бы, произошло смягчение режима в
связи с окончанием гражданской
войны и переходом к нэпу, было
связано с применением
Осенью 1922 года была осуществлена
программа "принудительной эмиграции"
величайших русских мыслителей. На
палубе парохода, отходящего в Германию,
стояли многие деятели отечественной
культуры. Из Советской России за границу
была выслана большая группа специалистов
в области гуманитарных наук - философы,
историки, социологи, профессора университетов.
Среди них: ректор Московского университета
Новиков (зоолог), ректор Петербургского
университета профессор Карсавин (философ),
группа математиков во главе с
деканом математического
Все кто был выслан за рубеж, не только выжили, но и получили возможность работать по специальности. Российская профессура начала века высоко котировалась на Западе. Обескровливание интеллектуальной элиты России не поддавалось разумному объяснению.
"Гражданская война"
с культурой не только
Информация о работе Природа интеллигенции. Сущность понятия и его генезис