Праздники в России и зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:22, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является изучение культурно-исторических и социальных аспектов праздников и праздничных культур России и зарубежных стран. Достижение указанной цели требует выполнения следующих задач:

- провести анализ исторических, культурных и социальных аспектов формирования праздничных циклов и календарей в России и странах Западной Европы и США;

- рассмотреть ключевые особенности русской и европейской праздничных культур и специфику их развития на разных исторических этапах;

- выявить основные тенденции трансформации современных праздничных культур в России и за рубежом в контексте процессов глобализации

Содержание

Введение ……………………………………………………………..…... 3

§ 1. Праздники в России и за рубежом: культурно-

исторические и социально аспекты……………………………………..7

§ 2. Особенности праздничной культуры в России

и зарубежных странах……………………………………………….…..23

§ 3. Трансформация современной праздничной культуры в контексте процессов глобализации………………………………………...………29

Заключение………………………………………………………………32

Список использованной литературы…………………………………...34

Работа содержит 1 файл

праздники и развлечения.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

  § 3. Трансформация  современной праздничной  культуры в контексте  процессов глобализации 

  Современная праздничная культура в России и за рубежом серьезно отличается от того, что она представляла столетия назад. Сегодня мы становимся свидетелями сложных глобализационных процессов взаимопроникновения культур, коммерционализацией многих сфер общественной жизни, в том числе и праздничной культуры. Под глобализацией можно понимать распространение в локальных культурах единых культурных символов, практик и ценностей, обусловленное транснационализацией экономического взаимодействия и беспрецедентным уровнем развития технического прогресса.

  Как следует из всего вышесказанного, важной составляющей любой культуры является праздник, современные формы которого наглядно отражают тенденции к размыванию национально-культурных границ и возникновению совершенно новых видов и моделей праздничных культур. Одним из процессов взаимодействия культур на современном этапе является заимствование национальными (локальными) культурами праздников, изначально им не присущих. Так, например, в России правительством было предложено отмечать День матери, а в некоторых регионах учрежден праздник День отца, что произошло явно как результат заимствования из западных культур.

  Также важной тенденцией современного этапа  становится повышение роли коммерческих структур в процессе трансформации праздничной культуры. Так, гораздо более эффективным оказывается внедрение новых праздников транснациональными коммерческими структурами посредством рекламных кампаний. Именно так в России стали отмечать День св. Валентина. Официально такого праздника в России нет, но незадолго до 14 февраля начинают появляться атрибуты, сопровождающие День всех влюбленных. Как видно, на сегодняшний день все более отчетливым становится интенсивное влияние культурных традиций западных стран (в особенности США) на формирование новой культуры праздника и развлечения в России. К тому же одним из процессов реакции на влияние западной культуры является процесс адаптации элементов чужой культуры, например, песенка Jingle Bells стала так час-то звучать в рекламных роликах в период рождественско-новогодних праздников, что, по-видимому, возникла необходимость передавать ее в русскоязычном  варианте, с припевом «Бубенцы». (Подобно тому, как мы включили в свою культуру песенку «Happy Birthday to You» как на английском языке, так и в русском переводе).

  Силе  воздействия на трансформацию русской  праздничной культуры способствует интенсивность деятельности СМИ и временной фактор: на раннее начало новогодней рекламной кампании в России повлияла традиция подготовки к рождеству на Западе, которая начинается сразу после Дня благодарения в конце ноября, что раньше не было характерно для русской культуры. Смешению понятий способствует время проведения праздничных событий: например, Рождественские концерты, которые транслируются по телевидению 25 декабря.

  Тенденции к трансформации праздничной  культуры сегодня можно проследить не только в России. Сами западные культуры (в том числе США) испытывают сегодня влияние глобализации. Примером воздействия национальных культур на американскую является отказ от употребления в поздравительных посланиях слова Christmas, т. к. примерно в это же время проходят еврейский праздник Ханукка, африканский праздник Kwanzaa, мусульманский религиозный праздник Курбан-байрам. Чтобы поздравление звучало политкорректно, его решили свести к фразе Season’s greetings.

  Таким образом, все более очевидным становится то, что праздничная культура и традиции развлечения, несмотря на то, что они являются демонстрацией векового опыта народов и стран, традиций и обычаев, обрядов и ритуалов, представляют собой динамичные явления. Современный мир невозможно представить без переплетения и взаимного проникновения культур, поскольку современные коммерческие процессы, миграционные потоки, деятельности СМИ приобретают поистине глобальный характер. Праздничная культура многих народов, в том числе и российского, претерпевает серьезнейшие изменения, которые касаются не только восприятия и отношения отдельного человека к сфере праздника и развлечения, но и также - всей системы праздника как эстетического и социального явления, как неповторимого набора культурных элементов, отражающих долгий и сложный путь исторического развития человека и общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

   В заключении всего вышесказанного необходимо отметить, что основные задачи, поставленные в рамках данного исследования, были выполнены.

     В первом параграфе работы были рассмотрены важнейшие аспекты формирования праздничных циклов и календарей в России и странах Западной Европы. В качестве важной особенности было выявлено, что три таких фактора, как мифологическое дохристианское сознание, религиозные воззрения католицизма и православия, а также государственная политика России и стран Западной Европы стала базой, на основе которой происходило формирование системы праздников, а также непосредственно праздничной систематизации календаря в этих государствах. 

   Второй  параграф работы был посвящен исследованию особенностей праздничных культур России и западных стран. Особый акцент был сделан на анализе явлений массовых народных праздников в период Средневековья и были выявлены существенные особенности и сходства различных моделей праздничных культур. Так, и в русской и европейской праздничных культурах всегда присутствовали особого рода балагуры и весельчаки, выполнявшие в процессе празднования важную социальную роль при коммуникации народа и правящих кругов. Также было отмечено важное различие в специфике подобной коммуникации в России и Европе. Если в средневековых европейских странах массовые гуляния и забавы, их содержательное наполнение разрабатывались и инициировались «низами» общества, то в России монополию на это имели исключительно общественные «верхи».

   Заключительный  параграф данной работы был посвящен особенностям изменения способов выражения  праздничных культур на данном этапе. Было отмечено, что в условиях современной глобализации, в локальных культурах (в том числе в российской праздничной культуре) происходит возникновение совершенно чуждых и нетрадиционных символических и смысловых форм. Это проявляется в интенсивном воздействии современных праздничных культур друг на друга, в связи с чем происходит «размывание» границ и принципов функционирования национальных особенностей празднования и развлечения. Также была отмечена высокая роль коммерционализации праздника как явления на современном этапе, что также приводит к серьезным трансформациям национальных праздничных культур.

   Таким образом, в данном исследовании были рассмотрены основные аспекты российского  и зарубежного феномена праздника. Проблематика, заявленная в данной работе является весьма актуальной и открытой для дальнейшей разработки, поскольку  всеобщность праздников, начиная с эпохи каменного века, позволяет считать их постоянным элементом человеческой культуры, а их соблюдение  является одной из форм коллективного поведения людей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы 

  1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – 2-е изд. – М.: Худож.лит., 1990;
 
  1. Воронцова С.С. ХРИСТИАНСКИЙ ПРАЗДНИК В ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РУССКИХ, АНГЛИЙСКИХ И НЕМЕЦКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН) // Теория языка и межкультурная коммуникация – Курск: изд-во Курского гос. ун-та – 2008 - № 3;
 
  1. Жигульский К. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышления социолога. М., 1985;
 
  1. Иванов  В. О веселом ремесле и умном  веселии // Декоративное искусство СССР. – 1990. – № 6.;
 
  1. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в  древней Руси. Л., 1984;
 
  1. Лотман  Ю.М., Успенский Б.А. Новые аспекты  изучения культуры древней Руси // Вопросы  литературы. 1977.  - № 3
 
  1. Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен : Дис. ... д-ра культурологических наук : 24.00.01 : СПб., - 2004;
 
  1. Петрухин  В.Я.. «Праздник" в средневековой Руси: К проблеме исторической спецификации // Одиссей: Человек в истории. - М.: Наука, 2005
 
  1. Праздничная культура Средневековья - http://www.prazdnikinfo.ru/20/2/i8_774.htm
 
  1. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко-этнографического исследования) - СПб.: Терра - Азбука 1995;
 
  1. Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии - М., 2004. - Т. 1
 
  1. Элиаде М. СВЯЩЕННОЕ И МИРСКОЕ - М.: Изд-во МГУ, 1994
 
  1. Petrone K. Life Has Become More Joyous, Comrades: Celebrations in the Time of Stalin - Bloomington: Indiana University Press, 2000

Информация о работе Праздники в России и зарубежом