Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:22, реферат
Целью данного исследования является изучение культурно-исторических и социальных аспектов праздников и праздничных культур России и зарубежных стран. Достижение указанной цели требует выполнения следующих задач:
- провести анализ исторических, культурных и социальных аспектов формирования праздничных циклов и календарей в России и странах Западной Европы и США;
- рассмотреть ключевые особенности русской и европейской праздничных культур и специфику их развития на разных исторических этапах;
- выявить основные тенденции трансформации современных праздничных культур в России и за рубежом в контексте процессов глобализации
Введение ……………………………………………………………..…... 3
§ 1. Праздники в России и за рубежом: культурно-
исторические и социально аспекты……………………………………..7
§ 2. Особенности праздничной культуры в России
и зарубежных странах……………………………………………….…..23
§ 3. Трансформация современной праздничной культуры в контексте процессов глобализации………………………………………...………29
Заключение………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………...34
Окончательно праздничный календарь в России формируется к XVIII столетию. Тогда же начинается появление различного рода нерелигиозных праздников, приуроченных к важным годовщинам дома Романовых или историческим государственным датам (например, битва под Полтавой). До 1917 года в России было порядка 150 праздничных дней в году. Праздники формировались в разные эпохи и в разных социально-политических и культурных условиях. Среди праздничных дней, связанных языческим земледельческим образом жизни славян, вплоть до наших дней сохранились Святки, Масленица, день Ивана Купала, Семицкая неделя и некоторые другие.
Нужно отметить, что в специфике празднования подобных торжеств заложены древние основы представления русских людей о мироустройстве, природе и сверхъестественном. Ритуалы и обряды, совершаемые на таких праздниках, издревле были направлены на повышение урожая, благополучие и улучшение здоровья; они имели важный сакральный характер, были связаны с политеизмом древних славян и неразрывной связью с плодоносной Матерью-землей.
В Европе вплоть до второй половины XVIII века также языческие праздники играли весомую роль. Так, например, во Франции так называемые праздники Старого порядка (до 1789 года) представляли собой синтез католического и языческого праздничных календарей, имели большое религиозное значение, были связаны с литургическим годовым расписанием, «встраиваясь» в сезонную динамику зимних и весенних циклов. Одним из наиболее известных во всем мире языческих праздников, отмечаемым и по сей день в Центральной и Северной Европе является Вальпургиева ночь. Вальпургиева ночь обязана имени Уимбурнской монахини, Святой Вальпургии, которая в 748 году приехала из Англии в Германию, чтобы основать монастырь. Она очень быстро завоевала популярность и ее стали почитать как святую. Именно 1 мая считается ее днем в римском списке святых. Этот праздник считается праздником встречи весны, в это время зажигают огромные костры, чтобы отпугнуть ведьм, которые в эту ночь слетаются на шабаш.
Существует еще много примеров европейских праздничных дней, корни которых простираются в начало прошлого тысячелетия, в периоды языческого политеизма. В Германии и Скандинавских странах по-прежнему можно стать свидетелем празднования Лугнасада, Праздника хлеба, отмечаемого 1 августа каждого года. У кельтских народов данное празднование было связано с культивированием зерна, первым урожаем, вином, плодородием. Нередко Лугнасад связывается с поклонением и почитанием римских и древнегреческих богов, таких как Апполон или Гелиос. Символ этого праздника – солнце, олицетворяющее жизнь и подаренные освященной землей плоды земледелия. Примеров языческих праздников в современных Европейских странах очень много: это и Белтейн, и Самхейн, и шведский День разгара лета, и известный во всем мире Хэллоуин, и кельтский праздник Имболк.
Наряду с языческими праздниками огромную роль в организации досуга и повседневной жизни русских и западных иностранцев играет христианская религия. К середине XIX века в России формируется православный праздничный календарь, который становится доминирующим регламентом образа жизни и различного рода социальных практик русских людей. Несмотря на то, что православные праздники начали свое формирование в конце X века, они окончательно получили народное признание и уважение лишь на рубеже XVI-XVII столетий. Как уже отмечалось, церковь в России и Европе стремилась «изжить» языческие верования, однако, ей приходилось «привязывать» многие религиозные празднества к издревле существовавшим поклонениям природе.
Нужно отметить, что русские православные праздники имеют ярко выраженную иерархию. Так, для православного человека самым главным торжеством является Пасха («праздник всех праздников»), которая есть ежегодное торжество Воскрешения Иисуса Христа и явление миру Божественного чуда Спасения. В Русской православной церкви основными праздниками являются так называемые двунадесятые: двенадцать главных праздников года, которые связаны с прославлением Христа, Богоматери. Еще пять важных праздников связаны непосредственно с описанными в Евангелие событиями.
Традиционно, в России праздничным днем становится воскресенье, наступающее через каждые шесть дней. Воскресение, несмотря на его христианский контекст, стало выходным (точнее – праздничным) днем еще в языческие времена и совпадало с особенностями традиционного славянского календаря. Такие как бы праздничные еженедельные дни имеются в большинстве странах мира и являются официально выходным днем (исключение, разумеется, составляют отдельные профессиональные категории). В христианских государствах Европы и Америки также именно воскресный день является праздничным, в мусульманских странах таким днем является пятница, а в Израиле – суббота (Шаббат). Воскресный день с конца XVIII столетия интерпретировался в России как день памяти о чудом воскресшем Иисусе, на что намекает и этимология слова.
Важно отметить, что большинство христианских праздников схожи по своему значению в общей иерархии праздничного календаря и ритуально-обрядовой структуре как среди католических, так и православных народов. Как было отмечено, величайшим христианским праздником в Европе и России считается Пасха. И в той и другой культуре этот праздник традиционно считается семейным. Главное отличие празднования Пасхи состоит в разнящихся датах. Так, католические верующие празднуют день Воскрешения Христа в первый воскресный день после полнолуния, происходящего в день весеннего равноденствия. В основе периодизации праздничных дней католики используют григорианский календарь. Русская православна церковь, в отличие от западных стран, использует юлианский календарь и добавляют в качестве правила вычисления дня Пасхи запрет на совпадение с иудейской Пасхой. Таким образом, дни празднования главного христианского праздника в России на Западе разнятся.
Одним из важнейших русских и западных праздников является христианское Рождества. Как известно, этот день связан с обрядовостью и ритуалами, посвященными торжеству рождения Иисуса и евангельским описаниям этого события. Специфично то, что во всем мире празднование Рождества происходит 25 декабря, однако, в связи с тем, что православные пользуются юлианским календарем, Рождество выпадает в России на 7 января.
Среди ключевых христианских праздников русской, европейской и американской культуры следует также выделить празднование Преображения Господне. Это событие - описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе. Праздник отмечался в Палестине с IV века, со времени, когда императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. На Востоке свидетельства о празднике относятся к V веку. Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но православная церковь перенесла празднование на 19 (по новому стилю) августа для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста.
Некоторые христианские праздники существенно разнятся в контексте значимости и традиции в русской и западной культурах. Так, к примеру в России День благодарения (день жатвы) не получил широкого распространения, в отличие от Соединенных Штатов, где этот праздник связан также со значимыми историческими событиями. Христиане различных вероисповеданий сегодня отмечают этот праздник, вознося благодарственные молитвы за дарованные Богом земные плоды. В Росии благодарение за урожай совершается на период с 1 августа по 1 октября, когда завершаются основные сельскохозяйственные работы (во многом данное торжество перекликается с языческими мотивами земледельческого праздничного календаря). Христиане США отмечают День благодарения, когда по традиции для праздничного стола готовится жареная индейка - в память о том, что мясо этой птицы, подаренной местными индейцами, помогло колонистам пережить трудный период до сбора первого урожая, когда они остро нуждались в продовольствии.
Таким образом, христианские религиозные праздники в России и за рубежом имеют много общих черт, поскольку все они призваны восславить и приобщить верующих к важнейшим событиям Нового Завета и фундаментальным основам христианской веры. Основные различия религиозных праздников заключаются в их календарной несопоставимости, а также – в некоторых аспектах ритуально-обрядовых сценариев, поскольку на протяжении долгого исторического развития Римской католической и Русской православной церквей возникали и приобретали важное значение специфические для каждой из них нормы и принципы богослужения и взаимоотношения церкви и прихожан.
Важно зафиксировать, что традиция религиозных празднований нашла широкое отражение в народном фольклоре разных стран. С.С. Воронцова отмечает, что фольклорная традиция русских, англичан и немцев не обходится без названий христианских праздников, вербализирующих знаменательные события в жизни верующих6. Так, фольклорная лирика близка в репрезентации главных христианских праздников (Рождество, Пасха). Однако в английской и немецкой фольклорной лирике больше внимания обращают не на религиозный характер этого события, а на его светскую сторону, в то время как в русской песне с Рождеством связана только культовая деятельность. В названии других христианских праздников фольклорная традиция трех народов избирательна. Также отмечается, что христианские праздники в английском и немецком фольклоре упоминаются не в связи с религиозными действиями, а как временные вехи календарного года.
Наряду с религиозными и языческими праздниками важное место в праздничной и развлекательной культуре занимают светские праздники. В России такие торжества получили распространение в XVIII веке и они были связаны с историей российской государственности, царского дома и важнейшими историческими событиями. Характерным для многих государств мира является то, что светские праздники, приуроченные к важным моментам истории, чаще всего были связаны с военными победами и успехами национальных армий. Разумеется, что целью таких светских торжеств было культивирование в обществе патриотического воспитания, уважения к истории родного государства и готовность повторить подвиги своих предков в случае возникновения угрозы.
В XVIII столетии в России зарождается традиция празднования так называемых «царских дней», существовавшая вплоть до распада Российской Империи. «Царских дней» (дней рождения и тезоименитства лиц правящего дома, дней восшествия на престол и коронования государя-императора) к 1917 году было 54 (количество этих праздников могло меняться с течением времени в зависимости от знаменательных событий, происходивших в царской семье). Традиция празднования «царских дней» восходит к 1721 г., когда был принят соответствующий указ Петра I. В этом указе предписывалось церкви раздновать публичными молебнами его день рождения и именины. С этого времени личные праздники членов императорской фамилии были внесены в список официальных праздников, или «высокоторжественных дней»7. В императорской России существовало также два общегосударственных праздника – это Новый год и День памяти битвы под Полтавой.
После Великой октябрьской революции 1917 года в России религиозные праздники отошли на второй план. В Советский период возникает феномен государственных праздников как разновидности светских торжеств. Известный польский социологи и государственный деятель К. Жигульский так описал важнейшие элементы государственных праздников в XX веке: «…отдание почестей символам и знакам, воплощающим идею государства, демонстрация вооруженной силы для подчеркивания мощи, суверенности и международного значения нации, публичное награждение отличившихся перед властью и правительством»8.
Праздники в СССР отличались спецификой организации политического режима и идеологией советской власти. Так, важнейшим лейтмотивом советских торжеств являлись революционные события 1917 года (День празднования Великой октябрьской социалистической революции 7 ноября), роль пролетариата в контексте учения марксизма-ленинизма (День солидарности трудящихся 1 мая), почитание культа В.В. Ленина как вождя революции и мирового пролетариата (день рождение В.И. Ленина – 22 апреля). Позже, уже во второй половине ХХ столетия к советским праздникам прибавились новые торжества – это День Победы Красной армии над фашистской Германией (9 мая), различные торжества, связанные с памятными датами в истории советского государства (например, День космонавтики) либо имеющие профильное направление в контексте профессиональной или социальной принадлежности (например, День милиции или День Знаний). Также официальным праздником в СССР был Новый Год 31 декабря.
К. Жигульский подчеркивает, что в основе советских праздников лежали не выдуманные факты, а реальные исторические события. Поэтому ориентация на важнейшие даты истории СССР потребовала создания соответствующих праздников, обрядов, ритуалов, традиций, художественного оформления. Называя опыт Советского Союза уникальным, он описывает процесс создания первых советских праздников, которые впоследствии образовали неповторимую советскую праздничную культуру.
Интересны заметки по поводу организации праздничной культуры в Советском Союзе делает американская исследовательница К. Петроун. Она создает свою оригинальную классификацию советских праздников. Петроун отличает празднования, которые подчеркивали «массовую культуру и массовую мобилизацию» (парады физкультурников, перелеты советских летчиков и арктических исследователей, Новогодние празднования с украшением елки), от тех, которые пытались завербовать интеллигенцию в организуемую государством программу «просвещения» (Столетняя годовщина смерти Пушкина, двадцатая годовщина Октябрьской революции, принятие новой «Сталинской Конституции»). Все эти празднования включали попытку просветить народные массы через «эмоциональные обращения и аполитичную веселость»9.