Праздники в России и зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:22, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является изучение культурно-исторических и социальных аспектов праздников и праздничных культур России и зарубежных стран. Достижение указанной цели требует выполнения следующих задач:

- провести анализ исторических, культурных и социальных аспектов формирования праздничных циклов и календарей в России и странах Западной Европы и США;

- рассмотреть ключевые особенности русской и европейской праздничных культур и специфику их развития на разных исторических этапах;

- выявить основные тенденции трансформации современных праздничных культур в России и за рубежом в контексте процессов глобализации

Содержание

Введение ……………………………………………………………..…... 3

§ 1. Праздники в России и за рубежом: культурно-

исторические и социально аспекты……………………………………..7

§ 2. Особенности праздничной культуры в России

и зарубежных странах……………………………………………….…..23

§ 3. Трансформация современной праздничной культуры в контексте процессов глобализации………………………………………...………29

Заключение………………………………………………………………32

Список использованной литературы…………………………………...34

Работа содержит 1 файл

праздники и развлечения.doc

— 169.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение ……………………………………………………………..…... 3 

§ 1. Праздники  в России и за рубежом: культурно-

исторические  и социально аспекты……………………………………..7

§ 2. Особенности  праздничной культуры в России

и зарубежных странах……………………………………………….…..23

§ 3. Трансформация современной праздничной культуры в контексте процессов глобализации………………………………………...………29 

Заключение………………………………………………………………32 

Список использованной литературы…………………………………...34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

  В истории мировой культуры значительное место занимает проблема возникновения и развития праздника как феномена, представляющего ценность не только в плане изучения народного искусства, общественного быта, этногенеза, но и в целом для исследования материальной и духовной культуры народа. «Судьба нашего искусства есть судьба нашей культуры, судьба культуры – судьба веселия народного. Вот имя культуры: умное веселие народное», – так в контексте развития искусства и культуры определял место праздника, сущность его синтетического универсализма Вяч. Иванов1.

  Праздник  – явление всеобщее и постоянное именно в социально-культурной жизни  народа, так как он возникает только там, где существуют духовные связи  между людьми, и, порожденный ими, в свою очередь укрепляет эти  связи, демонстрируя свои общечеловеческие социально-культурные качества.  Изучение национальных аспектов праздников как явлений культурно-исторического и социального характера является весьма актуальным направлением современных культурологических и исторических дисциплин.

  Данная  работа посвящена исследованию системы праздников России и зарубежных стран в контексте их формирования и трансформации в историческом аспекте. Также видится необходимым уделить особое внимание таким вопросам, как особенности развития праздничных культур России и христианских стран Запада, поскольку это позволяет выявить важные с точки зрения комплексного исследования национальных культур сходства и различия в традициях празднования и развлечения русских и иностранцев в различные исторические периоды.

  Современные процессы глобализации и межкультурного взаимодействия в еще большей степени актуализируют проблемы анализа роли традиций и обычаев локальных культур. Праздник как сложный набор символов и знаков демонстрирует зачастую всю совокупность представлений того или иного народа о мироустройстве, времени и пространстве, своем образе жизни и понимании социальных процессов. В связи с этим весьма важным видится вопрос о трансформации праздников и праздничных культур в современной России и мире; этой проблематике посвящен заключительный параграф работы. 

  Данное  исследование основывается на анализе  исторического и культурологического материала, освящающего вопросы становления, развития и изменения праздничных календарей и культур России и зарубежных стран. К сожалению, специфика данной работы не позволяет полностью охватить все аспекты заявленной проблематики, в связи с чем возникает необходимость сузить предметную область исследования. В работе основное внимание будет уделено изучению и сравнению русской праздничной культуры и ее особенностей в странах Европы и США.

  Целью данного исследования является изучение культурно-исторических и социальных аспектов праздников и праздничных культур России и зарубежных стран. Достижение указанной цели требует выполнения следующих задач:

    - провести  анализ исторических, культурных и социальных аспектов формирования праздничных циклов и календарей в России и странах Западной Европы и США;

    - рассмотреть  ключевые особенности русской и европейской праздничных культур и специфику их развития на разных исторических этапах;

    - выявить  основные тенденции трансформации  современных праздничных культур в России и за рубежом в контексте процессов глобализации

  Логика  данного исследования конструируется, исходя из следующей гипотезы: праздники и праздничная культура России, европейских государств и США имеют ряд сходств, опосредованных принадлежностью к христианскому религиозному дискурсу, а также – ряд существенных различий, которые сформировались под влиянием уникального исторического и культурного развития каждой из стран.

  Исходя  из целей, задач и общей проблематики работы, объектом исследования будет являться система праздников и праздничной культуры России и зарубежных стран. В таком случае в качестве предмета исследования будет выступать совокупность культурно-исторических и социальных аспектов праздников и праздничной культуры России и зарубежных стран.

  Базу источников данной работы составляют работы, посвященные исследованию феномена праздника в России и за рубежом. Среди наиболее значимых работ стоит отметить авторитетную книгу М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», в которой известный русский философ разрабатывает оригинальную концепцию феномена средневекового европейского праздника как карнавала и аккумулирования духовно-идеологической составляющей жизни народа через призму творчества писателя Ф. Рабле.

  Важным  подспорьем при изучении особенностей развития праздничной культур в ХХ веке, в том числе в СССР, стали работы К. Жигульского, польского социолога и бывшего министра культуры Польши. Жигульский выдвигает теорию праздника как института и подтверждает свою гипотезу на основании анализа функционирования системы советских государственных праздников.

  Развитию  праздничной культуры в средневековой России посвящены работы Лихачева, Панченко, Петрухина. Авторитетные исследователи рассматривают вопрос о специфике русской праздности и развлечений через призму сложных взаимоотношений церкви и общества, церкви и монарха, «низов» и «верхов» общества. Ученые отмечают ряд параллелей между средневековыми массовыми праздниками на Западе и в России, однако, утверждают, что российская праздничная культура в своей основе имеет множество уникальных и присущих лишь русскому народу особенностей, возникший в силу исторически обусловленных явлений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  § 1. Праздники в  России и за рубежом: культурно-исторические и социально аспекты 

  Праздник  как социальный и культурный феномен  на протяжении долгого времени привлекает специалистов различных научных дисциплин. Праздник, досуг, развлечение, праздничная культура – все это явления единого смыслового пространства, которые определяются сложными историческими, географическими, политическими и иными аспектами развития того или иного общества и коллектива. Так, еще древнегреческие мыслители, такие как Платон и Аристотель, рассуждали о значимости так называемого «высокого» досуга в развитии нравственных качеств человека. На сегодняшний день существует множество подходов и концепций, освещающий роль и природу такого явления как праздник.

  Особую  роль в жизни любого социума играют так называемые традиционные и массовые праздники, поскольку именно они  часто демонстрируют важные особенности  национальных культур и исторического  становления народов. Как отмечает О. Орлов, праздник – это явление всеобщее и постоянное именно в социально-культурной жизни народа, так как он возникает только там, где существуют духовные связи между людьми, и, порожденный ими, в свою очередь укрепляет эти связи, демонстрируя свои общечеловеческие социально-культурные качества2. Знаменитый русский философ М.М. Бахтин отмечал, что праздник и празднование в жизни любого народа всегда имело «существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное значение»3, это как бы «вторая жизнь» народа. Разного рода карнавалы, гуляния, кутежи, сценарные праздники  и т.п. могут выглядеть как праздничная социальная практика, однако, они обретают значение праздника лишь в том случае, если в них вкладывается нечто из духовно-идеологической сферы. Поскольку любые национальные праздники тесно связан с традициями и обычаями, историей и культурой конкретного коллектива, им присуща своеобразная идеология и специальная организация, сценарии.

  В праздниках всех культур можно выделить две ключевых составляющих – это ритуальные игры, зрелища, которые должны демонстрировать изначальный смысл и содержание события, и собственно сами праздничные забавы, которые как раз и позволяют ассоциировать праздник с характерным настроением (во многих языках «праздничное» настроение синонимично понятиям «веселости», «балагурства», «яркого», «нарядного»), отличным от будней и повседневных практик.  Известный антрополог, философ, религиовед и культуролог М. Элиаде назвал эти два компонента праздника «священным» и «мирским»4.

  Национальные праздники выполняют множество важнейших функций, среди которых такие, как коммуникационная, консолидационная, функция социализации людей, патриотическая, культурная, досуговая и многие другие. Стоит отметить, что массовые празднования получили свое развитие в Древней Элладе порядка тридцати веков назад. Современная наука и общественная мысль уделяет достаточно внимания изучению различных аспектов праздников и празднично культуры, в связи с чем в культурологи, истории и социологии появилось отдельное направление «эортологии» (греч. έορτή праздник + греч. λόγος слово, речь, разум; мнение, учение).

  Русские праздники и праздничная культура, как и в других странах, формировались  под влиянием многих факторов. Во-первых, в России и всем мире сильнейшее воздействие на формирование праздничного календаря и особенностей народных развлечений оказали языческие верования, а также особенности организации трудового процесса и образ жизни населения во времена существования родоплеменной общины. Во-вторых, важнейшую роль в становлении системы праздников, развлечений, образа жизни и мировоззрения сыграла христианская религия. Как будет показано далее праздники в России и европейских странах, начиная с раннего Средневековья, полностью ассоциировались с православными и католическими представлениями об организации временного и пространственного измерения человеческой жизни, труда и отдыха, духовного и «мирского». Христианские праздники преследовали и продолжают преследовать цель приобщения человека к событиям, описанным в Новом Завете, зачастую воспроизводят ключевые моменты из биографии Иисуса Христа, тем самым конструируя особо рода религиозную ритуальность, обрядовость и традицию. Разумеется, влияние язычества и дохристианского культа в России и Европе было настолько велико, что и по сей день в праздничной культуре большинства стран мира присутствуют как явные элементы языческой обрядовости, так и своеобразные синтетические формы христианских и языческих празднеств.  В-третьих, историческое развитие государств мира, начиная с эпохи Ренессанса, приобретало все большие секуляризационные формы, ослаблялась роль церкви и усиливалось политического и патриотического влияние на образ жизни населения. Примерно с середины  XVI века в России и всей Европе начинается процесс формирования национальных государств, в связи с чем, вопрос о национально-государственной идентичности граждан и подданных стал одним из определяющих в общественной жизни. В данном контексте начинает меняться и праздничная культура в том числе: появляются новые виды праздников и развлечений, часто связанных со спецификой государственного устройства и идеологией стран. Сюда относятся праздники, приуроченные к важнейшим датам в истории монархических династий (например, день рождение монарха или юбилей царского дома), праздники, связанные с ключевыми моментами в истории государств (например, День независимости с США, День Победы в СССР и современной России, День взятия Бастилии во Франции и т.п.). В связи развитием капиталистических отношений, научно-техническим прогрессом, борьбы различных социальных групп за права и свободы в России и мире появляются новые виды праздников. Среди таковых можно назвать профессиональные праздники (например, День бухгалтера, День шахтера, День военно-морского флота и т.п.), а также праздники, представляющие собой смешанные формы, опосредованные историческими событиями, достижениями общечеловеческого характера, памятными датами а также почитанием отдельных категорий членов общества (к примеру, день образования Красной советской армии 23 февраля впоследствии приобрел черты «праздника всех мужчин», защитников Отечества; 8 марта, известный как «женский» праздник изначально являлся памятной датой в честь завоеваний женщин в борьбе за свои трудовые права и свободы; к праздникам особого рода принадлежат такие известные во всем мире как День матери, День защиты детей, День отца и другие; некоторые праздники представляют собой памятные даты событий, имеющих высокое культурное, гуманистическое, научное значение, как, например, День космонавтики, День Планеты). 

  Далее попробуем более подробно рассмотреть специфику организации праздничного календаря и праздничной культуры в России и за рубежом в различные исторические периоды. Так, русская культура, как и большинство европейских культур, формировалась изначально в контексте языческих верований и земледельческой организации труда. Земледелие со временем определяло не только хозяйственную деятельность народов, но и оказало сильнейшее влияние на образ мысли и жизни, фольклор, понимание времени и пространства, взаимоотношения в семье и социуме. В отличие от государств островного типа, либо народов, жизнь которых была тесно связана с морским пространством, в таких изначально континентальных странах, как Россия, Германия, Франция, Польша и мн. др., большинство праздников и обрядовых мероприятий годового цикла имели ярко выраженный аграрный характер. Народный фольклор, легенды, представления отражали отношение человека к земле и ее плодам5.

  Праздники и повседневная жизнь русских и европейцев в раннем Средневековье формировались согласно народному календарю, который в свою очередь был тесно связан с циклами трудовой деятельности в течении года (например, сбор урожая, посевы и т.д.) и природно-климатическими сезонными особенностями. С началом распространения монотеизма праздничный календарь в целом оставался неизменным формально, однако, содержательно наполнялся новыми смыслами, связанными с религиозными христианскими представлениями.

  Новые христианские праздники старались органично «влиться» в систему праздничного календаря, характерного для языческих культов. К примеру в Западной Европе католическая церковь сформировала рождественский цикл на основе новогоднего календаря языческого Рима. В Византии на основе римского праздничного календаря жили вплоть до XIII столетия. Так, новогодним календам (1—5 января) предшествовали врумалии (с 24 ноября по 17 декабря), сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых и плясками, которые первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении вина. В отличие от России, в западноевропейских государствах католическая церковь более интенсивно формировала новый праздничный календарь, поскольку старалась диктовать не только содержательные аспекты, но и формы проведения празднеств. На Руси очень долгое время праздники продолжали оставаться, по сути, наполненными славянским языческим содержанием, однако, часто формально были приурочены к православным праздничным датам. Так, в средневековой России христианские праздники частично соответствовали старому календарному циклу, в результате чего появились своеобразные синтезы из дохристианских и православных обрядов. К примеру, церковные названия праздников часто интерпретировались на языческих манер: день Рождества Иоанна Предтечи был Днем Ивана Купалы, день Святой Евдокии – День Авдотьи Плющихи и т.п. Многовековая практика пересечения и взаимовлияния языческой и сакрально-церковной культур достигала своего апогея в Рождество и Новый год, на масленичную и пасхальную недели, на Троицу и в Иванов день, знаменовавших пути летнего и зимнего солнцеворота и библейско-евангельские вехи в истории христианства.

Информация о работе Праздники в России и зарубежом