Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:22, реферат
Целью данного исследования является изучение культурно-исторических и социальных аспектов праздников и праздничных культур России и зарубежных стран. Достижение указанной цели требует выполнения следующих задач:
- провести анализ исторических, культурных и социальных аспектов формирования праздничных циклов и календарей в России и странах Западной Европы и США;
- рассмотреть ключевые особенности русской и европейской праздничных культур и специфику их развития на разных исторических этапах;
- выявить основные тенденции трансформации современных праздничных культур в России и за рубежом в контексте процессов глобализации
Введение ……………………………………………………………..…... 3
§ 1. Праздники в России и за рубежом: культурно-
исторические и социально аспекты……………………………………..7
§ 2. Особенности праздничной культуры в России
и зарубежных странах……………………………………………….…..23
§ 3. Трансформация современной праздничной культуры в контексте процессов глобализации………………………………………...………29
Заключение………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………...34
Содержание
Введение ………………………………………………………
§ 1. Праздники в России и за рубежом: культурно-
исторические
и социально аспекты……………………………
§ 2. Особенности праздничной культуры в России
и зарубежных странах……………………………………………….…..
§ 3. Трансформация
современной праздничной культуры в контексте
процессов глобализации………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………...34
Введение
В истории мировой культуры значительное место занимает проблема возникновения и развития праздника как феномена, представляющего ценность не только в плане изучения народного искусства, общественного быта, этногенеза, но и в целом для исследования материальной и духовной культуры народа. «Судьба нашего искусства есть судьба нашей культуры, судьба культуры – судьба веселия народного. Вот имя культуры: умное веселие народное», – так в контексте развития искусства и культуры определял место праздника, сущность его синтетического универсализма Вяч. Иванов1.
Праздник – явление всеобщее и постоянное именно в социально-культурной жизни народа, так как он возникает только там, где существуют духовные связи между людьми, и, порожденный ими, в свою очередь укрепляет эти связи, демонстрируя свои общечеловеческие социально-культурные качества. Изучение национальных аспектов праздников как явлений культурно-исторического и социального характера является весьма актуальным направлением современных культурологических и исторических дисциплин.
Данная работа посвящена исследованию системы праздников России и зарубежных стран в контексте их формирования и трансформации в историческом аспекте. Также видится необходимым уделить особое внимание таким вопросам, как особенности развития праздничных культур России и христианских стран Запада, поскольку это позволяет выявить важные с точки зрения комплексного исследования национальных культур сходства и различия в традициях празднования и развлечения русских и иностранцев в различные исторические периоды.
Современные процессы глобализации и межкультурного взаимодействия в еще большей степени актуализируют проблемы анализа роли традиций и обычаев локальных культур. Праздник как сложный набор символов и знаков демонстрирует зачастую всю совокупность представлений того или иного народа о мироустройстве, времени и пространстве, своем образе жизни и понимании социальных процессов. В связи с этим весьма важным видится вопрос о трансформации праздников и праздничных культур в современной России и мире; этой проблематике посвящен заключительный параграф работы.
Данное
исследование основывается на анализе
исторического и
Целью данного исследования является изучение культурно-исторических и социальных аспектов праздников и праздничных культур России и зарубежных стран. Достижение указанной цели требует выполнения следующих задач:
- провести анализ исторических, культурных и социальных аспектов формирования праздничных циклов и календарей в России и странах Западной Европы и США;
- рассмотреть ключевые особенности русской и европейской праздничных культур и специфику их развития на разных исторических этапах;
- выявить
основные тенденции
Логика данного исследования конструируется, исходя из следующей гипотезы: праздники и праздничная культура России, европейских государств и США имеют ряд сходств, опосредованных принадлежностью к христианскому религиозному дискурсу, а также – ряд существенных различий, которые сформировались под влиянием уникального исторического и культурного развития каждой из стран.
Исходя из целей, задач и общей проблематики работы, объектом исследования будет являться система праздников и праздничной культуры России и зарубежных стран. В таком случае в качестве предмета исследования будет выступать совокупность культурно-исторических и социальных аспектов праздников и праздничной культуры России и зарубежных стран.
Базу источников данной работы составляют работы, посвященные исследованию феномена праздника в России и за рубежом. Среди наиболее значимых работ стоит отметить авторитетную книгу М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», в которой известный русский философ разрабатывает оригинальную концепцию феномена средневекового европейского праздника как карнавала и аккумулирования духовно-идеологической составляющей жизни народа через призму творчества писателя Ф. Рабле.
Важным подспорьем при изучении особенностей развития праздничной культур в ХХ веке, в том числе в СССР, стали работы К. Жигульского, польского социолога и бывшего министра культуры Польши. Жигульский выдвигает теорию праздника как института и подтверждает свою гипотезу на основании анализа функционирования системы советских государственных праздников.
Развитию
праздничной культуры в средневековой
России посвящены работы Лихачева, Панченко,
Петрухина. Авторитетные исследователи
рассматривают вопрос о специфике русской
праздности и развлечений через призму
сложных взаимоотношений церкви и общества,
церкви и монарха, «низов» и «верхов» общества.
Ученые отмечают ряд параллелей между
средневековыми массовыми праздниками
на Западе и в России, однако, утверждают,
что российская праздничная культура
в своей основе имеет множество уникальных
и присущих лишь русскому народу особенностей,
возникший в силу исторически обусловленных
явлений.
§
1. Праздники в
России и за рубежом:
культурно-исторические
и социально аспекты
Праздник как социальный и культурный феномен на протяжении долгого времени привлекает специалистов различных научных дисциплин. Праздник, досуг, развлечение, праздничная культура – все это явления единого смыслового пространства, которые определяются сложными историческими, географическими, политическими и иными аспектами развития того или иного общества и коллектива. Так, еще древнегреческие мыслители, такие как Платон и Аристотель, рассуждали о значимости так называемого «высокого» досуга в развитии нравственных качеств человека. На сегодняшний день существует множество подходов и концепций, освещающий роль и природу такого явления как праздник.
Особую роль в жизни любого социума играют так называемые традиционные и массовые праздники, поскольку именно они часто демонстрируют важные особенности национальных культур и исторического становления народов. Как отмечает О. Орлов, праздник – это явление всеобщее и постоянное именно в социально-культурной жизни народа, так как он возникает только там, где существуют духовные связи между людьми, и, порожденный ими, в свою очередь укрепляет эти связи, демонстрируя свои общечеловеческие социально-культурные качества2. Знаменитый русский философ М.М. Бахтин отмечал, что праздник и празднование в жизни любого народа всегда имело «существенное и глубокое смысловое, миросозерцательное значение»3, это как бы «вторая жизнь» народа. Разного рода карнавалы, гуляния, кутежи, сценарные праздники и т.п. могут выглядеть как праздничная социальная практика, однако, они обретают значение праздника лишь в том случае, если в них вкладывается нечто из духовно-идеологической сферы. Поскольку любые национальные праздники тесно связан с традициями и обычаями, историей и культурой конкретного коллектива, им присуща своеобразная идеология и специальная организация, сценарии.
В праздниках всех культур можно выделить две ключевых составляющих – это ритуальные игры, зрелища, которые должны демонстрировать изначальный смысл и содержание события, и собственно сами праздничные забавы, которые как раз и позволяют ассоциировать праздник с характерным настроением (во многих языках «праздничное» настроение синонимично понятиям «веселости», «балагурства», «яркого», «нарядного»), отличным от будней и повседневных практик. Известный антрополог, философ, религиовед и культуролог М. Элиаде назвал эти два компонента праздника «священным» и «мирским»4.
Национальные праздники выполняют множество важнейших функций, среди которых такие, как коммуникационная, консолидационная, функция социализации людей, патриотическая, культурная, досуговая и многие другие. Стоит отметить, что массовые празднования получили свое развитие в Древней Элладе порядка тридцати веков назад. Современная наука и общественная мысль уделяет достаточно внимания изучению различных аспектов праздников и празднично культуры, в связи с чем в культурологи, истории и социологии появилось отдельное направление «эортологии» (греч. έορτή праздник + греч. λόγος слово, речь, разум; мнение, учение).
Русские
праздники и праздничная
Далее попробуем более подробно рассмотреть специфику организации праздничного календаря и праздничной культуры в России и за рубежом в различные исторические периоды. Так, русская культура, как и большинство европейских культур, формировалась изначально в контексте языческих верований и земледельческой организации труда. Земледелие со временем определяло не только хозяйственную деятельность народов, но и оказало сильнейшее влияние на образ мысли и жизни, фольклор, понимание времени и пространства, взаимоотношения в семье и социуме. В отличие от государств островного типа, либо народов, жизнь которых была тесно связана с морским пространством, в таких изначально континентальных странах, как Россия, Германия, Франция, Польша и мн. др., большинство праздников и обрядовых мероприятий годового цикла имели ярко выраженный аграрный характер. Народный фольклор, легенды, представления отражали отношение человека к земле и ее плодам5.
Праздники и повседневная жизнь русских и европейцев в раннем Средневековье формировались согласно народному календарю, который в свою очередь был тесно связан с циклами трудовой деятельности в течении года (например, сбор урожая, посевы и т.д.) и природно-климатическими сезонными особенностями. С началом распространения монотеизма праздничный календарь в целом оставался неизменным формально, однако, содержательно наполнялся новыми смыслами, связанными с религиозными христианскими представлениями.
Новые христианские праздники старались органично «влиться» в систему праздничного календаря, характерного для языческих культов. К примеру в Западной Европе католическая церковь сформировала рождественский цикл на основе новогоднего календаря языческого Рима. В Византии на основе римского праздничного календаря жили вплоть до XIII столетия. Так, новогодним календам (1—5 января) предшествовали врумалии (с 24 ноября по 17 декабря), сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых и плясками, которые первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении вина. В отличие от России, в западноевропейских государствах католическая церковь более интенсивно формировала новый праздничный календарь, поскольку старалась диктовать не только содержательные аспекты, но и формы проведения празднеств. На Руси очень долгое время праздники продолжали оставаться, по сути, наполненными славянским языческим содержанием, однако, часто формально были приурочены к православным праздничным датам. Так, в средневековой России христианские праздники частично соответствовали старому календарному циклу, в результате чего появились своеобразные синтезы из дохристианских и православных обрядов. К примеру, церковные названия праздников часто интерпретировались на языческих манер: день Рождества Иоанна Предтечи был Днем Ивана Купалы, день Святой Евдокии – День Авдотьи Плющихи и т.п. Многовековая практика пересечения и взаимовлияния языческой и сакрально-церковной культур достигала своего апогея в Рождество и Новый год, на масленичную и пасхальную недели, на Троицу и в Иванов день, знаменовавших пути летнего и зимнего солнцеворота и библейско-евангельские вехи в истории христианства.