Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 00:22, реферат
Целью данного исследования является изучение культурно-исторических и социальных аспектов праздников и праздничных культур России и зарубежных стран. Достижение указанной цели требует выполнения следующих задач:
- провести анализ исторических, культурных и социальных аспектов формирования праздничных циклов и календарей в России и странах Западной Европы и США;
- рассмотреть ключевые особенности русской и европейской праздничных культур и специфику их развития на разных исторических этапах;
- выявить основные тенденции трансформации современных праздничных культур в России и за рубежом в контексте процессов глобализации
Введение ……………………………………………………………..…... 3
§ 1. Праздники в России и за рубежом: культурно-
исторические и социально аспекты……………………………………..7
§ 2. Особенности праздничной культуры в России
и зарубежных странах……………………………………………….…..23
§ 3. Трансформация современной праздничной культуры в контексте процессов глобализации………………………………………...………29
Заключение………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………...34
Многие
советские праздники и
Как известно, в отличие от России, Новый год на Западе не имеет такого большого значения. Это связано с тем, что празднику предшествует Рождество (25 декабря) и основные торжественные мероприятия совершаются за несколько дней до Нового года (например, дарение подарков). Интересно и то, что в русской праздничной культуре традиция наряжать елку является новогодней, а в западной –рождественской (Christmas Tree). Такое различие связанно с почти 70-летним отсутствием религиозных норма в идеологическом пространстве советского человека, а также предшествие новогоднего празднования рождественскому.
Традиция государственных праздников, конечно, существовала еще задолго до образования Советского Союза, однако, она не носила столь ярко выраженный идеологический и государственнический характер. Особой популярностью пользуются государственные праздники в США. Так, к примеру День независимости считается днем рождения Соединенных Штатов как свободной и независимой страны. Большинство американцев называют этот праздник просто по его дате - "Четвертое июля".Праздник напоминает о том, что 4 июля 1776 года была подписана Декларация независимости. Среди важных американских государственных праздников стоит выделить День памяти Мартина Лютера-Кинга, американского священнослужителя африканского происхождения, считающегося одним из великих американцев, потому что неустанно вел борьбу за гражданские права всех людей ненасильственными способами. С 1968 г., когда он был убит, в день его рождения, 15 января, ежегодно проводятся мемориальные молитвы. В 1986 г. праздник был перенесен на третий понедельник января и был объявлен национальным праздником.
Известный за пределами США государственный праздник День поминовения отмечается в четвертый понедельник мая в память о всех погибших. Первоначально это были погибшие в Гражданской войне, но теперь это — День поминовения всех погибших во всех войнах и вообще всех умерших. В этот день проходят специальные церемонии на кладбищах, в церквях и других общественных местах. Можно и далее приводить многочисленные примеры светских праздников в зарубежных странах, которые так или иначе связаны с историей государств, их традициями, историческими успехами и моментами национального единства. Одним из первых таких праздников стал День взятия Бастилии 14 июля 1789 года, широко отмечаемый во Французской республики. Надо сказать, что Великая французская революция в целом оказала серьезное влияние на трансформацию праздничного календаря и праздничной культуры на всем европейском пространстве, поскольку впервые нанесла серьезный удар по традициям религиозного празднования.
Таким
образом, в данном параграфе мы рассмотрели
основные исторические, культурные и социальные
аспекты формирования праздничных циклов
и праздничных календарей в России и западных
странах. Как было показано, система празднований
и развлечений складывалась из трех основных
источников: 1. языческие культы, сопряженные
с аграрным трудом и тесной связью человека
с землей и ее плодами; 2. религиозные христианские
источники, долгое время культивировавшие
свой праздничный календарь, совмещенный
во многом с дохристианскими формами праздничной
культуры; 3. светские источники (т.е. источники,
не имевшие отношения с сакральному и
мистическому опыту человека, как в случае
с двумя первыми) положили традицию празднования
государственных праздников, которые
были связаны с доминирующей политической
идеологией стран и народов, новым пониманием
истории и временной динамики, связывавшихся
с развитием и становлением нации как
единого общественного и государственного
организма.
§
2. Особенности праздничной
культуры в России и
зарубежных странах
Праздничная культура разных народов мира представляет собой совокупность ритуально-обрядовых практик, традиций и норм празднования основных торжеств, характерных для того или иного общества. В предыдущем параграфе мы отчасти затронули тему праздничной культуры, но больше – в контексте ее исторического и социального формирования. Далее мы сделаем попытку провести анализ основных аспектов праздничных культур, развлечений и проявлений праздности в России и за рубежом.
Как известно, символика праздничной культуры является важнейшей частью всей культуры конкретного народа. Начиная с раннего средневековья, в России и Европе появляется феномен массового праздника (или массовых гуляний). Именно данное явление особо привлекает внимание исследователей – историков и культурологов.
Можно отыскать великое множество сходных черт в организации праздничного действа в средневековой Руси и европейских странах. Часто средневековые массовые праздники называют действом, у которого «не было зрителей, а лишь участники»10. Действительно, в России и Европе в разной форме проходили массовые гуляния, которые во Франции и Италии, к примеру, принимали форму карнавала, а в России – народными забавами с переодеваниями, скоморохами, ярмарками. Крайне сложное и интересное переплетение мифологических элементов, языческих обрядов, церковного содержания, социальной организации, образа жизни средневековых людей создавало необычайный и неповторимый более феномен народного праздника.
В России карнавальный характер праздника существенно отличался от тех, что проходили в Европе. Так, вплоть до XVI века народные веселья на Руси происходили в основном на Масленицу, Святки и другие праздники языческого происхождения. Однако своеобразный сумбурный и даже дикий характер многие народные гуляния в Европе и России приобрели за счет серьезного вмешательства церкви в праздничную культуру народа. Зачастую в массовых забавах проявлялась пародийная сатира на христианские культы и обряды, а также – попытки исказить социальную реальность. Массовый выплеск того, что в психоанализе можно назвать либидо, сопровождался в средневековых забавах юмористическими и хтоническими переодеваниями, театральными мистериями, пародиями на господствующее сословие и духовенство.
Так В. Петрухин отмечает, что давно стало истинным утверждение о языческих - дохристианских – истоках святочного колядования, масленицы, русальной недели, ночи на Купалу и т.п.11 Между исследователь Н.В. Понырко справедливо заключала, что "народная обрядность святок во многом была продолжением церковной обрядности или ее травестией"12. Следовательно, народная праздничная культура в Средние века являет собой сложный синтез мифологии и религии, социальной сатиры и обычного озорства. К примеру, в средневековой Европе широкое распространение получили ваганты (derlei vagantes — лат. – «странствующие клирики»), которые чаще всего являлись недоучившимися семинаристами, разжалованными священниками или просто школьниками. Они выступали с озорными латинскими песнями, пародирующими церковные гимны. Так, вместо обращения к «Богу всемогущему» следовало обращение к «Бахусу всепьющему». Пародировалась даже молитва «Отче наш».
Во всех праздничных культурах Европы, в том числе в России, существовали народные забавники – потешники. В западной Европе таковыми являлись гистрионы, которых в разны странах называли шпильманами, жонглерами, менестрелями и др13. В России их называли скоморохами. Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и популярного искусства происходит с XI по XIII век, т. е. падает на время возникновения средневековых городов. Гистрионы были ярчайшими выразителями мирского, жизнелюбивого духа в средневековом городе. В их веселых, дерзких песнях, в их пародийных сценках, затеях и маскарадных представлениях проявилось стихийное бунтарство народных масс.
Интересно отметить, что в России впервые своеобразная институализация народных празднеств происходит во времена Ивана IV Грозного. Первый русский царь начинает устраивать бурные карнавалы и забавы при своем дворе, которые, конечно, отличались от европейских аналогов. Иван Грозный, а впоследствии и Петр I Великий войдут в историю в том числе и как организаторы мало с чем сравнимых жестоких и кровавых зрелищ, сильно повлиявших на праздную и развлекательную культуру русского народа. Опричный разгул массовых гуляний при Иване Грозном существенно отличался от карнавалов европейского Ренессанса. Если последний был призван объединять людей разных социальных сословий и статуса, то русский «аналог» еще больше усугублял разделение и дистанцию между царем и народом. "Праздничные" действа опричников, конечно, включали "фольклорный" антураж с ряжением ("машкары"), скоморошеством и т.п., но то был театр для одного актера (для царя): "праздник" проходил не на карнавальной площади, а в опричной Александровой слободе. Все это, естественно, не мешало Грозному обвинять своих противников в принадлежности к скоморошеству - "дудину племени": новгородского архиепископа царь велел везти в Москву, посадив на кобылу задом наперед с волынкой в руках.
Важнейшим лейтмотивом народных праздников в России и Европе в Средние Века становится надругательство «низов» над «верхами». Восходящий к Древнему Риму обычай выборов «царя Сатурналий» нашел свое отражение в европейских забавах переодевания местных потешников в царственных особ с их последующим осмеянием. На Руси подобные вещи имели место быть, однако, в них абсолютно исключалась первоначальная идея сарказма и пародийности, потому что в данном случае не народные "низы" подвергали осмеянию и "снижению" официальные верхи, а, напротив, социальные верхи демонстрировали свое самовластие и даже всевластие, позволяя себе опричный маскарад, но пресекая всякие попытки "карнавализации" снизу14.
Так или иначе, средневековая праздничная культура в Европейских странах оказала серьезнейшее влияние на всю культурную динамику населявших Европейских полуостров народов. Так, именно в западном Средневековье зарождаются такие культурные «продукты» народных забав как театр фарса, мистериальный и гротескный жанр, направления моралите и миракль, карнавальная традиция.
Разумеется,
праздничная культура не сводится лишь
к массовому и разгульному
характеру проведения торжества. С
усилением процессов
С начала XVIII столетия в русской культуре развлечений и праздников появляются специфические особенности светского празднования. В моду того времени вклиниваются императорские балы, приемы, вечера. В этот период формируется молодая русская аристократия. Разумеется, неотъемлемой частью аристократической жизни становится праздничная (точнее будет сказать – праздная) культура. Заложенные Петром Великим традиции безграничного и не знающего никаких моральных законов веселья позже проявились в становлении своеобразного праздничного мировоззрения русского человека.
В
XIX веке в оборот входит понятие кутежа.
Наряду со многими «русскими» страстями,
такими как азарт, риск, легкомыслие, бросания
в крайности, важным явлением праздничной
жизни русского человека становится кутеж.
В XVIII веке, столетии столь частых дворцовых
переворотов, происходит формирование
совершенно отличного от европейского
механизма социального возвышения знати.
Во времена правления Екатерины II стать
дворянином, получить высочайший социальный
статус мог любой человек, которому удалось
бы попасть в число фаворитов Ее Величества.
Такая молодая русская аристократия являла
собой класс, «не обросший» вековыми традициями
и столь распространенной в Европе дворянской
сдержанностью. Именно в рядах молодого
русского дворянства зарождается практика
кутежа как «особого вида» русского веселья.
Позже, уже во второй половине XIX века,
в эпоху бурного развития капиталистических
отношений в России, точно так же появиться
молодая прослойка внезапно обогатившихся
купцов. Именно осознание своеобразной
«непрочности» и даже «незаслуженности»
своего социального статуса являлось
причиной довольно странных проявлений
характера таких людей: безрассудной траты
денег на развлечения, дикий кутеж, распитие
алкоголя во время празднеств до крайнего
предела. К концу XIX столетия в русском
образе мысли появляется понятие «праздника
жизни», который не связан с праздничным
календарем или праздничной традицией.
Быстрое обогащение, как и быстрое приобретение
социального статуса являлось своеобразным
психологическим фактором многих людей
знатных в России в необходимости самоутверждения
и доказательств своих возможностей как
«истинно достойных» того, что они имеют.
Возможно, именно по этой причине до сих
пор имеют место быть столь непонятные
иностранцам иррациональные поступки
русских людей в их праздной и развлекательной
культуре. Почти фольклорный русский кутеж
надолго стал ассоциироваться с цыганскими
танцами, перестрелками на дуэлях, безрассудной
тратой денег и демонстрацией своих возможностей.
Разумеется, нельзя утверждать, что именно
в русской праздничной культуре можно
проследить подобные элементы кутежа
как аспекта развлечения. Начиная с травестий
императорского Рима, при знатных монархических
дворах Европы (достаточно вспомнить французского
Людовика XV) часто имели место быть бесконечные
застолья и разгул. Однако в России подобные
особенности яркой и кутежной праздничной
культуры вышли далеко за пределы дворцов
и отчасти повлияли на формирование мировоззрения
русского человека.