Потребности человека в магии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:32, реферат

Описание работы

Существуют различные определения магии. Но все они неизменно отмечают одну ее особенность: в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир. Оккультные науки представляют собой целостную сферу мировой культуры. На протяжении не менее чем пяти тысячелетий она развивалась по собственным законам, находясь в едином контексте с иными областями интеллектуальной рефлексии человечества.

Содержание

Введение
Глава 1 Сущность и происхождение магии.
Глава 2. Человек в мире магии.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Потребность человека в магии.docx

— 68.18 Кб (Скачать)

С переходом к земледелию магические обряды исполняются, чтобы  воздействовать на силы природы и  добиться от земли хорошего урожая. Меланезийцы Тробриандовых островов, например, чтобы клубни выращиваемых ими земледельческих культур таро и ямса были большими и крепкими, зарывали на своих огородах камни, напоминающие по форме эти клубни, предварительно их заговорив.

Еще в прошлом веке русские крестьянки в момент посадки  капустной рассады туго обвязывали голову платком, чтобы и кочаны получались тугими и упругими. Часто обряды имели своей целью передачу земле  силы человеческого плодородия: у  многих народов мужчины и женщины  во время полевых работ обнажались, исполняли эротические пляски, вступали на поле в половую связь. Иногда главным содержанием земледельческой магии было ритуальное убийство людей. Так, у индейского племени пауни был такой обряд: молодую обнаженную женщину ставили на пьедестал, вокруг которого находились вооруженные луками воины. В определенный момент все они вместе выпускали в девушку свои стрелы. После этого ее тело рубили на куски и зарывали их на поле, а кровью поливали посевы. У одного из племен Западной Африки существовал аналогичный обряд: ежегодно перед полевыми работами совершалось ритуальное убийство мужчины и женщины, после чего их тела закапывались на поле.

Обряд совершался в надежде, что мужская и женская сила передастся земле и обеспечит ей плодородие.

Страшным бедствием  для земледельцев были засуха, наводнение и другие стихийные бедствия. Вот  почему появились многочисленные магические обряды, имевшие своей целью влиять на погоду и составившие отдельный  вид магии: метеорологическую, или  магию погоды. Здесь наиболее распространенными  являлись обряды вызывания дождя. Вот как «вызывали» дождь колдуны центрально-австралийского племени вонконгуру. Двое «заклинателей дождя» по очереди зачерпывали заколдованную воду в деревянное корыто и разбрызгивали ее в разные стороны, производя при этом пучками перьев шум и шорох, имитируя тем самым звук падающих капель дождя.

Некоторые обряды метеорологической  магии предназначены вызывать солнечный свет. Колдуны с острова Флорида, совершавшие этот обряд, привязывали листья и прутья определенной породы дерева к концу бамбукового шеста и держали его над огнем, раздувая его и произнося одновременно магическое заклинание, переходящее на огонь, а с него на листья. Затем шест укреплялся на верхушке дерева, ветер должен был сдуть с него чары и унести их вдаль, ожидалось, что после этого засияет солнце. В силу неразвитости первобытной практики и идеологии колдовские обряды сопровождали буквально каждый производственный процесс людей того времени, при этом магические верования тесно переплетались с верными наблюдениями над природой. Отсюда, однако, не следует, что магические верования и ритуалы были тождественны знанию, выполняли роль конденсатора рациональных приемов производства, лечения и т. п., как это утверждают некоторые исследователи. Подобную точку зрения отстаивает, например, английский историк культуры лорд Рэглан в своей работе «Как возникла цивилизация?», где пытается объяснить происхождение буквально всех предметов культуры потребностями религиозно-магического культа. По его словам, изобретение плуга явилось результатом поклонения людей фаллосу, а переход людей к скотоводству вызван тем, что люди, поклонявшиеся Луне, обнаружили ее сходство с рогами тура и коровы. Подобные взгляды Рэглана и других ученых на происхождение земледелия и скотоводства, войны и государства, денег и обмена, искусства и науки из религиозных культов, по сути дела, ничем не отличаются от мифов, по которым Диана научила людей охоте, а Посейдон — коневодству.[15]

Субъектом любого магического  действия является колдун — профессионал или любитель. На самых ранних ступенях развития первобытного общества профессиональных колдунов еще не было. Магические обряды и ритуалы выполнялись любым  из членов племени, чаще стариками, владевшими опытом исполнения необходимых церемоний. Впоследствии появились люди, которых  считали наделенными особыми способностями, и, прежде всего, способностью общаться со сверхъестественным миром и его обитателями. У разных народов их называли по-разному — колдун, волхв, заклинатель, шаман и т. д. Но социальная функция в доклассовом обществе у них была одна: магическая практика, своей целью имеющая обеспечить первобытной общине покровительство сверхъестественных сил и защитить от колдовских происков со стороны недружелюбных племен и злых духов.[11]

[11]Джемс У. Многообразие  религиозного опыта. СПб., 1992.

[15]И. И. Жерневская, Л. В. Шарманова «Куда ведет аллея сфинксов», Лениздат, 1990г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Человек в мире магии.

2.1. Почему люди начинают увлекаться магией.

Магия, как средство для достижения целей, желаема для достаточно большого числа людей. И даже те, кто столкнулся с шарлатанами, продолжают посещать салоны магии и частных лиц, оказывающих магические услуги. «Сунувшись один раз «в магию», многие люди не могут остановиться». 
Люди хотят добиться чего-то в жизни, и для кого-то магия кажется тем самым способом, который позволит осуществить мечты. А, между тем, «магия» рекламы заманивает, обещает, и народ «клюёт». Одних, магия влечёт, в состоянии депрессии и отчаяния. Других, амбиции и гордыня ведут к «высшим силам» и к магии. 
Но, надо признать, народ попадает не к настоящим магам и оккультистам в 99%, а к людям «психологам» наделённых не плохими сенсорными способностями (к экстрасенсам), а также к колдунам, шаманам, ведьмам. 
Если, хорошо подумать, большинству людей не нужна, никакая магия. Единственное, что нужно людям, это – энергия разных видов (эфирная, астральная, ментальная, буддхическая, аттмическая). Заменить магию могут условия для реализации самих себя, «поле деятельности». При наличии энергии и возможностей для её применения, у любого человека всё будет нормально. Наверное, с этим многие со мной и согласятся.

Если вы пойдёте к  черному магу, черному колдуну  или ведьме, то там энергии Вы не получите, а наоборот потеряете. Если вы пойдёте заниматься йогой  или другими полезными практиками, или поедите просто на отдых, то там, скорее всего, Вы сможете получить энергию. 
Людям надо помнить, что, обращаясь к магии можно приобрести энергию. И можно, используя магию потерять энергию. В любом случае, магия требует очень много энергии. И если, нарушать законы, занимаясь магией, человек может остаться, совсем без энергии. 

Магией интересуются очень многие.

Причин для этого  много.  

 

·        Во-первых, это «зов предков», на протяжении веков люди стремились овладеть магией. Менялись границы государств, исчезали империи, сменялись верования, но люди стремились к магии. Что, в общем-то, делают и посей день, видимо стремление к магии у людей в крови. Магия существовала у всех народов в древности: шаманы, колдуны, маги, жрецы, ведьмы, каббалисты, масоны, ведуны, друиды и так далее. Магией пользовались и великие правители великих государств и обычный народ.

·        Во-вторых, занятие магией может восприниматься и как развлечение. И у  несовершеннолетних подростков и  у «больших дядей», внутри живёт ребёнок. Поэтому, для «детей» поиграть в магию, может быть забавно.

·        В-третьих, кто-то  смог получить некоторый опыт в магии и увидел в этом неплохую перспективу. Всегда, радостно, когда магия помогла в жизни. И если человек смог хотя бы один раз убедиться в результативности магии, остановиться уже, как правило, не может.

·        В-четвертых, некоторые люди настолько не состоятельны в социуме или в личной жизни, что готовы идти хоть к чёрту, хоть к дьяволу лишь бы преуспеть в этой жизни. Этот контингент увлекается ведьмачеством, чёрной магией, колдовством и прочей «чертовщиной».

·        В-пятых, магия передаётся по наследству. Например, у цыган, у ведьм иногда у колдунов, шаманов. И такой магии «умереть» не просто.  

 

В общем-то, смерть магии  не грозит, судя по возрастающему интересу  среди населения к тайным знаниям, которые обещают власть, деньги, процветание. 

 

 

 

В магии в ход идёт всё, и ритуалы, и заклинания, и  танцы с бубнами, и растения, и  люди с животными, и всевозможные предметы. И один из распространенных важных атрибутов магии является кровь. Кровь людей и животных. Вариаций с использованием крови  животных или человеческой множество. Всё зависит от фантазии.

Относиться к магии  можно по-разному. В основном люди верят в магию или не верят  в магию. Оба эти варианта одинаково  бредовые. Потому что чувства, к которым  относятся «верю» или «не верю»  на магию не влияют никаким образом. К Богу люди тоже относятся по-разному, одни «верят» другие «не верят», но от этого у Бога ничего не меняется, и не влияет на то «есть он или  нет». [12] 

Петенкова О.В. Оккультизм [12]

 

 

 

2.2. Роль магии

 

Научное изучение феномена магии началось с исследования первобытной  магии именно потому, что для современного человека характерно неверие в реальность магии и недооценка своих первобытных предков. Магия как экзотика, а не как элемент всякого человеческого действия и мировосприятия, - вот что привлекло внимание, прежде всего, когда социальная антропология открыла для всей образованной Европы многообразие иных культур: этого зверинца странных обычаев и менталитетов, паноптикума заблуждений и неэффективных, бессмысленных ритуалов и обрядов.

У Дж. Фрэзера и Б. Малиновского — столпов британской социальной антропологии — мы находим первые наброски, которые можно составить в некоторую общую теорию магии.

Фрэзер: Психологическая основа магии — ассоциация идей, между которыми не существует реальной причинной связи; магия позволяет умному человеку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые государства, получать статус святых и богов после смерти; магия вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и целостность, самостоятельность индивида. Таковы основные положения фрэзеровской концепции магии. [13]

Малиновский: Магия обеспечивает уверенность в ситуациях неопределенности; магия создает церемониальную структуру торговли; магия часто организует коллективный труд; магия действует с помощью усиления социального давления на индивида; миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к проговариванию мифа; магия представляет собой в основном языковый феномен и использует специальный высокопарно-сакральный язык, который отличается от языка, применяемого в контексте трудовой деятельности и общественных отношений; магия — предельный случаи, демонстрирующий силу и активность языка, так как всякий язык имеет магическую функцию; магия укрепляет неравенство людей в примитивных обществах; магия подтверждается чудесами, порождаемыми мистической верой. [14]

Уже из этих выводов Фрэзера и Малиновского следует, что магия, в сущности, закладывала социальную структуру первобытного общества, организовывала важнейшие формы деятельности, являлась основой развития индивидуальности и сферой приложения всех духовных и практических новаций. Магия воплощала в себе фундаментальное и плодотворнейшее противоречие первобытной жизни. Так, она формировала новые социальные структуры, критикуя племенную повседневную реальность и мышление, и она также культивировала свободную индивидуальность, сосредоточивая все формы творчества в «обожествленном еретике» — шамане. Именно магии оказалось под силу провести зарождающееся человечество по острию бритвы, убедить его в собственной сверхъестественной исключительности и внушить ему идею господства над природой в то время, когда вся реальная жизнь неопровержимо доказывала обратное. Найдя первое эффективное применение свободной игре воображения, магия описала и объяснила пугающе неохватный мир, упростила его, сделала более предсказуемым и возвела строительные леса его переустройства. И пусть даже эти леса регулярно рушились, хороня под обломками наиболее отважных первопроходцев — что с того! Нашим предкам, зато было кого хоронить с почестями, было о ком слагать легенды, было у кого учиться, было что восстанавливать и перестраивать, было что терять и что воскрешать.

Б. Малиновский пишет, что магия дает человеку ряд готовых  ритуальных актов и стандартных  верований, оформленных в определенную практическую и ментальную технику.

Дж. Фрезер«Золотая ветвь» , 1986 год [13]

 

Тем самым как бы воздвигается мост через те пропасти, которые  возникают перед человеком на пути к его важнейшим целям, преодолевается опасный кризис. Функция магии  заключается, по Малиновскому, в ритуализации человеческого оптимизма, в поддержании  веры в победу надежды над отчаянием.

Этнографическое и психологическое  объяснение первобытной магии сформулировало парадигму ее восприятия применительно и к другим историческим контекстам. И все же историческая специфика разных форм магии — отдельный и сложный вопрос

Если для неолитического человека магия едва ли не единственное средство выжить на грани смерти»  то для человека античности она постепенно становится в ряд других, часто  не менее эффективных и убедительных форм деятельности. Сфера магии резко  локализируется; определенный круг людей  вообще перестает участвовать в  магических обрядах, для других магия  смыкается с развлечением, ряд  важных умилостивительных функций  магии начинает выполнять религия. С другой стороны, в самой магии  происходит расслоение между элементами, включаемыми в официальные обряды (разные формы предсказаний и гаданий), и теми, которые отныне культивируются лишь тайно (черная магия). Это расслоение, начавшееся еще в первобытном обществе, теперь окончательно оформляется в официальный религиозный культ, направленный на публичное умилостивление богов, и магическую сакральную мистерию, задействующую злые сверхприродные силы.

 

[14]Б. Малиновский ,  «Магия, наука и религия», 1998

 

Одновременно с отмежеванием магии от религии происходит десакрализация искусства, обмирщение права, науки, морали. Конечно, в античности обнаруживается только самое начало этого процесса. Гомеровский человек не только преклоняется перед богами, но порой и заставляет их предпринимать выгодные ему действия; математика еще тесно связана с астрологией и практикой гадания, а науки о природе — с поисками чудесных субстанций. Религия и миф продолжают занимать в сознании античного человека центральное место, но постепенно вытесняются — вместе с магией - в сферу идеологии, за пределы практической деятельности. Люди, овладевшие искусством создавать прибавочный продукт, могут себе позволить не принимать магию всерьез. Теперь уже магия — это обряд и ритуал, понятый как обряд и ритуал, не более того. Магия — это превращение действительности в сказку, и люди подозревают, что это всего лишь сказка, т. е. что-то не слишком реальное, редкое, сказание, а не сама жизнь. Жизнь богаче магии: в ней есть деньги, любовь, власть, на долю же магии остается пикантное приключение, игра для ума и тела, без которых, в принципе, можно и обойтись.

Информация о работе Потребности человека в магии