Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:32, реферат
Существуют различные определения магии. Но все они неизменно отмечают одну ее особенность: в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир. Оккультные науки представляют собой целостную сферу мировой культуры. На протяжении не менее чем пяти тысячелетий она развивалась по собственным законам, находясь в едином контексте с иными областями интеллектуальной рефлексии человечества.
Введение
Глава 1 Сущность и происхождение магии.
Глава 2. Человек в мире магии.
Заключение
Список литературы
С переходом к земледелию магические обряды исполняются, чтобы воздействовать на силы природы и добиться от земли хорошего урожая. Меланезийцы Тробриандовых островов, например, чтобы клубни выращиваемых ими земледельческих культур таро и ямса были большими и крепкими, зарывали на своих огородах камни, напоминающие по форме эти клубни, предварительно их заговорив.
Еще в прошлом веке
русские крестьянки в момент посадки
капустной рассады туго обвязывали
голову платком, чтобы и кочаны получались
тугими и упругими. Часто обряды
имели своей целью передачу земле
силы человеческого плодородия: у
многих народов мужчины и женщины
во время полевых работ
Обряд совершался в надежде, что мужская и женская сила передастся земле и обеспечит ей плодородие.
Страшным бедствием для земледельцев были засуха, наводнение и другие стихийные бедствия. Вот почему появились многочисленные магические обряды, имевшие своей целью влиять на погоду и составившие отдельный вид магии: метеорологическую, или магию погоды. Здесь наиболее распространенными являлись обряды вызывания дождя. Вот как «вызывали» дождь колдуны центрально-австралийского племени вонконгуру. Двое «заклинателей дождя» по очереди зачерпывали заколдованную воду в деревянное корыто и разбрызгивали ее в разные стороны, производя при этом пучками перьев шум и шорох, имитируя тем самым звук падающих капель дождя.
Некоторые обряды метеорологической магии предназначены вызывать солнечный свет. Колдуны с острова Флорида, совершавшие этот обряд, привязывали листья и прутья определенной породы дерева к концу бамбукового шеста и держали его над огнем, раздувая его и произнося одновременно магическое заклинание, переходящее на огонь, а с него на листья. Затем шест укреплялся на верхушке дерева, ветер должен был сдуть с него чары и унести их вдаль, ожидалось, что после этого засияет солнце. В силу неразвитости первобытной практики и идеологии колдовские обряды сопровождали буквально каждый производственный процесс людей того времени, при этом магические верования тесно переплетались с верными наблюдениями над природой. Отсюда, однако, не следует, что магические верования и ритуалы были тождественны знанию, выполняли роль конденсатора рациональных приемов производства, лечения и т. п., как это утверждают некоторые исследователи. Подобную точку зрения отстаивает, например, английский историк культуры лорд Рэглан в своей работе «Как возникла цивилизация?», где пытается объяснить происхождение буквально всех предметов культуры потребностями религиозно-магического культа. По его словам, изобретение плуга явилось результатом поклонения людей фаллосу, а переход людей к скотоводству вызван тем, что люди, поклонявшиеся Луне, обнаружили ее сходство с рогами тура и коровы. Подобные взгляды Рэглана и других ученых на происхождение земледелия и скотоводства, войны и государства, денег и обмена, искусства и науки из религиозных культов, по сути дела, ничем не отличаются от мифов, по которым Диана научила людей охоте, а Посейдон — коневодству.[15]
Субъектом любого магического действия является колдун — профессионал или любитель. На самых ранних ступенях развития первобытного общества профессиональных колдунов еще не было. Магические обряды и ритуалы выполнялись любым из членов племени, чаще стариками, владевшими опытом исполнения необходимых церемоний. Впоследствии появились люди, которых считали наделенными особыми способностями, и, прежде всего, способностью общаться со сверхъестественным миром и его обитателями. У разных народов их называли по-разному — колдун, волхв, заклинатель, шаман и т. д. Но социальная функция в доклассовом обществе у них была одна: магическая практика, своей целью имеющая обеспечить первобытной общине покровительство сверхъестественных сил и защитить от колдовских происков со стороны недружелюбных племен и злых духов.[11]
[11]Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.
[15]И. И. Жерневская, Л. В. Шарманова «Куда ведет аллея сфинксов», Лениздат, 1990г
2.1. Почему люди начинают увлекаться магией.
Магия, как средство для
достижения целей, желаема для достаточно
большого числа людей. И даже те, кто столкнулся
с шарлатанами, продолжают посещать салоны
магии и частных лиц, оказывающих магические
услуги. «Сунувшись один раз «в магию»,
многие люди не могут остановиться».
Люди хотят добиться чего-то в жизни, и
для кого-то магия кажется тем самым способом,
который позволит осуществить мечты. А,
между тем, «магия» рекламы заманивает,
обещает, и народ «клюёт». Одних, магия
влечёт, в состоянии депрессии и отчаяния.
Других, амбиции и гордыня ведут к «высшим
силам» и к магии.
Но, надо признать, народ попадает не к
настоящим магам и оккультистам в 99%, а
к людям «психологам» наделённых не плохими
сенсорными способностями (к экстрасенсам),
а также к колдунам, шаманам, ведьмам.
Если, хорошо подумать, большинству людей
не нужна, никакая магия. Единственное,
что нужно людям, это – энергия разных
видов (эфирная, астральная, ментальная,
буддхическая, аттмическая). Заменить
магию могут условия для реализации самих
себя, «поле деятельности». При наличии
энергии и возможностей для её применения,
у любого человека всё будет нормально.
Наверное, с этим многие со мной и согласятся.
Если вы пойдёте к
черному магу, черному колдуну
или ведьме, то там энергии Вы
не получите, а наоборот потеряете.
Если вы пойдёте заниматься йогой
или другими полезными
Людям надо помнить, что, обращаясь к магии
можно приобрести энергию. И можно, используя
магию потерять энергию. В любом случае,
магия требует очень много энергии. И если,
нарушать законы, занимаясь магией, человек
может остаться, совсем без энергии.
Магией интересуются очень многие.
Причин для этого много.
· Во-первых, это «зов предков», на протяжении веков люди стремились овладеть магией. Менялись границы государств, исчезали империи, сменялись верования, но люди стремились к магии. Что, в общем-то, делают и посей день, видимо стремление к магии у людей в крови. Магия существовала у всех народов в древности: шаманы, колдуны, маги, жрецы, ведьмы, каббалисты, масоны, ведуны, друиды и так далее. Магией пользовались и великие правители великих государств и обычный народ.
· Во-вторых, занятие магией может восприниматься и как развлечение. И у несовершеннолетних подростков и у «больших дядей», внутри живёт ребёнок. Поэтому, для «детей» поиграть в магию, может быть забавно.
· В-третьих, кто-то смог получить некоторый опыт в магии и увидел в этом неплохую перспективу. Всегда, радостно, когда магия помогла в жизни. И если человек смог хотя бы один раз убедиться в результативности магии, остановиться уже, как правило, не может.
· В-четвертых, некоторые люди настолько не состоятельны в социуме или в личной жизни, что готовы идти хоть к чёрту, хоть к дьяволу лишь бы преуспеть в этой жизни. Этот контингент увлекается ведьмачеством, чёрной магией, колдовством и прочей «чертовщиной».
· В-пятых, магия передаётся по наследству. Например, у цыган, у ведьм иногда у колдунов, шаманов. И такой магии «умереть» не просто.
В общем-то, смерть магии не грозит, судя по возрастающему интересу среди населения к тайным знаниям, которые обещают власть, деньги, процветание.
В магии в ход идёт всё, и ритуалы, и заклинания, и танцы с бубнами, и растения, и люди с животными, и всевозможные предметы. И один из распространенных важных атрибутов магии является кровь. Кровь людей и животных. Вариаций с использованием крови животных или человеческой множество. Всё зависит от фантазии.
Относиться к магии можно по-разному. В основном люди верят в магию или не верят в магию. Оба эти варианта одинаково бредовые. Потому что чувства, к которым относятся «верю» или «не верю» на магию не влияют никаким образом. К Богу люди тоже относятся по-разному, одни «верят» другие «не верят», но от этого у Бога ничего не меняется, и не влияет на то «есть он или нет». [12]
Петенкова О.В. Оккультизм [12]
2.2. Роль магии
Научное изучение феномена магии началось с исследования первобытной магии именно потому, что для современного человека характерно неверие в реальность магии и недооценка своих первобытных предков. Магия как экзотика, а не как элемент всякого человеческого действия и мировосприятия, - вот что привлекло внимание, прежде всего, когда социальная антропология открыла для всей образованной Европы многообразие иных культур: этого зверинца странных обычаев и менталитетов, паноптикума заблуждений и неэффективных, бессмысленных ритуалов и обрядов.
У Дж. Фрэзера и Б. Малиновского — столпов британской социальной антропологии — мы находим первые наброски, которые можно составить в некоторую общую теорию магии.
Фрэзер: Психологическая основа магии — ассоциация идей, между которыми не существует реальной причинной связи; магия позволяет умному человеку доминировать над остальными, основывать королевские династии и новые государства, получать статус святых и богов после смерти; магия вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и целостность, самостоятельность индивида. Таковы основные положения фрэзеровской концепции магии. [13]
Малиновский: Магия обеспечивает
уверенность в ситуациях
Уже из этих выводов Фрэзера и Малиновского следует, что магия, в сущности, закладывала социальную структуру первобытного общества, организовывала важнейшие формы деятельности, являлась основой развития индивидуальности и сферой приложения всех духовных и практических новаций. Магия воплощала в себе фундаментальное и плодотворнейшее противоречие первобытной жизни. Так, она формировала новые социальные структуры, критикуя племенную повседневную реальность и мышление, и она также культивировала свободную индивидуальность, сосредоточивая все формы творчества в «обожествленном еретике» — шамане. Именно магии оказалось под силу провести зарождающееся человечество по острию бритвы, убедить его в собственной сверхъестественной исключительности и внушить ему идею господства над природой в то время, когда вся реальная жизнь неопровержимо доказывала обратное. Найдя первое эффективное применение свободной игре воображения, магия описала и объяснила пугающе неохватный мир, упростила его, сделала более предсказуемым и возвела строительные леса его переустройства. И пусть даже эти леса регулярно рушились, хороня под обломками наиболее отважных первопроходцев — что с того! Нашим предкам, зато было кого хоронить с почестями, было о ком слагать легенды, было у кого учиться, было что восстанавливать и перестраивать, было что терять и что воскрешать.
Б. Малиновский пишет, что магия дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных в определенную практическую и ментальную технику.
Дж. Фрезер«Золотая ветвь» , 1986 год [13]
Тем самым как бы воздвигается мост через те пропасти, которые возникают перед человеком на пути к его важнейшим целям, преодолевается опасный кризис. Функция магии заключается, по Малиновскому, в ритуализации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием.
Этнографическое и психологическое
объяснение первобытной магии
Если для неолитического
человека магия едва ли не единственное
средство выжить на грани смерти»
то для человека античности она постепенно
становится в ряд других, часто
не менее эффективных и
[14]Б. Малиновский , «Магия, наука и религия», 1998
Одновременно с отмежеванием магии от религии происходит десакрализация искусства, обмирщение права, науки, морали. Конечно, в античности обнаруживается только самое начало этого процесса. Гомеровский человек не только преклоняется перед богами, но порой и заставляет их предпринимать выгодные ему действия; математика еще тесно связана с астрологией и практикой гадания, а науки о природе — с поисками чудесных субстанций. Религия и миф продолжают занимать в сознании античного человека центральное место, но постепенно вытесняются — вместе с магией - в сферу идеологии, за пределы практической деятельности. Люди, овладевшие искусством создавать прибавочный продукт, могут себе позволить не принимать магию всерьез. Теперь уже магия — это обряд и ритуал, понятый как обряд и ритуал, не более того. Магия — это превращение действительности в сказку, и люди подозревают, что это всего лишь сказка, т. е. что-то не слишком реальное, редкое, сказание, а не сама жизнь. Жизнь богаче магии: в ней есть деньги, любовь, власть, на долю же магии остается пикантное приключение, игра для ума и тела, без которых, в принципе, можно и обойтись.