Потребности человека в магии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 14:32, реферат

Описание работы

Существуют различные определения магии. Но все они неизменно отмечают одну ее особенность: в ее основе всегда лежит вера в сверхъестественные силы и в способность человека с помощью этих сил контролировать окружающий мир. Оккультные науки представляют собой целостную сферу мировой культуры. На протяжении не менее чем пяти тысячелетий она развивалась по собственным законам, находясь в едином контексте с иными областями интеллектуальной рефлексии человечества.

Содержание

Введение
Глава 1 Сущность и происхождение магии.
Глава 2. Человек в мире магии.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Потребность человека в магии.docx

— 68.18 Кб (Скачать)

Чего там только не было! Горшок с красной глиной, в  которую воткнули петушиное перо, перья попугая, человеческие волосы, различные фигурки. Здесь же стоял маленький стул и лежала циновка, чтобы талисманы могли отдохнуть, так сказать, по-человечески. Колдун ухаживал за сокровищами и то у одного, то у другого — в зависимости от нужд — выпрашивал милость и помощь. Для себя и для других. 
Первобытные люди, выделившиеся из животного мира и еще тесно с ним связанные, не умели провести четкую границу между одушевленной и природой. Им казалось, что они находятся в тесном родстве со всем окружающим миром – камнями, деревьями, животными. Они были уверены, что все эти предметы в то или иной мере помогают им. [с] Каверин Б.И. Культурология. М., 2005

 

Зачем первобытные люди рисовали животных, на которых они  охотились, в таком большом количестве? Только с чисто эстетической целью, получая удовольствие от самого процесса? Но почему для творчества они выбрали  столь неудобное, плохо освещенное, часто труднодоступное место - пещеры, их отдаленные коридоры и проходы? Зачем  после окончания своей работы они не наслаждались ее лицезрением, а разрушали - метали в нее копья  и дротики? Ответить на эти вопросы  помогают этнографические наблюдения за народами, еще в XIX - XX веках сохранившими первобытный уклад жизни.

Известно, что австралийские  аборигены перед началом охоты  исполняли специальный обряд: рисовали на песке фигуру кенгуру и во время  ритуального танца вонзали в  изображенное животное свои боевые копья. При этом они полагали, что, попав  в рисунок животного, попадут  и в само животное во время охоты. Очевидно, так же полагал и первобытный  человек.

Здесь можно привести слова Карла Маркса о фетишизме: ”Распаленная вожделением фантазия создает у фетишиста иллюзию, будто “бесчувственная вещь”  может изменить свои свойственные свойства для того только, чтобы удовлетворить его прихоть”.

Аналогичная иллюзия  создавалась и у первобытных  участников магического ритуала, символизирующего смерть и убийство животного. “Распаленная вожделением фантазия” исполнителей ритуала превращала имитацию охоты  в саму охоту, ритуально-магическое “убийство” животного в реальное убийство зверя.

Ученые описали и  систематизировали буквально тысячи колдовских ритуалов и верований, бытовавших у разных народов в разные времена.

Остров Пасхи. Это  крохотный клочок суши, затерянный в безбрежном Тихом океане. Такое  имя дали ему европейцы, открывшие  остров накануне праздника пасхи. Несколько  столетий воображение исследователей будоражили гигантские каменные фигуры таинственных людей, неведомо как попавшие туда.

И вот в 1955 году на далекий  остров отправилась экспедиция во главе  с норвежским ученым и путешественником Туром Хейердалом.

Тур Хейердал и его  товарищи прожили на острове целый  год. Они много узнали о жизни  туземцев, согласованной с приметами  и запретами, доставшимися им по наследству от далеких предков.

Современные жители острова  Пасхи не начинали работу, не принеся  в жертву особым образом запеченную курицу, не приступали к серьезному делу, не задобрив духов традиционными  церемониями, плясками в их честь, молитвенным  пением. На каждом шагу заклинания, счастливые талисманы, советы с духами умерших  предков. Хейердал узнал о существовании  тщательно скрываемых родовых пещер. Ему удалось проникнуть в одну из них. Перед спуском в тайник с его головы срезали прядь  волос – таким образом, он считался посвященным в тайну пещеры. Вход в нее «охранял» череп похороненного  там предка.

Ученый увидел дощечки  с древними загадочными письменами, фантастические фигурки зверей и  птиц, якобы обладавших особой магической силой. Один из родовых камней изображал  собачью голову с широко разинутой, оскаленной пастью и скошенными глазами, такими дикими, что они скорее могли  бы принадлежать волку или лисе. Были здесь также птицы, птице-человеки, плоский камень с рельефным изображением двух свившихся змей.

Хейердал спросил, в, чем смысл этих камней. Островитянин показал на змей и сказал, что  двойные фигуры обладают вдвое большей  силой.

А между тем жители острова считались христианами

Европейцы привезли им свою религию, ее обряды, обычаи, учение о  Христе как единственном боге, от которой  зависит вся жизнь человека. Но верования далеких предков, веками бытовавшие на этом одиноком острове, оказались ближе и понятней религиозных заповедей чужеземного бога из-за океана.

Местный священник жаловался  Туру Хейердалу, что его прихожане-туземцы  продолжают почитать своих далеких  предков. Если бы священник знал о  тайных пещерах, где островитяне совершали древние религиозные обряды! Забавная деталь: домоправительница священника считала своим предком... кита, выброшенного на берег залива. Все его попытки доказать упрямой женщине, что людей, как и все вокруг, создал бог, ни к чему не приводили.

«Она на все отвечала ему,— пишет Тур Хейердал,—  что он, хотя и священник, не может  ничего знать об этом, а она слышала  это от своего отца. Ему же рассказал его отец, в свою очередь узнавший об этом от своего отца, а уж тому ли этого не знать — ведь он сам и был тем китом!»

Мы воспринимаем мир  иначе, чем наши далекие предки. Сейчас уже ученики начальных классов умеют правильно отвечать на вопросы «кто?» или «что?», разделять предметы на одушевленные и неодушевленные.

Первобытные люди, выделившиеся из животного мира и еще тесно  с ним связанные, не умели провести четкую границу между одушевленной и неодушевленной природой. Им казалось, что они находятся в тесном родстве со всем окружающим миром — камнями, деревьями, животными...

Больше того: люди считали, что растения и животные — те далекие предки, от которых ведет начало их собственный род.

У родов и племен, занимавшихся рыболовством, священными прародителями были рыбы, морские животные: островитянка-домоправительница не случайно назвала предком-отцом кита, самое большое морское животное. Охотники выбирали кенгуру, медведя, собиратели кореньев, ягод и орехов почитали священными полезные им растения.

У коренных жителей Австралии  ученые обнаружили до 700 предков, 56 можно  было отнести к предметам и  явлениям природы, большинство же составили животные и растения. Люди называли себя их именами, считали священных предков творцами мира, создателями существующих обычаев, порядков, а позднее — создателями и хранителями общественной морали.

В чем же выражалось поклонение растениям и животным? (В науке их называют тотемами, а связанный с ними комплекс верований и обрядов — тотемизмом.)

С одной стороны, их строго-настрого запрещалось уничтожать и употреблять  в пищу. Они были под особой охраной, и неуважение к ним нередко  становилось причиной распрей, вражды между разными племенами.

А с другой стороны, в  определенное время года «предков»  специально убивали. И убийство и поедание священного животного проходило по особому, тщательно разработанному магическому церемониалу. Люди хотели принять на себя необыкновенные свойства могущественного предка. Они были убежденны, что таким образом заключают с ним союз.

[с] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937

1.3 Разновидность магии

 

Существуют различные  классификации магических обрядов  и церемоний. Одной из наиболее полных типологий колдовских обрядов является классификация, разработанная крупным советским этнографом и религиоведом С. А. Токаревым в его известной работе «Сущность и происхождение магии». Он предложил различать магические ритуалы

 

  • по  степени сложности 
  • по направленности магического акта
  • по технике действия
  • по сфере применения
  • по целям, которые данный ритуал преследует.

 

В зависимости от общей  направленности магического действа  С. А. Токарев различает две группы магии:

агрессивные, или протрептические

защитные, оборонительные, или профилактические.

 

Если первые своей  целью имеют перенесение тем  или иным способом магической силы на объект, то вторые имеют обратную цель: отстранить, отогнать вредные магические влияния, защититься от их действия.

В составе этих двух крупных  магических направлений ученый выделяет типы магии, которые отличаются друг от друга по технике передачи магической силы или защиты от нее.

Протрептическая магия. Здесь простейшим способом передачи магической силы будет непосредственный контакт, соприкосновение источника, носителя этой сверхъестественной силы с объектом, на который направлено колдовство. При этом носитель магической силы бывает различным: это и неодушевленный предмет (амулет, талисман), и человек (например, сам колдун) и т. п. Характер контакта также может быть различным: ношение амулета, принятие колдовского снадобья внутрь или обтирание им тела, прикосновение руки волшебника и т. д. Этот вид протрептической магии называется контактной магией.

Более сложным с психологической  точки зрения является так называемая инициальная (начинательная, трансмиссионная, инцепционная) магия. Суть её остается, как и в предыдущем типе, той же: магическое действие направлено на сам объект колдовства. Однако ввиду недосягаемости этого объекта, например вследствие дальности расстояния, производится только начало желаемого действия, а само же его окончание и появление ожидаемого результата возлагается на магическую силу. Так, австралийские колдуны имели специальный магический снаряд, посредством которого они практиковали этот тип колдовства. Это была костяная палочка с заостренным концом. К ней привязывался шнурок, конец которого закапывался в землю. Саму же заостренную кость направляли в сторону врага с одновременным произнесением заклинания, полагая при этом, что острие кости высосет из тела жертвы кровь и та через шнурок уйдет в землю.

В отличии от этих двух видов магии, в которых магическая сила действует непосредственно на объект колдовства (хотя бы и находящийся на расстоянии), следующие два вида протрептической магии характеризуются тем, что в них действие сверхъестественной силы направляется не непосредственно на объект, а на его заместителя, и только через него — на сам объект волшебства. В качестве заместителя может быть какая-нибудь часть объекта колдовства (отрезанные волосы, обрезки ногтей, испражнения, слюна и т. п.) или же просто предмет, побывавший с ним в контакте (остатки пищи, часть одежды, след ноги и т. п.). Этот тип магии называется парциальной (контагиозной) магией, основанной на вере, что часть замещает целое. В другом случае в качестве заместителя, посредством которого сверхъестественная сила будет действовать на объект, выступает подобие или изображение этого объекта. У многих народов колдуны изготовляли маленькие деревянные, глиняные, восковые и т. д. фигурки, изображавшие врагов, и пронзали их в сердце, голову стрелой полагая, что то же самое постигнет и самих врагов. Часто фигурку заменяло изображение врага на песке, земле, над которым проделывалась такая же операция — в нее втыкали стрелы в надежде поразить врага. Эти обряды относятся к имитативной (гомеопатической, симпатической, симимильной) магии, основанной на вере, что подобное порождает подобное. Сюда включаются магические действия, состоящие в подражании тому действию, которое необходимо вызвать: например, военные и охотничьи пляски, ряд обрядов вызывания дождя и т. п.

В оборонительной (профилактической) магии С. А. Токарев выделяет два  вида.

Отгоняющая (апотрепеическая) магия. Ее суть сводится к желанию отогнать, отпугнуть враждебные силы и влияния. Для этого носят амулеты, талисманы, обереги; применяют различные жесты, звуки (звон металла, стрельба, огонь, дым, магические круги и линии, плевки, дутье) и т. д. Сюда же относятся действия, имеющие своей целью уклониться от контакта с враждебными силами, спрятаться от них (ритуальное закрывание головы, лица, избегание нечистых мест и т. п.).

Другой разновидностью профилактической магии являются обряды и ритуалы очищения от воображаемых злых влияний, проникших в тело человека, его жилище, скот и т. д. Очищения достигают разными приемами и способами: посредством ритуального омовения, окуривания, поста, употребления снадобий, кровопускания и т. д. Эта магия зовется катартической.

Независимо от классификации  по технике действия магических обрядов (согласно которой устанавливается  шесть основных типов магии), последние  могут быть различаемы и по положительному или отрицательному характеру своих  рецептов. Здесь выделяется магия  положительная, которая предписывает, что необходимо делать чтобы получить желаемый результат, и магия отрицательная (табу), которая указывает, чего нельзя делать, дабы не получить нежелательные  последствия и результаты

Примером последней, в частности, является запрещение у  эскимосов мальчикам играть в  игры с веревочкой из боязни того, что, когда они станут взрослыми охотниками, их руки могут запутаться в веревке  гарпуна.

Что касается словесной (вербальной) магии — заклинания, заговоры и т. д., то, по мнению С. А. Токарева, она по сути своей не представляет самостоятельного типа магии, но является лишь словесным сопровождением совершаемого обряда. Однако часто, особенно на поздних этапах развития магии, заговор начинает выступать как самостоятельная магическая сила, и в этом плане он составляет отдельный тип магии.

В соответствии со сферой применения магии и целями, которые она преследует, выделяют целый ряд ее видов.

[с] Токарев С. А. сущность и происхождение магии

 

Главным объектом внимания первобытных людей всегда было обеспечение средств к существованию. Естественно, что и значительная часть колдовских обрядов и церемоний была связана именно с этой сферой человеческой деятельности. Более того, можно считать, что хозяйственная, промысловая магия является и исторически первичным видом колдовства, ибо магия возникает как иллюзорное средство преодоления практической слабости первобытного человека. Мы уже описали некоторые колдовские ритуалы, существовавшие у людей каменного века, имевшие своей целью обеспечить удачный исход охоты. Аналогичные обряды этнографы нашли и у многих народов, еще в XIX веке ведших первобытный образ жизни. Один из таких обрядов у ительменов (камчадалов) описал русский путешественник С. П. Крашенинников. Этот обряд являлся частью осеннего промыслового праздника ительменов и состоял в том, что из съедобной травы и рыбы изготовлялась фигура кита, которая под звуки бубнов и барабанов была растерзана и съедена всеми участниками церемонии. Затем то же самое было сделано и со слепленной из сладкой травы фигурой волка, которую один из охотников застрелил из лука, а другие растерзали и съели.

Информация о работе Потребности человека в магии