Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:44, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать взгляды теоретиков постмодерна на проблемы религии и искусства в современной культуре.
Перед исследователем были поставлены следующие задачи:
рассмотреть философско-эстетические предпосылки возникновения культуры постмодернизма;
выявить сущность и принципы постмодернизма;
раскрыть сущность искусства как выразителя основных идей постмодернизма;
изучить взгляды мыслителей-постмодернистов на проблемы религии;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…….…….…..3
ГЛАВА 1. ПОСТМОДЕРНИЗМ – КАК НОВОЕ ТЕЧЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА ………..………….………....6
1.1Философско-эстетические предпосылки культуры постмодернизма.....................................................................................................6
1.2 Сущность и основные принципы постмодернизма……..……..…13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА……………………………………………………..…..20
2.1 Искусство как выразитель основных идей постмодернизма.....….20
2.2 Взгляды мыслителей-постмодернистов на проблемы религии…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
ГЛАВА 1. ПОСТМОДЕРНИЗМ – КАК НОВОЕ ТЕЧЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА ………..………….………....6
1.1Философско-
1.2 Сущность и основные принципы постмодернизма……..……..…13
ГЛАВА
2. АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ КУЛЬТУРЫ
ПОСТМОДЕРНИЗМА…………………………………………
2.1 Искусство как выразитель основных идей постмодернизма.....….20
2.2
Взгляды мыслителей-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………34
ВВЕДЕНИЕ
Постмодернизм — культурное течение, проявившееся, прежде всего в развитых западных странах, а затем в той или иной мере распространившееся и в некоторых других регионах. Постмодернизм, в сущности, означает многомерное теоретическое отражение духовного поворота в самосознании западной цивилизации, особенно в сфере искусства и философии, и лишь потом обнаружившее себя в различных сферах человеческой деятельности.
Отношение
к нему различно, что вызвано пестротой
его собственных теоретических
обоснований. Наиболее лояльные оппоненты
полагают, что появление
Непримиримость
других оппонентов вызвана главным
образом реакцией на постмодернистскую
критику модернистского проекта, который,
по их мнению, должен быть отброшен, иначе
возникает «угроза его
Изначально
понятие «постмодернизм»
Понятие «постмодернизм» довольно многозначно, оно используется и для обозначения своеобразного направления в современном искусстве, и для характеристики определенных тенденций в политике, религии, этике, образе жизни, мировосприятии, а так же для периодизации культуры и обозначения соответствующей концепции, которая вызвана необходимостью корреляции появляющихся новаций в культуре, порождаемых изменениями в общественной жизни и экономических структурах — всем тем, что принято называть модернизацией, а также постиндустриальным или потребительским обществом.
Несмотря на то, что идеи постмодернизма получили широкое распространение ещё во второй половине ХХ века, его влияние на современную культуру остаётся довольно значительным. Дискуссии о постмодернизме сегодня не ограничиваются обсуждением его философско-эстетических основ. Не менее актуальными являются вопросы определения специфики постмодернизма как феномена культуры, его соотношения с искусством, массовой культурой, с постиндустриальным обществом, а также с религией. Полемика ведется и вокруг стилевых особенностей постмодернизма в различных видах искусства с его сознательной ориентацией на эклектичность, мозаичность, переосмысление традиций. Культура постмодернизма бросает своеобразный вызов общим теориям, претендующим на универсальную применимость.
Объектом данного исследования является культура постмодернизма. Предметом - культурологические проблемы культуры постмодернизма.
Цель исследования – проанализировать взгляды теоретиков постмодерна на проблемы религии и искусства в современной культуре.
Перед исследователем были поставлены следующие задачи:
Методология исследования базируется на трудах ведущих отечественных и зарубежных философов и культурологов. Особый интерес для исследования представляли работы М. Р. Торбург, Ж.-Ф. Лиотара, Дж. Вейза. Также для реализации поставленных целей и задач важное значение имели работы Н. Б. Маньковской, И. П. Ильина, Ю. В. Рыжова.
Курсовая
работа состоит из введения, основной
части, включающей в себя 2 главы
и 4 параграфов, заключения и списка
литературы, который включает 19 источников.
Общий объём работы составляет 36 страниц.
ГЛАВА 1.ПОСТМОДЕРНИЗМ – КАК НОВОЕ ТЕЧЕНИЕ В КУЛЬТУРЕ ХХ ВЕКА
Культура ХХ века вошла в историю западной культуры как культура постмодерна. Постмодернизм (от фр. postmodernisme) — широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия ХХ в. попадают философия, эстетика, искусство, наука. Возникнув как художественное явление сначала в визуальных видах искусства — архитектуре, скульптуре, живописи, а также дизайне — постмодернизм стремительно распространился в литературе и музыке. Однако теоретическое осмысление постмодернизма как новой художественной реальности несколько запоздало. Только в начале 80-х годов была предпринята попытка рассмотреть проблему постмодернизма как целостного феномена современной культуры, как особого идейного течения, объединяющего в единое целое новейшие направления в различных видах искусства, которые определялись как постмодернистские.
Бурная экспансия постмодернизма в различных сферах культуры привлекла к себе внимание политологов, социологов, представителей гуманитарных и естественных наук, придавших этому термину весьма широкое значение.
Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Эпохи Возрождения и Эпохи Просвещения с их верой в прогресс, творчество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с эпохой «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания современного человека культуры.
Философско-эстетической основой постмодернизма являются идеи французских постструктуралистов и постфрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), языке бессознательного (Ж. Лакан), шизоанализе (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), а также концепция иронизма и итальянская семиотика У. Эко, американская неопрагматика Р. Рорти.
Сам термин «постмодернизм» возник в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 г. в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет этот термин для обозначения реакции на модернизм, однако в эстетике он не приживается. В 1947 г. А. Тойнби в книге «Постижение истории» придает ему культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре. Американский теолог X. Кокс в своих работах начала 1970-х гг., посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Ведущие западные политологи (Ю. Хабермас, З. Бауман, Д. Белл) трактуют его как культурный итог неоконсерватизма, символ постиндустриального общества, внешний симптом глубинных трансформаций социума, выразившийся в тотальном конформизме, идеях «конца истории» (Ф. Фукуяма), эстетическом эклектизме [11, с. 564].
В политической культуре постмодернизм означает развитие различных форм постутопической политической мысли. В философии — торжество постметафизики, пострационализма, постэмпиризма. В этике — постгуманизм постпуританского мира, нравственную двойственность чувств личности. Представители точных наук трактуют постмодернизм как стиль постнеклассического научного мышления. Психологи видят в нем симптом панического состояния общества, эсхатологической тоски индивида. Искусствоведы рассматривают постмодернизм как новый художественный стиль, отличающийся от неоавангарда возвратом к красоте как к реальности, повествовательности, сюжету, мелодии, гармонии.
Постмодернистская эстетика берет на вооружение неклассическую трактовку классических традиций. Дистанцируясь от классической эстетики, постмодернизм не вступает с ней в конфликт, но стремится вовлечь ее в свою орбиту на новой теоретической основе. «…Эстетикой постмодернизма выдвинут ряд принципиальных положений, свидетельствующих о ее существенном отличии от классической западноевропейской эстетики. Это относится прежде всего к утверждению плюралистической эстетической парадигмы, ведущей к внутренней трансформации категориальной системы и понятийного аппарата классической эстетики.» [14, с. 135].
Выходящая за рамки классического логоса культура постмодернизма принципиально антисистематична, адогматична, чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений. Новый взгляд на прекрасное как сплав чувственного, концептуального и нравственного обусловлен как его интеллектуализацией, вытекающей из ориентации на красоту ассонансов и асимметрии, дисгармоничную целостность второго порядка как эстетическую норму постмодерна, так и неогедонистической доминантой, сопряженной с идеями текстового удовольствия, телесности, новой фигуративности в искусстве. Пристальный интерес к безобразному выливается в его постепенное «приручение» посредством эстетизации, ведущей к размыванию его отличительных признаков. Возвышенное замещается удивительным, трагическое — парадоксальным. Центральное место в эстетике постмодернизма занимает комическое в его иронической ипостаси: иронизм становится смыслообразующим принципом мозаичного постмодернистского искусства.
Важной особенностью постмодернизма является онтологическая трактовка искусства, отличающаяся от классической своей открытостью, нацеленностью на непознаваемое, неопределенное. Н. Б. Маньковская говорит о том, что «неклассическая онтология разрушает систему символических противоположностей, дистанцируясь от бинарных оппозиций: реальное — воображаемое, оригинальное — вторичное, старое — новое, естественное — искусственное, внешнее — внутреннее, поверхностное — глубинное, мужское — женское, индивидуальное — коллективное, часть — целое, Восток — Запад, присутствие — отсутствие, субъект — объект». [14, с. 176]
Постмодернистские эксперименты в культуре стимулировали стирание граней между традиционными видами и жанрами искусства, развитие тенденций синестезии. Усовершенствование и доступность технических средств воспроизводства, развитие компьютерной техники и информатики подвергли сомнению оригинальность творчества, «чистоту» искусства как индивидуального акта созидания, привели к его «дизайнизации». Пересмотр классических представлений о созидании и разрушении, порядке и хаосе, серьезном и игровом в искусстве свидетельствовал о сознательной переориентации с классического понимания художественного творчества на конструирование артефактов методом аппликации. На первый план выдвинулись проблемы симулякра, метаязыка, интертекстуальности, контекста — художественного, культурного, исторического, научного, религиозного [12, с. 331].
В
настоящее время существует ряд
взаимодополняющих концепций
Информация о работе Постмодернистская трактовка культурологических проблем