Понятие культорологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук.

Содержание

Введение
1.Предмет культурологии.
2.Понятие и термин «культура». Структура культуры.
3.Основные культурологические концепции.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Культуралогия контрольная.docx

— 53.87 Кб (Скачать)

Гегель – в основе бытия  – мировой дух, который реализует  себя с помощью людей. Культурный процесс – процесс развития ума, тогда дух сольется с людьми и  будет рай. Разум – движущая сила исторического процесса, который  подчиняет внешний мир своим  целям. Это начало Евроцентрической модули культуры.

19век. Данилевский –  концепция локальных и замкнутых  культур. В основе развития  – культурно-исторический тип  (отличие типов: язык, религия,  политика, особенности социально-экономического  развития). Цивилизация – это  сообщество людей, объединенных  основополагающими ценностями и  идеалами, имеющие устойчивые особые  черты в социально-политической  организации культуры, экономики,  а также психологическое чувство  принадлежности к этому сообществу. Цивилизации положительные –  способные к развитию и прогрессу.  Отрицательные – помогли испустить  дух другим цивилизациям (Гунны,  Турки, Манолы). Нейтральные –  Фины. Леонтьев – "Восток, Россия и славянство". Разделял концепцию Данилевского. В основе государства лежит не народ, а религиозная концессия. Большую роль играет принадлежность к той или иной религии.

Ницше – концепция нигилизма. Считает, что человек антикультурен  по природе. Культура – зло, созданное  для человеческого порабощения. Нравственность ограничивает природу  человека.

20в. Осваль Шпенглер  – теория линейных цивилизаций,  отражает единство культурного  процесса. Египет, Вавилон, Китай.  У каждой культуры есть душа, чтобы понять ее нужно в  ней жить. Культура умирает, когда  умирает душа. Цивилизация – мумия  культуры.

Тойнби – концепция  локальных культур. В основе культуры – религиозная принадлежность. 5 живых цивилизаций: Западно-Европейская, Исламская, Православная, Китайская, Индийская. Он автор исторического круговорота  цивилизаций.

З. Фрейд создал психоанализ (фрейдизм) "Психология бессознательного". Оно, т.е. бессознательное начало – это самостоятельное, независимое от сознания безличное начало человеческой души. Имеет природное происхождение, в нём сосредоточены все первичные влечения человека (инстинкты, бессознательное влечение сексуальности, влечение к смерти). Я – сознательное – тоненькая оболочка. Культура менее опасна, она защищает от многого. Сублимация – когда чел не на объект сексуального влечения направляет энергию, а например на науку.

К. Юнг – открыл культурные корни бессознательного. Оно рождается на заре человеческой истории в коллективном психическом опыте, но передается по наследству биологическим путём. Первичная форма бессознательного – архитип – осадок от первичного душевного опыта, фундаментальное переживание, лишённое предметности. На архетипе построена вся психика человека. Самый древний архетип – миф. Человек должен вводить бессознательное в жизнь, религия должна помогать человеку.

Русская школа философии. Бердяев – в основе творчества и культуры лежит дух. Дух –  это некое трансцендентное начало человека, нечто, что участвовало  в творении. Дух соединяет сферы  божественного с человеческим. Дух  – нерациональное начало в человеке, он свободен, хотя и укоренён в человеческом теле. Дух – источник творчества.

                                         

                                              

 

 

                                              Заключение

Таким образом, обобщая изложенный материал, следует отметить, что  культура реально существует как  исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни. 

Субъектом культуры выступает  человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия  культуры – это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и  знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный  характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.

Некогда культуры отличались большей замкнутостью. В ходе своего многопланового развития они становятся все более открытыми для всевозможных влияний: происходит процесс взаимодействия компонентов культур и жизнь  вырабатывает все более гибкие механизмы  этого взаимодействия, что способствует общему подъему культуры на более  высокий уровень. Взаимодействие различных  видов и форм культуры является основой  происходящего на наших глазах процесса формирования общечеловеческой цивилизации. В этом смысле культура предстает  как социальное явление и выступает  как фактор возникновения и становления  социальных отношений. А это значит, что культура может быть рассмотрена  и с позиций выявлений тех  функций, которые она выполняет  в обществе. Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под понятием «функции культуры»  подразумевается характер и направление  воздействия культуры на индивидов  и общество, совокупность ролей, которые  выполняет культура по отношению  к сообществу людей, порождающих  и использующих ее в своих интересах. Ценностями культуры выступают различные  материальные и нематериальные объекты  окружающей действительности: природа, мораль (внешние регулятивы поведения, нравственность (внутренние регулятивы поведения), знание (способы достижения истины), стиль мышления, логика изложения, область творчества, характер деятельности и т.д. Что говорит о культуре как многоуровневой, многоплановой  и многофункциональной системе, созданной человеком и не существующей вне человеческого бытия.

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Философский энциклопедический  словарь. Под ред. Л.Ф.Ильичева.: М.:"Советская энциклопедия",1983.

2. Философия. Под ред.  Ю.С.Кохановского - М.:"Феникс",1995

3. Введение в философию  Под ред. И.Т.Фролова в 2-х  частях -

 М.:Политиздат, 1989

4.Андреев Ю.В. Поэзия  мифа и проза истории. - Л.:Лениздат,1990

5. Современная буржуазная  философия и религия. Под ред.

 А.С.Богомолова. - М.:Политиздат, 1977

6.Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении (Есин А. Б.)

7. История культуры России новейшего времени. 1917 – 2000 гг. (Бригадина О.В.)

8. Культура русской провинции. Новые исследования: Материалы научно-практической конференции .

9. Культурология: Конспект лекций (Ильина Е.А., Буров М.Е.) 10.Культурология: Учебное пособие: В 2 ч. Ч. 1. История культуры (М.Б.Семочкина)

11.Хрестоматия по культурологии (Радугин А.А.)

 

Интернет источники:

1.http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-74619

2.http://www.mylect.ru/culturologic/52-culturologic-short/315-culturologic1-3..html?start=1

4.http://ctl.tpu.ru/files/teoria1.htm

5.http://www.e-shpora.ru/shporgalky/kulturologia/lekcii_po_kulturologii/lekcii_po_kulturologii3.html

6.http://www.coolreferat.com/Структура_культуры_3

7.http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/rotenfeld_zbook/ec8.aspx

 


Информация о работе Понятие культорологии