Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:02, реферат
Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук.
Введение
1.Предмет культурологии.
2.Понятие и термин «культура». Структура культуры.
3.Основные культурологические концепции.
Заключение
Список литературы
Функции культуры.
Информационная-показательная функция. Культура представляет собой сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.
Коммуникативная функция и культура общения. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т. п. ? Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому существу, особенно на ранней стадии социализации. Примером служат так называемые феральные люди. Культуры разных народов, как и люди — представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Обмен идеями в отличие от обмена предметами взращивает в человеке его личностную культуру. Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в том ответном идейном или эмоциональном движении, которое они рождают в человеке. Если такого движения нет, то нет и культурного роста. Человек растет к человечеству, а не к числу прожитых лет.
Регулятивная (нормативна) функция связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.
Гуманистическая функция. Цицерон говорил о ней - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция "возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к "преображению жизни". Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.
Семиотическая или знаковая (греч semenion - знак) функция является важнейшей в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке, супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.
Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур и цивилизаций, населяющих нашу планету (от первобытной культуры, Античной , включая и культуру ХХ века)..
Национальная культура – это совокупность материальных и духовных ценностей нации, выражающих своеобразие ее образа жизни и традиций. К формам проявления культурного национализма можно отнести европоцентризм, американоцентризм, африканоцентризм, азиоцентризм.
Мнения ученых о
сущности мировой и
Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.
Глобальные проблемы современности означают, что не только народы, но, прежде всего, их правящие круги оказываются недоразвившимися в нравственном отношении. В одном случае — это те, кто удерживает в своих странах авторитарные экономические отношения, которые не только не могут дать нужной производительности труда, но сами по себе требуют ресурсов на поддержание своего господства. В другом случае — это те, кто на авторитарной основе строит свои отношения между государствами. Все они тормозят социальную эволюцию человечества, направленную от тиранических и крепостнических отношений к буржуазным и мессианским, к созданию на Земле единой общечеловеческой сервистической цивилизации — мирового открытого общества. Их недоразвитость заключается в том, что свои отношения и с другими народами, и с природой они строят не на партнерской основе, не на основе взаимного служения, а на стремлении к господству, как это имеет место в любой криминальной среде у самых обычных злодеев. Именно фактор нравственности явился главным препятствием на пути глобализации — нового направления международного развития.
Думая о возможных решениях
глобальных проблем, мы вторгаемся в
область моральной
3.Основные культурологические концепции.
Говоря о культуре, следует различать несколько подходов к ее изучению – философский, антропологический, культурологический или «интегралистский» (общая теория культуры) и социологический.
Данный подход рассматривает
культуру наиболее обобщенно. Как известно,
философ анализирует любое
В истории мировой философии нового времени наиболее полно концепции культуры представлены в философии И. Канта, Г. Гердера, Г.Ф. Гегеля; в философии жизни А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Дильтея, Г. Зиммеля и др.; в философии истории О. Шпенглера, А. Тойнби, Н.Я. Данилевского и др.; в неокантианской философии Г. Риккерта, В. Виндельбанда, Э. Кассирера и др.; в феноменологической философии Э. Гуссерля и др.; в психоанализе З. Фрейда, К. Юнга и др.
В современной западной философии исследование культуры продолжают М. Хайдеггер, представители структурализма и постструктурализма (М. Фуко, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Барт и др.).
Приведем лишь
некоторые из наиболее известных
определений культуры, которые используются
в современной философской
Культура – это общий и принятый всеми способ мышления (К. Юнг); процесс прогрессирующего самоосвобождения человека (Э. Кассирер); то, что отличает человека от животных (В.Ф. Оствальд); совокупность факторов и измененных условий жизни, взятых вместе с необходимыми для этого средствами (А. Гелен) и другие.
Попытки отдельных философов свести культуру к «внешним» благам и состояниям людей ничего не дали. Дело в том, что культура меняет не только физическую природу человека, она изменяет человека изнутри, используя материальные или символические посредники. В этом смысле культура есть самораскрытие человеческой природы в предметах материального и духовного мира.
Как показывают исследования, философское изучение культуры базируется на стремлении к фундаментальным основаниям человеческого бытия, к глубинам сознания народа.
В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, которые выражают различные оттенки и смысловые значения понятия «культура».
1. Культура есть «вторая
природа», мир искусственного, то
есть созданного человеком по
своему образу и подобию или
для собственных нужд, которые
в отличие от всего
При этом деятельность выступает посредником между природой и культурой. Именно в деятельности и с помощью деятельности люди приспосабливают и преобразуют мир природы, превращая его в мир культуры.
2. Некоторые философы
и ученые идут дальше в своем
понимании культуры. Они утверждают,
что культура – это способ
развития и саморазвития
В качестве субъекта культурно-исторического процесса рассматривается не среднестатистический индивид, а личность. Культура как объект научного изучения может быть определена только параметрами приобщения человека к деятельности и освоению мира.
3. Культура есть особая
разновидность человеческой
Попытки связать понятие культуры с деятельностью, в том числе с ее результатами, безусловно, заслуживают внимания. Однако рассматривать культуру как разновидность человеческой деятельности – значит сужать понимание культуры. Культура – это не только и не столько деятельность, сколько приобщение к ней. Сам момент деятельности превращает людей и их объединения в субъекты культуры. Но средствами или результатами деятельности также не исчерпывается все богатство и содержание культуры.
Таким образом, основа философского понимания культуры заключается в разнообразных попытках раскрыть ее сущность с точки зрения всеобщих связей и закономерностей.
Наиболее распространенное
понимание культуры в антропологии
заключается в следующем: культура
– это система знаний и верований,
унаследованных членами данного
общества (сообщества) и проявляющихся
в поведении человека. Отсюда вытекает
главный антропологический
Специфика антропологического
подхода заключается в том, что
исследование направлено на целостное
познание человека в контексте определенной
культуры. Причем необходимо выделить
наиболее распространенные в антропологической
науке исследовательские
1. «зеркальное отражение»
как непосредственное
2. антропологический
3. символичность как выражение бытия культуры в знаковой форме;
4. рефлексивность, или способность
к выражению и фиксированию
сознательных или
Поясним в крации содержание перечисленных исследовательских установок.
Первый вектор антропологического исследования культуры характеризуется установкой на «зеркальное отражение» всех ее сторон и черт при помощи визуальных и иных средств.
«Антропология, – подчеркивает К.М. Клахкон, – держит перед человеком большое зеркало и дает возможность посмотреть на себя во всем его безграничном разнообразии».
Вот почему излюбленный метод антропологии – наблюдение.
1. Важное условие
Давно доказано, что в процессе эволюции человек прошел все стадии культурного развития. Поэтому, чтобы познать культуру, необходимо изучить ее первобытные формы.
Именно это привело к весьма распространенному заблуждению (даже среди самих специалистов), что антропологи занимаются только первобытными обществами и культурами.