Понятие культорологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:02, реферат

Описание работы

Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук.

Содержание

Введение
1.Предмет культурологии.
2.Понятие и термин «культура». Структура культуры.
3.Основные культурологические концепции.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Культуралогия контрольная.docx

— 53.87 Кб (Скачать)

Содержание:

   Введение

1.Предмет  культурологии.

2.Понятие и термин «культура». Структура культуры.

3.Основные культурологические  концепции.

   Заключение

   Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Введение

 

Культурология наука о  культуре, о смыслах. От истории культурологию  отличает то, что история пытается установить время того или иного  факта, для историка важен сам  факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии. Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект, так и предмет и метод концептуального изложения.  Необходимый эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения. Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные формы жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов, выбирается и аспект культурологии - либо социальный либо гуманитарный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Предмет  культурологии.

Культурология – это наука  о культуре. Предмет культурологии — объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

Важнейшая задача культурологов  – анализ процессов  и тенденции  социокультурной  среды современности. Курс культурологии должен решить несколько взаимосвязанных задач:

1. Дать  необходимый минимум  теоретических знаний о сущности, структуре, функциях, закономерностях  и основных исторических типах культуры.

2. Помочь  гармоническому  сочетанию специальных  и гуманитарных  знаний, способствовать  выработке  профессиональной этики  и  нравственности.

3. Выработать  способности  к творческому, критически осознанному  восприятию различных национально  – культурных этноконфессиональны  и других платформ.

4. Помочь  ориентироваться  в мире культурных  символов, направлений  в искусстве,  литературе, музыке и т. д.

5. Выработать  осознанное  восприятие социально – преобразующих  функций культуры.

Становление культурологии как науки. Связь культурологии с другими областями научного знания.

Культурология - это гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, историей, этнографией, психологией, социологией, философией, экономической теорией, лингвистикой и т. д., и в то же время, сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.  Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. Тэйлор ввел термин культурология, хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831).  Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева. В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания.  Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, т.е. обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению. Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие и термин «культура». Структура культуры.

Понятие культуры чрезвычайно  широко, поскольку  в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Само слово "cultura" известно со времени Цицерона и в переводе с латинского означает возделывание, обработка, уход, улучшение". Оно  в отличие от другого понятия - то есть "природа", означает в  данном контексте все созданное, внеприродное. Мир культуры, любой  его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных  сил, а как результат усилий самих  людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что  дано непосредственно природой.

  Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы. Произведения искусств и т. д.   

  Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам.

Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое  бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Одни  авторы рассматривают культуру как "специфический  способ деятельности, как специфическую  функцию коллективной жизни людей" (Маркарян), другие делают акцент на "развитии самого человека как общественного  человека". (Межуев) Наконец, иногда культуру трактуют лишь как искусство и литературу.

Современная наука рассматривает  культуру как  жизнетворчество, как  творчески  создательную деятельность по преобразованию природы и общества, результатами которого являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил.

 

Культура  – это формы  общения и отношения  людей  в повседневной практике.

Культура предполагает определенный, характерный для данного общества уровень знаний, а значит, и процесс  овладения знаниями, умениями, навыками, нормами и ценностями общества.

В обыденном  понятии культура выступает как  собирательный  образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое  раскрывает сущность человеческого  бытия как реализацию творческого  процесса и свободы. Именно культура отличает человека от первобытного существа. 

 

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Материальная  культура — это культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура. 

Духовная  культура — это результат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правила поведения, нравственные нормы общения, этика и этикет. Это произведения искусства и литературы, художественные образы, эстетические ценности. Это поверья и вероучения, магия и религия. Это право и законы, идеалы общественных отношений, идеологии. Это система образования, научные и философские теории, истины научного познания.

Мораль (нравственность) — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.

Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

 

Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Миф – наиболее древняя система ценностей.

Развитие  науки и цивилизации  часто обесценивает миф, показывает неадекватность ценностей мифа, но это не значит, что миф исчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символического  мышления, он способен ценности современной  культуры интерпретировать через идею «героического», что, скажем, недоступно науке.

Всеобщая  сущность мифа состоит в том, что он представляет собой  бессознательное смысловое породнение человека  с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение  приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь  от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир  грозных, но родственных человеку

мифологических  существ  – демонов и богов.

Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития.

 В общественном сознании  первобытного общества мифология,  несомненно, доминировала. Мифология  в основном ориентирована на  преодоление фундаментальных антиполий  человеческого существования, на  гармонизацию личности, общества  и природы. Предпосылкой мифологической "логики" служили неспособность  человека выделить себя из  окружающей среды и нерасчлененность  мифологического мышления, на неотделившегося  от эмоциональной аффективной  среды. Следствием было метафорическое  сопоставление природных и культурных  объектов,

 очеловечивание окружающей  природной среды, в том числе  одушевление

 фрагментов космоса.

Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.

Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, — написанное, от lit(t)era — буква) — в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов.

Чаще всего под литературой  понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. Однако это современное понимание  не следует прямо применять к  культуре отдалённых от сегодняшнего дня эпох.

Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.

Политика определяет отношения  с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или  генеральное планирование крупных  организаций со сложной иерархией  и многопрофильной разветвлённой  структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

Тради́ция (обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Нравы - привычки, чувства, верования, общие для группы людей, имеющие моральную ценность образцы поведения, сложившиеся в ходе длительного исторического развития. В нравах сохраняются не только те образцы поведения, которые имеют непреходящее значение и являются неотъемлемой властью культурных традиций, но и те, которые препятствуют дальнейшему развитию культуры, ограничивают свободу морального выборачеловека.. или социальные привычки образуют первичную форму права, основанную на традиции, или право обычая; юристы сегодня все еще обращаются к этой «общей морали», материализованной в нравах и предрассудках общества.

Информация о работе Понятие культорологии