Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:02, реферат
Культурология наука о культуре, о смыслах. От истории культурологию отличает то, что история пытается установить время того или иного факта, для историка важен сам факт, а для культуролога важно, что значила культура в то или иное время. Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук.
Введение
1.Предмет культурологии.
2.Понятие и термин «культура». Структура культуры.
3.Основные культурологические концепции.
Заключение
Список литературы
2. Следующее направление
антропологического метода
3. Еще одной разновидностью
антропологического метода
4. Еще одна особенность антропологического изучения культуры заключается, в первую очередь, в том, что культуру нельзя постичь лишь непосредственным путем, то есть, обращаясь либо к внешним, чувственно воспринимаемым и наблюдаемым фактам ее бытия, либо выявляя функциональную зависимость между ними и соответствующими потребностями человека.
Альтернативное бытие
культуры представлено в системе
символов, которые нуждаются в
расшифровке и интерпретации. Поэтому
большое внимание антропологи уделяют
применению методов лингвистики (языкознания)
для изучения языка культуры. С
точки зрения методологии исследования
данная исследовательская установка
характеризуется единством
5. Следующая характерная
черта антропологического
Знать эту позицию – значит проникнуть во внутренний мир наблюдаемых, постичь не только состояние их сознания, но и психологические истоки их символического или вербального поведения.
Итак, суть антропологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура – это система знаний и верований, унаследованных членами данного общества (сообщества) и проявляющихся в поведении человека.
Культурологический подход
Культурными чертами в культурологии называют базисные единицы культуры. Это – далее не делимые единицы культуры (материальные продукты, произведения искусства или образцы поведения).
Они делятся, как показывает А.И. Кравченко, на единицы универсальные, присущие всему человеческому роду, общие, присущие ряду обществ и народов, и уникальные или специфические.
Американский антрополог Дж. Мердок попытался выделить и обосновать фундаментальные характеристики культуры. Он приводит семь основных черт:
1. культура передается посредством научения; она возникает на основе наученного поведения;
2. культура прививается воспитанием;
3. культура социальна,
то есть культурные навыки
и привычки разделяются людьми,
живущими в организованных
4. культура идеационна, то есть она выступает в виде идеальных норм или образцов поведения;
5. культура обеспечивает
удовлетворение базисных
6. культура адаптивна,
так как она дает человеку
механизмы приспособления к
7. культура интегративна,
поскольку способствует
Культурные универсалии выражают родовые начала в культуре. Согласно данной концепции, базис или фундамент культурной системы образуют универсалии – общие черты, характеристики или компоненты культуры, присущие всем странам, государствам и народам независимо от их географического и социально-экономического положения.
Так, К. Уисслер выделил девять фундаментальных черт, которые есть у всех культур: речь (язык), материальные черты, искусство, мифология и научное знание, религиозная практика, семья и социальная система, собственность, правительство, война.
Итак, культурологический подход отличается предельной конкретностью, ориентацией на исследование иного – «промежуточных» слоев и уровней культуры, которые удалены от ее институционального ядра.
В первом случае антрополог пытается указать на предельно конкретные формы или единицы культуры, благодаря которым человеческая жизнь разлагается на рационально конструируемые элементы, называемые культурными универсалиями.
Во втором случае он стремится определить своеобразие этих элементов, отличающее их друг от друга. Следовательно, его интересуют как общие черты культуры (культурные универсалии), так и ее специфические особенности.
Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.
Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это – общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность – основа социетальности.
По концептуальной схеме систем социального действия Т. Парсонса, социетальный уровень культуры можно рассматривать как состоящий из следующих компонентов: системы производства и воспроизводства, культурных образцов; системы социокультурной презентации (механизмов обмена лояльностями между членами коллектива); системы социокультурной регуляции (механизмов поддержания нормативного порядка и снятия напряжения между членами коллектива).
Проблемное поле социологического изучения культуры достаточно широко и разнообразно. Центральные темы социологического анализа - культура и социальная структура; культура и образ или стиль жизни; специализированная и обыденная культура; культура повседневной жизни и пр.
В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных аспекта изучения культуры – предметный, функциональный и институциональный.
Предметный подход делает акцент соответственно на изучении содержания культуры (системы ценностей, норм и значений или смыслов), функциональный – на выявлении способов удовлетворения человеческих потребностей или способов развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности, собственно институциональный – на исследовании «типических единиц» или устойчивых форм организации совместной деятельности людей.
В рамках предметного понимания при социологическом анализе культуру принято рассматривать как систему ценностей, норм и значений, господствующих в данном обществе или группе.
Одним из первых разработчиков
предметного подхода в
Функциональный и
Функциональный анализ – это такой анализ, «в котором мы пытаемся определить отношение между культурным отправлением и человеческой потребностью – базовой или производной… Ибо функция не может быть определена иначе, как удовлетворение потребности посредством деятельности, в которой человеческие существа сотрудничают, используют артефакты и потребляют продукты» - писал Б. Малиновский.
Второй, институциональный подход берет за основу понятие организации. Институт предполагает в свою очередь «соглашение по поводу некоторого множества традиционных ценностей, ради которых человеческие существа соединяются вместе».
Использование специфики обоих подходов (функционального и институционального) в исследовании культуры особенно ярко видно в определениях, предложенных Б. Малиновским.
Культура у него определяется в одном случае как «интегральное целое, состоящее из приспособлений и предметов потребления, из конституциональных установлений для различных социальных групп, из человеческих идей и ремесел, верований и обычаев».
В другом же случае она понимается не иначе как «интеграл, составленный из частично автономных, частично скоординированных институтов».
Социология ближе всего
подошла к определению и
1. Культура – тип социальной
памяти общности – народа или
этноса (функция консервации). Она
включает в себя места
Она есть особый социальный
механизм, который позволяет
2. Культура – форма трансляции социального опыта (функция трансляции).
К такому пониманию склоняются многие западные и отечественные социологи. Они берут за основу понятия «социальное наследование», «научаемое поведение», «социальная адаптация», «комплекс образцов поведения» и др.
Такой подход реализуется, в частности, в структурных и исторических определениях культуры. Примеры: культура есть совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям (У. Самнер, А. Келлер); культура охватывает формы привычного поведения, общие для данной группы или общества (К. Янг); культура является программой социального наследования (Н. Дубинин).
3. Культура – способ
социализации людей. Данный
В заключение следует отметить, что в социологии выделяются и рассматриваются другие социальные функции культуры (инновация, аккумуляция, контроль и пр.).
Недостатки или ограничения социологического подхода к изучению культуры заключаются в следующем: культура есть то, что она делает с людьми, объединяя их в группы на основе общих ценностей и идеалов, регулируя их отношения друг с другом посредством норм и опосредуя их коммуникации при помощи символов и значений.
Итак, социологи, исследующие культуру, связывают данное понятие с процессами социального взаимодействия людей, особо подчеркивают при этом роль социальных условий и недооценивают «внутреннее» содержание этого сложного феномена.
Взгляды на культуру философов и культурологов.
Др. Греция. Античность – человек – мера всех вещей, нет ни чего ценнее, чем человек. Философ Протагор (5 в. до н.э.. г. Апдеры, Фракия): "культура – дар богов". Демокрит (в том же городе, позже): "Человек – сам творец культуры". Культура – дело рук человека, это образованность, нравственность, высокий уровень сознания. Греки заложили основы науки и техники, архитектуры.
Др. Рим – Цицерон понимал
под культурой
Средневековье: Теряется римская письменность, "тёмные века". Распространяется христианство, период высокой духовности. Главная ценность культуры – бог. Человек - странник по земле, жизнь направлена на встречу с Богом, человек должен был, вырабатывая в себе "подобие бога", стать, как бог. Ориентация человека на человека неправильна, жить надо по богу. Превосходство души над телом. Августин Блаженный – ориентация человека на человека не должна быть. Земные блага могут закрывать человека от Бога. Архитектура, живопись скульптура – всё библия. Средние века породили идею бесконечного самосовершенствования. Культура стала системой нравственных координат, ведущих к богу.
Культура возрождения (возрождение
античности, ренессанс) Новая позиция
самоутверждения собственной
Культура Нового времени – новое самосознание. Возрождается интерес к человеку. Человек – творец самого себя и творец мира. Культура – преобразование природы и человека, это широкая образованность.
18в – эпоха просвещения. Разум человек от природы и он должен прийти к природе, человек разумен и должен следовать своей природе. Культура – развитие ума, её цель – сделать всех счастливыми. Важным фактором просвещения Гельвеций считал, что невежество причина всех несчастий.
Ж. Руссо – человек идеален. Культура - система, которая закрепляет неравенство людей из-за наличия частной собственности, и т.п. Наука, культура и религия – способствуют сохранению неравенства. Просвещение вредно.
И. Кант - человек высшая культурная ценность, он находится между божественным духом и природой. Он должен желать сам себя. Смысл культуры – делание самого себя, руководствуясь императивом: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели, но никогда – как к средству". Задача культурного человека – добрые задатки должны держать верх над склонностью к злу.