Первобытная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:02, реферат

Описание работы

Актуальность, цели и задачи настоящего реферата обусловлены следующими положениями. Эпоха первобытного общества родового строя является временем формирования человека и человеческого общества и вся последующая история начиная с родового строя представляет период развития уже сформировавшегося общества ; грань, отделяющая эти периоды является более глубокой, чем рубежи между общественно-экономическими формациями.

Содержание

Введение
Главные факторы становления и развития.
Основные этапы развития.
Религия
Мифы
Мифы и литература
Архитектура
Изобразительное искусство
Музыка
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

К.1РЕФ.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

4. Игра. Ф. Шиллер полагал, что игра была причиной возникновения искусства. Об игре как важнейшем факторе человеческой культуры и высшем проявлении человеческой сущности говорил нидерландский историк и философ Иохан Хёйзинга в книге “Homo ludens”. Игра, действительно, очень важна в понимании культуры. Именно в игре человек моделирует свои действия, независимо от того, является игра частью магического действия или нет. Всевозможные ритуальные игрища, связанные с какой-либо формой деятельности (охотой, земледелием, скотоводством), воспроизводят весь процесс, который должен оканчиваться желаемым результатом. До сих пор у народов, находящихся в состоянии, близком к первобытному, считается, что точное воспроизведение всех элементов трудового процесса ведет к успеху еще до начала деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.

Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени  и в пространстве, которые осваивало  человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая главную задачу того времени — выжить и продолжить свой род.

Самое раннее отношение  человека с природой — некое равновесие, партнерство, или, по выражению Л. Н. Гумилёва, гомеостазис (греч. homoios “подобный, одинаковый” + stasis “неподвижность, состояние”). Человеческое сообщество, представляющее собой небольшую группу людей (20—50 человек), связанных кровным родством, осваивает определенный участок земли для жизни, занимаясь собирательством — присвоением природных даров (кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т. д.). Этот участок земли для людей — экологическая ниша, где они чувствуют себя в относительной безопасности, имея максимум того, что могут получить. Когда ресурсы оказываются исчерпанными, сообщество ищет другую территорию, которая станет для него следующей экологической нишей.

Первобытная культура была консервативной: любое новшество нарушало привычный ход вещей и потому казалось опасным, чреватым всякого рода неприятностями или даже смертельными бедствиями. Кроме того, при небольшой продолжительности жизни (средний возраст равнялся 20—22 годам) прирост информации не мог быть значительным, а сменяемость поколений была частой, поэтому выживание зависело от точного воспроизведения накопленного опыта. В этой связи первобытная культура ориентировалась на прошлое, старательно формировала стереотипное поведение, охраняла во всех видах деятельности апробированный опыт и ценности, накопленные прежде. И все-таки изменения в обществе, хоть и медленно, но происходили. Они касались всего способа жизнедеятельности людей, поэтому мы можем выделить в первобытной культуре два основных этапа: раннепервобытная община и позднепервобытная община.

Существование матриархата [лат. mater (matris) “мать” + греч. arche “власть”], понимаемого буквально  как господство женщины в семье  и обществе, условно. Можно предположить, что где-либо были и такие формы отношений, но в основном мы встречаемся с матрилинейностъю — счетом родства по линии матери, поскольку первобытное сознание долго не понимало роли мужчины в брачных отношениях, считая, что женщины рожают “сами из себя”, о чем говорит множество мифов. Поэтому в раннепервобытной общине основной ценностью считалась женщина как носительница и охранительница жизни. Преклонялись перед ее способностью к деторождению и выкармливанию детей, о чем говорят самые  древние статуэтки, так называемые “палеолитические Венеры”, где нет и проблеска духовности, присутствуют лишь биологические признаки пола.

Раннепервобытная  община не была производящей: она лишь добывала готовые продукты природы, все остальное изготовлялось  по мере необходимости. Это еще не было производством вещей, поэтому исследователи охарактеризовали ее как присваивающее хозяйство.

В условиях раннепервобытной общины медленно — на протяжении тысячелетий  — накапливаются сведения о мире и постепенно изменяются отношения  внутри общины. Как мы отметили, на ранних ступенях развития брак был групповым — полигамным (греч. poli “много” + gamos “брак”), и только потом появилась моногамная семья в современном смысле: с общим ведением хозяйства, общим местом проживания и общим участием родителей в воспитании детей. Групповой брак предполагал, что по взаимному соглашению брачные пары в принятый в данной родовой общине период года соединяются. Но после брачного периода они не имеют друг перед другом никаких обязательств. В следующий брачный период они могут сохранять своих партнеров или менять их — это значения не имело. Дети принадлежали роду, который их кормил и воспитывал.

Чтобы регулировать брачные отношения, супруги не селились вместе, а оставались жить в своих  группах, встречаясь друг с другом эпизодически (вспомним что древним нужно было регулировать рождаемость для облегчения передвижений всего сообщества). До сих пор у тех народов, которые живут на стадии, напоминающей описываемый период, сохранились обычаи обособления мужчин и женщин.

Каждый из супругов, как и их дети, принадлежали своей группе. Подрастая, мальчики проходили обряд инициации (лат. initium “начало”), перехода во взрослое состояние и пополняли мужскую группу. Родство осознавалось лишь горизонтально, то есть между живущими родителями, братьями и сестрами. Общего предка видели только в тотемном животном. “Люди рождались в коллективе, имевшем общий тотем, и поэтому были сродни друг другу”.(Вспомним главную фразу-заклинание в сказке о Маугли Р. Киплинга: “Мы с тобой одной крови!”). Изобретения этого времени не покажутся современному человеку значительными, но они определяли новый уровень отношений с природой. “Освоив составные орудия, человек изобрел рычаг, придумал копьеметалку и лук, в 2—3 раза увеличил дальность полета разящего оружия”. Более всего в этом преуспели “лесные ведды: натягивая лук ногами, они бросали стрелу на треть километра, а на расстоянии 35 м навылет пробивали оленя». В раннепервобытной общине появились зачатки счета предметов, отсчета времени, представления о пространстве тоже были связаны с окружающей средой: например, “близко” — в пределах видимости и безопасности.

Появляется рисуночное письмо — пиктография (лат. pictus “нарисованный” + греч. grapho “пишу”), соединившая в  себе попытки зафиксировать и  передать информацию с зачатками искусства

Среди памятников первобытного искусства того времени  — живопись, рельефы, скульптура, орнаментальные рисунки в виде кругов, зигзагов, прямоугольников, выполненные в  цвете при помощи естественных природных  красителей. Сохранились рисунки, изображающие танцы, музыкальные инструменты, выполненные из рога и трубчатых костей, ударные инструменты (в их наиболее примитивной форме), простейшие струнные с жилами животных, натянутыми на деревянных основаниях.

Главное отличие  позднеродовой общины от ранней — в том, что она начинает производить необходимые продукты. Возникновение и развитие скотоводства и земледелия привело к появлению культурных растений, к селекционному отбору животных, к обработке всего, что сопутствовало основным видам деятельности: выделке шкур, поделкам из рога, кости и др.

Производящее  хозяйство требовало другого  образа жизни. Если в период потребления  люди должны были часто менять место  обитания, то теперь они тяготеют к  оседлости (кроме кочевых племен, связавших свое существование с разведением скота).

Интенсивнее развиваются  каменные орудия труда, необходимые  теперь для прочного хозяйственно-бытового обустройства на месте постоянного  проживания. Изготавливаются мотыги, серпы, ступки для растирания растений, лодки, различные ловушки, капканы, часто сложной конструкции. Настоящим новшеством стало появление керамики. Изготовлением керамических изделий занимались преимущественно женщины. Отметим, что уже тогда посуда подвергалась обжигу, что позволило улучшить технологию приготовления пищи.

Все это постепенно приводит к разделению труда, когда  определяющим является не половой или  возрастной, а профессиональный принцип. Но главное заключается в том, что становится возможным обмен  продуктами с другими группами людей. Эти изменения повлияли и на численность сообщества, которая в отдельных случаях доходила до тысячи человек.

Домашнее хозяйство  тогда и стало сферой женского труда. Мужчинам доставалась более  опасная и трудная работа, женщинам — более кропотливая. Нельзя сказать, что женщины утратили свое значение. Их роль была велика.

Как только изменилась роль женщины в обществе, изменилось и отношение к браку. За жену стали  платить выкуп, как за рабочую  силу. Сначала выкуп был в форме  отработки, а затем — в виде тех или иных материальных ценностей.

Появились новые  обряды и церемонии, новые формы  отношений между людьми, желание  упорядочить их. С одной стороны, возникают договоры между родами, которые впоследствии вполне могли  стать основанием для законодательства, сохранившегося у европейских варваров до средних веков в виде разных “правд”, при помощи которых вершился суд и устанавливалась понятная соплеменникам справедливость. С другой стороны, образуются новые ценности, связанные уже не только с удачной деятельностью, но и с имущественным положением и авторитетом человека в обществе, который приобретался благодаря его силе, уму, способности влиять на людей или каким-либо сверхъестественным качествам. Для поддержания своей значимости соперничают друг с другом, устраивают пиры, совершают обмен дарами “с переплатой”, чтобы поставить того, кому делался этот дар, в зависимое положение и обеспечить себе сторонника.

Изменения коснулись  и управления жизнью первобытной  общины. Жизненно важные вопросы обсуждали  все сородичи, принимая общие решения, поэтому в родовой общине, где интересы людей совпадали, отсутствовало принуждение. Старейшина мог бы как-либо влиять на принимаемые решения, если бы в сознании людей воедино увязывались возраст человека, накопленный им жизненный опыт и важность этого опыта для всей общины. Позднее так и произошло: осознав необходимость и ценность для общины родовой памяти, стали оберегать ее носителей, ибо их потеря была бы равносильна утрате памяти народа.

Разделение труда  выделило из общей массы людей  тех, кто осуществлял магические действия и ритуалы, однако в прямом смысле этого слова руководителем общины такой человек не являлся: он мог лишь ссылаться на разные знамения, истолковывая их таким образом, чтобы можно было принять или отвергнуть какое-либо решение.

Военные вожди появляются довольно поздно и не во всех племенах. Власть же в полном смысле этого слова стала принадлежать всем этим категориям только тогда, когда цели и интересы людей, составлявших прежде общину, разделились, а связи между ними ослабли. Но это происходит вместе с разложением первобытного общества.

Развитие существующих и появление новых отношений  сказалось на духовной жизни общества. Постепенно накапливались и в  некоторой степени систематизировались  сведения о мире, развивались искусство, мифология, религия. В позднеродовой общине начали появляться зачатки математики, для счета использовались камешки, шнуры с узелками и др. Эти же и другие предметы выступали и как носители информации, напоминающие пиктографию.

Искусство с  развитием абстрактного мышления становится более условным в изображении мира. Эти условности оказываются многомерными; они по-прежнему несут в себе магическое начало.  
 
 

 РЕЛИГИЯ

 Зачатки  религии начали формироваться  несколько десятков тысяч лет  назад. Испытывая огромные трудности в борьбе за существование, страшась непонятных явлений, человек стал приписывать силам природы сверхъестественный смысл. Это фантастическое понимание действительности прошло ряд ступеней в своём развитии и, в конце концов, привело к возникновению современных религий. Наши далёкие предки были не только бессильны перед грозными стихийными явлениями, такими как наводнение, бури, но и беспомощны по отношению к повседневным явлениям, не имели защиты от холода, жили под угрозой голода. Человек имел в своём распоряжении только самые простые орудия труда, сделанные из камня или из дерева. В поисках пищи люди вынуждены были постоянно менять место своих стоянок.

 Не  зная естественных причин явлений  природы, не понимая того, что  происходит вокруг них, люди  стали одухотворять предметы и силы природы, наделять их сверхъестественными свойствами. Различные благоприятные явления они считали добрыми, а те которые приносили болезни, голод, смерть, - наоборот злыми. Позднее люди стали представлять себе эти явления в виде могущественных существ- духов, демонов и т.п. Обожествлял человек и животных. У людей, которые занимались главным образом рыболовством, обожествлялись рыбы. С приручением животных в первобытном обществе появляются боги в виде быка, собаки и других домашних животных, от которых люди ждали помощи в хозяйственной жизни.

 Религия  доклассового общества очень  разнообразна. Одной из древнейших  форм религии был тотемизм. О  сущности тотемизма в науке  ещё не сложилось единого мнения. В наиболее общем виде тотемизм- это вера в таинственную родственную связь между группой людей, с одной стороны, и определённым предметом, видом растений, животных или явлением природы- с другой. Тотемизм самым тесным образом связан с родовым строем. И существует мнение, что эта форма религии возникла как фантастическое отражение в сознании людей складывающихся родовых отношений.

 Для  первобытного человека огромное  значение имела окружающая его  географическая среда. Природа  довлела над человеком. Отсюда  возникновение культа природы  в его разнообразных вариантах. Так, среди первобытных людей было широко распространено почитание солнца, земли, воды. Были развиты и различные промысловые культуры. Очень распространена была среди первобытных людей также вера в магию. Согласно магическим представлениям, путём определённых действий, заклинаний можно воздействовать на какое- либо явление природы или на человека.  

Информация о работе Первобытная культура