Первобтная живопись и ее особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:33, реферат

Описание работы

Первобытная культура - самая большая и длительная историческая форма культуры. Наши предки появились на земле почти 200 000 лет назад. Постепенно совершенствуясь, человек научился шить одежду, обустраивать свое жилье, изготавливать орудия труда.

Содержание

1. Введение_______________________________________2
2. Зарождение первобытного искусства____________________3
3. Особенности первобытного искусства___________________6
4. Искусство палеолита_________________________________7
5. Искусство эпохи мезолита и неолита____________________14
6. Искусство бронзового века____________________________16
7. Заключение_________________________________________17
8. Список литературы___________________________________18

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 64.17 Кб (Скачать)

II. Первобытные рельефы;

III. Скульптура (резьба по  камню и кости);

IV. Гравировка на камне  и кости.

Живопись. Первобытную живопись можно условно поделить на три больших периода: ориньякский (30 тысяч лет до н. э.); солютрейский, начало мадленского периода (18 тысяч лет); мадленский период (XII тысячелетие).

Самые ранние из известных  нам живописных экспериментов –  «негативные» отпечатки руки (т.е. обводка  контуром), затем рука смазывается  краской. Получается, что в истории  живописи был первичен силуэт.

Примерами первых произведений первобытного искусства являются схематические  контурные рисунки звериных голов  на известняковых плитах, найденные  в пещерах Ла-Ферраси (Франция). Эти древнейшие изображения чрезвычайно примитивны и условны. Но в них, без сомнения, можно видеть зачатки тех представлений в сознании первобытных людей, которые были связаны с охотой и охотничьей магией.

Глаз охотника обнаруживает образы привычных ему животных в очертаниях камней. Он распознаёт их силуэты и обводит их краской или резцом. Не случайно первобытная живопись развивается параллельно с петроглифами (изображениями, высеченными, выбитыми или процарапанными на камне), - узнавая скрытые на поверхности камня знаки - идеограммы, первобытный художник помогает им освободиться из косной материи и переводит их в трёхмерное пространство. Контурная линия, обрамляющая петроглиф, постепенно углубляется, а красочная становится более насыщенной по цвету и занимает большую площадь. Поверхность камня внутри контура заполняется черной или красной красками. Применение в живописи второго цвета помогает сделать рисунок более объёмным. Животные в пещерной живописи обычно изображаются в профиль, а копыта и рога - в фас или три четверти. К концу первого периода появляются изображения, в которых объединяются две различные техники - живописи и петроглифов.

Говоря о восприятии первобытной  живописи в наше время следует  отметить, что каждое отдельное изображение  рассматривалось в изоляции от соседнего, ведь в пещерах царил постоянный полумрак. Ничто не оказывает такого разрушительного воздействия на подлинные ценности первобытного искусства, как блеск электрического света в этом царстве вечной ночи. Дрожащий огонь или небольшие каменные светильники с животным жиром, образцы которых были обнаружены, позволяют лишь фрагментарно рассматривать цвета и линии изображаемых предметов. В таком мягком, неустойчивом свете последние, кажется, обретают магическую подвижность. При сильном освещении запечатлённые линии и даже покрытые красками поверхности теряют свою яркость, а иногда и вовсе исчезают. Только в первом случае тонкие прожилки рисунков могут быть рассмотрены, не будучи подавленными шероховатой поверхностью камня. Первобытный человек не связывал пещеры с архитектурой.

Долгое время первобытная  живопись не была известна. В 1871 году испанский  археолог Марселино де Савтуола впервые обнаружил изображения бизонов на стенах и сводах Альтамирской пещеры. Его коллеги подумали, что живопись создал сам Савтуола - предмет всеобщих насмешек, и не столь давно. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Камбаррель, Фон де Гом Труа Фрер со знаменитым изображением колдуна в маске и оленьими рогами и др. Основные памятники первобытной живописи эпохи палеолита сосредоточены на юге Франции и Испании.

Если говорить о нашей  стране, то здесь в 1959 году была открыта  знаменитая Капова пещера на Южном Урале. На большой глубине красной краской написано семь мамонтов, лошади, носороги и антропоморфные фигуры. Это единственное место, расположенное вне франко-кантабрийской зоны.

Наскальные, в том числе  пещерные изображения эпохи палеолита  переживают расцвет в солютрейское и мадленское время. Основную массу сюжетов наскального искусства составляли изображения животных, выполненные, как правило, в натуральную величину примитивными одиночными контурами: мамонта, носорога, дикой лошади, оленя, лани, быка, зубра, бизона, лося. Большинство рисунков этого времени, найденных археологами, процарапаны резцом на поверхности скалы. Часть из них, как, например, изображения животных в пещере Альтамира, открытой Марселино де Саутуолой в 1879 г., и в пещере Ласко, покрывались краской. Художники использовали не только черную краску (вероятно, ее заменял древесный уголь), но и желтую, и красную, которые получали, растирая в порошок охру и другие минералы. Затем порошок смешивался с водой или жиром. В качестве связующего он использовал жир животных, кровь, мёд. Краска наносилась на стены с помощью палочки или кисточки, изготовленной из меха животных. Возможно, применялся и такой способ: художник выдувал порошок на влажную стену с помощью импровизированной трубки — полой кости, и краска, застывая, сохраняла свой цвет на многие тысячелетия.

Палеолитические рисунки  сохранили также следы зачатков письменности в форме пиктографии. Геометрические фигуры (палочки, треугольники, трапеции), обозначая направление  пути, число убитых животных или  план местности, служили своего рода информационным дополнением к изображению. Первобытный художник учился обобщать, абстрагировать, приобретал навыки рационального  распределения элементов рисунка  на плоскости, экспериментировал с  цветом и объемом. Свидетельством развития абстрактного мышления стал отход от принципа натурализма, схематизм и  уменьшение размера изображений  в период неолита. Главное назначение рисунков вытекало из практических потребностей людей и носило магический характер. Живопись должна была привлечь на территорию племени промысловых животных или способствовать их размножению, принести удачу на охоте и т.д.

В конце солютрейского - начале мадленского периода живопись пещер становится более подробная и детальная, первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

В XII тысячелетии до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы  многочисленные ансамбли первобытной  живописи: громадные живописные «полотна», выразительные пещерные фрески и  многофигурные композиции охотничьего  и бытового характера (охотничьи  и военные сцены, пляски и религиозные  церемонии), покрывшие своды глубоких пещер, продолжение монументальных росписей в Ласко, Фрер, Монтеспан и многих других.

Одной из самых интересных находок является пещера Ласко, обнаруженная в 1940 г. и получившая название «доисторическая сикстинская капелла». В настоящее время она стала настоящим музеем, представляющим искусство эпохи палеолита. Ученые определили, что самые древние экспонаты пещеры Ласко созданы в 18 тысячелетии до н.э. Открывается этот своеобразный музей Большим залом, или залом Быков. Посетитель, оказавшийся в этом зале, слева от себя видит стену с изображениями животных: огромного быка, коровы и теленка, лошади, медведя, оленей. Своды в конце зала покрыты рисунками, представляющими бизонов, баранов и лошадей. Между фигурами зверей и над ними древние художники поместили нарисованные разными красками квадраты, составляющие прямоугольники, волнистые линии и изображения, напоминающие растения.

Выразительностью и живой  динамикой поражают написанные золотистой охрой фигуры лошадей, обведенные черным контуром. С большой точностью  первобытный художник передает пропорции  животных, восхищает его умение создавать  объем и перспективу. Реалистично  и убедительно выполнены изображения  степных лошадей и коровы, приготовившейся  к прыжку через невидимое зрителю  препятствие. Несомненно, древний живописец  обладал тонкой наблюдательностью  и прекрасной памятью, ведь свои модели он изображал не с натуры. Назвать  это искусство реализмом в  полном смысле слова нельзя, хотя в  данных памятниках присутствуют элементы типизации и обобщения, явственно  заметен поиск характерных для  изображаемого животного выразительных  особенностей.

В следующем зале на одной  из стен зритель видит изображения  восьми голов баранов. Четыре из них  написаны красной краской, четыре —  черной. На противоположной стене  художник поместил пять голов оленей. С правой стороны зала расположен узкий коридор, свод которого покрыт живописными изображениями и  петроглифами (высеченными на камне  рисунками) — небольшими фигурами животных, перекрытыми огромным силуэтом коровы. Здесь же нарисованы лошади и бизоны, изображения которых пересекают линии стрел и копий.

В последнем помещении  пещеры Ласко черной краской написана целая сцена, значение которой пытались разгадать многие ученые. В центре рисунка — фигура падающего человека с птичьей головой. Справа от него стоит раненый бизон с вываливающимися  внутренностями и копьем, проходящим поверх его корпуса. Рядом с человеком  лежит копьеметалка, украшенная фигурой птицы. Слева художник нарисовал носорога, который, убегая, оставляет за собой четкие точки-следы. Вероятно, древний мастер изобразил трагедию, произошедшую с одним из соплеменников: человек увидел бизона, смертельно раненного носорогом, и приблизился к нему. Но умирающий бизон неожиданно бросился на охотника и сбил его с ног. Удивительно в этом изображении то, что среди всех найденных археологами рисунков мадленского периода он единственный имеет композицию, объединяющую фигуры животных и человека. Поэтому исследователи долго спорили о его датировке, относя этот памятник древнего искусства к более позднему времени. Но техника исполнения и стиль говорят о том, что сцена, изображенная художником, все-таки относится к одной из ранних стадий мадленского периода.

Рисунки мадленского периода восхищают зрителя мастерством исполнения и своей достоверностью. Древние художники очень реалистично передают повадки зверей, их манеру поведения. Изгибы тела, положение ног и поворот головы точно показывают, находится животное в движении или замерло, приготовившись скрыться при малейшей опасности. Найденные изображения позволили ученым определить, какие звери жили в те далекие времена. Благодаря рисункам, обнаруженным в гроте Шовэ, было сделано поразительное открытие: животные, обитающие ныне в жарких африканских странах (львы, носороги), и обитатели северных стран (северные олени) когда-то существовали в одном месте, на территории современной Франции. Удивляет и то, что в этих полихромных (многоцветных) росписях заметно стремление художников к передаче перспективы: с помощью изменения силы тонов формируются объемы, благодаря чему, а также умению соблюдать пропорции достигается большое сходство с объектами изображения. Достоверность рисунков позволила исследователям определить, к примеру, что в пещере Экаин первобытный живописец нарисовал бурого, а в гроте Шовэ— пещерного медведя.

Тщательное изучение росписей Ласко открыло одну из особенностей работы древних мастеров: рисунок  на стенах пещеры иногда наслаивался  на предыдущий. Нередко художники изображали целые стада животных, особенно часто они встречаются в гравюрах на кости. В таких изображениях фигуры на переднем плане переданы детально, а остальные — схематично.

В живописном ансамбле другой пещеры - Альтамиры,- на потолке представлены многочисленные фигуры бизонов в натуральную величину. Кроме них там представлены ещё лошади и кабаны. Самые ранние изображения представлены контурными одноцветными рисунками. Живопись «Большого плафона» также, как и в Ласко, не имеет композиции в современном понимании этого слова, поскольку нет её главного качества- упорядоченности.

Образы людей или фантастических существ, обладающих одновременно человеческими  и звериными признаками, встречаются  реже. Например, в гроте Шовэ на выступе одной из стен хорошо заметна фигура получеловека-полузубра. В большинстве же росписей преобладают изображения животных, именно в это время зарождается анималистическая живопись. Вершины своего расцвета живопись эпохи палеолита достигла в 12 тысячелетии до н. э. Именно к этому времени относятся анималистические росписи пещер Руфиньяк, Нио, Монтеспан, Труа Фрер, Фон де Гом, Ла-Мадлен, Ласко, Комбарелль, Марсула и др. Большинство рисунков показывает замечательное мастерство древних художников в передаче объема, перспективы, пропорций, а также умение запечатлеть движение животных.

В то же время, за редким исключением, живописные памятники представляют собой беспорядочные нагромождения  рисунков, лишь некоторые росписи  имеют композицию, объединяющую две  или три фигуры (сцена из Ласко, а также изображение оленя, коровы и колдуна — человека с головой  быка — из пещеры Труа Фрер). Нередко художники рисовали пары животных противоположного пола (быков, лошадей, оленей, бизонов), что скорее всего связано с магическими обрядами.

В конце палеолита техническое  мастерство первобытных живописцев совершенствуется, свободным и динамичным становится рисунок. В то же время  постепенно исчезает объемность, и  изображение приобретает плоскостной  и схематичный вид (например, руку художники изображают в виде граблей  с пятью зубцами пальцами).

Первобытные рельефы. Создавая «высокие» рельефы (горельеф), первобытный человек часто использует естественные выступы на стенах пещер, как, например, в рельефе «Бизон» из испанской пещеры Кастильо. На левой стене пещеры Ласко в технике углублённого рельефа процарапана необычайно выразительная голова лошади (период Мадлен), а в пещере Леванзо находится изображение бизона, в настоящий момент частично скрытое под сталагмитными отложениями. Позднее техника процарапанного рельефа будет развиваться в Древнем Египте. Рельефы бывают не только нанесены на стены пещер, они могут украшать и орудия людей. Одним из таких изделий является копьеметалка с фигуркой птицы (Мадлен, Музей Сен Жермен, Франция). Наряду с зооморфными рельефами узнаваемы и изображения людей. Предположительно женское и мужское изображения (барельефы) из Лосселя находятся в музее Бордо.

Информация о работе Первобтная живопись и ее особенности