Отечественные этапы развития культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:45, реферат

Описание работы

Развитие отечественной культуры можно разделить на две крупнейшие фазы, внутри которых выделяются самостоятельные, иногда очень отличающиеся по характеру периоды и этапы.
Первая фаза, охватывает почти три тысячи лет языческого до государственного существования, а вторая - тысячу лет христианского государственного.
Вторая фаза - христианская, занявшая тысячу лет, - можно подразделить на три периода.

Работа содержит 1 файл

ральский Горный Геологический Университет.doc

— 294.50 Кб (Скачать)

112

Второй уровень  познания требует теоретического объяснения в рамках семантических правил формирования смысла высказывания. И лишь на третьем, глубинном, уровне происходит раскодирование смысла, при этом мы вслед за Г. Фрече и Э. Гуссерлем понимаем под смыслом объективное содержание выражения в дихотомии с представлением, как ментальной актуализации в форме образа и ощущения.

Если понимать семантику как переводимый компонент  языка, то анализ ее позволяет, отталкиваясь от присущей каждой эпохе специфической ментальное™ и специфики языка разных областей культуры, соотносить их друг с другом. Коммуникация Б этом случае предстает не как простое перемещение сообщения, а как перевод текста с одного языка на другой. Такой перевод возможен потому, что коды отправителя и адресата образуют пересекающееся множество. Ю.Лотман справедливо замечает, однако, что при переводе часть сообщения окажется отсеченной, часть подвергнется трансформации, потерянным окажется именно своеобразие адресанта, что и составляет особую ценность сообщения. "Положение было бы безысходным, — пишет он, — если бы в воспринятой части сообщения не содержались указания на то, каким образом адресат должен трансформировать свою личность, чтобы постигнуть утраченную часть сообщения. Таким образом, неадекватность агентов коммуникации превращает сам этот акт из пассивной передачи в конфликтную игру, в ходе которой каждая сторона стремится перестроить семиотический мир"1.

Этот конфликт принадлежит к числу таких, которые возникают при рассмотрении соотношения между целостностью и непрерывностью (континуальностью) мира, с одной стороны, и атомарностью, дискретностью знаков, задаваемых более или менее размытыми полями значений.

В ходе попыток  разрешения такого рода конфликтов возникают гениальные догадки и творческие открытия в культуре, которые кодируются с помощью знаково-символических механизмов, и круг замыкается вновь.

В качестве приложения мы представляем таблицу, в которой  сделана попытка систематизации информации о знаке и символе. В ходе работы над этой проблемой, однако, возникла необходимость включения в систему анализа такой существенной категории языка, как метафора, хотя она и не рассматривалась в тексте.

Лотман Ю. Место  киноискусства в механизме культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1977. Т. 8. С. 141-142.

113

Продолжение табл. 2

Таблица 2

ЗНАК

СИМВОЛ

МЕТАФОРА

ПРОИСХОЖДЕ-

Из животного

Возникает с  раз-

Возникает сти-

НИЕ

мира

витием психики,

хийно в процессе

когда осознано раз-

художественного

деление на разум  и

освоения мира как

чувство, различает-

следствие интуи-

ся реальный мир и

тивного чувства

его отражение  в ис-

сходства материи  и

кусственных фор-

духа (вода течет,

мах

время течет), обла-

стей, воспринимае-

мых разными

органами чувств

(твердый металл  и

твердый звук)

МЕСТО БЫТО-

Бытует в живо-

Культура в  целом

Художественная,

ВАНИЯ

тном мире, в  разных

на этапе, когда

повседневная  и на-

сферах жизни  обще-

сформировано  ее

учная речь (кроме

ства: науке, рели-

единство, через

делового дискурса,

гии, искусстве, в

формы искусства,

где требуется  точ-

коммуникациях и

науки, религии.

ность и однознач-

т.п.

Бытует в личной

ность).

жизни, в социуме,

Не принадлежит  ни

государственной,

к какой личной или

этнической и  т.п.

социальной сфере.

общности.

ЦЕЛЬ ПРИМЕ-

Информирова-

Репрезентация

Конвенционали-

НЕНИЯ

ние, коммуникация

объектов, событий

зация смысла.

или идей.

ЧЕРТЫ

Инструменталь-

Обозначает не се-

Вербальная струк-

ность и адресность,

бя, а нечто  другое,

тура, семантич-

стремление к  клас-

открывает доступ к

ность, не стремится

сификации, прямая

сознанию, выража-

к классификации.

связь между  знаком

ет общие идеи, экс-

Образ — индиви-

и обозначаемым.

тралингвистичен,

дуализация Делает

императивен.

ставку на значение.

Образ-обобще-

Используется  в пре-

ние. Стабилизирует

делах значений,

форму. Легко  пре-

прямо или косвенно

одолевает "земное

связанных с  дейст-

тяготение", стре-

вительностью, т.е.

мясь обозначить

углубляет понима-

вечное и ускользаю-

ние реальности.

щее, уводит за пре-

делы реальности.

Раскладывает  об-

Сохраняет це-

раз на символиче-

лостность образа

ские элементы,

превращая его  в

"текст".

114

СИМВОЛ

ЗНАК

ОБЩЕЕ ОБЩЕЕ

МЕТАФОРА

Архетипичность  значений: базируются на неизменных свойствах  природы и человека.

Тяготеют к  графическому изображению, стабилизируют форму.

Контрольные вопросы  и вопросы для самопроверки

1. Что такое  знак?

2. Какие виды  знаков вы знаете?

3. Что такое  знаки-индексы? Приведите примеры.

4. Что такое  иконические знаки? Приведите  примеры.

5. В чем отличие  знака-символа от других видов знаков?

6. Что такое  пиктограмма?

7. Что такое  идеографическое письмо?

8. В чем особенность  алфавитного письма?

9. В чем сущность  языка?

10. Каковы функции  языка?

11. Какие виды  языков вы знаете?

12. Охарактеризуйте  вербальный и невербальный языки.

13. В чем специфика  естественных и искусственных  языков?

14. Что такое  вторичная моделирующая система?

15. Какие аспекты  в изучении языков вы можете  назвать?

16. Что изучает  семиотика?

17. В чем состоит  предмет герменевтики?

18. В чем заключается  проблема понимания своей и иных культур? Что составляет трудности понимания?

19. Охарактеризуйте  механизм восприятия.

20. Охарактеризуйте  символику цвета в различных  культурах.

21. Покажите природу  символа в науке и искусстве.

22. Что такое  "культурный код"?

23. Охарактеризуйте  мифологическую модель мира в  числовой проекции.

24. Опишите художественно-религиозную  символику.

Темы рефератов  и творческих заданий

1. Знаки и  знаковые системы.

2. Естественные  и искусственные знаки.

115

3. Знак и символ.

4. Культура как текст.

5. Культура как  знаковая система.

6. Специфика  символа как средства языка  культуры.

7. Семантика  храма.

8. Семантика  мусульманского искусства.

9. Знаковая система  культуры и художественный язык.

10. Символ в  искусстве: знак и образ.

11. Мифологические модели мира.

12. Символика  и символизм в культуре.

13. Проблема символа  и реалистическое искусство.

14. Семиотика  как наука.

15. Концепция  семиосферы Ю.Лотмана.

16. Семиотический  анализ религии.

17. Наука как  знаковая система. Специфика научных  языков.

18. Символика  цвета в различных культурах.

19. Современные  информационные языки.

20. Сущность гипертекста.

21. Символический  язык священных текстов.

22. Языки современных  средств массовой информации.

заочное отделение 
Контрольная работа 
 
По курсу: Культурология  
 
На тему: «Язык культуры: миф, символ, знак». 
  Работу выполнила 
 
Студентка гр. З.07.6ф. 
 
Кононова 
 
Виктория Сергеевна 
 
Проверила: Тульских  
 
Елена Евгеньевна  
Великий Новгород 
 
2007 
 
Содержание: 
I. Введение. 
 
II. Понятие культуры. 
 
III. Язык культуры. 
 
3.1 Миф. 
 
3.2 Знак. 
 
3.3 Символ. 
 
IV. Заключение. 
 
V. Список литературы. 
I. Введение: 
Культура. Слово это знакомо, его вы слышим и дома, и по радио и телевидению. Оно относится ко многому из того, что нас окружает, и поэтому многозначно. 
 
Главное в культуре – человек. Человек и культура неразрывны подобно растению и почве, на котором оно произрастает. 
 
Культура – это сумма результатов творческой деятельности людей. В русском языке есть замечательное слово «сокровищница». Оно означает сосредоточение особенно ценного. Культура – это сокровищница результатов труда человечества, наиболее ценных, опробованных веками отношений людей к природе, к самим себе, к другим людям. 
 
Общепринятое деление культуры на три ветви материальную, духовную и физическую. И каждая из этих имеет свой язык, т.е. язык культуры. 
 
Язык культуры в широком смысле этого слова понятия мы называем те средства, знаки, символы и даже миф, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры – это универсальная форма осмысления реальности, в которую «организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы, и другие подобного рода смысловые конструкции».    
                  
 
II. Понятие культуры: 
Само слово культура зародилось в Древнем Риме. «Как известно слово “культура” имеет в качестве исходного латинское “cultura”, что означало “обрадовать” (землю), и “совершенствовать”, и “почитать”. В позднейшем употреблении слова “культура” сохранились эти оттенки, но любопытно, что первоначально “культура” означала изменение природы в интересах человека, точнее – возделывание земли. И параллельно возникает метафора, употребляемая Цицероном, - “культура (совершенствование) души”, “духовная культура”», - пишет А.А. Брудный. 
 
В наше время «культура» - очень емкое слово. В самом общем смысле это понятие включает и все достижения человеческого общества в различных областях жизни, и высокий уровень развития какой-либо отдельной отрасли деятельности, и просвещенность, образованность, начитанность, и наличие условий жизни, соответствующих потребностям посвященного человека, даже разведение, культивирование какого-либо растения. 
 
Другими словами, культура неотделима от процесса выбора чего-то наиболее удачного в какой-либо области, ухода за ним, возделывания его, доведения до высокого уровня качества в стремлении к совершенству. Этот процесс предполагает осознанность и целенаправленность всех соответствующих действий, выработку и хранение приемов и способов – правил эффективной деятельности. 
 
В современных исследованиях по культуре «постепенно формируется обоснованное представление о культуре как об определенной форме человеческих отношений, опредмеченной ценностно» (А.А. Брудный). Или: «Культура есть всеобщая форма одновременного общения и бытия людей различных культур, каждых из которых есть всеобщая форма одновременного общения и бытия людей… и в этом общении культур происходит общение индивидов» (В.С. Библер).  
 
Это значит, что культура представляет собой процесс особого общения людей, факты культуры (в которых научные открытия, предметы быта, произведения искусства и т.д. признаны как ценности) – результат этой деятельности и средство для возникновения процесса интерпретации и понимания этого факта и начала нового ответного процесса создания своей «реплики» в этом нескончаемом процессе.      
 
Важнейшими характеристиками культуры являются: 
 
1.     знаковость всех составляющих ее элементов; 
 
2.     диалоговость процесса и нацеленность на диалог ее продуктов; 
 
3.     существование множества культур и видов культур, которые вступают в диалог; 
 
4.     непрерывность ее как процесса; 
 
5.     разветвленные критерии оценки фактов культуры; 
 
6.     механизмы охраны фактов культуры и т.д. 
 
Все эти свойства культуры, в свою очередь, тесно взаимосвязаны. Их взаимозависимость пунктирно можно наметить следующим образом. 
 
Культура в таком понимании – «это выражение человеческих отношений в предметах, поступках, словах, которым люди придают значение, смысл, ценность. Если обратить внимание на сущностную сторону феноменов культуры: связь между ними – это связь между их значениями. Суть феноменов культуры состоит в том, что они имеют значение для людей; а то, что имеет для людей значение, постепенно обращается в знак», - так пояснил А.А. Брудный это свойство культуры.  
 
Любой знак, в свою очередь, нацелен на понимание, поэтому он нуждается в ином, отличном от себя, субъекте, который «раскодирует» смысл этого знака в процессе его понимания. Таким образом проявляет свою сущность диалоговость культуры. 
 
Культура мыслится лишь как участок, замкнутая область на фоне не-культуры. Таким образом, одним из важнейших понятий культуры является понятие границы. В отношении культуры граница очень условно отделяет культуру одной нации от другой или культуры разных периодов, разных поколений или личностей. Важно, что при этом целью ограничения является сохранение индивидуальности и неповторимости каждого. Функция любой границы сводится к ограничению проникновения тех или иных инородных явлений внутрь этой системы или к обоснованному их отбору, а также к переработке внешнего во внутреннее. Эти процессы невозможны без своеобразного водораздела. Который подразумевает, что по другою сторону находится не-свое. При этом «свое» предполагает единство и упорядоченность, т.е. наличие структуры. 
 
Следовательно, условием существования и целостности, и структурного единства является их отсутствие за пределами этой системы. 
 
Основным инструментом культуры является диалог, в результате которого должно рождаться понимание. Соответственно, понимание как процесс, как его результат и как стремление к нему составляет условие существования культуры, понимание присоединяет человека к культуре и находит в ней свою опору. 
 
Вследствие подобного рода механизмов культура всегда связана не только с материальным миром, сколько с духовным. И имеет не только коммуникационную, но и символическую, знаковую природу. 
 
Значит, смысл отграничения культуры от не-культуры в том, что любой факт культуры. Даже физической или материальной, наполнен смыслом, наполнен элементом духовности, теми ассоциациями, теми событиями, с которыми он связан и знаком, который он является. 
 
Обязательной принадлежностью культуры является структурирование. Структурирование – это способ придания дополнительных смыслов за счет актуализации привычных логических связей и ассоциаций. И действительно, история цивилизации показывает, что развитие культуры шло во многом за счет выработки систем кодирования и структурирования смыслов.  
 
Таким образом, всякая культура многослойна и многообразна и при этом она в обязательном порядке предполагает организованность и упорядоченность всех входящих в нее объектов, т.е. структурирование, которое приводит к возрастанию информации за счет наращивания смыслов. Это позволяет культуре накапливать богатый разнородный потенциал и постоянно развиваться. 
 
Культура имеет три формы: физическую, материальную и духовную. Всякий факт культуры соединяет в себе их все. Что именно подразумевается под формой культуры, в словаре терминов Ю.В. Рождественский описал следующим образом: 
 
«Физическая культура – подготовка человека к любому виду деятельности, состоящая в развитии двигательно-координационных способностей, задатков умственной деятельности, этических и эстетических представлений, а также способности к самонаблюдению, самосохранению, продолжению рода. 
 
Материальная культура – система материальных объектов, формирующих искусственную (техническую) среду обитания человека, отобранных на вечное хранение и призванных служить людям в качестве образцов технического творчества. 
 
Духовная культура – собрание фактов духовной общественной жизни, характеризующих моральное, эмоциональное, умственное развитие человечества, развитие стилей и стилевых запросов людей, их систематизация и распространение через все виды образования и просвещения, произведения искусств, ремесел, литературных памятников и т.д. Содержанием духовной культуры является мораль и нравственность, образцы учености и мудрости, достижения научных и технических, правовых и медицинских, экономических и социологических теорий, произведения художественного творчества, завоевание государственной и военной, философской и религиозной мысли». 
 
Таким образом, даже физическая культура, не говоря о материальной и духовной ее формах, предполагает духовное и интеллектуальное начало, самоанализ и самосовершенствование и т.д. 
 
Поэтому культура всегда связана с деятельностью – будь то физическая, материальная или духовная культура. Культура – это и процесс деятельности, и ее итог – некий продукт, который возникает в результате этой деятельности. Но, в отличие от не-культуры, деятельность эта всегда осознанная и целенаправленная. Кроме того, сочетание в каждом факте культуры всех трех ее форм предполагает этические и эстетические составляющие как неотъемлемые в каждом из них. 
 
В этом плане важно, что культура задает планку, создает в каждой области некий идеал (по В.И. Далю, идеал – это «мысленный» образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз; представитель; образец-мечта…, который стимулирует дальнейшее развитие). Этот идеал свойствен культуре на каждом этапе ее развития. Он меняется в зависимости от вкусов данного исторического времени, национальных особенностей культуры, иногда вместе существуют разные идеалы нескольких одновременно живущих поколении. 
 
Культура, таким образом, всегда выходит за рамки достояния одного человека. Главной формой культуры является духовная, и поэтому культура всегда принадлежит человеку  или множеству людей. Соответственно, выделяется три вида культуры:  
 
·     культура общества – вся совокупность фактов культуры, на исключительное владение или использование которой не имеет права претендовать ни частное лицо, ни какой-либо отдельный коллектив;  
 
·     культура коллектива (семья, фирмы, организации и т.п.) представляет собой опыт деятельности этого коллектива, зафиксированный в знаках и материальных объектах, и является прямым источником деятельности данного коллектива; 
 
·     культура личности состоит из знаний фактов культуры, навыков работы по своей профессии, умения пользоваться источником личных достижений, так и источником создания культуры коллектива и культуры общества. 
 
Несмотря на то что существует и культура личности, культура прежде всего – понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, - явление общественное, т.е. социальное. Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива – группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в той группе, в которой люди общаются. Соответственно, культур общения предполагает самый высокий уровень общения, отвечающий всем трем формам культуры. 
 
Более того, культура есть не только что-то общее для какого-либо коллектива, но культура еще и созидатель и этого коллектива, и того общего, что его объединяет: основная работа культуры – в структурной организации окружающего человека мира. Культура – генератор структурности, и этим она создает вокруг человека социальную сферу, которая, подобна биосфере, делает возможной дальнейшую жизнь, правда, не органическую, а общественную. 
 
Значит, три вида культуры не вступают в противоречия друг с другом, но только дополняют и взаимно обогащают каждый из них. В то же время общественный характер культуры обязательно предполагает; что индивидуальная культура возможна только тогда, когда она воспринимает как элемент, часть общей культуры, как личный вклад в нее кого-то, но не как проявление антагонизма ей, поскольку культуре изначально характерны традиции и преемственность.  
 
В связи с этим одним из важнейших понятий, которые передают сущность культуры и становятся механизмом осуществления ее преемственности, является память. Память в культуре подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. Память, с одной стороны, фиксирует факты, события и достижения культуры и тем самым сохраняет их, с другой стороны, движение вперед, совершенствование невозможно без развитой памяти, а культура – это не только плод человеческого развития, но и двигатель его. 
 
Важным свойством культуры  является и осуществление взаимодействия между различными ее видами. 
 
Это взаимовлияние и взаимообогащение различных составляющих культуры определяется ее основными свойствами, являющиеся движущей силой для развития культуры: 
 
1.     С одной стороны, упорядоченность как внешней, так и внутренней организации культуры. С другой – динамизм: потребность постоянного самообновления, того, чтобы, оставаясь собой, становиться другим. Это составляет один из основных рабочих механизмов культуры. 
 
2.     С одной стороны – единство определенной культуры, с другой – множественность культур и компонентов в рамках единой культуры. 
 
В результате действия этих противоречий культурой правит принцип альтернативности, когда выбор и сочетание различных элементов дают неисчерпаемые возможности для ее развития. 
 
Важно, что возможности для развития несет не только духовная форма культуры, но и материальная. 
 
Еще одним важным аспектом культуры является необходимость ее сохранения. Речь идет о сохранении не только отдельных фактов культуры, но и ее границ, а также механизмов воспроизводства и развития. Поэтому особой задачей культуры нужно признать воспитание культуры как общества в целом, так и отдельных его представителей. А культура общества в целом достигается за счет повышения культуры входящих в него индивидуальностей. Воспитание культуры направлено на уважительное и широкое использование опыта общественного развития, собирание, хранение, классификацию всех фактов культуры и создание эффективного культуропользования. 
 
В последнее время слали говорить уже об элементарном уровне культуры личности – базовой культуре личности, т.е. необходимом минимуме общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности. Определенны и основные компоненты базовой культуры личности: комплекс знаний, умений, качеств, привычек, ценностных ориентаций. При этом предполагается, в первую очередь, знание базовых фактов культуры того или иного народа или мировой культуры. 
 
Человек культурный – это всегда человек образованный. Но, по сути, культура предполагает не обучение, а образование личности. И оба эти слова не случайно различаются по смыслу. В этом отношении человек обученный от образованного отличается тем, что он не знания получил, а умение добывать, применять  передавать эти знания. Он не чьи-то мысли выучил, а научился сам мыслить. Он не только может повторить, кто и что сказал и то, как нужно говорить в той или иной ситуации, но сам в состоянии создать свою речь. Все это можно сформулировать так: культурный, образованный человек – это человек не только много знающий и умеющий, но прежде всего творческий. Поэтому культура личности обязательно предполагает не только овладение некоторыми необходимыми знаниями, умениями и навыками, но личностно освоенными в деятельности культурными ценностями. Следовательно, в основе образования лежит процесс познания – нахождение взаимосвязей между различными явлениями и их структурирование. А далее структура подсказывает лакуны – белые пятна, которые тоже требуют наполнения. Таким образом, познание как компонент культуры тоже диалогично, потому что идет движение от незнания к неполному знанию, а затем – к относительно полному. 
 
Культура в наиболее общем виде предполагает наличие индивидуальности у человека и стремление проявить эту индивидуальность. И в то же время требует признания этой индивидуальностью права других людей на их индивидуальность и уважения этой их индивидуальности. Имеется  в виду не обособление личности, а сознание, что индивидуальность – это отдельность внутри целого – общества. Это предполагает умение взглянуть на ситуацию с позиции другого, понять ход его мыслей, его чувства и т.д. 
 
Таким образом, культура – это система достижений человека во всех отраслях жизни, которая появилась и развивается благодаря целенаправленной и осознанной деятельности человека и общества в целом в материальной и духовной сферах. Эта деятельность носит объединяющий коммуникативный характер, направленный на достижение высшего уровня качества, и потому сопровождается системой ограничений, благодаря которым происходит целенаправленный отбор достойного для продолжения и развития. 
 
Культура гораздо шире и богаче этих ее сторон, о чем свидетельствуют четыре ее основные функции: 
 
1.     Адаптивная, обеспечивающая приспособление человека к окружающей среде. 
 
2.     Коммуникативная, формирующая условия и средства человеческого общения. 
 
3.     Интегративная – скрепление с помощью культуры любой социальной общности. 
 
4.     Социализация, т.е. включение индивидов в общественную жизнь. 
 
  
  
               
III. Язык культуры: 
 
3.1 Миф: 
В обыденном сознании слово «миф» ассоциируется с рассказами о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то ни другое – неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры и как язык ее, способ человеческого бытия. Отождествить миф с изложенным кем-то мифологическим сюжетом – это то же самое, что спутать страстную любовь с ее описанием, данным к тому же посторонним и бесстрастным наблюдателем. А во-вторых, миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия. 
 
Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа. 
 
Иными словами, миф есть не что иное, как проекция человеческой души вовне, в космическое целое. Слово «космос» здесь используется не в том значении, какое оно приобрело в наши дни. Космос – это древний образ мироздания, в котором человек не «царь природы», а всего лишь ее часть. И чтобы выжить в этом мифологическом космосе, человек должен найти себе могучих покровителей среди населяющих его существ. Эти покровители становятся его богами, которым он приносит жертвы и перед которыми испытывает одновременно и страх и надежду. Ясно, что в роли таких богов оказываются наиболее значимые для конкретного племени силы и явления природы, одушевленные мифологическим воображением. 
 
У каждого племени возникают свои боги, свои почитаемые мифологические существа. Отсюда пошел возникший уже в христианскую эпоху термин «язычество»: в отличие от духовного универсализма христианской Европы в древности каждому особому языку (племени) соответствует своя система верований. Языческие боги носят самый разнообразный характер, но сами верования и мифы достаточно типичны по своей внутренней структуре и способу взаимодействия природы и человека. 
 
Каждое племя имеет своих священных предков, которые чаще всего отождествляются с некоторым животным. Такая система верования получила название тотемизма. 
 
Другим характерным для мифа верованием является фетишизм. Фетишизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени. Предмет, к которому относится подобным образом, и есть фетиш. 
 
Конечно. Можно оценивать миф, сравнивая его с современной системой знаний, однако это увело бы нас далеко в сторону от его действительного назначения. Миф и не призван давать объективную картину мира, он призван придавать миру смысл, и это свое предназначение успешно выполняется. И в то же время надо помнить, что эта смысловая полнота достигалась при полном отрицании самостоятельного достоинства человека. 
 
Человек видел в себе лишь продолжение жизни природы и готов был обрекать на смерть тех, кто уже не мог воплощать в себе расцвет обожествляемых природных сил. Конечно, это относится прежде всего к самым ранним стадиям развития мифа, но отголоски подобного отношения человеческой жизни сохраняются и на более поздних этапах языческой культуры. Миф как способ смысловой консолидации человека с природой. Также миф есть способ смысловой консолидации индивида с общиной, которая воспринималась как часть обожествленной природы. Каждый человек целиком отождествляет себя с обществом порядок которого был не менее священен, чем порядок природы. Миф упорядочивал человеческую жизнь, но делал это за счет тотального подчинения человека коллективу.  
 
Миф есть страшно консервативная и устойчивая система. Если он рано или поздно начинает уходить в прошлое, то причиной его является вовсе знаний (ибо миф сам программирует, как интерпретировать мир и какие знания накапливать). Миф разрушается по мере того, как человек получает возможность осуществлять таящуюся внутри него свободу. Миф не может, не предназначен регулировать жизнь свободного человека, и поэтому реализация свободы, с одной стороны, подрывает устои мифа, а с другой стороны, становится источником новой формы культуры. Функции, которые выполнял миф, трансформируются и теперь выполняются религией, искусством и философией. 
 
Однако миф не уходит бесследно из культуры. Во-первых, миф и его образы сохраняются в человеческой душе. И это понятно, ибо главное назначение мифа – придавать смысл, и символические образы мифа выступают для человека универсальными формами придания и выражения смысла. Но, конечно же, современная культура вкладывает в эти формы свое, новое содержание. Однако и современный человек опирается на сконцентрированную в архетипических образах психическую энергию, используя ее для построения новых смыслов, новых символических систем. Во-вторых, в культуре еще очень долго сохраняются пережитки мифа, которые проявляются в виде суеверий, гаданий.  
3.2 Знак:  
Как уже отмечалось, в рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры рассматриваются как система знаков. Знак — это чувственно воспринимаемый субъект (звук, изображение и т. д.), который замещает, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Возможности понимания и трансляции культуры могут реализовываться с помощью различных знаковых систем (или языков культуры): естественного языка, фольклора, традиций, предметов быта, охоты или другого вида деятельности, ритуалов, обрядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством художественных образов разных видов искусства, письменного текста и много другого. Язык культуры — это совокупность всех знаковых способов словесного и несловесного общения, с помощью которых передается культурно-значимая информация.  
 
Вся совокупность этих знаковых средств может быть представлена следующими типами;  
 
·         знаки-обозначения, являющиеся, например, основанием естественного языка. Единица языка — слово, обозначающее предмет, действие, свойство и другие характеристики окружающего человека мира.  
К знакам-обозначениям относятся также знаки-признаки (приметы, симптомы), знаки-копии (репродукции), знаковое поведение (имитация);  
 
·         знаки-модели. Они также являются заместителями реально существующих объектов и действий. Так, например, в пределах культурного мифологического кода модель реального предмета, наделяясь магическими силами, становится культурным образцом — «вторичной предметностью». В этой модели скрыта информация о смысле и способах действия с предметом;  
 
·         символы — такие знаки, которые не просто указывают на изображаемый объект, но выражают его смысл.  
 
Различение понятий «знак» и «символ» проводилось уже в древнегреческой философии начиная с Платона. Они были противопоставлены друг другу содержательно: знаки считались достоянием обыденной жизни и низкой подражательной поэзии. С помощью мифологических символов человеку передается божественный дух. И хотя божественным символам присуща ясность и прозрачность, но к человеку они обращены своей загадочной и таинственной стороной, которую нужно распознать, пользуясь «сметливостью своего ума». Натурализм стал подвергаться осуждению за бессодержательную подражательность, а вершиной искусства стали признавать символическую поэзию (символы которой глубоки и многозначительны). Такой символизм был воспринят в Византии и западном христианстве. Так, в богословии различают проданную историю, где события не имеют скрытого смысла, и сакральную историю, где одни события являются символами других. 
3.3 Символ: 
 
Символ как способ образного освоения мира, как художественный иносказательный образ широко используется в искусстве. Смысл символических образов нельзя расшифровать прямолинейно, его нужно эмоционально пережить и прочувствовать, нужно распознать, пользуясь «сметливостью своего ума». Способность символов передавать общечеловеческое содержание была подвергнута анализу еще в 30-е гг. XX в., когда стали различать «конденсационные символы» и «преференциальные символы». Если первые «значат гораздо больше, чем обозначают», и связаны с политическими или религиозными эмоциями, то вторые — эмоционально нейтральны и логически обоснованы. Именно преференциальные символы общеприняты и рациональны и образуют знаковые системы современной культуры. Известный советский культуролог Ю.М. Лотман понимал символ не только как знак некоторого искусственного языка (например, химические или математические символы), но и как выражение глубинного сакрального смысла. Символы такого рода обладают большой культурно-смысловой емкостью (крест, круг, пентаграмма и др.), они восходят к до письменной эпохе и представляют собой архаические тексты, служащие основой всякой культуры. Таким образом, символ — это социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, постигаемую интуитивно и не могущую быть выраженной адекватно-вербальным способом.  
 
Мифологическое сознание закреплялось в таких базовых символах, которые выражали представления о происхождении, и устройстве Космоса (например, Мировое Древо — символ, объединяющий все сферы мироздания, обозначающий ось мира, а также воплощающий идею плодородия; другое мифологическое воплощение столпа Вселенной — Космическая гора) и т.д. Эти символы постепенно упрощались, принимая вид геометрических фигур и чисел. Так, Мировое Древо стали изображать в виде креста; лотос отображал Землю, которая плавает, подобно водяному цветку по поверхности океана; круг стал обозначать Космос; треугольник — плодородие (вершиной вверх — мужское начало, вершиной вниз — женское). Если же наложить оба разнонаправленных треугольника друг на друга, то для индусов это будет означать объединение созидающего и порождающего начал, символ любви богов ко всему земному, а земного — богам.  
 
В Европе же этот символ был известен как «звезда Давида». Шестигранник использовался в народных верованиях для защиты от злых сил. Квадрат применялся как символ материального мира, составленного из четырех стихий. Пятиугольная звезда (пентаграмма) становится знаком «адептов» и звездой магов. Ноль означает не что иное, как окружность, обрисовывающую пустоту, ничто. Змея, кусающая свой хвост, в индийской мифологии была символом круговорота Вселенной или Вечности.  
 
Специфика символа как знака состоит в способности вызывать общезначимую реакцию не на сам символизируемый объект, а на тот спектр значений, который связывается с этим объектом. 
  
IV. Заключение: 
Важную роль в развитии культуры имеет язык. Национальная культура не существует вне языка. Именно язык чаще всего выступает критерием при различении, типологизации культур. М. Хайдеггер отмечал, что «язык — дом бытия».  
 
А. Камю говорил: «Моя родина — это французский язык». Ф. Достоевский считал, что «язык — народ». Язык является социальным средством хранения и передачи информации, основным средством общения. Он реализуется и существует в речи. Общее число языков в мире составляет от 2,5 до 5 тысяч. В современном мире существуют также языки программирования (машинные, алгоритмические). Языком также называют любую знаковую систему. Так, существует язык кино, язык математики, язык жестов и т.д.  
                     
 
V. Список литературы: 
1.     «Культурология», Радугин А.А., Изд-во «Центр», Москва 1997; 
 
2.     «Русский язык и культура речи», Н.А. Ипполитова, Изд-во «Проспект», Москва 2006; 
 
3.     «К тайнам мысли и слова»,  Л.В. Сахарный, Изд-во «Просвещение», Москва 1998; 
 
4.     «Знаки, символы, языки»,  Е.Н. Панов, Изд-во «Знание», Москва 1999.   

Информация о работе Отечественные этапы развития культуры