Особенности японской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:27, реферат

Описание работы

Японцы иногда сравнивают свою страну со стволом бамбука, окованным сталью и завернутым в пластик. Это точный образ. Туристские достопримечательности, которые прежде всего предстают взорам иностранцев, и впрямь кое в чем схожи с экзотической оберткой, сквозь которую местами проглядывает сталь современной индустриальной Японии. Легко подметить новые черты на лице этой страны. Труднее заглянуть в ее душу, прикоснуться к скрытому от посторонних глаз бамбуковому стволу, почувствовать его упругость.

Содержание

Введение………………………………………………………………3-4
Культурные особенности японцев…………………………………..4-6
Традиции японцев……………………………………………………6-8
Художественное мышление японцев и японские праздники……...8-11
Cпецифика цивилизации и культуры Японии…………………...11-27
Особенности культуры, присущие только Японии………………27-30
Заключение………………………………………………………….31-32
Список литературы…

Работа содержит 1 файл

готовая контрольная по культурологии.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

 Период  Нара — единственное во всей  истории японской скульптуры  время, когда скульпторы обращаются к использованию самых разнообразных  материалов, среди  которых  дерево,  камень,  сухой  лак   «кансицу»,   бронза,   глина. Буддийские  статуи  создавались  специалистами-скульпторами,  работавшими  в государственных  мастерских.  Все  эти  памятники,  являющиеся  национальным До стоянием, сегодня можно видеть не только в Нара и Киото, но  и  во  многих провинциальных монастырях.

       Конец периода Нара — время усвоения реалистических  скульптурных  форм периода Тан  и  приспособления  их  ко  вкусам  японцев,  время  утверждения национального стиля в японской скульптуре.

           Х–XII  вв.  —  эпоха  культуры   придворной   аристократии;   главной политической силой стали  представители  рода  Фудзивара.  В  искусстве  это период внедрения и расцвета  национального  стиля  —  стиля  ямато  (древнее наименование Японии). Наряду с буддийской скульптурой начали  создаваться  и изображения божеств древней национальной религии синто.

Одним из шедевров конца Х в. является сидящая  фигура Нёирин Каннон  из

храма Дайгодзи в Киото. Статуя  правильных  пропорций,  выполнена  в  мягкой спокойной манере. С  конца  периода  Камакура  (XIV)  японская  скульптура   утрачивает самостоятельный стиль и развивается в направлении совершенствования  техники и роста количественного разнообразия видов. Появляется  много  произведений, созданных в стиле прошлых веков: от XI в. заимствуют стиль  Дзётё,  от  XIIIв. — стиль Ункэя и Кайкэя.  Среди  этих  технически  утонченных  работ  мало произведений, совершенных в художественном отношении. С конца периода Камакура и в период  Муромати  (1333–1568)  в  большом количестве вырезались маски, используемые в театре. На  первый  взгляд,  они просты, но на самом деле обладают внутренним содержанием и глубоким  смыслом того  классического  образа,  который  положен  в  основу  роли.   Важнейшей особенностью масок является выражение  лица,  переданное  в  высшей  степени экспрессивно.  В  них  схвачено  то,   что   можно   назвать   концентрацией человеческих чувств.

 В  период  Эдо  (1600–1868)  некоторые   монахи  секты  Дзэн  в   поисках

«озарения»  создавали буддийские скульптуры, подобно  тому,  как  когда-то,  в периоды Камакура и Муромати, дзэнские монахи в тех же целях писали тушью  на свитках картины и делали тушью каллиграфические надписи. Монахи секты  Дзэн, Мокудзики Сёнин и Энку,  странствуя  по  различным  провинциям  и  используя местный  материал,  вырезали  фигуры,  которые  при  всей  наивности  манеры выглядят и сейчас весьма  современно.  Энку  создавал  изображения  будд  из кусков распиленных бревен. Смелыми ударами широкого  долота  он  вырубал  из чурок и поленьев исполненные большой силы  и выразительности произведения.

Его художественное наследие  состоит  из  множества  работ,  примитивных  по манере, по сравнению с технически совершенными  произведениями  скульпторов-профессионалов. Однако следы  резца  таят  вдохновение  подлинного таланта.

Насыщенные  глубоким гуманизмом, произведения  Энку  вполне  отвечают  вкусам людей и нашего времени.

    3.4.Музыка

          История  музыки  в  Японии  представляет  собой   длительный   процесс заимствования зарубежных музыкальных стилей и приспособления их  к  японским вкусам. Как это происходило, можно увидеть на примере некоторых  музыкальных инструментов, которые считаются теперь исконно японскими.

Среди них — кото с 13  шелковыми  струнами,  инструмент,  напоминающий

цитру, сякухати (бамбуковая флейта) и трехструнный сямисэн. Кото появился  в Японии еще  до  начала  VI  в.,  а  его  современная  форма  —  в  XIII  в., примитивный тип сякухати — в VIII в., сямисэн — в XVI в., все они пришли  из Китая. Кото в  Японии  претерпел  большие  изменения,  стал  более  звучным. Сякухати вообще исчез на своей исторической родине,  а  в  Японии  прекрасно сохранился. Новая техника игры  на  сямисэне  развилась  с  помощью  «бати», большого плектра, удерживаемого ладонью. Дворцовая  музыка.  Японцы  VII  в.  с энтузиазмом   изучали   музыку континентальной  Азии.  При  императорском  дворе  в  701  г.  было  создано специальное Управление музыки.  С  одобрения  властей  музыка  гагаку  стала музыкой дворцовых ритуалов. Она до сих пор  находится  под  покровительством императорского дома. Позднее стала происходить японизация иностранной музыки, ее смешение с местной, народной. Дэнгаку  (разновидность  классического  танца,  берущего начало от ритуалов,  связанных  с  севом  или  уборкой  урожая)  и  саругаку (легкомысленный   предшественник   театра   Но,   также   имеющий   сельское происхождение) стали популярнейшим развлечением простого народа.

Музыкальное сопровождение. В ХIII  столетии  среди  военного  сословия

стало очень модно слушать истории из эпоса «Хэйкэ  моногатари» о взлете  и падении мощного клана Тайра  под  музыкальный  аккомпанемент  бива,  особого рода лютни. А в конце XIV в. появился новый жанр музыки театра.  Примерно  в это же время произошло возрождение сякухати: буддистские секты  использовали флейту для исполнения религиозной музыки.

 Во  второй половине XVI в. произошел  расцвет исполнительского искусства

для простолюдинов,  возросла  популярность  музыки  сямисэна,  поскольку  он использовался в спектаклях Кабуки и кукольного театра Бунраку. Западная музыка, в виде музыки церковной, появилась в Японии в 1549 г.

с появлением  христианских  миссионеров.  Некоторые  японцы  даже  научились играть на органе. Но с запретом  христианства  исчезла  и  западная  музыка.

Лишь   после   Реставрации   Мэйдзи    (1868)    правительство    пригласило

    преподавателей  музыки из США и с 1879 года решило включить  западную  музыку в школьные программы. Несмотря на опасения,  что  западная  музыка  вытеснит национальную, произошел рост интереса и к традиционной  японской  музыке,  и она широко  распространилась  благодаря  появлению  граммофонных  записей  и радио.

В начале ХХ в. прекрасные  японские  композиторы,  такие,  как  Косаку Ямада, написали множество песен, симфоний и детских песенок, большинство из них стали ныне классикой. Сейчас в Японии 20 профессиональных  симфонических оркестров.  Они  регулярно  выступают  за  рубежом   и   завоевали   высокое признание.

Международная деятельность.  Японские  музыканты  не  раз  завоевывали

призы на таких престижных международных  конкурсах,  как  проходящий  раз  в четыре  года  конкурс  пианистов  имени  Шопена  или  Международный  конкурс Чайковского. Многие  мастера  сравнялись  в  известности  с  представителями западных стран. Японские  музыканты,  такие,  как дирижер Одзава  Сэйдзи, исполнители Гото Мидори и  Утида  Мицуко,  много  гастролируют  за  рубежом.

    Ежегодно  растет и  число  известных  зарубежных  музыкантов,  выступающих  в Японии.

 В  последние годы японцам очень  полюбилась опера и классическая музыка.

Для выступления  всемирно известных коллективов  в последнее  время  построены специальные залы с превосходной  акустикой: Осакский  симфонический  зал, Токийский Сантори-холл, Орчард, Киё-холл и другие залы как в крупных, так  и в небольших городах.

          Баллады Энка. Японский стиль  исполнения популярных песен  сложился  еще в 30-е годы. Грустные и душевные баллады об утраченной  любви,  о  тоске  по родному дому,  названные  энка,  получили  новое  развитие  с  начала 70-х.

    Королевой энка была Хибари Мисора, чью смерть в  1989  году  оплакивала  вся страна. Сейчас популярность японских задушевных песен несколько ослабла  из-за наступления поп-музыки, распространяемой  через  караокэ.  Под  эти  мелодии танцуют на дискотеках. Кохаку ута гассэн. Важнейшим событием в японской  поп-музыке  является ежегодный фестиваль песни  «Кохаку  ута  гассэн»,  который  телевидение  NHKтранслирует каждый Новый год,  начиная  с  1951-го.  Программа  представляет собой  конкурс  между  группами  певиц  и  певцов,  отобранными   из   самых популярных исполнителей. В 60-70-е гг.  конкурс  привлекал  внимание  70-80% зрительской аудитории. В 80-е гг. интерес стал снижаться и в последние  годы рейтинг опустился до 50%.

      Развитие звукозаписывающей индустрии привело к  тому,  что  зарубежные мелодии  нашли  множество  поклонников  в  Японии.  В   моде   зажигательные латиноамериканские  мелодии,  джаз  и  шансон.   Из   всей   аудиопродукции, выпущенной в стране в 1998 г., 48,4%  составляли  записи  зарубежных  хитов. Проходит множество концертов поп-, рок- и  фолкмузыки  различных  зарубежных групп  и  отдельных  исполнителей.  Весьма  популярна  блюзовая  музыка.  Из местных знаменитостей, пожалуй, наибольший успех имеет 27-летний  композитор и певец Утада Хикару, установивший в 1999 г. новый национальный рекорд:  его компакт-диск разошелся тиражом 6,5 млн. экземпляров  в  течение  всего  двух месяцев. Совсем недавно в Японии  побывала  российская  группа  ТаТу,  очень популярная среди японской молодежи. 
 

    3.5. Литература

 Японская   литературная   традиция   считается   весьма   древней    и высокоразвитой. Хотя самые ранние письменные произведения относятся  к  VIII в. н. э., существуют основания  считать,  что  устная  традиция  восходит  к несравненно более раннему периоду. Возникновение  же  письменной  литературы связано с заимствованием китайской иероглифической письменности,  на  основе которой в IX в. был  разработан  японский  алфавит  —  кана,  служивший  для передачи фонетического строя  японского  языка.  Японская  литература  очень долгое время находилась под  влиянием  литературы  китайской,  и  многие  ее произведения   создавались   именно   на   старокитайском   языке.   Первыми письменными памятниками японской  литературы  являются  «Кодзики»  и  «Нихонсеки», представляющие собой собрания японских мифов  и  преданий  о  деяниях богов и легендарных героев, а также сведения о  событиях  реальной  японской истории дохэйанского периода. Составлены они были под эгидой  императорского двора  в  период  Нара.  Период   Хэйан   считается   расцветом   придворной литературы, как  прозы,  так  и  поэзии.  В  это  время  складываются  такие литературные жанры,  как  «моногатари»  —  сказание  и  никки  —  «дневник». Шедеврами этих жанров считаются «Гэндзи  моногатари»  («Повесть  о  Гэндзи») Мурасаки Сикибу и «Макура-но сосии» («Записки  у  изголовья»)  Сэй  Сёнагон.

 Развивается  также  жанр  ута  моногатари  —  сказания  в  стихах,  примером которого может служить «Исэ моногатари» («Сказания Исэ»). В период  Камакура и Мурома, когда ведущую роль в японском обществе играло военное  сословие  и самураи, большую известность и популярность приобретают гунки  моногатари  — военные хроники, представляющие собой собрания легенд о  событиях  и  героях известных самурайских  войн.  До  того,  как  эти  легенды  и  истории  были записаны,  они  существовали  в  устной  форме.  Самыми  известными   гунки-моногатари  XIII—XV  вв.  являются  «Хэйкэ-моногатари»  («Сказание  о   доме Тайра»), посвященное войне  1180—85  гг.  (так  называемая  «война  Гэмпэй») между самурайскими родами Тайра и Минамото и крушению клана Тайра;  «Хэйдзи-моногатари» и «Хогэн-моногатари», рассказывающие  о  смутах  1156—1160  гг., предшествовавших  войне  Гэмпэй;  «Тайхэйки»  («Хроники  «Великого  Мира»), посвященные серии  кровавых  войн  XIV  в.,  приведших  к  падению  сёгуната Камакура, кратковременному  возвышению  императора  Го-Дайго  (1288—1339)  и установлению сёгуната Асикага (Муромати).  Подвигам  полулегендарных  героев Минамото Ёсицунэ и братьев Сога посвящены «Гикэйки» («Сказание  о  Ёсицунэ», XV в.) и «Сога-моногатари» (XIV в.). К жанру военных хроник  можно также отнести и более ранние произведения, написанные, однако, не на  японском,  а на  старокитайском  языке  —  «Сёмонки»  (X  в.)  «Муиуваки»   (XI   в.)   и «Кондзякумоногатари»  (начало  XII  в.).  Сюжеты  военных  хроник  послужили основой для многих пьес в стиле но, кабуки и дзёрури.

 Классическим  жанром японской поэзии считаются   стихи  в  стиле  «вака» («японский стих»), называемые также танка («короткий стих»),  ибо состояли из пяти строк, в которых был всего 31 слог (5—7—5—7—7). Термин  вака  возник во времена  Хэйан  —  им  обозначали  «высокую»  поэзию  на  японском  языке (известную ранее как ямато-ноута).  Поэзия   вака   пользовалась   особым покровительством императорского двора. При  дворе  устраивались  специальные поэтические   состязания   (ута-авасэ),   лучшие   стихи   объединялись    в императорские сборники. Первым из таких сборников (конец VIII  в.)  является «Манъёсю», буквально — «Коллекция из десяти тысяч листьев» (т.  е.  стихов), состоящий из 20 томов, объединяющих в общей  сложности  4516  стихотворений- вака. Следующим обширным поэтическим сборником стал  «Кокинсю»,  завершенный к 905 г. За  этим  сборником  последовало  еще  20  императорских  антологий стихов  вака,  объединявших  произведения  лучших  японских  поэтов,   среди которых — многие японские императоры,  высшие  государственные  чиновники  и придворные,  дзэнские  монахи  и  воины-самураи.  Последняя  антология  была завершена в 1439 г., однако жанр поэзии века  развивается  и  по  сей  день. Возвышенные и  глубоко  лирические  стихи  были  со  времен  Хэйан  способом общения между влюбленными; придворные-аристократы соперничали друг с  другом в остроумии посредством стихов, ибо по умению мгновенно  сочинять  точные  и изысканные стихи по любому поводу  судили  об  уме  и  воспитании  человека. Отсутствие  поэтических  талантов  могло  пагубно   сказаться   на   карьере придворного. Любимой поэтической игрой было сочинение так  называемых  рэнга — «совместных стихов»; в их сочинении участвовало сразу  несколько  человек. В период  Эдо более «демократичные» стихи хайку   нашли широчайшее  признание  и  стали  неотъемлемой  чертой   японской   городской культуры XVII—XIX вв.  Наиболее  признанными  поэтами,  творившими  в  жанре хайку, считаются Нисияма Сёин (1605—82), Ихара  Сайкаку  (1642—93),  Уэдзима Оницура (1661—1738), а также Кониси Райдзан, Икэниси Гонсуй,  Ямагути  Содоо и многие другие. Однако наиболее известным мастером хайку считается  великий Мацуо  Басе  (1644—94),  поэт  мировой  величины,  на  творчество   которого значительное влияние оказали идеи дзэн. Среди  многочисленных  учеников Басе (их было более 2000) особо известны Такараи Кикаку (1661—1707) и  Мукаи Кёраи (1651— 1704). В период Эдо большую популярность  получили  отоги-дзоси— легенды, притчи  и  рассказы,  возникшие  в  устной  форме  как  анонимные произведения еще XIV—XV вв.; с XVII в. их стали издавать  ксилографическим способом, часто с иллюстрациями. Поскольку записывались они не  иероглифами, а алфавитом кана, то становились доступными самому широкому кругу  читателей из городских низов, а потому  пользовались  особым  спросом.  В  период  Эдо оформляется  и  авторская  проза,  на  стиль  которой  значительное  влияние оказали отоги-дзоси. Главным жанром  долгое  время  был  гэсаку  —  жанровые развлекательные рассказы, главной темой которых  были  забавные  истории  из окружающей  жизни.  Литература  в  жанре  гэсаку   делилась   на   несколько направлений: сярэбон  —  «остроумные  рассказы»,  главной  темой  которых  в основном были развлекательные и нередко циничные истории, в том числе  —  из жизни «веселых кварталов»; коккэибон, «юмористические книги»;  ниндзсобон  — «книги людских страстей» — сентиментальные, но очень реалистические  истории о дамах из «кварталов наслаждений»  и  их  поклонниках.  Наиболее  известные прозаики XVII в.— это Ихара Сайкаку (1642—93), Нитидзава  Иппу  (1665—1731), Эдзима Кисэки (1666—1735); XVIII — первой половины XIX  вв.—  Сантоо  Ксодэн

Информация о работе Особенности японской культуры