Особенности японской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:27, реферат

Описание работы

Японцы иногда сравнивают свою страну со стволом бамбука, окованным сталью и завернутым в пластик. Это точный образ. Туристские достопримечательности, которые прежде всего предстают взорам иностранцев, и впрямь кое в чем схожи с экзотической оберткой, сквозь которую местами проглядывает сталь современной индустриальной Японии. Легко подметить новые черты на лице этой страны. Труднее заглянуть в ее душу, прикоснуться к скрытому от посторонних глаз бамбуковому стволу, почувствовать его упругость.

Содержание

Введение………………………………………………………………3-4
Культурные особенности японцев…………………………………..4-6
Традиции японцев……………………………………………………6-8
Художественное мышление японцев и японские праздники……...8-11
Cпецифика цивилизации и культуры Японии…………………...11-27
Особенности культуры, присущие только Японии………………27-30
Заключение………………………………………………………….31-32
Список литературы…

Работа содержит 1 файл

готовая контрольная по культурологии.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

          Любопытны предпочтения традиционных  японцев  к  цвету  вещей.  Яркому, цветущему предпочитается темное, скрытое (как острым вещам –  тупые,  бурным переменам – спокойствие, шумным сборищам  –  уединение).  У  основоположника даосизма Лао-Цзы изначальна Тьма, через которую  пробивается  свет. Тьма-это глубочайший смысл, запрятанный Божественный Свет, который  дано  увидеть только мудрецам. Изначальная Тьма внушала даосам не  ужас,  а  надежду,  так как в ней брезжил Свет.

    В быту японцы предпочитали темную  посуду,  полумрак  в  доме,  темную одежду, даже темный мармелад. Дзэнчичироо Танизаки  в  эссе  “Похвала  тени” поясняет: “Я не хочу сказать, что мы не любим вообще ничего  блестящего,  но мы действительно отдаем предпочтение тому, что имеет глубинную  тень,  а  не поверхностную ясность. Это тоже блеск, но с налетом мути, которая  неизбежно вызывает  в  представлении  лоск  времени,  -  безразлично,  будет ли   это натуральный камень, или же  из  искусственного  материала  сделанный  сосуд.

    Поскольку традиционный дом в Японии покрывался огромной крышей, чтобы защитить  жилище от палящих лучей солнца и от сильных потоков  дождя,  -  внутри  дома  царил полумрак.

                                 Японские праздники:

                                1 января - Новый год

                   2-ой понедельник января - День  совершеннолетия

                  11 февраля - День основания японского  государства

                       20 марта - День весеннего равноденствия

                               29 апреля - День зелени

                              3 мая - День конституции

                                 5 мая - День детей

                                 20 июля - День моря

                        15 сентября - День почитания пожилых

                      23 сентября - День осеннего равноденствия

                  2-ой понедельник октября - День  здоровья и спорта

                              3 ноября - День культуры

                         23 ноября - День благодарения труду

                        23 декабря - День рождения Императора

          Япония считается страной с  очень малым количеством выходных  и

праздников. Однако это мнение, на мой взгляд, не справедливо. Количество праздников и выходных в Японии не меньше, чем в любой стране Европы или Америки.

    3. Cпецифика цивилизации и культуры Японии

    3.1. Архитектура

          Следы  древнейших  поселений на японском  архипелаге  датируются   X тысячелетием до нашей эры. Первые «деревни» состояли из землянок  с крышами из веток деревьев, поддерживаемых шестами, известных  как  «татэ-ана  дзюкё» («жилища из ям»). Примерно в III тысячелетии до нашей эры появились первые постройки  с  приподнятым  полом,   покрытые  двухскатной   крышей. Такие сооружения строились как жилища для вождей племен и как хранилища.

 В  IV–VI вв. нашей эры в Японии  уже возводились  громадные   усыпальницы

местных правителей,   называемые   «кофун». Протяженность    усыпальницы

императора  Нинтоку составляет 486 метров, по площади  она  больше  любой  из египетских пирамид. Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские  и буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри.

Прототипом  японской культовой архитектуры считается синтоистское  святилище Исэ дзингу  (префектура  Миэ),  сооруженное  в VII  в.  в стиле симмэй, и посвященное богине солнца Аматэрасу Омиками,  прародительнице  императорской династии. Его главное сооружение (хондэн) приподнято над землей и с  широкой стороны имеет  ступени,  ведущие  внутрь.  Две  колонны  поддерживают  конек крыши,  которая  декорирована  с  двух  торцов   пересекающимися   над   нею перекладинами. Десять коротких бревен  лежат  горизонтально  поперек  конька крыши, а все сооружение окружено верандой с перилами. На  протяжении веков каждые 20 лет рядом со святилищем возводится новое, причем в  точности его копируя, божества перемещаются из старого  святилища  в  новое.  Так  до наших дней дошел  «короткоживущий»  тип  архитектуры,  основные  характерные черты которого — врытые в землю столбы и крытая соломой крыша. Храмовые постройки почти  лишены  окраски  и  украшений.  Вся  красота  этих простых и практичных  построек  создается  за  счет  цельного  неокрашенного дерева.

Появление в Японии буддизма повлияло на синтоизм, а архитектура  буддистских храмов  повлияла  на  архитектуру  синтоистских  святилищ.  Постройки  стали красить в голубой, красный и другие яркие цвета, использовать  металлические и  деревянные  резные  украшения,  к  главному  сооружению  святилища  стали пристраивать крытые помещения для молящихся и  другие  подсобные  помещения.

    Храм  Ицукусима построен на острове  Внутреннего  Японского  моря  вблизи  г.Хиросимы. Во время прилива он как бы плывет  по  поверхности  воды.  В  одно целое объединены не только главные сооружения, но и лодочный  причал,  сцена для представлений театра Но, другие сооружения.

Использование дерева  в  качестве  основного  строительного  материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония — одна  из  самых густо покрытых лесами стран мира, а в прошлом лесов  было  еще  больше.  Заготовка материалов и строительство из камня  требовали  значительно  больше  усилий, чем использование дерева. Выбор строительного  материала  также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой  зимой.

    Чтобы легче переносить жару,  помещения  делались  легкими  и  открытыми,  с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие  от солнца  и  частых  дождей.   Каменная   кладка   не   позволяла   обеспечить естественную вентиляцию помещений. Дерево меньше нагревается от жары  летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно,  лучше переносит  толчки  землетрясений,  каждодневно   случающихся   на   Японских островах. Имело значение и то, что деревянный дом  можно  было  разобрать  и собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного.

Практически  все  японские  постройки  представляют  собой  комбинации

прямоугольных  элементов.  Окружности  появляются  только  в  верхней  части конструкций двухъярусных  ПАГОД.  Таким  образом,  все  здания  представляют собой  комбинации  опорно-балочных   структур   с   осевой   симметрией.   В конструкции зданий практически  не  использовались  диагонали  для  придания жесткости, это компенсировалось за счет использования  прочной  древесины  —кипариса, кедра.

  Даже  сейчас огромные масштабы древних  буддистских храмов  поражают  их посетителей. Зал, в котором размещается «дайбуцу» (великая статуя Будды), в храме Тодайдзи в городе Нара, строительство которого завершилось в VIII  в., является самым большим деревянным сооружением в мире. Особенности японской архитектуры  (принцип  горизонтальности,  слияние архитектуры  и  интерьера  зданий)  проявились  наиболее   полно   в   жилых постройках — как тех, что строились для знати,  так  и  в  жилищах  простого люда.

Широко  использовалась ячеистая планировка  помещений,  где  мельчайшей

единицей   пространства,  ставшей   объектом   особых   творческих   усилий

архитектора, была ТЯСИЦУ— комната для  чайной  церемонии,  превратившаяся  в совершенное выражение японской эстетики.

Важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в  частности  сада.  Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные  части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет  той  границы,  где кончается внутреннее пространство  дома  и  начинается  внешнее.  Конкретное выражение этой концепции — веранда традиционного  японского  дома  (энгава). Она служит транзитным пространством на пути из дома в сад. Ее роль  наглядно отражена в  используемых  конструктивных  материалах:внутренние  помещения имеют покрытые соломенными циновками (татами) полы, снаружи — земля и  камни сада и  дорожек,  а  веранда  делается  из  деревянных,  грубо  обработанных брусьев, которые являются как  бы  промежуточным  материалом  между  мягкими соломенными циновками и твердыми необработанными камнями в саду.

Большинство замков в Японии было построено в  ХVI в., в  период  междоусобных феодальных войн. И хотя они строились  как  военные  базы,  в  мирное  время замки явились основой для образования  многочисленных  городов.  Как  символ мощи, замок не только оснащался главной  постройкой  башенного  типа,  но  и превращался также  в  подлинный  центр  искусств.  Архитектура,  скульптура, ремесленные изделия, живопись и садоводство эстетически  служили  вкладом  в одно целое. Замок, таким образом, зачастую утрачивал свой военный  характер, становясь своеобразным политическим и духовным центром.

    3.2. Живопись и графика

          Японская  живопись  и  графика   очень  разнообразна   не   только   по содержанию,  но  и  по  формам:  это   настенные   росписи,   картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные  свитки,  исполнявшиеся  на  шелке  и  бумаге, альбомные листы и веера.

О древней  живописи можно судить  лишь  по  упоминаниям  в  письменных документах. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений  относятся к периоду Хэйан. Характерной  особенностью  культуры  той  эпохи,  созданной довольно  узким  кругом  аристократического  сословия,  был  культ  красоты, стремление  найти  во  всех  проявлениях  материальной  и   духовной   жизни свойственное им очарование, подчас неуловимое и ускользающее. Живопись  того времени, получившая впоследствии название ямато-э, передавала  не  действие, а состояние души.

XVI столетие  открывает эпоху так называемого   позднего Средневековья,

продолжавшегося  три  с   половиной   столетия.   В   это   время   получили

распространение настенные росписи, украшавшие  дворцы  правителей  страны  и крупных феодалов.

Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой  относится к  XVIII-XIIX в., стала еще  одним  видом  изобразительного  искусства  Средневековья.

Гравюру, как и жанровую живопись, назвали  УКИЕ- Э (картины повседневного мира).

 В  бытописательной гравюре  в   качестве  основоположников  прославились

такие выдающиеся художники, как Судзуки  Харунобу и Китагава Утамаро.

Самым известным мастером гравюры конца  XVIII-первой  половины  XIXвв. был  гениальный художник  Кацусика  Хокусай.  Его  искусству  свойственны

невиданный  по  широте  охват  всех  явлений  жизни,  интерес  ко  всем   ее проявлениям - от незатейливой уличной сценки до  величия природных стихий. Будучи  уже  семидесятилетним  стариком,  Хокусай  создал  одно   из   самых значительных произведений – серию "Тридцать шесть видов Фудзи",  позволяющую поставить  его  в  один  ряд  с  самыми  выдающимися  художниками   мирового искусства. Показывая гору Фудзи - национальный символ  Японии-из  разных мест, Хокусай впервые раскрывает образ родины и образ народа в их  единстве. Творчество Хокусая, вобравшее в  себя  многовековой  опыт  искусства  своего народа,-  последняя   вершина   в   художественной   культуре   Японии,   ее замечательный итог.

                                     3.3. Скульптура

СКУЛЬПТУРА  — самый древний вид изобразительного искусства Японии.

Эпоха неолита, существовавшая за несколько тысячелетий до нашей эры, в

японской  науке получила наименование периода  ДзЁмон.  В  то  время,  помимо таких необходимых в быту вещей, как посуда  из  глины  или  камня,  делались своего рода  глиняные  идолы  —  догу.  Догу,  выполненные  в  своеобразной, гротескной манере, украшались узором «дзёмон» (узор  веревки).  В  настоящее время   эти   фигурки   привлекают   внимание    скульпторов    своеобразием изобразительных средств: упрощенностью, деформацией и  условностью,  которые характерны для первобытного искусства на всех континентах.

Информация о работе Особенности японской культуры