Особенности культуры совесткого периода

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных тем для изучения. Эти сложности обусловлены, прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Глава1. Особенности культуры в первые годы Советской власти……………….4

1.1. Духовная и художественная культура…………………………………….....5

1.2. Советская архитектура……………………………………………………….9

Глава 2. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры…….13

1.1 Мода в послевоенное время………………………………………………..………....16

Глава 3. Советская культура в период "оттепели" и "застоя"………………..…18

1.1 Отечественная культура и "перестройка"……………………………………22

Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы……………………………..…………………....27

Работа содержит 1 файл

КР по культорологии.docx

— 69.95 Кб (Скачать)

     Следует отметить эволюцию форм этого противостояния - от резкого неприятия до установления определенного взаимного согласия и взаимодействия, что было продиктовано жизненной необходимостью изменения ориентиров внутреннего и внешнего развития. Логика развития предмета отображения действительности официальной культурой была связана с попыткой сохранения своего доминирующего положения в общественном сознании. Это вызвало переход от явного "лакирования" явлений окружающей жизни к традициям неосталинизма, возрождая тем самым духовные ценности русской культуры через военно-патриотическую и культурно-историческую тематику (например, фильмы "Война и мир" и "Андрей Рублев" режиссеров С. Бондарчука и А. Тарковского).

     Несмотря  на все сложности и противоречия, литературно-художественная жизнь 70-х  годов отличалась разнообразием  и богатством. В литературе и искусстве  продолжали жить идеалы гуманизма и  демократии, звучала правда о настоящем  и прошлом советского общества. Острые социальные проблемы поднимали писатели В.Г. Распутин (повести "Последний срок", "Живи и помни" и "Прощание с Матерой"}; В.А. Солоухин ("Владимирские проселки"); В.П. Астафьев ("Кража" и "Царь-рыба"), Ф.А. Абрамов (трилогия "Пряслины" и роман "Дом"), В.И. Белов (1"Плотницкие рассказы", роман "Кануны"), Б.А. Можаев ("Мужики и бабы"). Содержание большинства произведений не оставляло равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих. Писатели-"деревенщики" не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим.12

     Автором популярных остроконфликтных нравственных пьес "Старший сын", "Утиная охота", "Прошлым летом в  Чулимске" был драматург А.В. Вампилов. Большой популярностью в стране и за рубежом пользовалось творчество национальных писателей.  Киргиза  Ч. Айтматова (повести "Джамиля", "Прощай Гульсары", "Белый пароход", "И дольше века длится день" и  др.), белоруса В. Быкова (повести "Мертвым  не больно", "Круглянский мост", "Сотников" и др.),  грузина  Н. Думбадзе (повести "Я, бабушка, Илико  и Илларион", "Я вижу солнце", роман "Белые флаги"), эстонца  Я. Кросса (романы "Между тремя  поветриями", "Императорский безумец").

     На 60-е годы приходится творчество рано ушедшего из жизни (1971) русского поэта  Н. Рубцова. Его лирике свойственна  предельно простая стилистика, напевная интонация, душевность, неразрывная  связь с Родиной. Теме Родины, ее судеб посвящал свои музыкальные  произведения композитор Г.В. Свиридов ("Курские песни", "Пушкинский венок"), сюиты "Время, вперед", музыкальная иллюстрация повести  А.С. Пушкина "Метель".

     70-е  годы были временем подъема  советского театрального искусства.  Особенной популярностью у передовой  общественности пользовался Московский  театр драмы и комедии на  Таганке. На его сцене были  поставлены "Добрый человек из  Сезуана" Б. Брехта, "Десять  дней, которые потрясли мир"  по Дж. Риду, "А зори здесь  тихие..." Б. Васильева, "Дом на  набережной" Ю. Трифонова, "Мастер  и Маргарита" М. Булгакова.  Среди других коллективов выделялись  театр имени Ленинского Комсомола,  театр "Современник", театр  им.Е. Вахтангова.13

     Центром музыкальной жизни оставался  Академический Большой театр  в Москве. Его прославили имена  балерин Г. Улановой, М. Плисецкой, Е. Максимовой, балетмейстеров Ю. Григоровича, В. Васильева, певиц Г. Вишневской, Т. Синявской, Б. Руденко, И. Архиповой, Е. Образцовой, певцов 3. Соткилавы, Вл. Атлантова, Е. Нестеренко.

     В 70-е годы началась так называемая "магнитофонная революция". Песни  прославленных бардов записывались в домашних условиях и передавались из рук в руки. Наряду с сочинениями  В. Высоцкого, Б. Окуджавы и А. Галича большой популярностью пользовались произведения Ю. Визбора, Ю. Кима, А. Городницкого, А. Дольского, С. Никитина, Н. Матвеевой, Е. Бачурина, В. Долиной. Повсеместно  возникали молодежные клубы самодеятельной песни, начали проводиться их всесоюзные слеты. Симпатии молодежи все более  завоевывали эстрадные вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).

     В целом художественная культура сумела поставить перед советским обществом  ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти  проблемы решить. 

1.2. Отечественная культура  и "перестройка".

 

     Обновление  системы государственного социализма, начатое партийным руководством, во главе с М.С. Горбачевым в 1985 году имело большие последствия для всех отраслей культуры. В ходе "перестройки" (1985 - 1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее и разнообразнее.14

     Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана  с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки  общества.

     Решающее  значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Реформаторы рассматривали гласность  как необходимое условие курса  на демократизацию и ускорение социально-экономического развития. Были смягчены или частично пересмотрены постулаты официальной  идеологии. Классовый подход с его  идейной непримиримостью постепенно вытеснялся идеей приоритета общечеловеческих ценностей и "социалистического  плюрализма" мнений.

     Для "перестройки" характерны идейные  разногласия и политическое размежевание художественной интеллигенции, что  раскололо некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий  съезды творческой интеллигенции превратились в дискуссии. Появлялись новые группировки, хотя их организационное оформление сдерживалось трудностью раздела собственности, принадлежавшей союзам.

     Нестабильность  политической и экономической ситуации и облегчение процедуры выезда привели  к новой волне эмиграции из страны. Нормализация отношений с  Русским Зарубежьем и современные  средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.

     Ослабление  цензуры вызвало бурный поток  публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение "деформаций социализма", которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали "шестидесятники". 80-е годы - время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет прибегать к таким формам художественного образного мышления как притча, миф, символ ("Плаха" Ч. Айтматова, фильм "Покаяние" Т. Абуладзе).

     Смягчение идеологического диктата позволило  расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к  литературе, которая десятилетиями  пряталась в спецхранах. За два-три года толстые литературно-художественные журналы вернули читателям десятки произведений ранее запрещенных авторов. Граница между подцензурной литературой и самиздатом размывалась. На экраны возвращались полочные (не пропущенные в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров - "старые новые" пьесы. Началась реабилитация диссидентов. Характерным явлением духовной жизни конца 80-х годов стало переосмысление истории советского периода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое. Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов - является возникновение мощного потока возвращенной художественной культуры. Российская общественность получила возможность открыть для себя сознательно изгнанные ранее из отечественной культуры имена и произведения, широко известные на Западе: лауреатов Нобелевской премии Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И. Бродского, а также В.В. Набокова, Э. Лимонова, В. Аксенова, М. Шемякина, Э. Неизвестного.

     По  многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той  или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х годов  напоминает начало XX века в русской  культуре. Отечественная культура как  бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западноевропейской культурой XX века) и насильственно остановленный  известными социально-политическими  событиями у нас в стране.

     Вместе  с тем ликвидация цензуры и  политика "открытых дверей" в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников  различных концессий, религиозных  школ и сект, которые формировали  свои отделения в СССР. На смену  идеологическому диктату в искусстве  пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция.

     К концу перестройки государственная  культурная политика должна была решать принципиально новые задачи: как  обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.

 

Заключение.

 

Культура  России в советский период развивалась  очень интенсивно. Политический режим  направлял развитие культуры. Непосредственно  от него зависело то или иное культурное событие. В этом состоит уникальность советского времени: на протяжении большей  части этого периода его культурная жизнь была теснейшим образом  переплетена с жизнью политической. Отсюда вытекало так же огромное влияние  культурной деятельности не только на настроения в обществе, но и на судьбы конкретных людей.

Среди ценностей официальной культуры доминировали верность делу партии и  правительства, патриотизм, ненависть  к классовым врагам, культовая  любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и  интернационализм. Со второй половины 30-х годов - начался этап формирования сталинизма, политизации культуры. В период сталинизма особенно ярко проявились такие тенденции в развитии духовной культуры, - как манипулирование именами и историческими фактами, преследование не угодных людей.

Советская архитектура претерпевает ряд изменений. Из-за специфики политического режима были снесены красивейшие храмы по всей стране, а так же памятники архитектуры. Здания строились в стиле " конструктивизм". В скульптуре преобладало создание многочисленных памятников на социалистическую тему: памятники пионерам, рабочим.

В период Великой Отечественной войны все сферы культуры должны были подчиняться задачам борьбы с врагом. Свой вклад в победу вносили представители всех направлений культуры, что вызывало социальный и духовный подъем всего народа.

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали  более благоприятные условия  для развития культуры. Перестройка как процесс трансформации советского общества теснейшим образом связана с культурой, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен. Культура стала стержнем идеологической перенастройки общества. Смягчение идеологического диктата позволило расширить культурно-информационное пространство, в котором жило общество. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая десятилетиями пряталась в спецхранах

У России особая цивилизующая и организующая функция в мировом социокультурном  пространстве. Русская культура доказала свою жизнеспособность, подтвердила, что  развитие демократии, нравственное очищение невозможны без сохранения и приумножения накопленного культурного потенциала. Россия - страна великой литературы и искусства, смелой науки и признанной системы образования, идеальных устремлений к общечеловеческим ценностям, не может не быть одним из самых активных созидателей культуры мира. 
 
 
 
 

Список  используемой  литературы.

 

1.Балакина  Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века -М., 2000. -542с.

2. Белова  Т. Культура и власть. - М, 1991.-80с.

3.Библер  В.С. От наукоучения – к логике  культуры: Два философских введения  в 21 век. - М: Политиздат, 1990. - 413с

4.Борзова  Е.П. История мировой культуры. - СПб: «Лань», 2001. – 672 с

5. Борцов  Ю.С., Королев В.К., Штомпель О.М., под.  ред. Драч Г.В. Культурлогия  в вопросах и ответах.  Учебное  пособие.  Ростов-на-Дону:  «Феникс», 1999 ¾  480.

6. Введение  в культурологию: Учеб. пособ.  для вузов / Рук. и отв. ред.  Е.П. Попов. - 2-е изд., перераб. и  доп. - М.: Владос, 1996. - 336 с.

7. Гуревич  П.С. Культурология:Учебник.-3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики,1999. – 88 с.

8. Жарова  Л.Н., Мишина И.А. История отечества  (1900-1940). СПб.: «СМИО Пресс», 1998. ¾ 416с., ил 158.

Информация о работе Особенности культуры совесткого периода