Особенности культуры совесткого периода

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных тем для изучения. Эти сложности обусловлены, прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

Глава1. Особенности культуры в первые годы Советской власти……………….4

1.1. Духовная и художественная культура…………………………………….....5

1.2. Советская архитектура……………………………………………………….9

Глава 2. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры…….13

1.1 Мода в послевоенное время………………………………………………..………....16

Глава 3. Советская культура в период "оттепели" и "застоя"………………..…18

1.1 Отечественная культура и "перестройка"……………………………………22

Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы……………………………..…………………....27

Работа содержит 1 файл

КР по культорологии.docx

— 69.95 Кб (Скачать)

     Исключительным  успехом пользовались в военные  годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением  Е. Мравинского, ансамбля песни и  пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного  хора им.М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова, И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

     Скульптурным  символом военных лет и памятью  павшим войнам стала 13 - метровая статуя советского воина-освободителя с девочкой на руках и опущенным мечом.  Она была водружена после войны  в Берлине в Трептов-парке (скульптор  Е.В. Вучетич) 9. Война, героизм советских людей отражены в полотнах художников А.А. Дейнеки "Оборона Севастополя", С.В. Герасимова "Мать партизана", картине А.А. Пластова "Фашист пролетел" и других.

     Оценивая  ущерб культурному достоянию  страны, Чрезвычайная государственная  комиссия по расследованию злодеяний  захватчиков называла в числе  разграбленных и разрушенных 430 музеев из 991, находившихся на оккупированной территории, 44 тысячи дворцов культуры и библиотек. Были разграблены дома-музеи  Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, А.С. Пушкина в Михайловском, Т.Г. Шевченко в Каневе. Безвозвратно утраченными  оказались фрески XII века в Софийском  соборе Новгорода, рукописи П.И. Чайковского, полотна И.Е. Репина, В.А. Серова, И.К. Айвазовского, погибшие в Сталинграде. Разрушены были древние архитектурные  памятники старинных русских  городов - Новгорода, Пскова, Смоленска, Твери, Ржева, Вязьмы, Киева. Пострадали пригородные архитектурные ансамбли-дворцы Санкт-Петербурга, архитектурные монастырские комплексы Подмосковья. Невосполнимы были людские потери. Все это сказалось  на развитии отечественной культуры после войны. 
 

1.1. Мода в советский  период.

 

     В СССР, после войны о стиле в  одежде мало кто задумывался - положение  в стране не позволяло никакой  роскоши. Сама по себе новая одежда уже была дефицитом. Но постепенно положение  граждан выровнялось. Вновь появилась  потребность в эстетичном   внешнем виде. Принято считать, что  стиль 1950-х был самым изящным  за всю историю ХХ века. Новый  силуэт песочных часов противопоставлялся четкому прямому с расширенными плечами силуэту военного времени. Он предъявлял определенные требования к фигуре, которым нужно было соответствовать: тонкая талия, покатые плечи, пышный бюст в сочетании с округлыми, женственными бедрами. Тело до требуемого стандарта буквально "лепили" из того, что было, - подкладывали вату в бюстгальтеры, утягивали талию. Эталоном красоты и стиля считались  популярные в те времена актрисы: Любовь Орлова, Клара Лучко, Элизабет Тэйлор, Мэрилин Монро. Среди молодежи таким эталоном - трендсеттером на десятилетие стали Бриджит Бардо  и - в СССР после "Карнавальной ночи" - Людмила Гурченко.

     Женщина в модной одежде того времени напоминала цветок - пышная юбка почти до щиколоток , покачивающийся на высоких каблуках-шпильках, в обязательных нейлоновых чулках со швом.  Поразительная перемена стиля  в суровое послевоенное время, когда  ткани отпускались "по мерке", не больше, чем считалось нужным на скромное короткое платье "без  излишеств", а чулки стоили баснословно  дорого. На одну юбку "нового силуэта" требовалось от 9 до 40 метров ткани. До СССР этот стиль ("нью-лук") дошел  только после смерти Сталина, во время  хрущевской "оттепели". Как альтернатива существовал также предложенный Кристианом Диором стиль "Н" - прямая юбка в сочетании с мягким или  прилегающим лифом.10

     "Стильные" рукава делали длиной 3/4 или 7/8 - что требовало обязательных  длинных элегантных перчаток. Не  менее модными были короткие  нейлоновые перчатки или ажурные  - в цвет туалета. Обязательной  была небольшая круглая шляпка, которая зимой заменялась на "менингитку" - маленькую шапочку, прикрывавшую  только затылок. Из аксессуаров  присутствовали клипсы и браслеты, а также ювелирные изделия  с полудрагоценными камнями - хрусталем, топазами, малахитом. Кроме того, были невероятно популярны солнечные очки - с заостренными "стрелками" углами, украшенными стразами. В СССР был очень моден мех вообще и каракуль - в частности. У мужчин в моду вошли очень узкие брюки - дудочки, и нейлоновые рубашки. Необходимым мужским аксессуаром была шляпа.

     В СССР бесспорное влияние на моду, на смелость фасонов и цветов оказали 2 крупных события: фестиваль молодежи и студентов и приезд Кристиана  Диора со своими моделями для показа. Второе сильное течение 1950-х годов - различное переосмысление фольклорных  мотивов - народов СССР и "дружественных". Очень сильным модным поветрием  в СССР стали китайские вышитые  кофточки и китайские же пуховые  шарфики.

     Поскольку покупать одежду в союзе было достаточно дорого, а внешний вид готовой  одежды отечественного производителя  не был модным. Однако после войны, во время дефицита внимания мужчин, женщины всегда радостно приветствовали все ухищрения, позволяющие подать себя в выгодном свете.50-е годы отмечены появлением фарцовки (спекуляция дорогим  вещами). VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проходивший в 1957 году в Москве стал колыбелью фарцовки как широкомасштабного явления. Благодаря тому, что "приоткрылся" железный занавес - иностранные граждане получили возможность в качестве туристов посещать крупные города СССР. Этим и воспользовались фарцовщики - преимущественно молодые люди, студенты. Услугами фарцовщиков в  основном пользовались так называемые "стиляги"-советская молодёжная субкультура, имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к  некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто  нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам.

     Наибольшее  распространение фарцовка получила в Москве, Ленинграде, портовых городах  и туристических центрах СССР. Концом фарцовки стало налаживание  сначала челночного, а потом и  нормального товарообмена республик  бывшего СССР с зарубежными странами на закате перестройки в начале 90-х  годов XX века. 

Глава 3. Советская культура в период "оттепели" и "застоя".

 

     Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали  более благоприятные условия  для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в  том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными  странами - всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о  лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств, привело  к движению шестидесятников. Время  с середины 50-х до середины 60-х  годов вошло в историю СССР под названием "оттепель", хотя инерция развернувшихся в то время  процессов давала о себе знать  вплоть до начала 70-х годов.

     Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным  поворотом. Во второй половине 60-х активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному  прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается  проблема ответственности "отцов" за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях "отцов и детей".

     В советском обществе рубежом социокультурных  перемен стал XX съезд КПСС (февраль 1956 г), воспринятый общественным мнением  как очистительная гроза. Процесс  духовного обновления в советском  обществе начался с обсуждения ответственности "отцов" за отход от идеалов  Октябрьской революции, которая  стала критерием измерения исторического  прошлого страны, равно как и нравственной позиции отдельной личности. Так  в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников  обновления, называемых антисталинистами, и их противников - сталинистов.

     В художественной литературе противоречия в рамках традиционализма нашло  отражение в противостоянии консерваторов  и демократов .Журналу "Новый мир", главным редактором которого был  А.Т. Твардовский, принадлежит особая роль в духовной, культуре этого  времени. Он открыл для читателя имена  многих крупных мастеров, именно в  нем опубликован "Один день Ивана  Денисовича" А. Солженицина.

     Художественные  выставки московских неоавангардистов и литературный "самиздат" конца  пятидесятых годов означали появление  ценностей, порицавших каноны социалистического реализма. Самиздат возник в конце 50-х годов. Такое название получили машинописные журналы, создававшиеся в среде творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. В самиздат попадали как произведения советских авторов, по тем или иным причинам отвергнутые издательствами, так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. По рукам ходили и рукописи детективов. Начало "оттепельного" самиздата положили списки поэмы Твардовского "Теркин на том свете", написанной в 1954 году, но не разрешенной к публикации и попавшей в самиздат вопреки воле автора. Первый самиздатовский журнал "Синтаксис", основанный молодым поэтом А. Гинзбургом, опубликовал запрещенные произведения В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадулиной. После ареста Гинзбурга в 1960 году эстафету самиздата подхватили первые диссиденты (Вл. Буковский и другие).

     Социокультурные истоки антисоциалистического искусства  имели уже собственную основу. Характерен в этом смысле пример мировоззренческой  эволюции Б. Пастернака (М. Горький считал его лучшим поэтом социалистического  реализма в тридцатые годы), опубликовавшего  на Западе роман "Доктор Живаго", где автор критически переосмысливает  события Октябрьской революции. Исключение Пастернака из Союза писателей  подвело черту в отношениях между  властью и художественной интеллигенцией.

     Н.С. Хрущев четко сформулировал задачу и роль интеллигенции в общественной жизни: отражать возрастающее значение партии в коммунистическом строительстве  и быть ее "автоматчиками". Контроль над   деятельностью художественной интеллигенции осуществлялся посредством "установочных" встреч руководителей  страны с ведущими деятелями культуры. Сам Н.С. Хрущев, министр культуры Е.А. Фурцева, главный идеолог партии М.А. Суслов не всегда оказывались в  состоянии вынести квалифицированное  решение относительно художественной ценности критикуемых ими произведений. Это приводило к неоправданным  выпадам против деятелей культуры. Хрущев резко высказывался против поэта  А.А. Вознесенского, чьи стихи отличаются усложненной образностью и ритмичностью, кинорежиссеров М.М. Хуциева, автора фильмов "Весна на Заречной улице" и "Два  Федора", М.И. Ромма, поставившего в 1962 году художественный фильм "Девять дней одного года".11

     В декабре 1962 года в ходе посещения  выставки молодых художников в Манеже Хрущев устроил разнос "формалистам" и "абстракционистам", среди которых  был и скульптор Эрнст Неизвестный. Все это создавало нервозную  обстановку среди творческих работников, способствовало росту недоверия  к политике партии в области культуры. Время хрущевской "оттепели" прямо  и косвенно разобщило и дезориентировало творческую интеллигенцию: одни переоценили  характер поверхностных изменений, другие не сумели увидеть их "скрытного  подтекста" (влияние извне), третьи не смогли уже выражать коренных интересов  народа-победителя, четвертые были способны только на пропаганду интересов  партийно-государственного аппарата. Все это, в конечном итоге, вызвало  неадекватные реальной действительности художественные произведения, где доминировали идеалы демократического социализма.

     В целом "оттепель" оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись  грубым административным вмешательством. К середине 60-х годов "оттепель" сошла, на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни.

  Более  двадцати лет в советской истории  существовала эпоха "застоя", которая в области культуры  характеризовалась противоречивыми  тенденциями. С одной стороны,  продолжалось плодотворное развитие  всех сфер научной и художественной  деятельности, благодаря государственному  финансированию укреплялась материальная  база культуры. С другой стороны,  усилился идеологический контроль  руководства страны за творчеством  писателей, поэтов, художников и  композиторов.

     За  этот долгий временной отрезок во всех областях социальной жизни наступили  серьезные изменения: благодаря  научно-техническому и информационному  прогрессу произошел раскол и  переориентация общественного сознания, особенно среди молодежи, к традиционным ценностям русской культуры и  к западным образцам жизни; нечеткая разобщенность, которая наблюдалась  среди творческой интеллигенции, приобрела  достаточно ясные очертания противостояния двух культур - официально-номенклатурной (часть творческой элиты срослась с высшими эшелонами власти) и  национально-демократической (появление  и развитие новой народной интеллигенции  как великорусской, так и в  союзных республиках, автономиях и  областях).

Информация о работе Особенности культуры совесткого периода