Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:04, контрольная работа
Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных тем для изучения. Эти сложности обусловлены, прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава1. Особенности культуры в первые годы Советской власти……………….4
1.1. Духовная и художественная культура…………………………………….....5
1.2. Советская архитектура……………………………………………………….9
Глава 2. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры…….13
1.1 Мода в послевоенное время………………………………………………..………....16
Глава 3. Советская культура в период "оттепели" и "застоя"………………..…18
1.1 Отечественная культура и "перестройка"……………………………………22
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы……………………………..…………………....27
Исключительным
успехом пользовались в военные
годы концерты симфонического оркестра
Ленинградской филармонии под управлением
Е. Мравинского, ансамбля песни и
пляски Советской Армии под
Скульптурным символом военных лет и памятью павшим войнам стала 13 - метровая статуя советского воина-освободителя с девочкой на руках и опущенным мечом. Она была водружена после войны в Берлине в Трептов-парке (скульптор Е.В. Вучетич) 9. Война, героизм советских людей отражены в полотнах художников А.А. Дейнеки "Оборона Севастополя", С.В. Герасимова "Мать партизана", картине А.А. Пластова "Фашист пролетел" и других.
Оценивая
ущерб культурному достоянию
страны, Чрезвычайная государственная
комиссия по расследованию злодеяний
захватчиков называла в числе
разграбленных и разрушенных 430 музеев
из 991, находившихся на оккупированной
территории, 44 тысячи дворцов культуры
и библиотек. Были разграблены дома-музеи
Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, И.С.
Тургенева в Спасском-
В
СССР, после войны о стиле в
одежде мало кто задумывался - положение
в стране не позволяло никакой
роскоши. Сама по себе новая одежда
уже была дефицитом. Но постепенно положение
граждан выровнялось. Вновь появилась
потребность в эстетичном
внешнем виде. Принято считать, что
стиль 1950-х был самым изящным
за всю историю ХХ века. Новый
силуэт песочных часов противопоставлялся
четкому прямому с расширенными
плечами силуэту военного времени.
Он предъявлял определенные требования
к фигуре, которым нужно было соответствовать:
тонкая талия, покатые плечи, пышный
бюст в сочетании с округлыми,
женственными бедрами. Тело до требуемого
стандарта буквально "лепили"
из того, что было, - подкладывали вату
в бюстгальтеры, утягивали талию.
Эталоном красоты и стиля считались
популярные в те времена актрисы:
Любовь Орлова, Клара Лучко, Элизабет
Тэйлор, Мэрилин Монро. Среди молодежи
таким эталоном - трендсеттером на
десятилетие стали Бриджит
Женщина в модной одежде того времени напоминала цветок - пышная юбка почти до щиколоток , покачивающийся на высоких каблуках-шпильках, в обязательных нейлоновых чулках со швом. Поразительная перемена стиля в суровое послевоенное время, когда ткани отпускались "по мерке", не больше, чем считалось нужным на скромное короткое платье "без излишеств", а чулки стоили баснословно дорого. На одну юбку "нового силуэта" требовалось от 9 до 40 метров ткани. До СССР этот стиль ("нью-лук") дошел только после смерти Сталина, во время хрущевской "оттепели". Как альтернатива существовал также предложенный Кристианом Диором стиль "Н" - прямая юбка в сочетании с мягким или прилегающим лифом.10
"Стильные"
рукава делали длиной 3/4 или 7/8
- что требовало обязательных
длинных элегантных перчаток. Не
менее модными были короткие
нейлоновые перчатки или
В СССР бесспорное влияние на моду, на смелость фасонов и цветов оказали 2 крупных события: фестиваль молодежи и студентов и приезд Кристиана Диора со своими моделями для показа. Второе сильное течение 1950-х годов - различное переосмысление фольклорных мотивов - народов СССР и "дружественных". Очень сильным модным поветрием в СССР стали китайские вышитые кофточки и китайские же пуховые шарфики.
Поскольку покупать одежду в союзе было достаточно дорого, а внешний вид готовой одежды отечественного производителя не был модным. Однако после войны, во время дефицита внимания мужчин, женщины всегда радостно приветствовали все ухищрения, позволяющие подать себя в выгодном свете.50-е годы отмечены появлением фарцовки (спекуляция дорогим вещами). VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проходивший в 1957 году в Москве стал колыбелью фарцовки как широкомасштабного явления. Благодаря тому, что "приоткрылся" железный занавес - иностранные граждане получили возможность в качестве туристов посещать крупные города СССР. Этим и воспользовались фарцовщики - преимущественно молодые люди, студенты. Услугами фарцовщиков в основном пользовались так называемые "стиляги"-советская молодёжная субкультура, имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам.
Наибольшее
распространение фарцовка получила
в Москве, Ленинграде, портовых городах
и туристических центрах СССР.
Концом фарцовки стало налаживание
сначала челночного, а потом и
нормального товарообмена республик
бывшего СССР с зарубежными странами
на закате перестройки в начале 90-х
годов XX века.
Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - всё это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Сочетание всех этих совершенно уникальных обстоятельств, привело к движению шестидесятников. Время с середины 50-х до середины 60-х годов вошло в историю СССР под названием "оттепель", хотя инерция развернувшихся в то время процессов давала о себе знать вплоть до начала 70-х годов.
Эпоха перемен в советском обществе совпала с глобальным социокультурным поворотом. Во второй половине 60-х активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. Впервые глубокому философскому осмыслению и новому художественному прочтению подвергаются исторические итоги XX столетия. Все чаще поднимается проблема ответственности "отцов" за катастрофы века, в полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях "отцов и детей".
В
советском обществе рубежом социокультурных
перемен стал XX съезд КПСС (февраль
1956 г), воспринятый общественным мнением
как очистительная гроза. Процесс
духовного обновления в советском
обществе начался с обсуждения ответственности
"отцов" за отход от идеалов
Октябрьской революции, которая
стала критерием измерения
В художественной литературе противоречия в рамках традиционализма нашло отражение в противостоянии консерваторов и демократов .Журналу "Новый мир", главным редактором которого был А.Т. Твардовский, принадлежит особая роль в духовной, культуре этого времени. Он открыл для читателя имена многих крупных мастеров, именно в нем опубликован "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицина.
Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный "самиздат" конца пятидесятых годов означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма. Самиздат возник в конце 50-х годов. Такое название получили машинописные журналы, создававшиеся в среде творческой молодежи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. В самиздат попадали как произведения советских авторов, по тем или иным причинам отвергнутые издательствами, так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. По рукам ходили и рукописи детективов. Начало "оттепельного" самиздата положили списки поэмы Твардовского "Теркин на том свете", написанной в 1954 году, но не разрешенной к публикации и попавшей в самиздат вопреки воле автора. Первый самиздатовский журнал "Синтаксис", основанный молодым поэтом А. Гинзбургом, опубликовал запрещенные произведения В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова, Б. Ахмадулиной. После ареста Гинзбурга в 1960 году эстафету самиздата подхватили первые диссиденты (Вл. Буковский и другие).
Социокультурные
истоки антисоциалистического
Н.С.
Хрущев четко сформулировал задачу
и роль интеллигенции в общественной
жизни: отражать возрастающее значение
партии в коммунистическом строительстве
и быть ее "автоматчиками". Контроль
над деятельностью художественной
интеллигенции осуществлялся
В
декабре 1962 года в ходе посещения
выставки молодых художников в Манеже
Хрущев устроил разнос "формалистам"
и "абстракционистам", среди которых
был и скульптор Эрнст
В целом "оттепель" оказалась не только кратковременной, но и достаточно поверхностной, не создала гарантий против возврата назад, к сталинской практике. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством. К середине 60-х годов "оттепель" сошла, на нет, но ее значение выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни.
Более
двадцати лет в советской
За этот долгий временной отрезок во всех областях социальной жизни наступили серьезные изменения: благодаря научно-техническому и информационному прогрессу произошел раскол и переориентация общественного сознания, особенно среди молодежи, к традиционным ценностям русской культуры и к западным образцам жизни; нечеткая разобщенность, которая наблюдалась среди творческой интеллигенции, приобрела достаточно ясные очертания противостояния двух культур - официально-номенклатурной (часть творческой элиты срослась с высшими эшелонами власти) и национально-демократической (появление и развитие новой народной интеллигенции как великорусской, так и в союзных республиках, автономиях и областях).