Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 10:04, контрольная работа
Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных тем для изучения. Эти сложности обусловлены, прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава1. Особенности культуры в первые годы Советской власти……………….4
1.1. Духовная и художественная культура…………………………………….....5
1.2. Советская архитектура……………………………………………………….9
Глава 2. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры…….13
1.1 Мода в послевоенное время………………………………………………..………....16
Глава 3. Советская культура в период "оттепели" и "застоя"………………..…18
1.1 Отечественная культура и "перестройка"……………………………………22
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы……………………………..…………………....27
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава1. Особенности культуры в первые годы Советской власти……………….4
1.1. Духовная и художественная культура…………………………………….....5
1.2.
Советская архитектура…………………………………………………
Глава 2. Великая Отечественная война в истории отечественной культуры…….13
1.1 Мода в послевоенное
время………………………………………………..………..
Глава 3. Советская культура в период "оттепели" и "застоя"………………..…18
1.1 Отечественная культура и "перестройка"……………………………………22
Заключение……………………………………………………
Введение.
Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных тем для изучения. Эти сложности обусловлены, прежде всего, общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.
Советский период это противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства.
XX век
дал Отечеству гениальных
Советская культура - закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами
Цель моей работы - дать характеристику основным особенностям развития культуры советского периода 20 века.
Задачи моей работы:
В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей, таких как культура, мораль, религия, быт, право. Провозглашаются же новые ориентиры социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.
К
особенностям культуры того времени, отражающим
идеологический и практический опыт
социалистического
Ряд художников (К. Юон, М. Греков, И. Грабарь) уже в 1919 году создали картины, посвященные Красной Армии. Представители творческой интеллигенции, перешедшие на сторону Советской власти, получали повышенный паек и социальные льготы, что было немаловажно в условиях гражданской войны, когда право на паек имели только представители пролетариата. С 1920 года вводится звание "Народный артист республики". Одними из первых его получили М.Н. Ермолова, К.С. Станиславский, Л.В. Собинов.
Революция, поставившая перед собой задачу построения нового общества и "переделку" человека, не могла не затронуть семью как хранительницу традиционных культурных ценностей. Происходило активное вовлечение института семьи и быта в процесс формирования новых социокультурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский - с упрощенной системой развода. Большой популярностью пользуются призывы "свободной любви". Главное в этих взглядах - освобождение женщины и мужчины от буржуазной семьи и классовый выбор в области половых отношений. Разрушение семьи и быта, которые символизировали старый, прежний мир с его буржуазно-религиозной моралью, шло под знаком утверждения новой нравственности: нравственно все то, что служит мировой революции, а безнравственно то, что дезорганизует пролетариат.
В первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, но ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива. В 30-е годы культурная жизнь в Советской России обрела новое измерение. Пышным цветом расцветает социальный утопизм, происходит решительный официальный поворот культурной политики в сторону конфронтации с "капиталистическим окружением" и "построения социализма в отдельно взятой стране" на основе внутренних сил. Формируется "железный занавес", отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование "социалистической культуры", предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции.2
Пролетарское
государство относилось к интеллигенции
крайне подозрительно. Шаг за шагом
ликвидировались институты
Параллельно
с вытеснением и прямым уничтожением
прежней интеллигенции шел
В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с "вождизмом". В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны. Таким образом, советская национальная культура к середине тридцатых годов сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке.
Среди ценностей официальной культуры доминировали верность делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм. Системообразующими элементами официальной культуры выступали новые традиции: светлое будущее и коммунистическое равенство, идея сильного государства и сильного вождя.
В 1932 году во исполнение решений XVI съезда ВКП /б/, в стране были распущены ряд творческих объединений - Пролеткульт, РАПП. А в апреле 1934 года открылся Первый всесоюзный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А.А. Жданов, изложивший большевистское видение художественной культуры в социалистическом обществе.
В августе 1934 года был создан единый Союз писателей СССР, затем союзы художников, композиторов, архитекторов. Так были созданы творческие союзы, поставившие под жесткий контроль деятельность творческой интеллигенции страны. Исключение из союза вело не только к утрате определенных привилегий, но и к полной изоляции от потребителей искусства. Бюрократическая иерархия таких союзов обладала невысокой степенью самостоятельности, ей предписывалась роль исполнителя воли высшего партийного руководства.
Наступил
новый этап в развитии художественной
культуры. С относительным плюрализмом
предыдущих времен было покончено. Все
деятели литературы и искусства
были объединены в единые унифицированные
союзы. Утвердился один-единственный художественный
метод социалистического
Выступая
в качестве "основного творческого
метода" советской культуры он предписывал
художникам и содержание, и структурные
принципы произведения, предполагая
существование "нового, типа сознания",
которое появилось в результате
утверждения марксизма-
После утверждения культа личности Сталина давление на культуру и преследование инакомыслящих людей усиливаются. Литература и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде. Характерными чертами искусства этого времени становятся парадность, помпезность, прославление вождей, что отражало стремление режима к самоутверждению и самовозвеличению.
В
изобразительном искусстве
Социалистический реализм постепенно внедряется и в театральную практику, особенно во МХАТ, Малый театр и другие коллективы страны. Сложнее этот процесс идет в музыке, но и здесь ЦК не дремлет, публикуя в "Правде" 26 января 1936 года статью "Сумбур вместо музыки" с критикой творчества Д.Д. Шостаковича, которая подводит черту под искусством авангарда, заклейменного ярлыками формализма и натурализма. Эстетическая диктатура Моцарта, социалистического искусства превращается в доминанту, которая в предстоящие пять десятилетий будет господствовать в культуре. Однако художественная практика 30-40-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам: "Кюхля" Ю. Тынянова, "Радищев" О. Форш, "Емельян Пугачев" В. Шишкова, "Чингиз-хан" В. Яна, "Петр Первый" А. Толстого.