Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:57, реферат
Эпоха Просвещения представляет особую страницу в истории Европы. Никогда ранее не провозглашались столь громкие здравицы в честь человеческого разума, не высказывалось столь много надежд на быстрое избавление от религиозного и социального гнета, никогда ранее не звучала столь яростно критика церкви и института абсолютизма. Д'Аламбер называл XVIII столетие «веком философов», ибо никогда ранее не действовало одновременно такое количество блестящих умов и никогда ранее социальная мысль не оказывала столь мощного влияния на процессы, протекающие в
Введение.
Английское Просвещение.
Идеи и взгляды Джона Локка – основателя английского Просвещения.
Учение английских философов об эгоистической природе человека. «Частный интерес» и «общая справедливость».
Общественная и философская мысль в Шотландии в эпоху Просвещения.
Дэвид Юм.
Адам Смит.
Философия Французского Просвещения.
Просвещение в Германии.
Русское Просвещение.
Общая характеристика и основные деятели русского Просвещения.
Особенности русского Просвещения.
Заключение.
Использованная литература.
Монтескье трудно признать радикалом еще и потому, что он ощупал пределы, в которых только и возможно изменить общество и государство. Он считал, что "дух законов" того или иного народа определяется совокупностью объективных предпосылок: климатом, характером почвы, размерами территории, ландшафтом, образом жизни народа, религией, численностью населения, формами хозяйственной деятельности и др.
То же касается и шумных конфликтов просветителей с католической церковью. Ее идеологическая жесткость, не допускавшая отступления от догматов вероучения, исключала возможность компромисса наподобие того, какой сложился между англиканской церковью и Просвещением в Англии. В этих условиях свойственное большинству просветителей признание факта Божественного творения мира приобрело антицерковный оттенок, а критика религиозных догм, даже самая умеренная, - ореол отчаянной смелости. Как известно, Вольтер, имея в виду церковь, часто заканчивал свои письма к друзьям призывом: "Раздавите гадину! " Но тот же Вольтер утверждал, что религия необходима как опора морали: "Вера в Бога, вознаграждающего за добрые поступки и наказывающего за дурные, а также прощающего небольшие проступки, является дли человеческого рода самой полезной верой".
Десятилетия бесплодной оппозиции вызвали глубокое разочарование просветителей. Среди них усилилось стремление к переоценке ценностей, повлекшее глубокое размежевание в их рядах. Часть просветителей сохраняла надежды на сотрудничество с властями в решении конкретных проблем управления страной. Среди них выделялось группа экономистов-физиократов (от греческих слов "физис" - природа и "кратос" - власть) , во главе которых стоял Франсуа Кенэ. Он считал, что земля есть единственный источник богатства и только земледелие умножает его. Поэтому он выступал за поощрение класса земледельцев, прежде всего богатых фермеров. "В деревни следует привлекать не столько людей, сколько богатство" (т.е. капитал) , - подчеркивал Кенэ. Добивался он и реформы налоговой системы, лежавшей тяжким бременем на производителях. Надежды на подъем сельского хозяйства он связывал также со свободой внутренней и внешней торговли.
Попытку осуществить эту
программу реформ предпринял другой
представитель школы
Сознание недостижимости
целей Просвещения в рамках существующего
строя побудило многих просветителей
замкнуться в непримиримой оппозиции.
Их протест порой принимал форму
атеизма, резкой критики религии
и церкви, характерных для плеяды
философов-материалистов
"Всякий закон, - писал он в трактате "Об общественном договоре", если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен... Английский народ считает себя свободным: он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны - он раб, он ни что... В древних республиках и даже в монархиях народ никогда не имел представителей; само это слово было не известно".
С именем Руссо связан новый
этап в развитии просветительского
движения Франции - радикальный пересмотр
некоторых его фундаментальных
целей и идеалов. Радикализм самого
Руссо коренился в его
Руссо разделял общую веру просветителей в природу как гармоническую систему, частью которой был человек. Но в отличие от них он был убежден, что сам человек разрушил это "естественное состояние" и окружил себя противоречащими закону природы учреждениями. "Исчезло равенство, появилась собственность... - писал Руссо, - и обширные леса превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать человеческим потом и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с урожаем рабство и нищета". Цивилизация настолько изменила людей, что отказаться от нее они уже не могут. Но, если нельзя вернуться к естественному состоянию", то еще можно, устранив чрезмерное неравенство, восстановить утраченные добродетели. Сделать это непросто, потому что на страже неравенства стоит деспотизм. Требуется сила, чтобы его низвергнуть: "Восстание, которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, - это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных".
Эта мысль вдохновляла
поколение революционеров конца
ХVIII в., которое разделяло также
отвращение Руссо к себялюбию
и эгоистической морали, а вместе
с ним - и ко всему строю, основанному
на свободной игре рыночных сил. Критикуя
средневековую регламентацию
Так как простодушный народ
не способен понять, в чем заключаются
его истинные интересы, то ему нужен
мудрый правитель, предначертания которого
воплощаются в законах и
Многообразие путей, которыми шло французское Просвещение, сделало его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки многих основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма, столь повлиявших на мировое развитие в XIX-XX вв.
Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление уже в силу политической раздробленности страны и разнообразия местных условий. Распространению новых веяний способствовала интенсивная культурная жизнь провинций. Монархи мелких государств, не имея возможности утвердить свой авторитет великодержавными методами, стремились прославиться меценатством. Почет, которым была окружена в Германии французская культура, также способствовал проникновению просветительских идей.
Один из парадоксов немецкого
Просвещения заключался в том, что
оно нередко получало импульсы со
стороны правящих верхов. В Пруссии
инициатором публичного обсуждения
его проблем выступил сам король
Фридрих Великий. Не без старания
властей одной из характерных
черт немецкого Просвещения стал
его преимущественно
На фоне общей робости
просветительской мысли в Германии
смелостью и
"Правление отеческое, - писал он, - при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно полезно или вредно... такое правление есть величайший деспотизм".
Заключая общественный договор,
люди не жертвовали своей свободой,
а лишь создавали правовые условия
для более надежного и
Глубиной и оригинальностью отличалась этическая концепция Канта.
Он выступил против утилитаризма
современной ему
Можно сказать, что
немецкое Просвещение,