Основные идеи эпохи просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

Эпоха Просвещения представляет особую страницу в истории Европы. Никогда ранее не провозглашались столь громкие здравицы в честь человеческого разума, не высказывалось столь много надежд на быстрое избавление от религиозного и социального гнета, никогда ранее не звучала столь яростно критика церкви и института абсолютизма. Д'Аламбер называл XVIII столетие «веком философов», ибо никогда ранее не действовало одновременно такое количество блестящих умов и никогда ранее социальная мысль не оказывала столь мощного влияния на процессы, протекающие в

Содержание

Введение.
Английское Просвещение.
Идеи и взгляды Джона Локка – основателя английского Просвещения.
Учение английских философов об эгоистической природе человека. «Частный интерес» и «общая справедливость».
Общественная и философская мысль в Шотландии в эпоху Просвещения.
Дэвид Юм.
Адам Смит.
Философия Французского Просвещения.
Просвещение в Германии.
Русское Просвещение.
Общая характеристика и основные деятели русского Просвещения.
Особенности русского Просвещения.
Заключение.
Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

по культуроогии.docx

— 49.91 Кб (Скачать)

Монтескье трудно признать радикалом еще и потому, что  он ощупал пределы, в которых только и возможно изменить общество и государство. Он считал, что "дух законов" того или иного народа определяется совокупностью  объективных предпосылок: климатом, характером почвы, размерами территории, ландшафтом, образом жизни народа, религией, численностью населения, формами  хозяйственной деятельности и др.

То же касается и шумных конфликтов просветителей с католической церковью. Ее идеологическая жесткость, не допускавшая отступления от догматов вероучения, исключала возможность  компромисса наподобие того, какой  сложился между англиканской церковью и Просвещением в Англии. В этих условиях свойственное большинству  просветителей признание факта  Божественного творения мира приобрело  антицерковный оттенок, а критика  религиозных догм, даже самая умеренная, - ореол отчаянной смелости. Как  известно, Вольтер, имея в виду церковь, часто заканчивал свои письма к друзьям  призывом: "Раздавите гадину! " Но тот же Вольтер утверждал, что  религия необходима как опора  морали: "Вера в Бога, вознаграждающего за добрые поступки и наказывающего  за дурные, а также прощающего небольшие  проступки, является дли человеческого  рода самой полезной верой".

Десятилетия бесплодной оппозиции  вызвали глубокое разочарование  просветителей. Среди них усилилось  стремление к переоценке ценностей, повлекшее глубокое размежевание в  их рядах. Часть просветителей сохраняла  надежды на сотрудничество с властями в решении конкретных проблем  управления страной. Среди них выделялось группа экономистов-физиократов (от греческих  слов "физис" - природа и "кратос" - власть) , во главе которых стоял  Франсуа Кенэ. Он считал, что земля  есть единственный источник богатства  и только земледелие умножает его. Поэтому  он выступал за поощрение класса земледельцев, прежде всего богатых фермеров. "В  деревни следует привлекать не столько  людей, сколько богатство" (т.е. капитал) , - подчеркивал Кенэ. Добивался он и реформы налоговой системы, лежавшей тяжким бременем на производителях. Надежды на подъем сельского хозяйства  он связывал также со свободой внутренней и внешней торговли.

Попытку осуществить эту  программу реформ предпринял другой представитель школы физиократов, Анн Робер Тюрго. В 1774 г. молодой  король Людовик ХVI назначил его генеральным  контролером (министром) финансов. Тюрго  ввел свободную торговлю хлебом и  мукой, добился упразднения средневековых  цехов и гильдий, приступил к  коренной реформе налогообложения. Но сопротивление придворных кругов, дворянства и цеховой верхушки свело  на нет все его усилия. Отставка Тюрго в 1776 г. предрешила и судьбу его реформ.

Сознание недостижимости целей Просвещения в рамках существующего  строя побудило многих просветителей  замкнуться в непримиримой оппозиции. Их протест порой принимал форму  атеизма, резкой критики религии  и церкви, характерных для плеяды философов-материалистов середины столетия: Дидро, Поля Гольбаха, Гельвеция  и др. Иногда он проявлялся в идеализации  прошлого, например республиканского строя античных государств. Жан-Жак  Руссо противопоставлял их прямую демократию всем формам представительного правления, включая и английский парламентаризм.

"Всякий закон, - писал  он в трактате "Об общественном  договоре", если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен... Английский народ считает себя свободным: он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны - он раб, он ни что... В древних республиках и даже в монархиях народ никогда не имел представителей; само это слово было не известно".

С именем Руссо связан новый  этап в развитии просветительского  движения Франции - радикальный пересмотр  некоторых его фундаментальных  целей и идеалов. Радикализм самого Руссо коренился в его этических  воззрениях. В противоположность  философам, считавшим себялюбие  и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества. Руссо писал: "двоякий  человек добродетелен, когда его  частная воля во всем соответствует  общей воле". Добиться этого соответствия он предлагал политическими методами. В стремлении Руссо связать мораль с политикой явно различим зародыш  тоталитарных теорий позднейшего времени.

Руссо разделял общую веру просветителей в природу как  гармоническую систему, частью которой  был человек. Но в отличие от них  он был убежден, что сам человек  разрушил это "естественное состояние" и окружил себя противоречащими  закону природы учреждениями. "Исчезло  равенство, появилась собственность... - писал Руссо, - и обширные леса превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать человеческим потом  и на которых вскоре были посеяны  и выросли вместе с урожаем  рабство и нищета". Цивилизация  настолько изменила людей, что отказаться от нее они уже не могут. Но, если нельзя вернуться к естественному  состоянию", то еще можно, устранив чрезмерное неравенство, восстановить утраченные добродетели. Сделать это  непросто, потому что на страже неравенства  стоит деспотизм. Требуется сила, чтобы его низвергнуть: "Восстание, которое приводит к убийству или  свержению с престола какого-нибудь султана, - это акт столь же закономерный, как и те акты, посредством которых  он только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных".

Эта мысль вдохновляла  поколение революционеров конца  ХVIII в., которое разделяло также  отвращение Руссо к себялюбию  и эгоистической морали, а вместе с ним - и ко всему строю, основанному  на свободной игре рыночных сил. Критикуя средневековую регламентацию торгово-промышленной деятельности, Руссо не одобрял и свободу торговли. Он считал, что государство должно направлять торговлю в промышленность в соответствии с общим благом, следить за правильным распределением продуктов питания, денег, товаров. Отрицательное отношение к свободе торговли имело у Руссо этическое обоснование. Он считал, что торговля, равно как и другие достижения цивилизации: богатство, наука, искусства, - способствует порче нравов. Стремясь возродить утраченные добродетели, он объявлял их основным носителем "народ", трудящиеся низы общества, поскольку они меньше всего подверглись пагубному воздействию цивилизации и поэтому в наибольшей мере сохранили нравственное здоровье.

Так как простодушный народ  не способен понять, в чем заключаются  его истинные интересы, то ему нужен  мудрый правитель, предначертания которого воплощаются в законах и политике государства. От этой мысли Руссо - шаг  до оправдания революционной диктатуры "во имя народа".

Многообразие путей, которыми шло французское Просвещение, сделало  его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки многих основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма, столь повлиявших на мировое развитие в XIX-XX вв.

    1. Просвещение в Германии.

Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление уже в силу политической раздробленности страны и разнообразия местных условий. Распространению  новых веяний способствовала интенсивная  культурная жизнь провинций. Монархи  мелких государств, не имея возможности  утвердить свой авторитет великодержавными методами, стремились прославиться меценатством. Почет, которым была окружена в Германии французская культура, также способствовал  проникновению просветительских идей.

Один из парадоксов немецкого  Просвещения заключался в том, что  оно нередко получало импульсы со стороны правящих верхов. В Пруссии  инициатором публичного обсуждения его проблем выступил сам король Фридрих Великий. Не без старания властей одной из характерных  черт немецкого Просвещения стал его преимущественно теоретический  характер. Однако в его активе числились  и практические дела. В Пруссии  просветители не только разработали  важную реформу образования, но и  добились осуществления ее. В результате была расширена сеть начальных школ и создана система профессионального  обучения ремеслам, сельскому хозяйству, торговле и государственной службе. Утилитарный характер этой реформы  во многом объяснялся тем, что просветительское движение в Пруссии черпало приверженцев главным образом из среды государственных  служащих: армейских офицеров, дипломатов, чиновников, преподавателей учебных  заведений.

На фоне общей робости  просветительской мысли в Германии смелостью и последовательностью  отличались воззрения Канта. Он подвел итог теоретическим исканиям эпохи  Просвещения. Особенно значителен его  вклад в разработку концепции  правового государства. Назначение последнего Кант видел не в заботе о практических потребностях членов общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Гражданами такого государства, по его мнению, являются морально полноценные люди, которые не нуждаются в опеке  со стороны кого бы то ни было.

"Правление отеческое, - писал он, - при котором подданные,  как несовершеннолетние, не в  состоянии различить, что для  них действительно полезно или  вредно... такое правление есть  величайший деспотизм".

Заключая общественный договор, люди не жертвовали своей свободой, а лишь создавали правовые условия  для более надежного и упорядоченного пользования ею. Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правления (республика, монархия) , а в разделении законодательной и исполнительной властей. Он допускал, что при любой  форме правления часть граждан  будет недовольна политикой правительства  и будет стремиться ее изменить. Но их действия не должны нарушать законы, дискредитировать государство или  вообще его разрушать. Кант обосновал  правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного  строя, которые предполагают путь постепенных  реформ и исключают грубое насилие.

Глубиной и оригинальностью  отличалась этическая концепция  Канта.

Он выступил против утилитаризма современной ему просветительской мысли. Представление, что добрые дела можно совершать лишь с задней мыслью, в расчете на успех или  награду, Кант отвергал как радикальное  зло. Ибо такая нравственная установка  требует от человека приспособления к обстоятельствам, из которых самое  важное - отношение к нему власть имущих. Поэтому эгоизм, даже разумный, толкает бесправные низы общества к  раболепию, неуверенные в своем  завтрашнем дне "средние слои" - к лицемерию, упоенные властью верхи - к беззастенчивости. Этому принципу Кант противопоставлял императивное истолкование нравственности: "Поступай так, чтобы  ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого  другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к  нему только как к средству". Объявляя личность самоцелью общественной организации, Кант боролся с представлениями, достаточно широко распространенными  в Пруссии, об оправданности безоговорочного  подчинения личности государственным  интересам.  

 Можно сказать, что  немецкое Просвещение, одушевленное  пафосом историзма, органического  развития, рассматривающее движение  человека к совершенству как  неизбежный закон социальной  динамики, обозначило ряд важнейших  вех на пути к поискам индивидуальности, к созданию философской антропологии  как самостоятельной области  философского знания.

    1. Русское Просвещение.

Информация о работе Основные идеи эпохи просвещения