Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:57, реферат
Эпоха Просвещения представляет особую страницу в истории Европы. Никогда ранее не провозглашались столь громкие здравицы в честь человеческого разума, не высказывалось столь много надежд на быстрое избавление от религиозного и социального гнета, никогда ранее не звучала столь яростно критика церкви и института абсолютизма. Д'Аламбер называл XVIII столетие «веком философов», ибо никогда ранее не действовало одновременно такое количество блестящих умов и никогда ранее социальная мысль не оказывала столь мощного влияния на процессы, протекающие в
Введение.
Английское Просвещение.
Идеи и взгляды Джона Локка – основателя английского Просвещения.
Учение английских философов об эгоистической природе человека. «Частный интерес» и «общая справедливость».
Общественная и философская мысль в Шотландии в эпоху Просвещения.
Дэвид Юм.
Адам Смит.
Философия Французского Просвещения.
Просвещение в Германии.
Русское Просвещение.
Общая характеристика и основные деятели русского Просвещения.
Особенности русского Просвещения.
Заключение.
Использованная литература.
Новосибирский Государственный Аграрный Университет
Экономический факультет
Кафедра истории, политологии и культурологии
Реферат
По культурологии на тему: Основные идеи эпохи просвещения
Выполнила: студентка 1 курса
Варлакова Елена
Проверил: Хорошев А.Н.
Новосибирск 2012
Содержание.
Эпоха Просвещения представляет
особую страницу в истории Европы.
Никогда ранее не провозглашались
столь громкие здравицы в честь
человеческого разума, не высказывалось
столь много надежд на быстрое
избавление от религиозного и социального
гнета, никогда ранее не звучала
столь яростно критика церкви
и института абсолютизма. Д'Аламбер
называл XVIII столетие «веком философов»,
ибо никогда ранее не действовало
одновременно такое количество блестящих
умов и никогда ранее социальная
мысль не оказывала столь мощного
влияния на процессы, протекающие
в экономической, политической и
духовной сферах общества. Религия, понимание
природы, общество, государственный
строй — все было подвергнуто
самой беспощадной критике; все
должно было предстать перед судом
разума и либо оправдать свое существование,
либо отказаться от него. Мыслящий рассудок
стал единственным мерилом всего
существующего. Это было время, когда
мир, по выражению Гегеля, был поставлен
на голову сначала в том смысле,
что человеческая голова и те положения,
которые она открыла
Эпоха Просвещения дала целую
россыпь великих имен, хорошо известных
любому образованному человеку. Это
Вольтер и Руссо, Монтескье и
Ламетри, Гассенди и Дидро, Мабли
и Морелли, Гольбах и Мирабо, Вашингтон
и Тюрго, Джефферсон и Кондорсе, Пейн
и Франклин, Гердер и Гёте, Фергюссон
и д'Аламбер. Среди представителей
Просвещения встречались
Как течение общественной мысли Просвещение несомненно представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет прежде всего о целях и идеалах Просвещения, таких, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др,, а также о знаменитом вольнодумстве, критическом отношении к авторитетам всякого рода, не приятии догм.
Именно разномыслие
Просветители вовсе не были мечтателями, витающими в облаках. Их духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны со злободневными проблемами жизни. Они отнюдь не чурались общественной деятельности, видя в ней способ повлиять на мнение сограждан и политику правительств. Почти все они пользовались известностью как писатели, публицисты, университетские преподаватели или политические деятели.
Просветители происходили
из разных классов и сословий: аристократии,
дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных
кругов. Разнообразны были и условия,
в которых они жили. В XVIII в. нивелирующее
воздействие цивилизации едва ощущалось,
и народы сильно отличались по уровню
экономического развития, политической
организации и культурным традициям.
Все это с неизбежностью
В Англии в ХVII-ХVIII вв. после революции
и гражданских войн сгладились вопиющие
противоречия. Развитие парламентаризма
привело к упрочению правовых
форм политической борьбы. Бурный рост
числа и тиражей периодических
изданий способствовал
На характер английского Просвещения повлияли его взаимоотношения с религией и церковью. Видные его деятели, за редким исключением, придерживались догматов христианства. Во многом это объяснялось тем, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это имело далеко идущие последствия для культурного развития страны, поскольку позволило сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение.
Все, кто привык рассматривать Просвещение как идеологическую подготовку буржуазных революций, с разочарованием отметили бы отсутствие в политической программе английских просветителей радикальных 3 лозунгов и боевых призывов. Но это и понятно: большинство политических целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале ХVIII в.
2.1 Идеи и взгляды Джона Локка – основателя английского Просвещения.
В основных чертах политическая
программа английского