Основные идеи эпохи просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

Эпоха Просвещения представляет особую страницу в истории Европы. Никогда ранее не провозглашались столь громкие здравицы в честь человеческого разума, не высказывалось столь много надежд на быстрое избавление от религиозного и социального гнета, никогда ранее не звучала столь яростно критика церкви и института абсолютизма. Д'Аламбер называл XVIII столетие «веком философов», ибо никогда ранее не действовало одновременно такое количество блестящих умов и никогда ранее социальная мысль не оказывала столь мощного влияния на процессы, протекающие в

Содержание

Введение.
Английское Просвещение.
Идеи и взгляды Джона Локка – основателя английского Просвещения.
Учение английских философов об эгоистической природе человека. «Частный интерес» и «общая справедливость».
Общественная и философская мысль в Шотландии в эпоху Просвещения.
Дэвид Юм.
Адам Смит.
Философия Французского Просвещения.
Просвещение в Германии.
Русское Просвещение.
Общая характеристика и основные деятели русского Просвещения.
Особенности русского Просвещения.
Заключение.
Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

по культуроогии.docx

— 49.91 Кб (Скачать)

Новосибирский Государственный  Аграрный Университет

Экономический факультет

Кафедра истории, политологии  и культурологии

 

 

 

 

 

 

Реферат

По культурологии на тему: Основные идеи эпохи просвещения

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

Варлакова Елена

Проверил: Хорошев А.Н.

 

Новосибирск 2012

Содержание.

  1. Введение.
  2. Английское Просвещение.
    1. Идеи и взгляды Джона Локка основателя английского Просвещения.
    2. Учение английских философов об эгоистической природе человека. «Частный интерес» и «общая справедливость».
  3. Общественная и философская мысль в Шотландии в эпоху Просвещения.
    1. Дэвид Юм.
    2. Адам Смит.
  4. Философия Французского Просвещения.
  5. Просвещение в Германии.
  6. Русское Просвещение.
    1. Общая характеристика и основные деятели русского Просвещения.
    2. Особенности русского Просвещения.
  7. Заключение.
  8. Использованная литература.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

    1. Введение

Эпоха Просвещения представляет особую страницу в истории Европы. Никогда ранее не провозглашались  столь громкие здравицы в честь  человеческого разума, не высказывалось  столь много надежд на быстрое  избавление от религиозного и социального  гнета, никогда ранее не звучала  столь яростно критика церкви и института абсолютизма. Д'Аламбер  называл XVIII столетие «веком философов», ибо никогда ранее не действовало  одновременно такое количество блестящих  умов и никогда ранее социальная мысль не оказывала столь мощного  влияния на процессы, протекающие  в экономической, политической и  духовной сферах общества. Религия, понимание  природы, общество, государственный  строй — все было подвергнуто  самой беспощадной критике; все  должно было предстать перед судом  разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего  существующего. Это было время, когда  мир, по выражению Гегеля, был поставлен  на голову сначала в том смысле, что человеческая голова и те положения, которые она открыла посредством  своего мышления, выступили с требованиями, чтобы их признали основой всех человеческих действий и общественных отношений, а затем в том, более широком, смысле, что действительность, противоречащая этим положениям, была фактически перевернута  сверху донизу. Все прежние формы  общества и государства, все традиционные представления были признаны неразумными  и отброшены как старый хлам; мир  до сих пор руководствовался предрассудками и все прошлое достойно сожаления  и презрения. Теперь впервые взошло солнце, и отныне суеверие, несправедливость, привилегии и угнетения должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой  природы, и неотъемлемым правам человека».

Эпоха Просвещения дала целую  россыпь великих имен, хорошо известных  любому образованному человеку. Это  Вольтер и Руссо, Монтескье и  Ламетри, Гассенди и Дидро, Мабли  и Морелли, Гольбах и Мирабо, Вашингтон  и Тюрго, Джефферсон и Кондорсе, Пейн и Франклин, Гердер и Гёте, Фергюссон  и д'Аламбер. Среди представителей Просвещения встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания в поведения людей) , сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и  даже Божественного провидения (уповавшие  на волю Бога) , Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как  общественный регресс. Тираноборческие  мотивы в творчестве просветителей  не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революций. Их индивидуализм поразительным  образом уживался с коллективистскими  идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками коммунизма.

Как течение общественной мысли Просвещение несомненно представляло собой некое единство. Заключалось  оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет прежде всего о целях и идеалах Просвещения, таких, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др,, а также о знаменитом вольнодумстве, критическом отношении к авторитетам всякого рода, не приятии догм.

Именно разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их теоретической деятельности. В нескончаемых спорах между ними рождались и оттачивались современные  концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, правового государства  и разделения властей, рыночной экономики  и этики индивидуализма. За попытки  пренебречь этим наследием народы многих стран дорого поплатилось в XIX и XX вв.

Просветители вовсе не были мечтателями, витающими в облаках. Их духовные запросы и интересы большей  частью были тесно связаны со злободневными  проблемами жизни. Они отнюдь не чурались общественной деятельности, видя в  ней способ повлиять на мнение сограждан  и политику правительств. Почти все  они пользовались известностью как  писатели, публицисты, университетские  преподаватели или политические деятели.

Просветители происходили  из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов. Разнообразны были и условия, в которых они жили. В XVIII в. нивелирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно отличались по уровню экономического развития, политической организации и культурным традициям. Все это с неизбежностью приводило  к различиям во взглядах просветителей. В каждой стране просветительское движение несло печать национальной самобытности…. 

    1. Английское Просвещение.

 

 В Англии в ХVII-ХVIII вв. после революции  и гражданских войн сгладились вопиющие противоречия. Развитие парламентаризма  привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Бурный рост числа и тиражей периодических  изданий способствовал повышению  культурного и образовательного уровня населения. Стремительно расширявшийся  рынок газет, книг, произведений искусства  обусловил значительную коммерциализацию культуры, которая освободила творцов  от унизительной зависимости от государства, церкви, меценатов и прочего. Эти  и многие другие перемены в жизни  общества производили ошеломляющее впечатление на иностранцев, видевших в Англии образец общественного  прогресса. Не случайно все основные течения английской общественной мысли  подхватывались передовой интеллигенцией в других странах.

На характер английского  Просвещения повлияли его взаимоотношения  с религией и церковью. Видные его  деятели, за редким исключением, придерживались догматов христианства. Во многом это  объяснялось тем, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это имело далеко идущие последствия для культурного развития страны, поскольку позволило сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступала церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение.

Все, кто привык рассматривать  Просвещение как идеологическую подготовку буржуазных революций, с  разочарованием отметили бы отсутствие в политической программе английских просветителей радикальных 3 лозунгов и боевых призывов. Но это и понятно: большинство политических целей  Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале ХVIII в.

2.1 Идеи и взгляды Джона Локка – основателя английского Просвещения.

В основных чертах политическая программа английского Просвещения  была сформулирована философом Джоном Локком. Главное содержание теоретических  работ мыслителя - разработка эмпирической теории познания и идейно-политической доктрины либерализма. Как и многие мыслители ХVII в., он считал, что возникновению  государства предшествовало естественное состояние, "состояние полной свободы  в отношении их действий и в  отношении распоряжения своим имуществом и личностью", а также "состояние  равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными". Переход от естественного состояния  к гражданскому обществу был следствием общественного договора, который  предполагал перераспределение  лишь властных функций и не влек значительных перемен в положении  людей. Государство должно было руководствоваться  тем же "законом природы, который  регулировал отношения людей  в естественном состоянии, и поэтому  не могло покушаться на неотчуждаемые  права граждан. Локк предусмотрел специальный  конституционный механизм, не допускавший  превышения государством своих прерогатив. Это разделение государственной  власти на законодательную, исполнительную и "федеративную" (которая ведала отношениями с другими государствами). Кроме того, сползанию государства  к деспотизму должен был препятствовать принцип законности, согласно которому "ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может  быть сделано исключение из законов  этого общества".

Информация о работе Основные идеи эпохи просвещения