Основные идеи эпохи просвещения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 13:57, реферат

Описание работы

Эпоха Просвещения представляет особую страницу в истории Европы. Никогда ранее не провозглашались столь громкие здравицы в честь человеческого разума, не высказывалось столь много надежд на быстрое избавление от религиозного и социального гнета, никогда ранее не звучала столь яростно критика церкви и института абсолютизма. Д'Аламбер называл XVIII столетие «веком философов», ибо никогда ранее не действовало одновременно такое количество блестящих умов и никогда ранее социальная мысль не оказывала столь мощного влияния на процессы, протекающие в

Содержание

Введение.
Английское Просвещение.
Идеи и взгляды Джона Локка – основателя английского Просвещения.
Учение английских философов об эгоистической природе человека. «Частный интерес» и «общая справедливость».
Общественная и философская мысль в Шотландии в эпоху Просвещения.
Дэвид Юм.
Адам Смит.
Философия Французского Просвещения.
Просвещение в Германии.
Русское Просвещение.
Общая характеристика и основные деятели русского Просвещения.
Особенности русского Просвещения.
Заключение.
Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

по культуроогии.docx

— 49.91 Кб (Скачать)

Взгляды Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Англии первых десятилетий  после революции 1688 г.: были закреплены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная  терпимость, неприкосновенность собственности. Тем самым обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен  в общественном развитии, включая  рост предпринимательской активности, повышение благосостояния, дальнейшую демократизацию государственного и  общественного строя. Все это  в полной мере соответствовало целям  просветителей. Поэтому их внимание было приковано не столько к политике, сколько к частной жизни граждан. Это отразила этика английского  Просвещения, так же в основных чертах разработанная Локком. Понятия добра и зла он выводил из ощущений удовольствия или страдания (в физическом и духовном смысле). Поскольку люди, считал Локк, соотносят эти понятия с требованиями повседневной жизни, то и правила, регулирующие их отношения, должны отличаться удобством, целесообразностью и полезностью. Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в Нагорной проповеди.

В утилитарной этике английского  Просвещения звучал и мотив личного  преуспевания, Локк подчеркивал: "Мы рождаемся на свет с такими способностями  и силами, в которых заложена возможность  освоить почти любую вещь и  которые во всяком случае могут повести  нас дальше того, что мы можем  себе представить; но только упражнение этих сил может сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести  нас к совершенству".   Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

2.2 Учение английских философов об эгоистической природе человека. «Разумный эгоизм», «частный интерес» и «общая справедливость».

Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Просвещение  безусловно признавало и право каждого  человека преследовать свой частный  интерес. Большое влияние в этом отношении оказало учение философа XVII в. Томаса Гоббса об эгоистической  природе человека, которое послужило  основой этики себялюбия, или  разумного эгоизма. Один из ее создателей Бернард Мандевиль считал, что  поведение людей является производным  от себялюбия. Последнее представляет собой не что иное, как чувство  самосохранения, побуждающее человека вести борьбу за жизненные средства, против сил природы и противостоящих ему интересов других людей. Из деятельности, направленной на самосохранение, Мандевиль  выводил и пороки эгоизма, рассматривая их как величайшее благо для общества в целом. В своей "Басне о  пчелах он проиллюстрировал эту мысль  множеством примеров из повседневной жизни. Его парадокс "Пороки частных  лиц благо для общества" отражал  реальности рыночной экономики.

Как ни соблазнительна была эта апология эгоизма, все же она  не вселяла в англичан уверенности  в том, что стремление к личному  преуспеванию не приведет к саморазрушению общества. Просвещение столкнулось  со сложной этической проблемой: как погасить разрушительную инерцию  эгоизма? Как обеспечить порядок  в индивидуалистическом обществе?

Английские просветители сделали многое, чтобы решить эту  проблему не только теоретически, но и  практически.

Они не закрывали глаза  на общественное неравенство людей, сводя его, как это делал Шефтсбери, к противоположности между "просвещенными" верхами и невежественными низами. Источником опасности являлась как  заносчивость одних, так и зависть  других. Выработанные просветителями способы "социализации эгоизма" заключались в том, чтобы направить в полезное для всего общества русло научного и художественного творчества, экономического развития и т.д. активность верхов и в то же время приобщить к ценностям Просвещения тех представителей низов, которые своим усердием, познаниями, гражданскими поступками или богатством доказали способность их воспринять.

Во многом благодаря усилиям  просветителей была создана рациональная модель отношений между людьми в  практической жизни, соответствующая  роли и значению гражданского общества. Одним из важнейших достоинств человека признавалась его способность к  общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной  деятельности. Вошло в моду членство в клубе или масонской ложе, посещение политических собраний или  встреч по интересам (например, в кафе). Детально разработанный кодекс правил поведения человека в обществе отразила английская художественная литература ХVIII в.

Просветители во многом преуспели  в стремлении привить широким  слоям населения Англии свои ценности и идеалы. Значение этого в полной мере проявилось в ходе социально-политических бурь, пронесшихся над Европой  в конце XVIII - начале XIX вв. Англия оказалась  островком стабильности, сумевшим избежать революций и гражданских войн. Общие ценности, да еще этика политического  компромисса, разработанная, например, в трудах Болингброка, оказались  более надежным средством умиротворения  общества, чем принудительная дисциплина, поддерживаемая силой. В этом и заключается  один из основных уроков английского  Просвещения.

    1. Общественная и философская мысль в Шотландии в эпоху Просвещения.

Особое место занимает просветительское движение в Шотландии. История общественной мысли в  Шотландии ХVIII в. - это история  мучительных поисков выхода из унизительного  положения, в котором, по убеждению  многих просвещенных шотландцев, оказалась  их родина. Продолжать ли политическую борьбу за восстановление независимости  или же служить отечеству, содействуя его экономическому, социальному  и культурному процветанию? Философ  Эндрю Флетчер, "отец" шотландского Просвещения, дал толчок формированию новой гражданской этики, обосновывавшей иные, альтернативные войне и политике, методы исполнения гражданами своего долга перед отечеством.

Просвещение в Шотландии  опиралось на мощный интеллектуальный потенциал, которым располагали  в середине ХVIII в. университеты Эдинбурга, Глазго и Абердина.

 

 

 

 

3.1 Дэвид Юм.

Среди преподававших там  замечательных ученых выделяется философ, историк, экономист Дэвид Юм —  представитель эмпиризма и агностицизма.

Историки философии в  основном сходятся на том, что философия  Юма носит характер радикального скептицизма, однако многие исследователи  считают, что крайне важную роль в  учении Юма играют и идеи натурализма .

Большое влияние на Юма  имели идеи эмпиристов Джона Локка  и Джорджа Беркли, а также Пьера  Бэйля, Исаака Ньютона, Сэмюэла Кларка, Фрэнсиса Хатчесона и Джозефа  Батлера.

Юм считал, что наше познание начинается c опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источника  нашего опыта и не можем выйти  за его пределы (знания будущего и  бесконечности). Опыт всегда ограничен  прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).

После восприятия материала  познающий начинает обрабатывать эти  представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга  или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей  мере, три гипотезы:

  1. Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм).
  2. Мир это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм).
  3. Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм).

Информация о работе Основные идеи эпохи просвещения