Определение постмодернизма. Особенности постмодернистского мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:33, реферат

Описание работы

Цели и задачам исследования соответствует его структура. Реферат включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы. В первой главе «Определение постмодернизма. Особенности постмодернистского мировоззрения» выделены черты постмодернистского мироощущения, оказавшие влияние на формирование новых принципов художественного творчества. Вторая глава раскрывает содержание фундаментальных понятий постмодернистской эстетики. Список использованной литературы включает в себя словари, энциклопедии, монографические исследования, публикации в периодических изданиях и сборниках статей и содержит 28 наименований.

Содержание

Введение 3
Глава I. Определение постмодернизма. Особенности постмодернистского мировоззрения 8
Глава II. Принципы эстетики постмодернизма 13
2.1. Деконструкция как основа постмодернистской эстетики 13
2.2. Интертекстуальность 14
2.3. Деперсонализация творчества 16
2.4. Переосмысление категории мимесиса 18
2.5. Эклектизм искусства постмодернизма 20
2.6. Новый дидактизм постмодернистского искусства 21
2.7. Ризома 21
2.8. Игра 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

реферат Постмодернистская концепция искусства.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение                                                                                                                   3

Глава I. Определение постмодернизма. Особенности постмодернистского мировоззрения                                                                                                          8

Глава II. Принципы эстетики постмодернизма                                                  13

2.1. Деконструкция как основа постмодернистской эстетики                          13

2.2. Интертекстуальность                                                                                      14

2.3. Деперсонализация творчества                                                                       16

2.4. Переосмысление категории мимесиса                                                         18

2.5. Эклектизм искусства постмодернизма                                                         20

2.6. Новый дидактизм постмодернистского искусства                                      21

2.7. Ризома                                                                                                              21

2.8. Игра                                                                                                                  23

Заключение                                                                                                            26

Список использованной литературы                                                                   28

 

Введение

Выбор темы настоящего исследования обусловлен признанием значения, которое имеют постмодернистские эстетические концепции в осмыслении тенденций развития культуры постиндустриального общества. Вступление в новое тысячелетие и реальный переход развитых стран к информационному обществу, а также глобализация, проникновение информационных технологий во все сферы жизни человека, рост влияния СМИ, трансформация отношений человека и мира на разных уровнях – всё это привело к изменениям в области культуры и искусства. Возникла необходимость пересмотреть основные составляющие художественного творчества: отношения между искусством и действительностью, характер объекта и субъекта творчества, понятие прекрасного и так далее. Это сделали ведущие теоретики постмодернизма (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делёз и Ф. Гваттари, Ж. Бодрийар и др.).

Анализ постмодернистской  концепции искусства позволяет определить место постмодернизма в системе современного гуманитарного знания, в европейской культуре, его влияние на художественное сознание и художественную культуру, специфику преломлений постмодернистской философии в культуре.

Постмодернизм является предметом множества серьёзных научных исследований. Их авторы рассматривают его философские основы, эстетику и поэтику, выявляют и объясняют основные понятия, формируют теоретическую базу. Методологическую основу данной работы составляют труды по истории, эстетике и поэтике постмодернизма: И.П. Ильин «Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм» (1996), «Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа» (1998), М.Н. Липовецкий «Русский постмодернизм» (1997), И.С. Скоропанова «Русская постмодернистская литература» (2000) и «Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык» (2001), Н.Б. Маньковская «Эстетика постмодернизма» (2001), О.В. Богданова «Современный литературный процесс» (2001).

Объектом настоящего исследования является постмодернизм как явление культуры.  Предметом изучения являются концепции искусства и художественного творчества, сформулированные теоретиками постмодернизма. Цель исследования – определить сущностные черты постмодернизма как типа и способа художественного сознания и художественной культуры, определить его роль в развитии современного искусства. Исследовательская цель определяет следующие конкретные задачи:

1) проанализировать генезис, сущность, культурологический статус постмодернизма и его особенности как способа мироосвоения;

2) выделить содержание основных эстетических категорий постмодернизма, функционирующих в художественном сознании и объективированных в художественной культуре;

3) выявить основные тенденции постмодернизма в современной художественной культуре.

Цели и задачам исследования соответствует его структура. Реферат включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы. В первой главе «Определение постмодернизма. Особенности постмодернистского мировоззрения» выделены черты постмодернистского мироощущения, оказавшие влияние на формирование новых принципов художественного творчества. Вторая глава раскрывает содержание фундаментальных понятий постмодернистской эстетики. Список использованной литературы включает в себя словари, энциклопедии, монографические исследования, публикации в периодических изданиях и сборниках статей и содержит 28 наименований.

 

1. Определение постмодернизма. Особенности мировоззрения

Термин «постмодернизм»  возник и получил концептуальное оформление в середине 1950-х годов. В конце 1960 – 1970-х годов данное понятие использовалось для фиксации новационных тенденций в таких сферах, как архитектура и искусство (прежде всего вербальные его формы), и распространялось на такие сферы предметности, как экономико-технологическая и социально-историческая. Начиная с 1979 года (после работы Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние – доклад о знании»), постмодернизм утверждается в статусе философской категории, фиксирующей ментальную специфику современной эпохи в целом. Теоретической основой философии постмодернизма стали взгляды ведущих французских постструктуралистов и постфрейдистов (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Делёза, Р. Барта, Ю. Кристевой и др.).

В самом широком смысле под постмодернизмом следует  понимать тенденции, проявившиеся в  культурной практике и самосознании стран Запада в течение последних  двух десятилетий. Основными характеристиками этих тенденций являются:

1) пересмотр кардинальных  предпосылок европейской культурной  традиции, связанных с прогрессом  как идеалом и схемой истории;

2) распространение либеральных  ценностей как эталона социально-политического  обустройства;

3) основной экономической  задачей общества в условиях постмодернизма признается неуклонный прирост материальных благ.

Основными понятиями, которыми оперируют сторонники этого направления, являются: «мир как хаос», «постмодернистская чувствительность», «мир как текст», «сознание как текст», «кризис авторитетов», «противоречивость», «дискретность», «фрагментарность», «интертекстуальность», «авторская маска», «двойной код» и др. Важнейшим фактором становления постмодернизма как теоретической базы соответствующего типа художественной культуры послужило, по справедливому утверждению Н. Губанова, «возрастание в обществе роли информации»1. Кроме того, на развитие этого типа культуры повлияли и социально-экономические изменения, произошедшие в жизни западного общества.

Социально-исторической предпосылкой возникновения в духовной жизни общества постмодернистского мироощущения была, по мнению                 И. Ильина, Вторая мировая война. Осмысление опыта войны привело к признанию существования противоречий между жестокостью, обесцениванием человеческой жизни и идеалами разума и гуманизма, исповедуемыми предшествующей культурой. Вторым фактором стало формирование в послевоенном западном мире общества потребления, нивелирующего человеческую личность, возводящего товары и услуги в ранг высших ценностей. Эти явления спровоцировали отказ от старой системы ценностей и в то же время неприятие новой.

И. Ильин в монографии «Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм» указывает на следующие  причины появления постмодернизма: во-первых, «кризис буржуазного сознания», во-вторых, «реакция на изменение общей социокультурной ситуации, в которой под воздействием масс-медиа стали формироваться стереотипы массового сознания»2. Постмодернистское мироощущение характеризуется как               к р и з и с н о е, как состояние утраты ориентиров и основ, как осознание неподлинности общепринятых представлений о мире. Кризис коснулся авторитетов разума и веры. Постмодернисты не верят в возможность упорядочивания жизни на разумных основах и утверждают непознаваемость мира. Поэтому они не предлагают позитивной программы переустройства мира, как это было, например, в авангарде. Критика рационализма не сопровождается выдвижением и утверждением альтернативных идеалов. Пафос постмодернизма не тотальное отрицание, а тотальное сомнение в существующих авторитетах и в истине вообще.

Следствием постмодернистского иррационализма стало то, что даже в области научного теоретизирования учитывается значение таких факторов, как мироощущение и менталитет. В  теории постмодернизма эти категории обозначены термином «постмодернистская чувствительность». И. Ильин определяет её как «специфическую форму мироощущения и соответствующий ей способ теоретической рефлексии, характерные для научного мышления литературоведов постструктуралистско-постмодернисткой ориентации»3. Это понятие, как отмечает исследователь, заключает в себе два аспекта. Первый – это «ощущение мира как хаоса, где отсутствуют какие-либо критерии ценностной и смысловой ориентации»4.

Хаос как эстетическая и философская категория традиционно являлся одним из базовых понятий в художественном сознании любой культурной эпохи. «В начале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни мира»5, – пишет Н. Кун. Таким предстаёт хаос в мифологическом сознании. Через много столетий это понимание хаоса было возрождено в модернизме. Здесь художник создаёт из хаоса свою субъективную реальность, пытается преобразовать хаос в гармонию.

В постмодернизме хаос воспринимается иначе. По мнению                               И. Скоропановой, в постмодернизме «роль хаоса положительная»6.                     М. Липовецкий выдвигает концепцию искусства постмодернизма как «диалога с хаосом»7. По мысли исследователя, «постмодернизм воплощает принципиальную художественно-философскую попытку преодолеть фундаментальную для культуры антитезу хаоса и космоса, переориентировать творческий импульс на поиск компромисса между этими универсалиями»8. Хаотичность мира подразумевает относительность порядка вообще и всех форм его проявления. Порядок характеризуется наличием центра, ядра и периферии, линейностью, системой бинарных оппозиций, набором истин, претендующих на абсолютность и т. д. Значит, именно эти категории преодолеваются постмодернистским сознанием. Их сменяют децентрализация, плюрализм и релятивизм, деиерархизация, алинейность, полифонизм, множественность, размывание бинарных оппозиций, фрагментарность.

Признание картины мира, в основе которой лежит хаос, вытекает из более общей идеи – представления  о бытии как становлении. Оно было унаследовано постмодернизмом, как считают исследователи (И. Ильин,        И. Скоропанова), от Ф. Ницше. Жизнь понимается как движение, процесс, а силы, в него вовлечённые, воспринимаются как равноправные. Происходит перестановка акцента с результата на процесс, отмена оценочности и иерархии.

Второй аспект постмодернистской  чувствительности, по И. Ильину, –это «особая  манера письма <…>, которую можно  было бы назвать «метафорической  эссеистикой», феноменом «поэтического  мышления»9.     И. Ильин перечисляет признаки такого мышления: «ассоциативность, образность, метафоричность и мгновенные откровения инсайта»10. В постмодернизме эти качества присущи не только художественному, но и научному мышлению. Даже в научной манере письма законы логики заменяются потоком свободных ассоциаций, метафорами и намёками. Так на практике находят выражение постмодернистские субъективизм и иррационализм, неверие в возможность создания адекватного представления о мире силами разума. Происходит апелляция не к научному знанию, а к мистике, восточным философским учениям (буддизм, дзен-буддизм, даосизм), искусству. С этой точки зрения поэтическое мышление можно охарактеризовать как мышление поэтическими образами культуры.

Следовательно, понятие  «поэтическое мышление» тесно связано с постмодернистским восприятием мира как текста. И. Ильин в своих работах развивает мысль о том, что представление о текстуальности мира и человеческого сознания воспринято постмодернизмом от постструктурализма, и прослеживает его эволюцию. Так как постструктуралисты, по словам исследователя, «рассматривали мир исключительно через призму сознания»11, то перенесли признак текстуальности и на культуру, мир в целом. И. Ильин считает, что в постмодернизме текстуализация сознания развилась в его «нарративизацию, то есть в способность человека описать себя и свой жизненный опыт в виде связного повествования»12. Концепция языкового мышления имела значение для эстетики и поэтики постмодернизма.

Уподобление мира и сознания тексту оказало влияние и на постмодернистскую концепцию человека. По мнению ряда исследователей (И. Ильин, И. Скоропанова), истоки её также берут начало в постструктурализме. Поскольку постструктуралисты признавали неограниченную власть языка, подчинённость мышления человека законам языка, то они, по словам И. Ильина, доказывали «невозможность независимого индивидуального сознания»13, утверждали, что «вне языка человека быть не может»14. Эти взгляды на человека в постмодернизме дополняются влиянием интертекстуальности. «Сама личность, – пишет               И. Ильин, – <…> приобретает те же характеристики литературной условности, вымышленности и кажимости, что и любое произведение искусства»15. Это значит, что в постмодернизме человек перестаёт быть ценностным центром мира. Причины: восприятие мира как хаоса, лишённого какого-либо центра вообще; понимание мира как совокупности всех существующих текстов, в диалоге которых растворяется индивидуальное сознание; децентрация самого человека. Он практически лишён индивидуальности, обезличен. По словам Т. Марковой, «современный герой – каждый и никто в особенности»16. Постмодернисты намеренно избегают традиционных приёмов создания цельного, уникального характера. По наблюдению И. Ильина, в их текстах происходит «полная деструкция персонажа как психологически и социально детерминированного характера»17. Человек рассматривается через призму языкового сознания, как носитель и объект власти языка, который растворяет в своих законах особенности личности.

Информация о работе Определение постмодернизма. Особенности постмодернистского мировоззрения