Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:43, курсовая работа
Московский концептуализм — направление в неофициальном искусстве СССР. Термин возник в 1979 году благодаря статье Бориса Гройса «Московский романтический концептуализм», опубликованной в журнале «А — Я». Также это направление иногда именуют «Московской концептуальной школой».
Введение. 3
История возникновения Концептуализма. 4
Концептуализм в России. Московский
Концептуализм.
7
Идейные художественные концепты
Московского концептуализма.
Жанры московского концептуализма.
12
19
Заключение. 22
Список используемой литературы. 23
В
70-е и 80-е года соц-арт наряду с
концептуализмом практически
С
одной стороны соц-арт
Четкую грань между московским концептуализм и соц-артом провести достаточно сложно. Размытость границ между этими направлениями обусловлена не только их параллельным существованием, но и часто близкими методами работы. Концептуалисты в большей мере и более активно интересуются взаимодействиями различных искусств , тогда как творчество большинства соц-артистов как правило реализуется в сфере пластических искусств.
В Советском Союзе в 1970–1980-х наиболее значительным художником-концептуалистом, «гуру» отечественного концептуализма был Илья Кабаков. Ему принадлежит высказывание «Художник мажет не по холсту, а по зрителю». Мастерская Кабакова служила не только местом знакомства с его работами, но и своего рода мастер-классом отечественного концептуализма, который прошел, в частности, писатель Владимир Сорокин и многие другие. Творчество Кабакова 1970-х – это альбомы и стенды из таблиц, каталогизированные фотографии, обрывки фраз, своеобразный «канцелярский примитивизм», с которой художник себя отождествляет.
В таблицах Кабакова со скрупулезностью естествоиспытателя, зарисовывающего изображения бабочек, зафиксированы разновидности персонажей советского мифа – пионеры, профсоюзные и прочие работники и т.д. Пустующие ячейки предполагали наличие еще не учтенных персонажей либо существование иного измерения, где они отсутствуют вовсе. К подобному приему прибегали и другие концептуалисты – например, композитор Дж.Кейдж в произведении 4 мин. 26 сек., когда музыкант выходил на сцену и 4 мин. 26 сек. молча, не играя, стоял, затем кланялся и уходил.
В
изобразительный словарь
Работы
художников-концептуалистов
Если на Западе концептуализм возник как реакция на засилие рекламы и СМИ, то в Советском Союзе актуальным было создание личного интеллектуального пространства, свободного как от идеологии, так и от противостояния ей. С конца 60-х в московской андеграудной культуре – в искусстве, прозе и поэзии формируется в русле концептуализма особое направление, суть которого сводится к наложению друг на друга двух языков – затертого «совкового» языка и авангардного метаязыка, описывающего первый.
Впервые словосочетание «московский концептуализм» появилось в 1979 в заголовке статьи Б.Гройса, напечатанной в парижском журнале «А-Я». Автор характеризовал «московский концептуализм» как «романтический, мечтательный и психологизирующий вариант международного концептуального искусства 60–70 гг.».
Поэт Лев Рубинштейн в свою очередь так определяет различие западного и московского концептуализма: «В основе западной проблематики – драматическое взаимодействие разных существований вещи (вещи в широком понимании, то есть и предмета, и явления, и идеи, и представления): существования в реальности и существования в номинации, в описании, –в каком-либо условном обозначении. …Русский концептуализм сразу обнаружил отсутствие этой реальной вещи как исходной данности. Вернее – проблематичность ее присутствия. Уверенность в реальном существовании чего бы то ни было почти вытеснена в нашем сознании номинативным существованием этих вещей. Присутствие даже самых простых предметов вполне фиктивно: сегодня есть, завтра исчезли, как и не было, оставив на память одни слова. Такие слова-напоминания получают смысл скорее заклинательный: они не столько подтверждают присутствие вещи, сколько заклинают ее не исчезать навсегда. И при сопоставлении разных планов сталкиваются не реальность и язык, а разные языки, один из которых призван замещать реальность. То есть чистого концептуализма на русской почве как бы не может быть. Однако он есть, или есть нечто, имеющее это название.» (Что такое концептуализм?)
Московские концептуалисты во многом оказываются наследниками обэриутов (ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927—начале 1930-е-х гг. в Ленинграде. ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.), обыгрывая абсурдность ситуаций, форм и слов, мифологизируя абсурдную повседневность. При некоторой «кухонно-коммунальной камерности», кустарности, объясняемых условиями андеграунда, отечественный концептуализм содержал в себе большой заряд идеологического и художественного протеста, нонконформизма.
К
школе московского
Помимо
«поездок за город» и проведения акций
вроде начертания слов на площадях
путем выстраивания участников в
определенном порядке, московские концептуалисты
стремились выработать свой собственный
язык и терминологию, которые помогли
бы им «помечать» реальность, существующую
вне их сообщества в целях ее исследования
и упорядочивания. Так, группа МГ сосредоточилась
на разработке социально мистической
философии и понятий
Группа ТОТ-арт в основном занималась проведением перформансов на природе или в мастерских художников. Например: Снег – на снегу рукой пишется слово «снег», снежная надпись собирается и съедается. Золотой воскресник – художники и жители дома красят заборы, скамейки и урны вокруг дома в золотой цвет.
Произведения
концептуалистов часто
Московский концептуализм часто называют вторым русским авангардом, подчеркивая его преемственность по отношению к отечественной модернистской традиции, к идеям К.Малевича, В.Татлина и др.
Русские
поэты и художники-
После расцвета концептуализма в 1960–1980 – пика борьбы с иделогически ангажированным искусством, к 90-м оощущается усталость от этой темы. Возвращаются традиционные формы и сюжеты, стиль и техника прошлого, но при этом крепнет тенденция к более свежему и независимому взгляду на искусство – традиции перестают быть догмой, и в этом немалая заслуга представителей концептуального направления.
При том, что творчество многих художников достаточно логично в своем развитии и может четко делиться на этапы, московский концептуализм как целостное направление с трудом поддается строгой периодизации. В нем явно превалируют индивидуальные творческие позиции, определяющие эволюцию не столько самого направления, сколько каждого художника в отдельности.
Распад СССР в 1991 году и "приватизация" страны, до того игнорировавшей понятие собственности, в эстетическом и интеллектуальном плане привела к девальвации гигантских идей и абстрактных понятий. Если прежде владельцем всего в стране был умозрительный "советский народ", теперь на его место пришел телесно-конкретный олигарх, бывший директор завода; на месте интеллектуальных абстракций, которые занимали столь большое место в русском искусстве всего XX века, оказалась "непосредственная реальность", не способная к саморефлексии, и отдельные антропологические единицы, еще не ставшие подлинными субъектами, но уже утратившие концептуальные основы жизни. Постсоветский мир - это мир одиноких, дезориентированных тел. Даже советские памятники, рухнувшие с пьедесталов, предстают для постсоветского художника (такова серия фотографий Игоря Мухина Монументы, 1990 - 1995) телами: из абстракций они превращаются в гниющую, умирающую плоть реальности. И наиболее заметным явлением на московской художественной сцене 1990-х годов стал акционизм, искусство жестоких, порой эксгибиционистских перформансов, в которых актуализированы телесность, физическая опасность, этика.
Русское
искусство на протяжении всей своей
истории не переставало понимать
себя в качестве искусства идей в
первую очередь, брезгуя легкими
эстетическими решениями и не
облегчая тем самым задачи тому,
кто хотел бы это искусство понять.
Идейные
художественные концепты
Московского концептуализма.
Связи Московского концептуализма с традициями русского искусства, философской и эстетической мысли еще практически не изучены. Хотя во многом именно они сформировали самостоятельный облик Московского концептуализма искусства. Иногда они прочитываются прямо, узнаются как открытая отсылка к определенному источнику. Иногда предстают как объекты скрытой, внутренней полемики.
Рефлексия, поиски обязательной жизненной оправданности творчества, заставляющие художника постоянно оглядываться на внеположенные искусства области философии, религии, идеологии могут быть адресованы как русской художественной традиции в целом, так и Московский концептуализм. Парадоксальное соединение аналитического и лирического начала, которое особенно ярко выражено в серии работ В.Пивоварова, отображающих внутренний мир одинокого человека, также может быть связано с его русским и даже московским происхождением.
Московские
художники не ограничивают свое творчество
автономной сферой эстетики. Многие проблемы
отчасти переносятся в область
мистики и представляют как непосредственно
переживаемый опыт духовной жизни. Можно
согласиться на самих концептуалистов,
формулирующих свою позицию следующим
образом: «Наша деятельность есть духовная
практика». В основе такой творческой
концепции обостренное
Пренебрежение пластическими ценностями перед словесными и умозрительными, свойственное московскому концептуализму, также может быть отчасти связано с традиционными особенностями нашей культуры. С одной стороны, его источники можно видеть в характерном для христьянской религии духе аскетизма. С другой- в колоссальной иделогизайии общественного сознания, начина я с 19 века. Это свойство культуры по-разному переломилось в феномене русской реалистической живописи 19 века и супрематической утопии К.Малевича. Вариации на тему «Черного квадрата» и обсуждение его значения для русского искусства – постоянный мотив в Московского концептуализма. Проблема реалистического изобразительного языка, его эстетика, «идеология» и специфика его восприятия – так же одна из центральных в московском концептуализме.