Молодежная субкультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:48, реферат

Описание работы

Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который, собственно, породил российский феномен — "неформалов") продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать их административными методами

Содержание

Введение 4
Из чего и как строиться современная молодежная субкультура в России? 8
И что им всем как людям не живется? 17
Катализаторы возникновения молодежных движений 17
Почему именно молодежь? 18
Неформальные объединения молодежи 22
Не признанные или не признающие? 23
Асоциальные 24
Антисоциальные 26
Просоциальеные 28
Неформальные художественной направленности 29
В качестве ввода по неформальным объединениям молодежи 30
Что дают молодежные объединения? 32
Семья в процессе социализации подростков? 34
Семья в условиях переходного периода
Проблема семьи
Родители и подростки. Исследования о социализирующей роли семьи
Формирование профессиональных интересов в семье
Система образования 47
Структура системы образования
Кризис образования (о последствиях закона «Об образовании» для подростков)
Негосударственные образовательные учреждения, их роль.
Опрос о положении в школе
Исследование факторов влияющих на продолжение обучения девятиклассников
Проблема снижения авторитета образования
Особенности молодежной субкультуры 55
Молодежная субкультура, как особая неформальная культура
Исследования интересов подростков
Преступность подростков
Заключение 59
Список литературы 61

Работа содержит 1 файл

Молодежная субкультура.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

         Проблему социальной ориентации и выбора дальнейшего  жизненного пути целесообразно рассматривать  для подростков в возрасте 15 лет, когда они завершают обучение в основной общеобразовательной школе (9 классов), выясним, что же является факторами, определяющими выбор девятиклассников. Прежде всего отметим, что у девятиклассников достаточно велика при определении дальнейших образовательньвс планов роль фактора успеваемости. Если практически все подростки, обучающиеся на "4" и "5", намереваются продолжить обучение в десятом классе, а среди тех, кто успевает в основном на "4" таковых - 3/4 контингента, то среди успевающих на "3" и "4" или в основном на "3" таковых соответственно 48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся в основном на три и 31,4% вообще имеющих тройки, не склонны к дальнейшему обучению в школе.

         Столь же велика зависимость  от успеваемости и удовлетворенность  от обучения в старших классах: среди  троечников до 60% тех, кто полностью или частично не удовлетворен своим выбором продолжить обучение в 10-м классе, тогда как среди успевающих без троек, таковых практически нет. Аналогичные закономерности отмечаются и при рассмотрении позиции родителей.

Основные  факторы, повлиявшие, по самооценкам девятиклассников на
их  выбор
Пойдет  ли Факторы
ученика 10-й  
 
класс  
 
 
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Да  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
балл 2,38 2,77 1,88 1,64 1,76 1,59 2,58 1,22 2,39 2,04
ранг 4 1 6 8 7 9 2 10 3 5'
Нет, не решил  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
балл 1,80 2,49 1,73 1,40 1,37 1,13 2,17 1,33 2,32 2,28
ранг 5 1 6 7 8 10 4 9 2 3
 

         1. совет отца    6. рекомендации кл. руководителя

         2. совет матери   7. интерес к какому-либо предмету

         3. совет родственников  8.консультация по профориентации

         4. совет одноклассника  9. собственное увлечение, хобби

         5. совет учителя   10. пример или совет знакомых

Основные  факторы, повлиявшие, по самооценкам учащихся 10-11 классов, на
их  выбор.
Удовлетворенн Факторы
ые  учебой в 10-  
 
м классе  
 
 
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Доволен  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
балл 2,03 2,41 1,79 1,66 1,61 1,48 2,42 2,16 2,45 1,96
ранг 5 3 7 8 9 10 2 4 1 6
Не  доволен  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
балл 2,58 2,74 1,89 1,79 1,63 1,63 1,65 1,00 1,84 1,95
ранг 2 1 4 6 8-9 8-9 7 10 5 3
 

1. совет отца                    3. совет родственников

2. совет матери               4. совет одноклассника

5. совет учителя    8.консультация по профориентации

6. рекомендации  кл. руководителя 9. собственное увлечение, хобби

7. интерес к  какому-либо предмету 10.пример или совет знакомых

         Обратившись к основным факторам, повлиявшим на выбор подростков и удовлетворенность таким выбором (см табл.), можно констатировать достаточно близкую структуру этих факторов у обеих групп девятиклассников, а также родителей, в целом  удовлетворенных или не удовлетворенных выбором своих детей продолжить обучение в 10-м классе. В этих случаях ведущими факторами, как видно в таблицах, выступали решения самих родителей, в первую очередь матери, и интерес подростка к какой-либо учебной дисциплине или его хобби.

         Иное положение  в отношении удовлетворенности  продолжением обучения в школе 10 - 11-ти классников. Расхождение позиций    школьников удовлетворенных своим  выбором и неудовлетворенных  достаточно велико. При этом ведущими факторами у недовольных выступают советы родителей или примеры знакомых. У тех же, кто, в первую очередь ориентировался на собственные увлечения и интересы, удовлетворенность наиболее высока.

         Во всех случаях  следует отметить малую роль влияния  школы на выбор жизненного пути (советы учителей и рекомендации классного руководителя занимают 8-10 ранговые места из десяти рассматривавшихся)

         Показательно, что  у удовлетворенных своим выбором  десятиклассников следование рекомендациям  работников консультации по профориентации занимает четвертое ранговое место.

         Надо отметить также, что советы одноклассников относительно выбора продолжения обучения именно в школе занимают более высокое  ранговое место у тех, кто в  дальнейшем начал проявлять недовольство относительно своего выбора.

         Таким образом можно сделать вывод, что большинство подростков и их родителей (75,7 и 76,2% соответственно) нацелено на продолжение обучения в десятом классе; родители в большей степени, чем подростки, ориентированы на продолжение образования в иных формах (техникум, курсы, лицей и т. д.) -22,1% против 6,8%; среди учащихся 10-11-х классов практически 4^ подростков довольны принятым решением продолжить обучение в общеобразовательной школе. Анализ жизненных планов подростков показал: 3% подростков предпочли бы вообще не работать ни после 9-го класса, ни в последующие периоды жизни; очень резко упал престиж статуса рабочего: практически ни кто из подростков и их родителей не ориентированы на получение рабочих профессий; упал престиж и научной работы, особенно среди подростков: на этот вид деятельности нацелены лишь 4% подростков и 8% их родителей; упало доверие к бюджетной сфере: на работу в коммерческие фирмы ориентировано в7 раз больше родителей девятиклассников и в 4 раза больше родителей учащихся в 10-11 классах, чем на работу в государственных учреждениях. Практически половина респондентов отмечает, что положение в обществе и место в жизни сегодня никак не связаны с уровнем образования.

         Важной частью мировосприятия школьников становится снижение авторитета знания и науки в целом, поскольку они знают что труд "интеллигенции" оплачивается ниже, чем труд других слоев общества. Это произошло во многом из-за устойчивого стереотипа невостребованное™ знаний, низкого престижа интеллектуального и высококвалифицированного труда в системе экономических отношений.

         Снижение спроса на интеллектуальный и высококвалифицированный  труд служит основным фактором, способствующим обесценению и разрушению мотивов  получения образования и вместе с тем все снижающегося его  качества. Сегодня Россия - пока еще одна из самых образованных стран мира, что подтверждает данными о коэффициенте грамотности взрослого населения, долей работников, имеющих высшее и среднее специальное образование и другими показателями (доступность, всеобщность, бесплатность), но что будет через несколько лет, ни кто не знает.

         Немаловажную роль в снижении ценности общего среднего образования в глазах родителей  школьников и, особенно, самих подростков сыграли средства массовой информации и, в частности, молодежная пресса.

         Сказались и снижения уровня государственного финансирования системы образования, равно как и развитие сети коммерческих и элитарных школ, колледжей, лицеев и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Особенности молодежной субкультуры.

    • Молодежная субкультура, как особая неформальная культура.
    • Исследования интересов подростков.
    • Преступность подростков.

         У  современной  молодежи  отдых  и  досуг  -  ведущая  форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую  потребность. От удовлетворенностью досугом  теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура -часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.

         В конце 1989 года были исследованы неформальные молодежные группы, называемые "дворовыми тусовками". Они образованы по месту жительства:

         70% их участников  составили юноши, 30% - девушки.

         "Уйти в неформалы" побудили молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не знал, как жить дальше".

         Наиболее распространенными  способами проведения свободного времени являются "тусовки", посещение видеосалонов, где подростки предпочитают смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику.

         Молодежная субкультура  во многом носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдо самостоятельность, подражание отношениями взрослых с системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от действительности, а также стремление походить на взрослых является употребление наркотиков.

         В апреле-мае 1994 года в городе Жуковском проводились исследования школьников 9-11 классов, которые ставили своей целью выяснить чем интересуется сегодняшняя молодежь. Результаты опроса приведены в таблице:

Интересы  подростков (в самооценках  и оценках их родителей),%
Контингент 

9-е  классы

подростки

родители

10-11-е  классы

подростки

родители

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
 
1,68

1,46 
 

1,77

1,62

 
1,63

1,47 
 

1,67

1,47

 
2,58

2,43 
 

2,58

2,32

 
2,6

2,66 
 

2,57

2,58

 
2,36

2,43 
 

2,54

2,42

 
1,88

1,22 
 

2,21

1,52

 
2,4

2,42 
 

2,41

2,32

 
2,33

2,07 
 

1,95

1,97

 
2,31

1,78 
 

2,15

1,71

 
2,09

1,99 
 

2,24

2,08

 
1,87

1,69 
 

2,1

1,67

 
1,67

1,43 
 

1,68

1,52

Информация о работе Молодежная субкультура