Молодежная субкультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:48, реферат

Описание работы

Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который, собственно, породил российский феномен — "неформалов") продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать их административными методами

Содержание

Введение 4
Из чего и как строиться современная молодежная субкультура в России? 8
И что им всем как людям не живется? 17
Катализаторы возникновения молодежных движений 17
Почему именно молодежь? 18
Неформальные объединения молодежи 22
Не признанные или не признающие? 23
Асоциальные 24
Антисоциальные 26
Просоциальеные 28
Неформальные художественной направленности 29
В качестве ввода по неформальным объединениям молодежи 30
Что дают молодежные объединения? 32
Семья в процессе социализации подростков? 34
Семья в условиях переходного периода
Проблема семьи
Родители и подростки. Исследования о социализирующей роли семьи
Формирование профессиональных интересов в семье
Система образования 47
Структура системы образования
Кризис образования (о последствиях закона «Об образовании» для подростков)
Негосударственные образовательные учреждения, их роль.
Опрос о положении в школе
Исследование факторов влияющих на продолжение обучения девятиклассников
Проблема снижения авторитета образования
Особенности молодежной субкультуры 55
Молодежная субкультура, как особая неформальная культура
Исследования интересов подростков
Преступность подростков
Заключение 59
Список литературы 61

Работа содержит 1 файл

Молодежная субкультура.doc

— 263.00 Кб (Скачать)
    • Антисоциальные.

         - ярко выраженный  агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота.

         «БАНДЫ»

         - это объединения  (чаще всего подростков) по территориальному  признаку. Город делится "бандами"  на зоны влияния. На "своей"  территории члены банды являются  хозяевами, с появляющимися "чужаками" (особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко.

         В "бандах" свои законы, свои нравы. "Законом" является подчинение вожаку и выполнение поручений  банды. Процветает культ силы, ценится  умение драться, но, скажем, защитить "свою" девушку во многих бандах считается позором. Любовь не признается, существует только партнерство со "своими девчонками". По словам члена одной из Алма-атинских банд, «девчонки» занимаются тем же, чем "пацаны". Дерутся. Весело отдыхают, "ставя на счетчик", ходят в бары, "травку" покуривают, прикидкой интересуются».

         "Травка" - наркотики,  которые курят. "Прикидка" - элементарный  грабеж: к модно одетому подростку  (юноше или девушке) подходит  группа и просит "дать поносить" на время куртку, кроссовки и  т.д.; можно отказать, но большинство дает поносить. Самым страшным является "счетчик", когда одному из подростков, как правило, из другой группы или просто нейтральному называют сумму денег, которую он должен добыть. Для внешнего приличия можно попросить "в долг". С этого момента включается "счетчик". Каждый просроченный день увеличивает сумму долга на определенный процент. Время работы счетчика ограничено. Расправа с не снявшим "счетчик" жестока - от избиения до убийства.

         Покинуть банду  бывает очень сложно: в некоторых случаях в «предателя» даже стреляют — мол, выживешь — свободен.

         Все "банды" вооружены, в том числе огнестрельным  оружием. Оружие пускается в ход  без долгих размышлений. "Банды" не только враждуют друг с другом, но и осуществляют террор в отношении  нейтральных подростков. Последние вынуждены становиться "данниками" "банды" либо вступать в нее. В ответ на действие "банд" и для борьбы с ними "нейтральная молодежь" создает собственные неофициальные объединения: "Ганимед" в Алма-Ате, ОАД (отряд активного действия) в Ленинграде и др. Понять молодых людей, входящих в эти объединения, можно — они хотят обеспечить свою безопасность. Но, действуя по принципу "сила силу ломит", они и сами нередко преступают закон.

    • Просоциальные

         неформальные клубы  или объединения - это социально-положительные, которые приносят пользу обществу. Эти объединения решают социальные проблемы культурно-защитного характера (защита памятников, реставрация храмов, экологические проблемы...).

         "ЗЕЛЕНЫЕ"- так называют себя различные, существующие почти повсеместно объединения, объединения экологической направленности, активность и популярность которых неуклонно растет.

         Среди наиболее острых проблем, проблема охраны окружающей среды  занимает не последнее место. За ее решение и взялись "зеленые". Экологические последствия строительных проектов, размещение и эксплуатация крупных предприятий без учета их влияния на природу и здоровье людей. Различные общественные комитеты, группы, секции развернули борьбу за удаление таких предприятий из городов или их закрытие.

         Первый такой комитет  по защите озера Байкал был создан в 1967 году. В него вошли представители  творческой интеллигенции. Во многом благодаря  общественным движениям был отклонен "проект века" по переброске вод  северных рек в Среднюю Азию. Активисты неформальных групп собрали сотни тысяч подписей под ходатайством об отмене этого проекта. Такое же решение было принято по поводу проектирования и строительства АЭС в Краснодарском крае.

         Численность экологических  неформальных объединений, как правило, невелика: от 10-15 до 70-100 человек. Неоднороден их социальные и возрастной состав. Свою малочисленность экологические группы с лихвой компенсируют активностью, которая привлекает к ним большие массы людей, выступающих в поддержку различных природоохранных инициатив.

         Так же к просоциальным  неформальным объединениям относятся  объединения защиты памятников, памятников архитектуры, общество охраны зверей, общество охраны лесов Амазонки.

    • Неформалы художественной направленности.

         Москвичи и гости  столицы привыкли к выставкам-продажам картин самодеятельных художников на Арбате, в Измайловском парке. Ленинградцы имеют возможность видеть аналогичную выставку на Невском проспекте рядом с екатерининским садиком. Есть подобные выставки в других городах. Существуют они вполне официально, но позволяют решить незначительную часть проблем, стоящих перед этим видом самодеятельного творчества. А строго говоря, только одну — предоставление молодым художникам возможности выставлять и продавать свои картины. Круг проблем, которые они не решают, достаточно широк. Прежде всего к ним следует отнести отсутствие единого центра, который мог бы стать для самодеятельных художников своеобразной творческой мастерской. Назрела необходимость в установлении отсутствующей до сих пор тесной связи между самодеятельными художниками и местными организациями союза художников. Такое содружество позволило бы существенно обогатить искусство самодеятельных художников, повысить их профессиональный уровень, способствовало бы выявлению более ярких талантов, дарований. Не решен вопрос с  информированием  общественности  о  деятельности  самодеятельных художников, не проводится обсуждение их картин, разрабатываемых ими направлений творчества. Наконец, выставки хорошо смотрятся в летнее время, но производят крайне жалкое впечатление зимой: крыши над головой (в буквальном смысле) самодеятельные художники не имеют.

         Есть и свои проблемы и у коллекционеров. Несмотря на значительное количество всевозможных любительских объединений и клубов (филателистов, нумизматов и т.д.), многие вопросы решаются вне их.

    • В качестве вывода по неофициальным объединениям молодежи

         Проблема молодёжи, и в частности, молодёжной контркультуры  сегодня носит глобальный характер и порождена в первую очередь  кризисом всех существующих моделей  социализации: в 60-е годы этот кризис   впервые выплеснулся на парижские мостовые (студенческая революция 1968 года), затем ещё в более резких формах обнажился в развивающихся странах, а в конце 70-х "лавина" настигла и нас. но нельзя забывать и о национальной специфике: на Западе, хоть и присутствуют все те элементы (от расправно-самосудных команд до политических "самодельщиков"), которые у нас образуют самодеятельное движение, но нет феномена "неформалитета". Породила наших неформалов прежде всего командно-бюрократическая система, которая вытолкнула за свои пределы и объединила по принципу неприятия самые разношёрстные и взаимоисключающие элементы. В самом деле, что общего между профессиональными художниками, которых не выставляют, противниками дамбы и теми, кто создал свой "замкнутый мирок добра и братства"("Система")?

         И ещё. Мы почему-то с  порога подозреваем, что поползновения  юного акселерата непременно антисоциальны. А они в большинстве случаев  естественны, просты и полностью  правомерны. Парню хочется в принципе того же, что и любому из нас: завести друга, компанию, которая обеспечивает общение и хотя бы минимальную защиту, найти девушку (желание вполне оправданное!) и, наконец, самоутвердиться — то есть как бы узаконить в глазах окружающих сам факт своего пребывания на земле. Короче - парню хочется стать мужчиной. Благородное и своевременное стремление! Кто-нибудь против? А неформальное объединение — всего лишь способ достижения этих целей9. Правда формы их достижения бывают спорными...

         Так что для пятнадцати-шестнадцатилетнего парня новое неформальное течение не забава, а необходимость. В чужом доме все квартиры заселены, кроме разве что дворницкой,— значит, надо строить свой дом. Он и строит.

         А почему столь хаотична смена пристрастий, почему после  музыки стрижка, а потом танец, а потом гоняют на мотоциклах, а потом нитка на запястье и манера жить? Да просто потому, что все это не имеет значения. Новому поколению нужен новый фирменный знак, новый флажок, новый клич, на который сбегутся сторонники. Главное, чтобы знак был заметный, а флаг яркий, а клич громкий. Робкий вызов просто не заметят, ношеную перчатку не поднимут. «Металл» — годится, брейк — годится, зеленые волосы — в самый раз.

         Разумеется, подростки  не собираются на некую конференцию  для выработки новой идеи и униформы. Просто из циркулирующих в обществе разнородных идей какая-то начинает одерживать верх — а там уж срабатывает закон толпы, и растерянные новобранцы собираются именно под победное знамя. 
 
 

         Что дают молодежи объединения?

         Главной функцией любого объединения, будь то самодеятельное движение или контркультурная неформальная группа, является одна — стремление к самореализации, субъектному воплощению (другими словами, чем-то оправдать своё пребывание в этом мире). Если у ребёнка 14-17 лет социализация состоит прежде всего в огульном отрицании социума (в этом и кризис социализации), то у молодёжи постарше главенствует ориентация на определённые социально значимые цели. Но и для тех и для других деятельность носит и самоценный характер общения с единомышленниками, построенного на взаимопонимании и взаимодоверии, а именно этих качеств многим молодым в жизни не хватает.

         Функцию самореализации дополняют 3 другие, характерные для  деятельности всякой самодеятельной группы.

         Инструментальная. Каждое объединение, клуб, группа, будь то «Спасение» или команда люберов, преследуют определённую цель: в первом случае - явную (защита памятников истории и архитектуры, стремление возродить и сохранить национальную культуру), во втором - размытую. неосознанную (стать сильньм и утвердиться в среде сверстников, заставить себя уважать). В любом случае группа есть инструмент для достижения сознательных или неосознанных, но вполне конкретных результатов.

         Не менее важна  компенсаторная функция. В учебном (трудовом) коллективе, даже в семье личность нередко чувствует себя замкнутой, стеснённой рамками обязанностей и социальных ожиданий, зависимой от преподавателя, родителей или начальника. В этом случае участие в деятельности (особенно неформальной) самодеятельной группы компенсирует отсутствие личной независимости и свободы в традиционных структурах. Другое дело, что человек останется в зависимости от вожака, лидера, определённых правил поведения в новой для него общности, то есть независимость может быть мнимой, относительной, но самоощущение её возникает.

         Несмотря на господство потребительского отношения к искусству, немалая часть молодёжи ищет активного самовоплощения. Самодеятельные группировки выполняют ещё и эвристическую функцию, особенность которой состоит в том, что она сильнее выражена в художественно-творческих социокультурных и соционравственных («Милосердие») организациях, в то время как в подростковых контркультурных группах значительно слабее или вовсе отсутствует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Семья в процессе  социализации подростков

  • Проблемы семьи.
  • Родители и подростки. Исследования о социализирующей роли семьи.
  • 3.Формирование профессиональные интересов детей в семье.

         Одним из основных звеньев  социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое  падение ее воспитательной роли в  связи с происходящими в семье  коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случае растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.

         Переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали также семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда - эгоцентризм детей.

         Одна из крупнейших и острейших проблем семьи - проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. В целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тыс. детей остается без одного родителя, 500 тыс. рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Каждый шестой хронический алкоголик из почти пятимиллионного их состава - женщина, 80% детей, содержащихся в детдомах, - это сироты при живых родителях.

         Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков.

         Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья  уже не обладает той самодовлеющей  ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется.

         В 1994 году в школах Москвы и Московской области производились социологические исследования, которые ставили задачей определить, сохраняет ли российская семья свою социализирующую роль и в каком направлении формирует она сегодня профессиональные интересы детей. Исследованиями были охвачены старшеклассники и их родители, которым было предложено ряд вопросов; объем выборки - 405 единиц.

Информация о работе Молодежная субкультура