Модерн – от расцвета к кризису

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Главным критерием красоты модерн провозгласил целостность создаваемого художественного образа, начиная с проектирования здания и оформления интерьера декоративными панно, витражами, живописью, графикой, являющимися его неотъемлемой частью, до мебели, светильников, решеток, посуды, даже украшений и одежды.

В основных национальных школах он начинался в графике и прикладном искусстве и постепенно втягивал в свою орбиту архитектуру, в дальнейшем именно в архитектуре этот стиль проявился с наибольшей полнотой.

Содержание

Введение .........................................................................................3
1. Эпоха модерна 5
1.1. Орнамент модерна 5
1.2. Неорусский стиль 7
1.3. Архитектура модерна. 8
1.4. Готика и модерн 9
2. Происхождение стиля модерн 15
2.1. Модерн в декоративно-прикладном искусстве. 16
2.2. Мебель 17
2.3.Стекло и фарфор 18
2.4.Ювелирное дело 18
2.5.Дамские платья 19
2.6.Плакаты и афиши.................................................................21
2.7.Станковые искусства 22
Заключение 28
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

      До  сих пор речь шла о художниках. Чьи произведения формировали русский  модерн, определяли его характерные черты, хотя разумеется, их значение в русском искусстве никоим образом к этому не сводится. Но русская художественная культура на рубеже XIX и XX веков знает множество и других случаев, когда правильнее говорить о влиянии модерна на творческие принципы живописцев, графиков, скульпторов. Конечно, влияние это не было случайным, и дело касалось вовсе не просто слабой сопротивляемости того или иного художника стилевым импульсам эпохи. Однако разница между Врубелем, одним из творцов русского модерна и, скажем, его прославленным современником Серовым была в этом отношении очень существенной. Врубелю новый стиль казался средством обретения свободы для собственного творческого волеизъявления, формат выражения своей художественной индивидуальности. Серов в своих поздних работах («Похищение Европы», «Портрет Иды Рубинштейн», все 1910 года) шел к модерну, усматривая в нем наоборот, дисциплинирующие стилевые установки, способ «самообуздания» личности.

      Заключение

 
 

      Ярко  вспыхнувшее на заре нашего столетия искусство модерна отгорело сравнительно быстро, и хотя много споров вызывают причины его вырождения. Постоянно нагнетаемая нервозная подвижность начинала казаться навязчивой, банальной, вульгарной.

      Эпоха модерна завершила крупнейший цикл развития искусства. Модерн как антиэклектическое движение, ставившее своей целью уничтожить "бесстилье", по сути, не ушел от эклектики. Он вобрал ее в себя, обобщил ее опыт в попытке создать что-то новое, но на базе старого. Таким образом, модерн явился завершающим звеном эклектики. В свою очередь, эклектика подвела итоги глобального периода историзма, берущего свое начало с эпохи Возрождения. Очевидный вывод: период модерна окончил развитие искусства, начиная чуть ли не с античности.

      Выполнил ли модерн задачи, поставленные перед ним в конце эпохи эклектики художниками и архитекторами? Главная идея, служившая его источником появления и двигателем развития - создание большого, "интернационального" стиля, осталась нереализованной - модерн не создал стиля в традиционном понимании этого термина, то есть не были очерчены каноны, по которым должно создаваться стилистически чистое произведение, ведь модерн сохранил многокрасочность эклектики.

      Модерн  угас, завещав важнейшие свои художественные открытия идущим вслед направлениям, в частности, столь ему по внешности противоположному конструктивизму. Но его декоративная система и, особенно, всепроникающий манерно-подвижный орнамент на целые десятилетия получили устойчивое клеймо «дурного вкуса». Как мне кажется, немалую роль в этом сказало широчайшее распространение дешевых фабричных изделий. Но, как это всегда получается, столь жесткий приговор впоследствии был решительно пересмотрен, и модерн стал на некоторое время истоком новой, уже ретроспективной моды. Сегодня его наследие - интереснейший предмет изучения, первоисток и наглядная модель стилевых исканий нашего века.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 
 
 

  1. Советский художник / Под ред. Е.А Борисовой, Г.Ю Стернина. - М.: МГИМО, 1990.- 142 с.
  2. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? / Ю.Я. Герчук. – М.: Галарт, 1998. – 158 с.
  3. Горюнов В.С., Тубли М.П., Архитектура эпохи модерна, «Стройиздат СПб», СПб, 1994.
  4. История русского и советского искусства, «Высшая школа», М., 1989.
  5. Неклюдова М.Г., Традиции и новаторство русских художников ХIХ века, «Искусство», М., 1991.
  6. Белова Т. Культура и власть. - М., 1991.
  7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М.Вебер. Избранные произведения. - М., 1990.
  8. Коваль Б.И. Революционный опыт ХХ в. - М., 1987.
  9. Сарабьянов Д.В.  Модерн. История стиля / Д.В. Сарабьянов. – М.: Галарт, 2001. – 344 с.
  10. Теория и история мировой и отечественной культуры.//Под ред. Сапрыкина. - М., 1995. Владос
 
 
 
 
 

Литературу  доделаю...

Информация о работе Модерн – от расцвета к кризису