Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:26, реферат
Культура XX века — культура переломная, а не просто новый период ее истории. Эта культура кризисна в изначальном смысле слова, неправильно было бы видеть в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении.
Итак, мы видим,
как возникают и распадаются идейно-художественные
системы начала XX в., протекающие на высшее,
исчерпывающее значение. Они противопоставляют
себя глобально-историческим процессам,
выделяются из них, и даже считают себя
венцом всего социального, национального,
стилевого мирового опыта искусства. Но
подлежит сомнению их вклад в мировое
искусство. Каждое из них и все они в совокупности
в то же время историчны, а не абсолютны,
они обесценивают художественные достижения
прошлых эпох.
Среди социально-художественных
феноменов первой половины XX в. выделяется
так называемая молодежная культура (субкультура),
а также связанная в известной мере с ней
массовая культура.
Проявление молодежной
субкультуры было обусловлено совокупностью
объективных и субъективных предпосылок,
среди которых на первый план выдвинулась
демографическая ситуация — возрастание
удельного веса молодых людей в составе
населения. Одна из закономерностей демографии
состоит в том, что после опустошительных
войн и катаклизмов рождаемость резко
повышается: человечество зализывает
раны и его коллективный организм ощущает
прилив новых сил. Волна послевоенной
рождаемости в Европе была особенно высока,
и на рубеже 1950—1960 гг. необычайно большая
часть общества оказалась состоящей из
молодежи 13-19 лет.
Концепция молодежной
субкультуры довольно подробно разработана
западными социологами и ее основные
идеи мы пытаемся изложить.
В этой концепции
культура рассматривается как целостное
образование, структуру которого образуют
различные подсистемы, так называемые
субкультуры. Среди них выделяют и молодежную
культуру, порожденную индустриальным
обществом с его развитыми потребительскими
тенденциями.
Американский
социолог А. К. Коэн пишет, что субкультура
— это культура в культуре, имеющая
достаточно четкие контуры, чтобы распознать
ее. Она включает знания, верования, цели
и ценности, суждения и оценки, нравы и
вкусы, жаргон и манеру поведения, предрассудки
и предубеждения, характерные для социальной
группы и разделяемые ее членами.
При делении
общества на культурные подгруппы социологи
используют самые различные признаки:
территориальные размещение, вероисповедание,
национальные традиции, возраст, пол и
многие другие. В понятие субкультуры
вносятся даже те отличия, которые проявляются
в особенностях приготовления пищи, воспитания
детей и т. д. Социолог Л. Рейсман считает,
что «различные классы живут в различных
культурных мирах, даже если они включают
определенные элементы единой культуры.
К субкультуре можно отнести культуру
среднего класса, низшего, высшего класса,
в общем, столько, сколько их можно обнаружить
и выделить.» В нем подчеркиваются лишь
общность поведения, развлечений, совпадений
вкусов, ценностей и позиций. Нормам культурной
жизни придается значение факторов, определяющих
общность интересов, групповую солидарность,
осознание своей сопринадлежности.
Наиболее распространенным подходом к описанию феномена «молодежной культуры» является рассмотрение ее как своеобразной формы адаптации молодежи к нормам, стандартам и образу жизни современного общества. Т. Парсонс включает в понятие «молодежной культуры», стремление молодежи заимствовать основные внешнекультурные формы и роли взрослости (курение, алкоголь, одежда). В этом процессе, считает он, нет полного единообразия, ибо различные молодые люди имеют свои референтные группы среди взрослых, с которыми они идентифицируют себя. Кроме того, из всего диапазона ценностей, норм, качеств взрослого человека молодежь фиксирует внимание и выделяет те из них, которые в большей степени соответствуют ее представлениям о должном, помогают разрешать эмоционально-психологические напряжения и противоречия. У «молодежной культуры» есть и свои черты. Парсонс характеризует их как преобладание атлетической доблести, романтичности и безответственности. В данном случае «молодежная культура» ассоциируется с теми образцами поведения, нормами, ценностями, которые распространены в группе сверстников. Эта группы выполняют функцию социализации личности наряду с семьей, школой и другими институтами. В период юности они приобретают особенное значение, ибо сама принадлежность к группе оказывает сильное влияние на личность, формируя ценности, характер, стиль поведение, вкусы, манеры, привычки. Д. Коулмен исходит из того, что сосредоточение молодежи в учебных классах и корпусах создает тип «молодежного общества», которое и является предпосылкой ее социально-культурной автономии. На основе проведенного исследования учащихся колледжей в Чикаго он пришел к выводу, что в молодежной среде существует свой, весьма обособленный мир, «сепараторной культуры» со специфическим языком, особыми символами, оценками, ценностями, системой лидерства, социальным контролем, даже своеобразными формами обмена и производства. «Наше общество, — пишет Коулмен, — имеет внутри себя ряд малых молодежных обществ, которое выражают и сосредотачивают молодежные интересы и установки, часто очень далекие от тех, которые имеют взрослые. На этой основе могут возникнуть стандарты, способные привести к целям совсем иным, нежели цели взрослого общества."