Меценаты и коллекционеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:28, реферат

Описание работы

Особенной резкостью отличались оценки культурного облика купечества. Неприятие в обществе вызывала и деятельность лучших представителей купечества в сфере просвещения, покровительства науке и искусству, там, где, казалось бы, ими было сделано особенно много.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………..2с.
2. Возникновение меценатства в России……………………………………….5с.
3. Основные представители меценатства в Санкт-Петербурге:
3.1. Быков.Н.Д…………………………………………………………………………10с.
3.2. Горбунов И.В…………………………………………………………………….13с.
3.3. Коробанов П.Ф………………………………………………………………….15с.
3.4. Погодин М.П……………………………………………………………………..17с.
3.5. Прянишников Ф.И…………………………………………………………….18с.
3.6. Румянцев Ф.И……………………………………………………………………20с.
4. Благотворительная деятельность «Банкирского дома»………….22с.
5. Заключение………………………………………………………………………………..25с.
6. Библиография…………………………………………………………………………….27с.

Работа содержит 1 файл

Меценаты и коллекционеры.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

      «Промышленно-строительный банк» так же оказывает помощь Мариинскому театру и Театру музыкальной  комедии.

      Впрочем, поддержку Мариинскому театру, Филармонии и классическому искусству города оказывает не только «Промышленно-строительный банк». В 1993 году в банке «Санкт-Петербургский» сформировалась многоцелевая спонсорская  программа «Классика и будущее». Особенность и общественная значимость этой программы, направленной в первую очередь на помощь музыкально одаренным детям из малообеспеченных семей, воспитанникам детских домов, в том числе, эта помощь оказывается постоянно. Стипендии, учрежденные «Санкт-Петербургским банком», получат 55 ребят. Стипендиаты - постоянные участники благотворительных концертов и музыкального фестиваля «Дети - детям». Круг благотворительных акций, осуществляемых в рамках программы «Культура и будущее», достаточно широк. Банк оказывает Финансовую помощь Санкт-Петербургской филармонии, Мариинскому театру, камерному музыкальному театру « Санкт-Петербургъ Опера», традиционным фестивалям «Музыкальная весна», «Рождественские встречи».

      В программу «Культура и будущее» вошел проект РАМО - российско-американский молодежный оркестр. Оркестр объединяет молодых музыкантов из разных городов России и США. Гастроли этого оркестра успешно проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, многих городах США.

      Так уж случилось, что в России в материальной поддержке нуждается и церковь. Для банка «Петровский» сотрудничество с Санкт-Петербургской епархией стало одним из направлений деятельности. При банке создан  филиал «церковный», в котором православные организации обслуживаются на льготных условиях. На протяжении нескольких лет банк «Петровский» помогает возрождать храмы  и монастыри Петербургской и Новгородской епархии. Например, Тихвинский Богородично-Успенский мужской монастырь финансируется регулярно: средства расходуются на приобретение церковной утвари, восстановление храма.

      Долгосрочная  поддержка оказывается Фонду  Ксении Блаженной, Санкт-Петербургской  духовной академии, институту богословия и философии и другим организациям.

        Помимо всего этого в течение  двух лет (с 1996года) банк «Петровский» является генеральным спонсором музея-заповедника «Петергоф».

      У «Петровского», как и у большинства  финансовых структур, конкретная помощь на те или иные нужды жителей города оказывается регулярно. В основном это помощь учреждениям образования, культуры, медицины, спорта, а также социальная поддержка малообеспеченных горожан, инвалидов и пожилых людей.

      Жить  в Санкт-Петербурге и не думать о  его настоящем и будущем,  о  его культурном достижении невозможно. Наверно и отличаются эти три  петербургских банка, объединяющиеся в Банкирский дом, тем, что спонсорские программы в любой области городской жизни стали частью их политики. 
 
 

      Заключение 
 

      Российское  меценатство было одним из самых  замечательных явлений в истории  нашего отечества. Его развитие было тесно связано с ростом национального самосознания в русском обществе. Деятельность многих меценатов и коллекционеров в области культуры, образования и науки была вызвана потребностью укрепления национального духа, самобытных начал русской жизни, усиления национальной государственности. Благотворительность выдающихся предпринимателей способствовала распространению науки, литературы и искусства, идей европейской общественной мысли в стране, большинство населения которой было оторвано от остального мира и лишено возможности пользоваться плодами мировой цивилизации. А в образованных слоях не все осознавали необходимость в этом для дальнейшего развития общества.

      Традиции  меценатства и благотворительности  в предпринимательской среде  были издавна распространены в России. Для одних они были модой, дыханием времени, а для других нормой жизни. Знаменитая фраза Марины Цветаевой, брошенная ею однажды, как бы вскользь, по поводу истоков меценатства одного из российских предпринимателей - Нечаева-Мальцева («сознание неправды денег в русской душе невытравимо»), - совсем не случайна. Она показывает одну из самых важных особенностей русского сознания - глубоко заложенное в нем чувство справедливости. Стремление избежать внутреннего душевного разлада, жить в согласии со своей совестью, усиленное строгим религиозным воспитанием и религиозными представлениями о душе в потустороннем мире, было главнейшей побудительной причиной расцвета купеческого меценатства. Несомненно, были и другие причины: богатство,  и честолюбие, стремление выделиться, заслужить милости двора, жажда почестей и наград, льгот и привилегий, поощрительное налоговое законодательство. Однако главным источником, определившим размах этого удивительного движения, оставались внутренние побуждения российских меценатов, постепенно приводившие их, в лице наиболее дальновидных, к сознанию личной ответственности перед обществом. Судьбы многих из них самым драматическим образом определялись сознанием этого, может быть, наиболее болезненного противоречия всей русской жизни - между личным богатством и общественным благом. Это был долгий, мучительно трудный путь к современному цивилизованному сознанию и высшим культурным достижениям от психологии  крепостнического рабства и сословной ограниченности - путь, который прошли многие известные предпринимательские династии. И этому пути содействовало широкое развитие меценатства и благотворительности в их среде. Ведь именно при соприкосновении с культурой, в общении с творческими людьми - писателями, художниками, учеными - зарождались и впервые широко заявляли о себе в предпринимательской среде элементы цивилизованного сознания либерального мышления, подлинного, а не мнимого патриотизма.

      Современники  называли это время «медичивским»  периодом в истории  культуры России за небывалый размах меценатской деятельности представителей российского предпринимательства. Имена «Российских Медичи» - Третьяковых, Бахрушиных, Румянцевых, Погодиных, Коробановых  были у всех  на устах. Но это было и временем подлинного «Ренессанса», отечественного искусства, действительно созвучным эпохе итальянского Возрождения по своему духовному и эстетическому взлету.

      Многие  воспоминания и документы тех  лет раскрывают нам внутреннюю взаимосвязь  и союз, существовавшие и все более  укреплявшиеся, между этими двумя  деятельными творческими силами русского общества, очень нуждавшимися друг в друге, - цивилизованной частью предпринимателей и творческой интеллигенцией. Они были органично соединены, а не враждебны друг другу эти два мира - мир купцов и промышленников, покровительствующих искусству, и мир художников и артистов, творящих его. Не случайно поэтому тяготение, которое было так распространено в среде российских предпринимателей к людям творческих профессий - художникам, актерам, музыкантам, писателям, ученым. Из среды самих предпринимателей, в последующих поколениях получивших отличное образование, вышло немало блестящих представителей литературы, искусства и науки.

      Благодаря усилиям меценатов, многие памятники  истории и культуры сохранены  доя потомков. 
 
 

      Библиография: 
 

    1. Донцова И.  

      Банкирский  дом продолжает традицию меценатства// Невское Время - 1998г. - 29 февраля.

    1. Корупаев А.

      Культура. Интеллигенция. Меценаты. М. 1994г.

    1. Свердлова А.

       Меценатство в России как социальное явление// Социс - 1999г. - №7

    1. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1991г.
    2. История предпринимательства в России / Книга 2. Вторая половина XIX - начало XX века. - М.:1999г
    3. Памятники Отечества: иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры - М., 1980г. - Вып. 29 (№1-2, 1993г.): Меценаты и коллекционеры - 1994г.

Информация о работе Меценаты и коллекционеры