Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:28, реферат
Особенной резкостью отличались оценки культурного облика купечества. Неприятие в обществе вызывала и деятельность лучших представителей купечества в сфере просвещения, покровительства науке и искусству, там, где, казалось бы, ими было сделано особенно много.
1. Введение……………………………………………………………………………………..2с.
2. Возникновение меценатства в России……………………………………….5с.
3. Основные представители меценатства в Санкт-Петербурге:
3.1. Быков.Н.Д…………………………………………………………………………10с.
3.2. Горбунов И.В…………………………………………………………………….13с.
3.3. Коробанов П.Ф………………………………………………………………….15с.
3.4. Погодин М.П……………………………………………………………………..17с.
3.5. Прянишников Ф.И…………………………………………………………….18с.
3.6. Румянцев Ф.И……………………………………………………………………20с.
4. Благотворительная деятельность «Банкирского дома»………….22с.
5. Заключение………………………………………………………………………………..25с.
6. Библиография…………………………………………………………………………….27с.
В
1849 году был издан каталог части
коробановского собрания, составленный
воспитанником Московского университета,
впоследствии видным знатоком российских
древностей Г. Д. Филимоновым,— «Описание
памятников древности церковного и гражданского
быта русского музея П. Ф. Коробанова».
Выход в свет каталога не остался незамеченным.
«Издание подобного каталога,— отмечалось
в печати,— замечательное явление в русской
науке и искусстве. Оно служит памятником
нашей любви и уважения к заветной старине».
Ныне это издание является ценнейшим источником
сведений по истории музейного дела и
частного коллекционирования.
По завещанию Коробанова вся его коллекция
перешла в собственность государства.
Образцы прикладного искусства, изделия
чеканщиков, позолотчиков, ювелиров пополнили
фонды Оружейной, палаты, портреты и гравюры
были переданы Эрмитажу, рукописи и книги
поступили в Императорскую Публичную
библиотеку и около ста ценнейших изданий
вошли в библиотеку Московского университета.
Михаил Петрович Погодин — ученый-историк, литератор, публицист, коллекционер. Урожденный москвич. Окончил словесное отделение Московского университета. После защиты в 1825 году магистерской диссертации «О происхождении Руси» читает лекции в университете, занимает кафедру русской истории. В 1841 году становится академиком.
Перу Погодина принадлежат исторические исследования, им введены в научный оборот многочисленные документальные источники, и в этом усматривается главный вклад Погодина в историческую науку. В летопись русской публицистики вошел издававшийся им в 1845— 1856 годах журнал «Москвитянин», который ставил целью распространение знаний о старине, коренных устоях жизни русского народа. В числе литературных сочинений Погодина — историческая драма «Марфа, Посадница Новгородская», встретившая при своем появлении горячее одобрение Пушкина.
С именем Погодина связывается одна из значительнейших коллекций исторических древностей. «В своих многократных поездках по России,— отмечал «Русский биографический словарь»,— Погодин завязал массу сношений с местными любителями старины и приобретал, большей частью покупкой, памятники этой старины: рукописи, старопечатные книги, старинные вещи, портреты. Таким путем тридцатых годов у него мало-помалу стали скопляться весьма интересные письменные и вещественные памятники прошлого родной земли, а со второй половины сороковых годов Погодин мог уже прямо считать свое все разраставшееся собрание целым рядом коллекций по отечествоведению. Это было в полном смысле слова русское национальное древлехранилище, которое сам Погодин называл музеем».
В состав коллекций Погодина входили старопечатные книги, числом до четырехсот; книги, печатанные при Петре, древние грамоты и старинные судебные акты, до двух тысяч монет, иконы, оклады, кресты, печати, посуда, украшения, письма и бумаги государей, полководцев и писателей, лубочные картины, гравюры, портреты. Как отмечают исследователи, в лучшие годы своего коллекционерства Погодин был признанным главой московских собирателей, в кругу антикваров, торговцев стариной пользовался уважением, и наиболее интересные памятники, поступавшие на рынок, доставались ему.
«Древлехранилище» Погодина помещалось в его доме на Ново-Девичьем поле. До наших дней дошел выстроенный там, же деревянный домик, сооружение в псевдорусском стиле,— «Погодинская изба». Здесь проводились литературные вечера, в погодинском доме не раз останавливался и жил Н. В. Гоголь, писал свои «Мертвые души».
На
страницах «Москвитянина» нередко публиковались
материалы о музее Погодина; отмечались
новые поступления, рассказывалось о деятельности
антикваров, о ценах на памятники старины.
Это позволяет считать журнал «Москвитянин»
едва ли не первым отечественным изданием,
на страницах которого любители и собиратели
старины находили для себя сведения любопытные
и полезные. Погодин сумел сделать свое
собрание одной из ярких московских достопримечательностей.
Познакомиться с ним приходили не только
любители древности, коллекционеры, историки,
но и люди высшего света, включая наследника
престола.
Собранием Погодина заинтересовался сам
Николай I и оно было приобретено у владельца
за 150 тысяч рублей серебром. Рукописи
были переданы в Императорскую Публичную
библиотеку, памятники археологии, монеты,
медали — в Императорский Эрмитаж, а церковные
древности пополнили собой патриаршее
собрание Московского Кремля.
Государственный сановник и общественный деятель, собиратель русской живописи, библиофил, меценат Федор Иванович Прянишников родился в Перми в семье чиновника. Образование — Московский университетский пансион. Служил в государственном казначействе, Министерстве финансов, в дальнейшем — в департаменте народного образования и департаменте почт. Был командирован в Англию для изучения опыта работы почтовых служб. За нововведения в международных почтовых связях удостоен наград ряда европейских стран. Завершил карьеру действительным статским советником, министром и членом Государственного совета.
В общественной сфере Прянишников содействовал своими стараниями организациям, учреждениям многим и разным — в том числе Обществу поощрения художеств, будучи его президентом, и Императорской Публичной библиотеке, в дар которой преподнес автографы басен И. А. Крылова, редкие издания Библии, коллекцию медалей.
Прянишников одним из первых среди петербургских коллекционеров стал собирать произведения русской школы. До него подобные собрания были лишь в музее Императорской Академии художеств и у коллекционера П. П. Свиньина; позднее стал собирать такую коллекцию Н. Д. Быков.
Начало
его собирательской деятельности связано
с желанием поддержать молодых художников
путем приобретения
их произведений. Некоторые картины были
получены в дар. Собранная в итоге галерея
насчитывала свыше ста семидесяти произведений
восьмидесяти четырех
русских художников. В
их числе были работы Д. Г. Левицкого («Портрет
священника»), А. П. Лосенко («Портрет актера
Ф. Г. Волкова»), Ф. Я. Алексеева, В. Л. Боровиковского,
В. К. Шебуева, А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина
(«Пряха», «Кружевница»), П. А. Федотова
(варианты «Свежего кавалера», «Вдовушки»,
«Сватовства майора»). Одной из самых ярких
фигур отечественной школы виделся собирателю
К. П. Брюллов — восемь произведений этого
мастера было приобретено для коллекции,
в их числе такие первейшие полотна брюлловской
кисти, как «Автопортрет» и «Портрет И.
А. Крылова». Побывавший в 1856 году в стенах
прянишниковской галереи профессор Московского
университета К. К. Герц писал, что она
помещалась в доме далеко не роскошном
— комнаты не отличались ни обширностью,
ни изящным убранством, картины были плохо
освещены, а иные превосходные произведения
висели даже в полумраке. Но все это забывалось
при том радушии, с которым владелец показывал
любителям свое собрание. О поразительной
благожелательности Федора Ивановича
пишет в своей книге «Далекое близкое»
И. Е. Репин: как начинающим студентом академии,
не имея возможности внести плату за обучение,
он пришел с просьбой к «почтовому» генералу
и тот обласкал его, вселил в него бодрость
и надежду. Знакомство с галереей Прянишникова
оказало едва ли не решающее воздействие
на Я. М. Третьякова в его стремлении составить
национальный музей живописи. Всё собрание
Прянишникова было приобретено Министерством
двора. Владельцу предоставили пожизненное
право пользования коллекцией. Летом 1867
года коллекция была предоставлена для
экспонирования петербургскому Обществу
поощрения художеств. Любители искусства
могли последний раз окинуть взором прянишниковскую
галерею в целостности. Затем последовало
повеление о передаче собрания в фонды
московских музеев. Основная часть коллекции
была направлена в Московский публичный
музей, отчего галерея Прянишникова получила
истинно национальную представительность.
РУМЯНЦЕВ
Н. П.1754—1826
Государственный сановник и дипломат, историк, коллекционер, меценат Николай Петрович Румянцев — сын фельдмаршала графа П. А. Румянцева-Задунайского. Получил обширное домашнее образование, по обычаю того времени с детских лет был записан в лейб-гвардии Конный полк, затем в Семеновский. Высокое положение позволило ему войти в придворные круги, участвовать в дворцовых собраниях, которые проводились в стенах Императорского Эрмитажа.
В последующие годы Румянцев слушал курсы истории и права в Лейденском университете, побывал в европейских столицах, ездил по городам Италии. Затем пошла дипломатическая и придворная служба, в 1808—1814 годах он занимает пост министра иностранных дел, возглавляет Государственный совет. Выйдя в отставку, Румянцев посвятил себя научной деятельности. По его инициативе и при материальной поддержке сложился кружок энтузиастов - исследователей, занимавшихся розыском документов по отечественной истории. Румянцеву и его сподвижникам — Е. Болховитинову, А. Востокову, К. Калайдовичу, М. Строеву — в сравнительно короткий срок удалось собрать ценнейшую библиотеку, коллекцию рукописей, предметов быта, старых монет. Члены кружка ставили целью создать музей древностей, который в предметной форме воссоздавал бы страницы истории и культуры России. Участниками кружка Ф. П. Аделунгом и Б. Г. Вихманом были выдвинуты оригинальные проекты создания Отечественного музея — научного и просветительного учреждения, призванного сохранять и популяризировать российские древности, идеи патриотической чести России, высоко ценимые в период победоносного завершения войны 1812 года.
В особняке Румянцева на Английской набережной в Петербурге было собрано свыше семисот рукописей (некоторые памятники были представлены в копиях), коллекция монет (из них только греческих и восточных более полутора тысяч), этнографические, минералогические редкости, библиотека из двадцати восьми тысяч книг, из них двенадцать тысяч на исторические темы.
В собрании рукописей, украшенных миниатюрами, имелись такие ценнейшие памятники древней русской письменности, как пергаментная Псалтирь XVI века, Шестиднев Иоанна экзарха — тоже XVI века, единственный в своем роде Устав церковный 1608 года с изображениями святых перед каждым числом месяца.
Живописных полотен в собрании Румянцева было немного, но среди них — его портрет кисти Дж. Доу, портрет деда, А.И. .Румянцева, сподвижника Петра I, другие фамильные портреты.
В отделе этнографии были собраны экзотические и любопытные предметы одежды и другие изделия с Алеутских островов и других столь же отдаленных мест России: копья охотников, бубен шаманский, сани на полозьях из моржовых клыков, раскрашенная ритуальная маска и тому подобное.
Собрание камней составили свыше семи с половиной тысяч превосходных минералогических образцов. На основе этой коллекции был создан в Москве Румянцевский минералогический кабинет, или Минералогическое отделение Румянцевского музея. Впоследствии коллекция минералов была передана в Московский университет.
После
смерти Н. П. Румянцева все собрание перешло
по наследству брату — графу Сергею Петровичу
Румянцеву. Его стараниями на основе коллекций
покойного был создан музей, получивший
название Румянцевского. В последствии,
в 1861 году, было принято решение, одобренное
императором, о перемещении музея в Москву.
Так в Москве начало свою работу новое
музейное учреждение — Московский публичный
и Румянцевский музей, разместившийся
в знаменитом Пашковом доме. Фасад дома
был украшен позолоченными буквами: «От
государственного канцлера графа Румянцева
на благое просвещение».
Благотворительная деятельность «Банкирского дома»
Созданный в сентябре 1998 года холдинг «Банкирский дом «Санкт-Петербург» становится структурой, координирующей деятельность трех вошедших в нее банков - «Промышленно-строительного», «Санкт-Петербургского» и «Петровского». Наряду с проектами, связанными с разработкой совместной деятельности в области инвестиций и кредитования, под эгидой Банкирского дома будут осуществляться совместные благотворительные и спонсорские программы, вобравшие в себя лучшие из наработок, сделанных в этой области каждым из банков. Вполне естественно, что каждый из трех спонсорских программ банков-участников холдинга тесно связана с городом и обращена в самые незащищенные сферы: культуру, искусство, образование здравоохранение, причем особое место отведено детям - их здоровью, всестороннему развитию.
До сих пор у каждого банка были свои программы, на которые расходовалась немалая часть средств. Одним из первых в структуре коммерческих банков - «Промышленно-строительный банк» - начал свою благотворительность еще в 1992 году. Тогда было решено поддержать материально петербургское здравоохранение. За истекшие годы помощь оказывалась самым разным лечебным заведениям - детским и взрослым больницам, ряду специализированным научно-исследовательским институтам. Это направление и сейчас остается приоритетным для «Промышленно-строительного банка». А с Военно-медицинской академией уже тогда установилось тесное сотрудничество, и оно продолжалось до сих пор, и руководство «Промышленно-строительного банка» считает, что Банкирский дом продолжит его в будущем. Благотворительность Промышленно-строительного банка стала носить не эпизодический, а системный характер - это самостоятельное направление деятельности банка, в котором разработано несколько программ. Например, традиционной стала поддержка молодежи. В 1998 учебном году 88 студентов из 15 вузов города получили стипендии ОАО «Промышленно-строительного банка» в размере 180 тыс. не деноминированных рублей. Кто-то может подумать, что банк специально готовит для себя специалистов, но именно ученый совет вуза, а не банковские работники, решает, кто достоин именной стипендии за отличную учебу. Вместе с Фондом мира «Промышленно-строительного банк» реализует 6 программ, которые направлены на решение самых насущных городских проблем. Одна из них называется «Забота» - это социально-материальная поддержка инвалидов, ветеранов, детей и детских учреждений. Через Фонд мира банк постоянно контактирует с детдомами, берет на себя расходы по их ремонту и подготовке к учебному году и так далее.