Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:33, контрольная работа
Особенности производства и потребления современной культуры позволяют говорить о её социальной дифференциации. По мнению Х. Ортега-и-Гассета, в начале ХХ века искусство модернизма выступило подобно социальной силе, разделив публику на два неравных класса – класс людей, понимающих это искусство, и класс людей, настроенных по отношению к нему резко негативно. Первых Ортега-и-Гассет относит к элите, последних - к массе. С этого времени в литературе оживленно дискутируется проблема массовой и элитарной культуры.
Введение…………………………………………………………………………………………………………3-4 стр.
1. Возникновение теории массовой и элитарной культур. Неоднородность культур………………………………………………………………………………………………………..5-6стр.
1.1«Человек массы» как основной потребитель массовой культуры………….6-7стр.
2. Роль средств массовой коммуникации в развитии и распространении массовой культуры……………………………………………………………………………………….8стр.
2.1 Массовая культура как феномен «культуриндустрии»…………………………….8-9стр.
3. Особенности массовой культуры………………………………………………………………..10стр.
3.1 Компенсаторная функция массовой культуры……………………………………..10-11стр.
3.2 Тематика произведений массовой культуры…………………………………………….11стр.
3.3 Значение массовой культуры……………………………………………………………..………12стр.
4. Элитарная культура как антипод массовой культуры………………………………..13стр.
4.1 Особенности элитарной культуры………………………………………………………..13-14стр.
5. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культуры………………………………………………………………………………………………………15стр.
Заключение………………………………………………………………………………………………………16стр.
Список литературы………………………………………………………………………………………….17стр.
Таким образом, в философии культуры сложилась определенная традиция, интерпретирующая элиту в качестве духовной аристократии, наделенной высокими эстетическими и нравственными способностями.
Человек элиты.
Х.Ортега-и-Гассет, являющейся
одним из идеологов элитарной
культуры, в работе «Дегуманизация
искусства» отнюдь не
4.1 Особенности элитарной культуры.
Эта культура принципиально обращается только к элите, эта культура «аристократического инстинкта», касты, но не демоса. Он не стремится к тому, чтобы быть понятной всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людям. У массы излюбленным является такое искусство, в центе внимания которого находится человек и его страсти. Противопоставляя себя массе, стремясь создать искусство, ориентированное на элиту, его творцы сегодня нередко вступают на путь дегуманизации, последовательного отказа от изображения в искусстве «человеческого, слишком человеческого». И если способом восприятия прежнего искусства служило сопереживание, то подлинно эстетическое восприятие нового искусства предполагает чистое, холодное, бесстрастное созерцание, не замутненное чувством.
Долгое время особенности
элитарной культуры
Но главное отличие элитарной культуры от массовой состоит в том, что истинно творческой является культура элитарная. Именно здесь создаются новые культурные формы и определяются новые пути дальнейшего развития.
Знаменитый «Улисс» Дж.Джойса, произведения Г.Гессе и Х.Л.Борхеса, французский «новый роман»; картины П.Пикассо, К.Малевича, В.Кандинского; фильмы А.Тарковского, А.Сокурова, Дж.Джармуша, П.Гринуэя; музыка Дж.Кейджа Э.Денисова являются тому примером.
В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которому исследователи относят, так называемую «поп-классику» - «Танец маленьких лебедей» П.Чайковского, «Времена года» А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства). Время стирает границы между массовой культурой и элитарной. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу реципиентов, а еще позже может стать в культуре общим местом.
1 «Под поверхностью всей современной жизни кроется глубочайшая и возмутительнейшая неправда…» Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.// Ортега-и-Гассет Избранные труды. М.1997 год
5.Постмодернистские тенденции
сближения массовой и
К середине ХХ века
элитарная культура в своем
стремительном развитии уходит (в
сопровождении
Ярким примером такого
рода творчества может служить
произведение итальянского
Павлов А.В., Богомяков В.Г., Еманов А.Г., Чистякова М.Г., Культурология. Очерки и философии культуры, под общей редакцией профессора Павлова А.В. (Тюменский государственный университете)
Заключение
Важнейшее значение в
функционировании культуры
Дилеммы типа «массовая-
Понятие культурной элиты
весьма неопределенно: во-
Специфика массовой культуры
состоит не в том, что она
«плохая» по своему содержанию,
Список литературы.
Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М.-СПб 1997 год
Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре// На перепутье: Философские дискуссии 20-х годов, М., 1989 год.
Карцева Е. Кино в системе массовой культуры.// Мифы и реальность: зарубежное кино сегодня. М, 1974 год
Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства// Эстетика. Философия культуры. М., 1991 год
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.// Ортега-и-Гассет Избранные труды. М.1997 год
Павлов А.В., Богомяков В.Г., Еманов А.Г., Чистякова М.Г., Культурология. Очерки и философии культуры, под общей редакцией профессора Павлова А.В. (Тюменский государственный университете)
Информация о работе Массовая и элитарная культуры на современном этапе