Массовая и элитарная культуры на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

Особенности производства и потребления современной культуры позволяют говорить о её социальной дифференциации. По мнению Х. Ортега-и-Гассета, в начале ХХ века искусство модернизма выступило подобно социальной силе, разделив публику на два неравных класса – класс людей, понимающих это искусство, и класс людей, настроенных по отношению к нему резко негативно. Первых Ортега-и-Гассет относит к элите, последних - к массе. С этого времени в литературе оживленно дискутируется проблема массовой и элитарной культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………3-4 стр.
1. Возникновение теории массовой и элитарной культур. Неоднородность культур………………………………………………………………………………………………………..5-6стр.
1.1«Человек массы» как основной потребитель массовой культуры………….6-7стр.
2. Роль средств массовой коммуникации в развитии и распространении массовой культуры……………………………………………………………………………………….8стр.
2.1 Массовая культура как феномен «культуриндустрии»…………………………….8-9стр.
3. Особенности массовой культуры………………………………………………………………..10стр.
3.1 Компенсаторная функция массовой культуры……………………………………..10-11стр.
3.2 Тематика произведений массовой культуры…………………………………………….11стр.
3.3 Значение массовой культуры……………………………………………………………..………12стр.
4. Элитарная культура как антипод массовой культуры………………………………..13стр.
4.1 Особенности элитарной культуры………………………………………………………..13-14стр.
5. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культуры………………………………………………………………………………………………………15стр.
Заключение………………………………………………………………………………………………………16стр.
Список литературы………………………………………………………………………………………….17стр.

Работа содержит 1 файл

Массовая и эитарная культуры на современном этапе..docx

— 41.77 Кб (Скачать)

Таким образом, в философии культуры сложилась определенная традиция, интерпретирующая элиту в качестве духовной аристократии, наделенной высокими эстетическими  и нравственными способностями.

  

Человек элиты.

     Х.Ортега-и-Гассет, являющейся  одним из идеологов элитарной  культуры, в работе «Дегуманизация  искусства» отнюдь не отожествляет  элиту с родовой аристократией  крови, это аристократия духа, её представителей можно найти  в любом социальном слое общества. Элита – это наиболее одаренная  в эстетических смыслах часть  общества, способная к руководству  этим обществом.

 

 

    4.1 Особенности элитарной  культуры.

 

    Эта культура принципиально обращается только к элите, эта культура «аристократического инстинкта», касты, но не демоса. Он не стремится к тому, чтобы быть понятной всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людям. У массы излюбленным является такое искусство, в центе внимания которого находится человек и его страсти. Противопоставляя себя массе, стремясь создать искусство, ориентированное на элиту, его творцы сегодня нередко вступают на путь дегуманизации, последовательного отказа от изображения в искусстве «человеческого, слишком человеческого». И если способом восприятия прежнего искусства служило сопереживание, то подлинно эстетическое восприятие нового искусства предполагает чистое, холодное, бесстрастное созерцание, не замутненное чувством.

    Долгое время особенности  элитарной культуры рассматривались  «от противного», точкой отсчета  была массовая культура. Унифицированности  и тривиальности последней элитарная  культура противопоставляет оригинальность  и индивидуальность в поисках  новых художественных решений;  простоте и доступности – закрытость  и зашифрованность культурных  кодов; минимуму изобразительных  средств – самый широкий спектр  средств выразительности и т.д.

Но главное отличие элитарной  культуры от массовой состоит в том, что истинно творческой является культура элитарная. Именно здесь создаются  новые культурные формы и определяются новые пути дальнейшего развития.

    Знаменитый «Улисс» Дж.Джойса, произведения Г.Гессе и Х.Л.Борхеса, французский «новый роман»; картины П.Пикассо, К.Малевича, В.Кандинского; фильмы А.Тарковского, А.Сокурова, Дж.Джармуша, П.Гринуэя; музыка Дж.Кейджа Э.Денисова являются тому примером.

В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которому исследователи относят, так называемую «поп-классику» - «Танец маленьких лебедей» П.Чайковского, «Времена года» А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства). Время стирает границы между массовой культурой и элитарной. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу реципиентов, а еще позже может стать в культуре общим местом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 «Под поверхностью всей современной жизни кроется глубочайшая и возмутительнейшая неправда…» Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.// Ортега-и-Гассет Избранные труды. М.1997 год

 

  5.Постмодернистские тенденции  сближения массовой и элитарной  культуры.

 

   К середине ХХ века  элитарная культура в своем  стремительном развитии уходит (в  сопровождении немногочисленных  поклонников) так далеко вперед, что к массам вполне приложимым  становится эпитет «искусствооставленные». Вынужденные довольствоваться поставленными  на поток культурными суррогатами,  массы не особенно беспокоятся  по этому поводу, но представители  элитарной культуры, обнаружив себя  своего рода «культурной изоляции»,  встревожились. Со второй половины  столетия наблюдаются попытки  сближения двух культур, вначале  робкие, потом более и более  решительные.

   Ярким примером такого  рода творчества может служить  произведение итальянского философа  и писателя, специалиста по средневековой  эстетике и семиотике У.Эко  «Имя розы», написанное в провокационном  для высокой культуры жанре  детектива. Автор попытался удовлетворить  чаяния всех без исключения  реципиентов – от школьников  и домохозяек до профессоров  философии и богословов. Тот факт, что книга продержалась в списке  бестселлеров больше десятилетия,  говорит о том, что ему это  удалось. Человечество вступило  в новую культурную эпоху, имя  которой – постмодернизм. Культурная  парадигма постмодернизма пытается  снять проблему противостояния  культур: элементы массовой культуры  включаются в контекст элитарной  и наоборот и обе они помещаются  в иронический контекст. Настолько  удается постмодернизму сгладить  крайности обеих культур –  покажет время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Павлов  А.В., Богомяков В.Г., Еманов А.Г., Чистякова  М.Г., Культурология. Очерки и философии  культуры, под общей редакцией  профессора Павлова А.В. (Тюменский  государственный университете)

   Заключение

 

   Важнейшее значение в  функционировании культуры имеет  создание оригинальных и разнообразных  культурных стандартов, как ни  парадоксально на первый взгляд  это утверждение. С течением  времени стандартное может стать уникальным. И, наконец, требуется повышение уровня содержания уже существующих стандартов массовой культуры.

    Дилеммы типа «массовая-народная»,  «массовая-классическая» и другие  в высшей степени, искусственны  и лишены логических и исторических  оснований. Более уместно и  ближе к реальности сопоставление  массовой культуры с элитарной. Но и здесь важно осознавать условность подвижность этого различения. В современных обществах элитарное и массовое составляют пересекающиеся между собой и взаимопроникающие элементы культуры, которые зачастую не могут существовать друг без друга.

    Понятие культурной элиты  весьма неопределенно: во-первых, оно не совпадает с понятием  социальной элиты; во-вторых, не  совпадает с понятием «творцов»  культуры. Поэтому даже серьезные  исследователи вынуждены вводить  в истолкование дихотомии «элитарное-массовое»  оценочный компонент. Отнесение  чего-либо к массовой культуре  нередко одновременно содержит  скрытый намек на существование  элитарной.

   Специфика массовой культуры  состоит не в том, что она  «плохая» по своему содержанию,  а в том, что как ни тривиально  выглядит это утверждение, она  массовая. Стало быть, в сфере  массовой культуры в разное  время с большей или меньшей  степенью вероятности могут оказаться  различные и даже противостоящие  друг другу образцы, в том  числе и классические, фольклорные,  и элитарные. Именно это последнее  обстоятельство позволяет успешно  работать над тем, чтобы подлинные  ценности, как созданные в прошлом,  так и формирующиеся на наших  глазах, не замыкались ни на  верхних, труднодоступных и малопосещаемых  этажах культуры, ни на нижних, а жили полноценной жизнью  совместно и повсеместно. И  тогда, возможно, в рассуждениях  теоретиков культуры «верх» не  будет выглядеть столь недосягаемо  высоким, а «низ» - таким непотребно  низким, какими они часто выглядят  сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М.-СПб 1997 год

 

Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре// На перепутье: Философские дискуссии 20-х годов, М., 1989 год.

 

Карцева Е. Кино в системе массовой культуры.// Мифы и реальность: зарубежное кино сегодня. М, 1974 год

 

Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства// Эстетика. Философия культуры. М., 1991 год

 

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.// Ортега-и-Гассет Избранные труды. М.1997 год

 

Павлов А.В., Богомяков В.Г., Еманов А.Г., Чистякова М.Г., Культурология. Очерки и философии культуры, под  общей редакцией профессора Павлова  А.В. (Тюменский государственный  университете)


Информация о работе Массовая и элитарная культуры на современном этапе