Массовая и элитарная культуры на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

Особенности производства и потребления современной культуры позволяют говорить о её социальной дифференциации. По мнению Х. Ортега-и-Гассета, в начале ХХ века искусство модернизма выступило подобно социальной силе, разделив публику на два неравных класса – класс людей, понимающих это искусство, и класс людей, настроенных по отношению к нему резко негативно. Первых Ортега-и-Гассет относит к элите, последних - к массе. С этого времени в литературе оживленно дискутируется проблема массовой и элитарной культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………3-4 стр.
1. Возникновение теории массовой и элитарной культур. Неоднородность культур………………………………………………………………………………………………………..5-6стр.
1.1«Человек массы» как основной потребитель массовой культуры………….6-7стр.
2. Роль средств массовой коммуникации в развитии и распространении массовой культуры……………………………………………………………………………………….8стр.
2.1 Массовая культура как феномен «культуриндустрии»…………………………….8-9стр.
3. Особенности массовой культуры………………………………………………………………..10стр.
3.1 Компенсаторная функция массовой культуры……………………………………..10-11стр.
3.2 Тематика произведений массовой культуры…………………………………………….11стр.
3.3 Значение массовой культуры……………………………………………………………..………12стр.
4. Элитарная культура как антипод массовой культуры………………………………..13стр.
4.1 Особенности элитарной культуры………………………………………………………..13-14стр.
5. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культуры………………………………………………………………………………………………………15стр.
Заключение………………………………………………………………………………………………………16стр.
Список литературы………………………………………………………………………………………….17стр.

Работа содержит 1 файл

Массовая и эитарная культуры на современном этапе..docx

— 41.77 Кб (Скачать)

 

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине:  Культурология

 

На тему:  «Массовая и элитарная культуры на современном этапе»

 

Вариант:  №8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

      Введение…………………………………………………………………………………………………………3-4 стр.

 

  1. Возникновение теории массовой и элитарной культур. Неоднородность культур………………………………………………………………………………………………………..5-6стр.

 

1.1«Человек  массы» как основной потребитель  массовой культуры………….6-7стр.

 

  1. Роль средств массовой коммуникации в развитии и распространении массовой культуры……………………………………………………………………………………….8стр.

 

    1. Массовая культура как феномен «культуриндустрии»…………………………….8-9стр.

 

  1. Особенности массовой культуры………………………………………………………………..10стр.

 

    1. Компенсаторная функция массовой культуры……………………………………..10-11стр.

 

    1. Тематика произведений массовой культуры…………………………………………….11стр.

 

    1. Значение массовой культуры……………………………………………………………..………12стр.

 

  1. Элитарная культура как антипод массовой культуры………………………………..13стр.

 

    1. Особенности элитарной культуры………………………………………………………..13-14стр.

 

  1. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культуры………………………………………………………………………………………………………15стр.

 

Заключение………………………………………………………………………………………………………16стр.

 

Список литературы………………………………………………………………………………………….17стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

 

    Рост интереса к проблемам  культуры характерен для всей  мировой науки ХХ века и  связан со многими историческими  и социально-культурными причинами:  становлением мультикультурной  постиндустриальной цивилизации;  поиском средств «культурной  адаптации» человека к достижениям  техногенного мира и информационной  культуры; распространение феномена  массовой культуры.

    Современная культурология  в России, это – философия культуры, способ познания таких общих  оснований, которые присутствуют  во всех без исключения культурных  явлениях. Причина преобладания  философии в сегодняшнем культурологическом  знании в нашей стране заключается  в недостаточной развитости культурологической  науки, изучающей культуру России. Её слабость обусловлена политическим  и идеологическим давлением на  гуманитарные и философские дисциплины  в СССР. Когда наука еще не  сложилась, а потребность в  ней есть, на передний план  выходит философия, чья задача  состоит в рефлексии проблемы, предмета и методологических  принципов будущей науки.

Культурологическая мысль, как  самосознание культуры зарождается  в глубокой древности, и долгое время  существует в художественных формах – мифы, произведения искусства, предметы быта.

    Культура – совокупность  достижений человечества, продукты  его деятельности. Массовую культуру  оценить очень сложно, так как  и всякая другая, массовая культура  неоднородна.

    Массовая культура (от  латинского massa – ком, кусок) – понятие, которое в современной культурологи связывается с такими социальными группами, которым свойствен «усредненный» уровень духовных потребностей. Массовая культура отвергает любые эксперименты. Она ориентируется на предельно простые, уже отработанные в культуре приемы, она традиционна и консервативна. Любая новизна может привести к тому, что произведение станет понятным не всем и каждому, а это неминуемо повлечет за собой утрату части потребителей. На становление массовой культуры оказала влияние и коммерциализация всех общественных отношений.

    В современной теории  культуры на передний план  выделяются:

         1.Философский  подход в узком смысле слова,  попытка сформировать единую  теорию;

         2.Научный  поход (литературоведческий, лингвистический,  правоведческий, социологический, политологический), напрямую изучающий реально сложившуюся  культуру и представляющий философии  материал для поиска и творчества  всеобщих оснований культуры;

        3.Религиозный  подход, стремящийся придать культуре  высший смысл.

 

   В данной контрольной  работе, можно выстроить следующую  систему задач:

    1. Рассмотреть возникновение теории массовой и элитарной культур, изучив их неоднородность;
    2. Подробно остановиться на изучении массовой культуры;
    3. Выстроить представление о тематики произведений массовой культуры;
    4. Рассмотреть элитарную культуру как антипод массовой культуры;
    5. Определить общие постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культуры.

Выполнение этих задач и является целью данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.Возникновение теории массовой и элитарной культур. Неоднородность культуры.

 

    Особенности производства  и потребления современной культуры  позволяют говорить о её социальной  дифференциации. По мнению Х. Ортега-и-Гассета, в начале ХХ века искусство модернизма выступило подобно социальной силе, разделив публику на два неравных класса – класс людей, понимающих это искусство, и класс людей, настроенных по отношению к нему резко негативно. Первых Ортега-и-Гассет относит к элите, последних - к массе. С этого времени в литературе оживленно дискутируется проблема массовой и элитарной культуры. Справедливости ради следует заметить, что сама проблема не нова: искусство модернизма только лишь актуализировало её, перевело из скрытой – в очевидную: неоднородность культуры является её неотъемлемой особенностью.

   С древних времен культура  была дифференцированной и неоднородной. Так, жреческая культура была  доступна только посвященным  людям.

Массы довольствовались «разрешенными» мифами, тогда как избранным адресовались сакральные. В эпоху раннего средневековья  существовали упрощенные варианты Библии, с большим количеством иллюстраций, рассчитанные на знакомство с книгой тех верующих, кто не умел читать. Еще Бернард Клервосский возмущался появлением в храмах разнообразных  монстров, драконов и василисков, служащих, по его мнению, лишь для развлечения  зрителей.

Уже тогда определились основные функции  массовой культуры: быть средством  религиозно–морального наставления  и развлечения, удовольствия и поучения.

    В эпоху Нового времени  в Европе появляются приключенческие  и авантюрные романы: их интригующее  содержание дополняется вполне  доступным языком, что способствует  нарастанию интереса к развлекательной  литературе. Принятым в Великобритании  в 1870 году закон о всеобщей  грамотности в еще большей  степени подготовил потенциальных  потребителей той культуры, которую  Ницше назовет демократической.

Культура иерархична, - утверждал  Н.А.Бердяев. Внутри нее существует строгий порядок ценностей, на основании которого одни её феномены стоят в этой своеобразной «табели о рангах» выше, другие – ниже.

Феномен массовой культуры в современном  значении этого слова принято  связывать с эпохой становления  крупного промышленного производства, возникновением цивилизации и всеобъемлющей  «массовизации» жизни.

Если понимать «элитарное» и  «массовое» не только в аспекте искусства, но в плане всей культуры, то элитарная  культура может пониматься как субкультура, обусловливающая дальнейшую эволюцию культурного целого и переход  её к иному качеству.

 Массовая же культура –  субкультура, обусловливающая консервацию  сложившегося в обществе культурного  качества и противостоящая элитарной  культуре.

 

     1.1 «Человек массы» как основной потребитель массовой культуры.

 

    В работе «Восстание  масс» Х.Ортега-и-Гассет пишет  о новой единице общества –  «человеке массы»: «Общество всегда  было подвижным единством меньшинства  и массы. Меньшинство – это  совокупность лиц, выделенных  особо, масса – невыделенных  ничем. Таким образом, число  количественное определение –  многие – переходит в качественное»1

Нашествие масс, безликих и агрессивных, Х.Ортега-и-Гассет объясняет демографическим  взрывом XIX века. Заодно лишь столетие – с 1800 по 1914 год население Европы увеличилось со 180 миллионов человек до 460 миллионов. Население только США за столетие достигло 100 миллионов. Три поколения подряд человеческая масса росла как на дрожжах, не успевая пропитаться традицией, культурой.  Вследствие этого современный человек, не вошедший в контекст культуры, порой напоминает дикаря, забредшего в мир цивилизации.

    Демографический взрыв  сопровождался построение принципиально  нового мира, фундаментом которого  стал союз либеральной демократии, экспериментальной науки и техники.  Эту триаду XIX век не изобрел, а только лишь внедрил, предпосылки к её возникновению были заложены еще в Новое время. Новое общество – цивилизация – создало более комфортные условия обитания человека, в которых и возникает «человек массы», освобожденный отныне от борьбы за существование, не добивающийся благ, но получающий их в уже готовом виде.

     Понятие «масса» означает  у Ортеги-и-Гассета не социальную  принадлежность,  а тот человеческий  тип, который господствует в  ХХ веке во всех, в том числе,  и аристократических слоях общества. Это некая вертикаль, пронзившая  общество сверху донизу. Человек  массы лишен морали, так как  сама суть её, состоящая в сознании  служения и долга, ему непонятна.  Он вполне доволен собственной  неотличимостью от других, «одержимых  идеей беспрепятственного роста  жизненных запросов, уверенных в  собственном совершенстве, насаждающих  во всех сферах жизни – от  политики до искусства – тиранию  интеллектуальной пошлости; не приученных  считаться ни с кем, кроме  самих себя (пока нужда не заставит)»1.

   Прежде в европейской  истории человек наследовал обычаи, житейский опыт, умственные навыки  и т. д. и не присваивал  себе умозрительных суждений. Он  имел некий свод идей, признанных  «своими». И никогда не противопоставлял  эти «свои» идеи идеям политика, философа, художника. В современном  же мире массы не только  не подчиняются никакому меньшинству,  но и вытесняют его из всех  сфер жизни, замещают его собой.  Не зная законов развития общества, они пытаются править миром,  вовлекаются в активную социальную  жизнь.

    Заурядный человек с  его невысокими эстетическими  запросами способствует созданию  такой же, как и он сам, заурядной  культуре, которая теперь уже  не просто существует рядом  с культурой «высокой» в качестве  дополнительной, но вытесняет последнюю  на периферию, занимая её место.  В этом и состоит специфика  функционирования массовой культуры в ХХ веке: она более не довольствуется своей прежней скромной роли, но стремится подменить собой всю культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 «Общество всегда было подвижным единством меньшинства и масс…» Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.// Ортега-и-Гассет Избранные труды. М.1997 год

 

Павлов  А.В., Богомяков В.Г., Еманов А.Г., Чистякова  М.Г., Культурология. Очерки и философии  культуры, под общей редакцией  профессора Павлова А.В. (Тюменский  государственный университете)

  2.Роль средств массовой коммуникации в развитии и распространении массовой культуры.

 

  Беспрецедентное по своим  масштабам и стремительности  утверждение массовой культуры  многие исследователи связывают  с развитием и неуклонным совершенствованием  средств массовой коммуникации. Канадский социолог Г.М. Маклоэн  полагал, что все развития общества, культуры, сознания людей самым  непосредственным образом связано  с развитием технических средств  массовой коммуникации. Изменение  средств информации влечет за  собой изменение, как характера  информации, так и восприятия  мира. На этом основании Маклоэн  выделял в развитии цивилизации  три этапа:

      1.Первобытная дописьменная  культура, основанная на принципах естественности и коллективности образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира. Она складывается благодаря устным формам связи и передачи информации.

Информация о работе Массовая и элитарная культуры на современном этапе