Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:33, контрольная работа
Особенности производства и потребления современной культуры позволяют говорить о её социальной дифференциации. По мнению Х. Ортега-и-Гассета, в начале ХХ века искусство модернизма выступило подобно социальной силе, разделив публику на два неравных класса – класс людей, понимающих это искусство, и класс людей, настроенных по отношению к нему резко негативно. Первых Ортега-и-Гассет относит к элите, последних - к массе. С этого времени в литературе оживленно дискутируется проблема массовой и элитарной культуры.
Введение…………………………………………………………………………………………………………3-4 стр.
1. Возникновение теории массовой и элитарной культур. Неоднородность культур………………………………………………………………………………………………………..5-6стр.
1.1«Человек массы» как основной потребитель массовой культуры………….6-7стр.
2. Роль средств массовой коммуникации в развитии и распространении массовой культуры……………………………………………………………………………………….8стр.
2.1 Массовая культура как феномен «культуриндустрии»…………………………….8-9стр.
3. Особенности массовой культуры………………………………………………………………..10стр.
3.1 Компенсаторная функция массовой культуры……………………………………..10-11стр.
3.2 Тематика произведений массовой культуры…………………………………………….11стр.
3.3 Значение массовой культуры……………………………………………………………..………12стр.
4. Элитарная культура как антипод массовой культуры………………………………..13стр.
4.1 Особенности элитарной культуры………………………………………………………..13-14стр.
5. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культуры………………………………………………………………………………………………………15стр.
Заключение………………………………………………………………………………………………………16стр.
Список литературы………………………………………………………………………………………….17стр.
2.Культура письменно-печатная,
заменившая устно-
3.Современный этап,
отходящий от принципов «
На современном этапе
2.1 Массовая культура как феномен «культуриндустрии».
На становление массовой
культуры оказала влияние и
коммерциализация всех
Сказанное относится практически ко всем видам массовой культуры: шоу-бизнесу, рекламе и т.д. Неотвратимая стандартизация, наступающая вследствие серийного производства продуктов «культуриндустрии» приносит в жертву все то, что отличало логику произведения искусства от логики промышленного производства.
Культуриндустрия производит такой же товар, как и любая другая отрасль промышленности, и точно так же этот товар стремится не только утвердиться на рынке. Но и максимально этот рынок расширить.
Для того чтобы
быть востребованным, любой товар
должен максимально
В этом смысле массовая
культура является мощным
Как и всякий другой,
продукт « индустрии культуры»
выверяется принципом его
Таким образом, возникновение массовой
культуры является закономерным итогом
развития западной культуры. Среди
причин, приведших к стремительному
её распространению можно
- рост населения;
- всеобщее образование;
- развитие электронных средств массовой информации;
- возникновение «
2 «Сами себя называют индустриями и публикуемые цифры доходов…» Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М.-СПб 1997 год
3. Особенности массовой культуры.
Научно-технический
прогресс способствовал
Но слияние культуры с развлечением не может не подорвать её устоев: развлечение не предполагает, ни созерцания, ни размышления, оно мимолетно, несерьезно и нацелено не на вечное, а на сиюминутное. Не глубиной идеи, но броскостью формы должен выделяться продукт массовой культуры для того, чтобы быть востребованным, рентабельным: только в этом случае ему удастся добиться успеха у значительного количества потребителей.
Итак, типичное произведение массовой культуры должно быть занимательным по содержанию и эффектным, и в то же время, незамысловатым по форме – изыски здесь не приветствуются. Массовая культура отвергает любые эксперименты, она ориентируется на предельно простые, уже отработанные в культуре приемы, она традиционна и консервативна. Любая новация может привести к тому, что произведение станет понятным не всем и каждому, а это неминуемо повлечет за собой утрату части потребителей.
Произведение массовой
В произведении массовой культуры потребителя волнует, прежде всего, внятная сюжетная канва без особых художественных излишеств, рассказ, наподобие мифа или сказки, в котором он, тем не менее, ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. Сюжет позволяет радоваться вместе с героями, сострадать перипетиям их судеб.
Массовая культура не
выражает изысканных вкусов
3.1 Компенсаторная функция массовой культуры.
Одна из особенностей
восприятия массовой культуры
состоит в том, что зритель
или читатель идентифицирует
себя с героями
Массовая культура не только развлекает, она выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливости жизни, за отсутствие денег, здоровья, любви, успеха, признания и т.д. Потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить, хотя бы и иллюзорно, эмоционально бедное или исполненное только отрицательных эмоций существование.
Сюжеты массовой культуры
часто повторяются. «Описание
драматической формулы…- «попасть
в беду и вновь выпутаться
из нее, приложимо ко всей
массовой культуре целиком,
3.2 Тематика произведений массовой культуры.
Произведение массовой
культуры, как и всякий товар,
за редким исключением,
Поскольку культура подавляет
в человеке природное начало,
инстинкты, то в качестве
3.3 Значение массовой культуры.
Массовую культуру однозначно
оценить сложно. Дело в том,
что, как и всякая другая, массовая
культура неоднородна.
С одной стороны, низкопробные
поделки действительно
С другой стороны,
впервые культурой оказались
охвачены те слои общества, которые,
прежде всего, существовали
1 «Попасть в беду и вновь выпутаться из нее, приложимо ко всей массовой культуре…» Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М.-СПб 1997 год
4.Элитарная культура как антипод массовой культуры.
Элитарная культура (от франц. elite – лучшее, избранное) рассматривается в культурологи как антипод массовой культуры. Х.Ортега-и-Гассет пишет: «Под поверхностью всей современной жизни кроется глубочайшая и возмутительнейшая неправда – ложный постулат реального равенства людей. В общении с людьми на каждом шагу убеждаешься в противоположном…»1.
Идея была не нова
– еще С.Кьеркегор утверждал,
что историей должно
Одну из первых концепций
элитарной культуры создал Ф.
Информация о работе Массовая и элитарная культуры на современном этапе