Массовая и элитарная культуры на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

Особенности производства и потребления современной культуры позволяют говорить о её социальной дифференциации. По мнению Х. Ортега-и-Гассета, в начале ХХ века искусство модернизма выступило подобно социальной силе, разделив публику на два неравных класса – класс людей, понимающих это искусство, и класс людей, настроенных по отношению к нему резко негативно. Первых Ортега-и-Гассет относит к элите, последних - к массе. С этого времени в литературе оживленно дискутируется проблема массовой и элитарной культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………3-4 стр.
1. Возникновение теории массовой и элитарной культур. Неоднородность культур………………………………………………………………………………………………………..5-6стр.
1.1«Человек массы» как основной потребитель массовой культуры………….6-7стр.
2. Роль средств массовой коммуникации в развитии и распространении массовой культуры……………………………………………………………………………………….8стр.
2.1 Массовая культура как феномен «культуриндустрии»…………………………….8-9стр.
3. Особенности массовой культуры………………………………………………………………..10стр.
3.1 Компенсаторная функция массовой культуры……………………………………..10-11стр.
3.2 Тематика произведений массовой культуры…………………………………………….11стр.
3.3 Значение массовой культуры……………………………………………………………..………12стр.
4. Элитарная культура как антипод массовой культуры………………………………..13стр.
4.1 Особенности элитарной культуры………………………………………………………..13-14стр.
5. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культуры………………………………………………………………………………………………………15стр.
Заключение………………………………………………………………………………………………………16стр.
Список литературы………………………………………………………………………………………….17стр.

Работа содержит 1 файл

Массовая и эитарная культуры на современном этапе..docx

— 41.77 Кб (Скачать)

      2.Культура письменно-печатная, заменившая устно-эмоциональные  формы общения книжными и утвердившая  вместо естественности и коллективизма  дидактизм, индивидуализм и национализм.  С изобретением И. Гутенбергом  печатного станка Европа вступает  в новую фазу развития –  технологический процесс.

      3.Современный этап, отходящий от принципов «Галактики  Гутенберга» в сторону возрождения  естественного слуховизуального  многомерного восприятия мира  и коллективности, но на новой  электронно-индустриальной основе  с помощью замещения книжно-печатных  знаков общения радиотелевизионными  средствами массовых коммуникаций.

На современном этапе электронные  средства массовой информации вновь  возвращают нас к первому –  дописьменному – этапу развития цивилизации, основанному на слуховизуальном  восприятии реальности, что придает  новой культуре «слуховой характер». Из концепции Г. Маклоэна напрашивается  вывод: в наши дни возрождается первобытная  культура, чьи мифы (такие, как, например, «культ звезд», наследовавший культу идолов) формируются теперь уже средствами массовой информации, сужающими пространство, превращающими мир в «глобальную  деревню» и создающими нового «племенного  человека».

 

 

    2.1 Массовая культура как феномен «культуриндустрии».

 

    На становление массовой  культуры оказала влияние и  коммерциализация всех общественных  отношений. Она привела к возникновению  феномена, названного Т. Адорно  «культуриндустрией». Кино и радио,  пишет он, « сами себя называют  индустриями, и публикуемые цифры  доходов их генеральных директоров  устраняют всякое сомнение в  общественной необходимости подобного  рода готовых продуктов».2

Сказанное относится практически  ко всем видам массовой культуры: шоу-бизнесу, рекламе и т.д. Неотвратимая стандартизация, наступающая вследствие серийного  производства продуктов «культуриндустрии» приносит в жертву все то, что  отличало логику произведения искусства  от логики промышленного производства.

Культуриндустрия производит такой  же товар, как и любая другая отрасль  промышленности, и точно так же этот товар стремится не только утвердиться  на рынке. Но и максимально этот рынок  расширить.

     Для того чтобы  быть востребованным, любой товар  должен максимально соответствовать  запросам потенциальных покупателей.  Поэтому изначально массовая  культура формируется, исходя  из чаяний публики. Связь эта  не является односторонней: чем  более прочными становятся позиции  массовой культуры, тем сильнее  возрастает её влияние на потребителей, которых она направляет и чьи  потребности создает.

    В этом смысле массовая  культура является мощным инструментом  манипулирования человеческой психикой. Этим пользуются как политики, насаждающие через средства массовой  информации те или иные идеологии,  так и производители разнообразных  товаров, добивающиеся посредствам  рекламы желаемого результата  – расширения производства. Произведение  массовой культуры нередко рассматривается  потребителем в качестве примера  для подражания буквально во  всем: от жизненной стратегии  героя, особенностей его речи, до его прически, марки машины, часов, одежды и т.д. Это вызывает  очередной виток покупательского  спроса на товары определенных  фирм. Сегодня за право «одевать»  популярного героя массовой культуры, к примеру, Джеймса Бонда, «поставлять»  ему напитки и автомобили борются  самые известные фирмы. Скрытая  реклама дает такие же плоды,  как и явная.

     Как и всякий другой, продукт « индустрии культуры»  выверяется принципом его реализации: прибыльность оказывается важнее  собственно культурного содержания  этого продукта. Именно прибыль  является определяющим моментом  в «индустрии культуры». Если  раньше произведение искусства  было, прежде всего, произведением  искусства и только потом рассматривалось  как товар, источник дохода, то  теперь оно является только  товаром со всеми вытекающими  отсюда последствиями: стандартизацией,  рационализацией техники распространения,  включающей в себя рекламную  компанию.

Таким образом, возникновение массовой культуры является закономерным итогом развития западной культуры. Среди  причин, приведших к стремительному её распространению можно выделить:

  - рост населения;

  - всеобщее образование;

  - развитие электронных средств  массовой информации;

  - возникновение «культуриндустрии», осуществляющее товарное производство.

 


2  «Сами себя называют индустриями и публикуемые цифры доходов…» Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М.-СПб 1997 год

 

    3. Особенности массовой культуры.

 

     Научно-технический  прогресс способствовал возникновению  досуга не только у избранных,  как это было прежде, а у  самых широких слоев общества. Заполнение досуга становится  прерогативой массовой культуры.

Но слияние культуры с развлечением не может не подорвать её устоев: развлечение не предполагает, ни созерцания, ни размышления, оно мимолетно, несерьезно и нацелено не на вечное, а на сиюминутное. Не глубиной идеи, но броскостью формы  должен выделяться продукт массовой культуры для того, чтобы быть востребованным, рентабельным: только в этом случае ему удастся добиться успеха у  значительного количества потребителей.

Итак, типичное произведение массовой культуры должно быть занимательным  по содержанию и эффектным, и в  то же время, незамысловатым по форме  – изыски здесь не приветствуются. Массовая культура отвергает любые  эксперименты, она ориентируется  на предельно простые, уже отработанные в культуре приемы, она традиционна  и консервативна. Любая новация  может привести к тому, что произведение станет понятным не всем и каждому, а это неминуемо повлечет за собой  утрату части потребителей.

   Произведение массовой культуры  всегда имеет четкий сюжет,  непременно с интригой, и оно  всегда принадлежит конкретному  жанру: любовный роман, детектив, приключения. По началу фильма  легко угадать его конец, по  тембру голоса актера – является  он по сюжету героем или  злодеем (для облегчения этой  задачи в первых американских  вестернах дело доходило до  того, что белую шляпу мог носить  лишь положительный персонаж, а  отрицательный – вынужден был  довольствоваться черной).

В произведении массовой культуры потребителя  волнует, прежде всего, внятная сюжетная канва без особых художественных излишеств, рассказ, наподобие мифа или сказки, в котором он, тем  не менее, ищет иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. Сюжет позволяет радоваться вместе с героями, сострадать перипетиям их судеб.

   Массовая культура не  выражает изысканных вкусов или  духовных поисков народа, обладает  меньшей художественной ценностью,  чем элитарная или народная  культура. Но у нее самая широкая  аудитория и она является авторской.  Она удовлетворяет сиюминутные  запросы людей, реагирует на  любое новое событие и отражает  его. Она понятна и доступна  всем возрастам, всем слоям  населения независимо от уровня  образования.

 

 

     3.1 Компенсаторная функция массовой культуры.

 

    Одна из особенностей  восприятия массовой культуры  состоит в том, что зритель  или читатель идентифицирует  себя с героями художественного  произведения. В основе подобной идентификации лежит стремление к идеалу, который и воплощает в себе произведение массовой культуры, реализующее чьи-то несбывшиеся мечты.

Массовая культура не только развлекает, она выступает  в качестве иллюзорной компенсации за несправедливости жизни, за отсутствие денег, здоровья, любви, успеха, признания и т.д. Потребитель  получает возможность на время отвлечься  от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить, хотя бы и иллюзорно, эмоционально бедное или исполненное только отрицательных  эмоций существование.

  Сюжеты массовой культуры  часто повторяются. «Описание  драматической формулы…- «попасть  в беду и вновь выпутаться  из нее, приложимо ко всей  массовой культуре целиком, начиная  со слабоумных дамских сериалов  и кончая самыми высокими достижениями»1, - писали Адорно и Хоркхаймер, еще вначале 1940-х гг. С тех пор в массовой культуре в содержательном плане мало что изменилось. Те же формулы, те же вечные истории, типа истории Золушки. В этом смысле произведения массовой культуры являются своеобразным источником социального оптимизма. Редкий голливудский фильм обходится без фразы: «Я сделал это!». Мультипликационный Дональд Дак, равно как и неудачники в реальности, получает свою порцию побоев не только для того, чтобы зрители смогли свыкнуться с теми, которые ожидают их самих – но и для того, чтобы продемонстрировать зрителям возможность благополучного выхода из любой ситуации, внушить надежду, силы жить дальше.

 

 

    3.2 Тематика произведений массовой культуры.

 

    Произведение массовой  культуры, как и всякий товар,  за редким исключением, недолговечно. Нередко оно спекулирует на  актуальных, злободневных темах: СПИД, наркотики, природные катаклизмы, крупнейшие техногенные катастрофы, терроризм и т.д. Особое внимание массовая культура уделяет теме агрессии. Жестокость сцен насилия на экране поражает воображение, как количеством, так и своей натуралистичностью. Достоинства того или иного боевика нередко оцениваются пропорционально количеству трупов – вымышленное насилие влечет к себе, как наркотик. Объяснение этому факту дается на основании философии З.Фрейда.

   Поскольку культура подавляет  в человеке природное начало, инстинкты, то в качестве иллюзорной  реализации своих неудовлетворенных  страстей он вынуждает использовать  искусство. Именно поэтому в  массовой культуре так много  секса и агрессии. Еще одна  излюбленная тема – страх:  такие жанры массовой культуры  как триллер, фильм ужасов, фильм  катастрофа и т.д. эксплуатируют  эту тему весьма активно. В  итоге, психика человека, « закаленного»  современной массовой культурой  становится менее чувствительной  к тому, что происходит в реальности: он привыкает к убийству, насилию:  душевная черствость сегодня  становится, скорее, правилом, нежели  исключением.

    3.3 Значение массовой культуры.

 

    Массовую культуру однозначно  оценить сложно. Дело в том,  что, как и всякая другая, массовая  культура неоднородна. Продукция,  построенная по пресловутому  принципу «два притопа, три  прихлопа», соседствуют здесь  с вполне достойными с художественной  точки зрения произведениями (детективы  А.Кристи и Б.Акунина, фильмы  М.Скорсезе,  Д.Кэмерона, мюзиклы  Уэббера и т.д.).

    С одной стороны, низкопробные  поделки действительно способствуют  снижению общего культурного  уровня. Произведение массовой культуры  по определению адресовано самой  широкой аудитории, оно должно  ориентироваться на уровень чуть  ниже среднего. Именно поэтому  в нем нередко используется  минимум изобразительных средств.

    С другой стороны,  впервые культурой оказались  охвачены те слои общества, которые,  прежде всего, существовали как  бы «вне культуры». Возможно, сегодняшнее  состояние массовой культуры, это  своеобразная «болезнь роста», а  может быть, это болезнь, от  которой не выздоравливают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 «Попасть в беду и вновь выпутаться из нее, приложимо ко всей массовой культуре…» Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М.-СПб 1997 год

4.Элитарная культура как антипод массовой культуры.

 

    Элитарная культура (от  франц. elite – лучшее, избранное) рассматривается в культурологи как антипод массовой культуры. Х.Ортега-и-Гассет пишет: «Под поверхностью всей современной жизни кроется глубочайшая и возмутительнейшая неправда – ложный постулат реального равенства людей. В общении с людьми на каждом шагу убеждаешься в противоположном…»1.

    Идея была не нова  – еще С.Кьеркегор утверждал,  что историей должно руководить  меньшинство. А.Шопенгауэр в работе  «Мир как воля и представление»  разделил человечество на две  неравные части: «людей пользы»  и «людей гения», способных к  чистому созерцанию, а не ориентированных  только на утилитарную деятельность. Равнодушных как к практике, так  и к своему жизненному пути, который в большинстве случаев  «проходят весьма неискусно», но  способных при этом к философско-художественной  деятельности. «Людям гения» нелегко  приходится среди «людей пользы»:  они имеют множество врагов. «Людей  пользы» раздражает в них несомненное  умственное превосходство. Массовая  культура тоже относится к элитарной с крайним раздражением, неосознанно подозревая, что в сете последней все её собственные достижения несостоятельны и убоги.

   Одну из первых концепций  элитарной культуры создал Ф.Ницше.  В работе «Так говорил Заратустра»  он пишет о «сверхчеловеке»,  обладающем уникальной эстетической  восприимчивостью в сочетании  с «волей к власти».

Информация о работе Массовая и элитарная культуры на современном этапе