Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 06:28, реферат
Работа построена на анализе существующих с 18 века и по сегодняшний день обрядовых действий последнего дня Масленицы – Прощеного Воскресения.
Сравнивая общероссийские традиции с традициями, существовавшими в нашем регионе, автор основной упор сделала на нахождении общих и различных черт в проведении обрядовых действий.
Глава I. ВВЕДЕНИЕ 3
Глава II. ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА. Общероссийские традиции празднования. 5
Глава III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ МАСЛЕНИЦЫ 8
Глава IV. ДРУГИЕ ОБРЯДЫ ПРОЩЕНОГО
ВОСКРЕСЕНЬЯ: масленичные костры, ритуальные поединки,
обрядовое прощание 12
1. Масленичные костры 12
2. «Взятие снежного городка» в Енисейской губернии. 17
3. Другие виды масленичных состязаний. 21
4. Мифологический и нравственный смысл обрядового прощания. 23
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблица «Сходства и различия
празднования Масленицы». 33
Красноярская региональная детско-молодежная общественная организация
«Научное общество учащихся»
Тема: ЛОКАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ МАСЛЕНИЦЫ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ)
Научно-исследовательская работа на VII Краевую научно- практическую конференцию учащихся образовательных учреждений
Красноярского края
Автор:
Ивахненко Кристина
г. Красноярск, Железнодорожный район,
МОУ «Общеобразовательное учреждение гимназия № 9»
7 класс
Научный руководитель:
Фан-Ди О.В.
учитель русского языка и литературы,
зав. кафедрой русского языка и литературы
МОУ «Общеобразовательного
г. Красноярск 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. ВВЕДЕНИЕ
Глава II. ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА.
Глава III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ
МАСЛЕНИЦЫ
Глава IV. ДРУГИЕ ОБРЯДЫ ПРОЩЕНОГО
ВОСКРЕСЕНЬЯ: масленичные костры, ритуальные поединки,
обрядовое прощание
1. Масленичные
костры
2. «Взятие снежного городка»
в Енисейской губернии.
3. Другие виды масленичных
состязаний.
4. Мифологический и нравственный
смысл обрядового прощания.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблица «Сходства и различия
празднования Масленицы».
АННОТАЦИЯ.
Работа
Ивахненко Кристины по теме
«Локальные и региональные
Сравнивая
общероссийские традиции с
Ученицей
проделана большая работа по
анализу литературных
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ
В народном календаре Восточных Славян Масленица занимает заметное место. Зародившись как языческий праздник, она органически вписалась в христианские традиции православия, оставив за собой праздничность и карнавальность.
Цель нашей работы в рамках одного фольклорно-этнографического комплекса – Масленицы проследить региональные отличия и понять, чем эти отличия обусловлены. Выявить эти отличия – значить приблизиться к осознанию смысловой многозначности народной культуры, воочию увидеть ее богатство, вариативность, региональное своеобразие.
В сферах народных праздников региональная специфика проявляется в наличии или отсутствии определенных обрядовых действий, в том, какие действия становятся в региональной традиции главными, а какие воспринимаются как дополнительные. Специфика эта может проявляться в истолковании обрядовых действий, а также в выборе разных смыслов как основных.
Своеобразие
региональной культуре придают
и свойственные только ей
В нашей
работе мы попытались выделить
основные группы обрядовых
Основная задача работы – выявление мифологической основы каждой группы обрядовых действий. Известно, что каждый крупный праздник имел сложную мировоззренческую основу. При этом в разных этнических традициях на первый план могли выдвигаться разные культы и даже различные стороны одного культа, обусловившие многообразие обрядовых действий. Отсюда вытекает еще одна задача, которую мы ставили перед собой, начиная данную работу – составить сводную таблицу различий, привнесенных в обрядовое действие локальными традициями.
В своей
работе мы использовали такие м
Глава 2. ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА.
Общероссийские традиции празднования.
В древние времена на Руси проводы зимы и встреча весны были связаны с именем Велеса — языческого бога плодородия и скотоводства. После того, как Русь приняла христианство, праздник этот сохранился. С ХУI века он стал называться Масленицей. Масленая неделя предшествует «печальным дням» Великого поста и справляется за семь недель до Пасхи — Воскресения Христова.
В дни Масленицы Православная Церковь призывает людей к покаянию и особенному воздержанию в пище, чтобы они могли достойно подготовиться к Посту. Однако историки Церкви с неудовольствием замечают, что время Масленицы всегда проводилось довольно буйно. Мужчины переодевались в женские костюмы, женщины рядились в мужские, и вообще народ предавался самому безудержному веселью, катаниям с горок на санях, шумным пиршествам и кулачным потехам.
Масленица часто становилась похожей на итальянский карнавал, древние сатурналии и языческие обряды, которые из Италии перешли во многие христианские страны.
Народ отмечал Масленицу главным образом гуляньем и блинами. Масленица потому так и названа, что русские люди до Поста ели коровье масло: на нем жарились блины, оладьи, пирожки, калачи и лепешки. Мяса уже не ели.
Шуточное
изображение Масленицы возили
по улицам. Для этого брали
огромные сани, в которые запрягали
иногда до двенадцати лошадей
(а иногда вместо лошадей
Борьба
и кулачные бои издавна были
во время Масленицы любимой
народной потехой. А в
Деревенские
ребята строили из снега на
реке целый город с башнями
и двумя воротами, между которыми
была сделана прорубь. Все
И, конечно,
устраивались скачки. Разве казак
не может похвастать своей
удалью, погарцевать на лихом
коне?! Во время таких скачек
всадник сам должен был
У дворов зажиточных казаков ставили столы, на собранные в складчину деньги покупали быков, готовили угощение, Приносили вино. Здесь гуляли «сотнями, зачастую зазывая всех прохожих.
Каждый день на Масленице имел свое название.
Понедельник — встреча, в этот день встречали гостей. К этому дню устраивались общие горки, качели, столы со сладкими яствами. Дети утром делали соломенную куклу Масленицы. и наряжали ее.
Вторник — заигрыши. С утра девушки и молодцы приглашались покататься на горках и поесть блинов. Здесь они приглядывались друг к другу, выбирали себе пару.
Среда — лакомка. В этот день стряпали блины с самыми разнообразными приправами и начинками. Тещи приглашали своих зятьев полакомиться блинами.
Четверг широкий четверток, разгул. Название этого дня говорит само за себя: по улицам катались шумной ватагой, устраивали кулачные бои, пили пиво и пели песни.
Пятница — тещины вечерки. В этот день уже зятья угощали своих тещ, а иногда и
всю родню.
Суббота — золовкины посиделки, в этот день навещали сестер мужа. Но иногда молодая невестка приглашала к себе в дом всех родных. Именно в субботу устраивалось последнее масленичное игрище — «взятие смежного городка».
Наступало воскресенье —
После Прощеного
воскресенья Масленица
Глава 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ МАСЛЕНИЦЫ
В региональных традициях празднование Масленицы наблюдаются значительные отличия, обусловленные целым рядом факторов и причин. Выявить эти отличия – значит приблизиться к осознанию смысловой многозначности народной культуры, воочию видеть ее богатство, вариативность, региональное своеобразие..
В сфере
народных праздников
Своеобразие региональной культуре придают и свойственные только ей ритуалы и обычаи, включаемые в распорядок каждого праздника. Все это делает оправданным вниманием к конкретным традициям празднования в разных регионах.
В данной
работе мы попытаемся выделить
основные группы обрядовых
XIX – начале ХХ веков.
Основная задача работы – выявление семантики и мифологической основы одной из групп обрядовых действий, а именно обрядовые похороны Масленицы и их смысл. Известно, что каждый крупный праздник имел свою мировоззренческую основу.. при этом в в разных этнических традициях на первый план могли выдвигаться разные культы и даже различные стороны одного культа, обусловившие разнообразие обрядовых действий.
Культура Енисейской губернии не является единой в этническом отношении. Мы рассматриваем материал, записанных от русских, украинцев, белорусов проживающих в нашем крае. Это позволяет на материале одной даты увидеть своеобразие национальных традиций, характер межэтнического взаимодействия. Роль каждого из названных этносов в сложении традиции региона и степень их культурного влияния в конце XIX – начале ХХ веков. При этом нами учитывались такие важные составляющие русской культуры в регионе, как старожильческая и новопоселенческая традиции.