Локальные и региональные традиции празднования масленицы на территории красноярского края (енисейской губернии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 06:28, реферат

Описание работы

Работа построена на анализе существующих с 18 века и по сегодняшний день обрядовых действий последнего дня Масленицы – Прощеного Воскресения.
Сравнивая общероссийские традиции с традициями, существовавшими в нашем регионе, автор основной упор сделала на нахождении общих и различных черт в проведении обрядовых действий.

Содержание

Глава I. ВВЕДЕНИЕ 3
Глава II. ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА. Общероссийские традиции празднования. 5
Глава III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ МАСЛЕНИЦЫ 8
Глава IV. ДРУГИЕ ОБРЯДЫ ПРОЩЕНОГО
ВОСКРЕСЕНЬЯ: масленичные костры, ритуальные поединки,
обрядовое прощание 12
1. Масленичные костры 12
2. «Взятие снежного городка» в Енисейской губернии. 17
3. Другие виды масленичных состязаний. 21
4. Мифологический и нравственный смысл обрядового прощания. 23
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблица «Сходства и различия
празднования Масленицы». 33

Работа содержит 1 файл

работа на краевую конференцию НОУ.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Красноярская региональная детско-молодежная общественная организация

«Научное общество учащихся»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  ЛОКАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ МАСЛЕНИЦЫ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ (ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ)

 

 

Научно-исследовательская  работа на VII Краевую научно- практическую конференцию учащихся образовательных учреждений

 Красноярского  края

 

 

 

 

 

Автор:

Ивахненко Кристина

г. Красноярск, Железнодорожный  район,

МОУ «Общеобразовательное учреждение гимназия № 9»

7 класс

 

 

Научный руководитель:

Фан-Ди О.В.

учитель русского языка и литературы,

зав. кафедрой русского языка и  литературы

МОУ «Общеобразовательного учреждения гимназии № 9»

 

 

 

 

 

 

 

г. Красноярск 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Глава I. ВВЕДЕНИЕ                                                                                           3

Глава II. ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА.                                                        Общероссийские традиции празднования.                                                      5

Глава III.  РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ МАСЛЕНИЦЫ                                                                                                   8

Глава IV. ДРУГИЕ ОБРЯДЫ  ПРОЩЕНОГО  

ВОСКРЕСЕНЬЯ: масленичные костры, ритуальные поединки,

обрядовое прощание                                                                                         12

1. Масленичные  костры                                                                                   12

2. «Взятие снежного городка»  в Енисейской губернии.                               17

3. Другие виды  масленичных  состязаний.                                                     21

4. Мифологический и нравственный  смысл обрядового прощания.            23

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           26

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                         32

VII. ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблица «Сходства и различия 

празднования Масленицы».                                                                            33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ.

 

     Работа  Ивахненко Кристины по теме  «Локальные и региональные традиции  празднования Масленицы в Красноярском  крае (Енисейской губернии)» построена  на анализе существующих  с  18 века и по сегодняшний день обрядовых действий последнего дня Масленицы – Прощеного Воскресения.

     Сравнивая  общероссийские традиции с традициями, существовавшими в нашем регионе,  она основной упор сделала  на нахождении общих и различных  черт в проведении обрядовых  действий. Попыталась проанализировать истоки появления этих различий и пришла к выводу, что они зависят от времени заселения той или иной территории, от того, насколько широкое распространение они получили в рамках места заселения и смогли или нет составить единое целое с традициями, уже существовавшими в данной местности.

     Ученицей  проделана большая работа  по  анализу литературных источников, сравнению и сопоставлению практического  материала, освещающих данную  тему и составлена  таблица  сходств и различий в обрядовых действиях. Данная таблица имеет практическое значение при изучении в школе региональной литературы и исторических особенностей населения нашего края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ

     В народном календаре Восточных Славян Масленица занимает заметное место. Зародившись как языческий праздник, она органически вписалась в христианские традиции православия, оставив за собой праздничность и карнавальность.

     Цель нашей работы в рамках одного фольклорно-этнографического комплекса – Масленицы проследить региональные отличия и понять, чем эти отличия обусловлены. Выявить эти отличия – значить приблизиться к осознанию смысловой многозначности народной культуры, воочию увидеть ее богатство, вариативность, региональное своеобразие.

     В сферах народных праздников региональная специфика проявляется в наличии или отсутствии определенных обрядовых действий, в том, какие действия становятся в региональной традиции главными, а какие воспринимаются как дополнительные. Специфика эта может проявляться в истолковании обрядовых действий, а также в выборе разных смыслов как основных.

     Своеобразие  региональной культуре придают  и свойственные только ей ритуалы  и обычаи, включаемые в распорядок  каждого праздника. Все это  делает оправданным внимание  к конкретным традициям празднования в разных регионах.

     В нашей  работе мы попытались выделить  основные группы обрядовых действий  и смыслов во время проводов  Масленицы и в Прощенное воскресенье.

     Основная задача работы – выявление мифологической основы каждой группы обрядовых действий. Известно, что каждый крупный праздник имел сложную мировоззренческую основу. При этом в разных этнических традициях на первый план могли выдвигаться разные культы и даже различные стороны одного культа, обусловившие многообразие обрядовых действий. Отсюда вытекает еще одна задача, которую мы ставили перед собой, начиная данную работу – составить сводную таблицу различий, привнесенных в обрядовое действие локальными традициями.

     В своей  работе мы использовали такие методы как анализ, сравнение, сопоставление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ШИРОКАЯ  МАСЛЕНИЦА.

Общероссийские традиции празднования.

      В древние времена на Руси проводы зимы и встреча весны были связаны с именем Велеса — языческого бога плодородия и скотоводства. После того, как Русь приняла христианство, праздник этот сохранился. С ХУI века он стал называться Масленицей. Масленая неделя предшествует «печальным дням» Великого поста и справляется за семь недель до Пасхи — Воскресения Христова.

В дни Масленицы  Православная Церковь призывает людей к покаянию и особенному воздержанию в пище, чтобы они могли достойно подготовиться к Посту. Однако историки Церкви с неудовольствием замечают, что время Масленицы всегда проводилось довольно буйно. Мужчины переодевались в женские костюмы, женщины рядились в мужские, и вообще народ предавался самому безудержному веселью, катаниям с горок на санях, шумным пиршествам и кулачным потехам.

Масленица часто становилась  похожей на итальянский карнавал, древние сатурналии и языческие обряды, которые из Италии перешли во многие христианские страны.

Народ отмечал Масленицу  главным образом гуляньем и блинами. Масленица потому так и названа, что русские люди до Поста ели  коровье масло: на нем жарились блины, оладьи, пирожки, калачи и лепешки. Мяса уже не ели.

     Шуточное  изображение Масленицы возили  по улицам. Для этого брали  огромные сани, в которые запрягали  иногда до двенадцати лошадей  (а иногда вместо лошадей запрягали  несколько человек, разряженных  кто во что горазд). В середине саней устанавливали высокое толстое бревно в виде мачты. На вершине этого бревна укрепляли колесо, на которое садился какой-нибудь деревенский мальчишка и развлекал народ различными шутками и фокусами. Его сопровождали музыканты, а впереди саней прыгали и пели деревенские весельчаки и балагуры.

     Борьба  и кулачные бои издавна были  во время Масленицы любимой  народной потехой. А в некоторых  губерниях в дни праздника  парни непременно разыгрывали  «штурм снежного городка’, который  так красочно запечатлел на своей картине русский художник В. И. Суриков.

     Деревенские  ребята строили из снега на  реке целый город с башнями  и двумя воротами, между которыми  была сделана прорубь. Все участники  разделялись на две команды  — конницу и пехоту. Конница  осаждала город, а пехота его защищала. Не всегда конникам было легко прорвать оборону защитников, ведь те были тоже вооружены... метлами и тому подобным оружием. Если же все-таки конники прорывались сквозь ледяные ворота — это означало, что снежный городок взят. Победителей купали в проруби, а после этого всех <ратоборцев> угощали вином.

     И, конечно,  устраивались скачки. Разве казак  не может похвастать своей  удалью, погарцевать на лихом  коне?! Во время таких скачек  всадник сам должен был заработать  себе приз – достать  с земли деньги, кисет с табаком или кусок ситца. Все подарки специально для этой  цели выделяли местные лавочники. Устраивали казаки и джигитовки — юноши на скачущих во весь опор  конях показывали свою удаль и мастерство.

     У дворов  зажиточных казаков ставили столы, на собранные в складчину деньги покупали быков, готовили угощение, Приносили вино. Здесь гуляли «сотнями, зачастую зазывая всех прохожих.

     Каждый  день на Масленице имел свое  название.

Понедельник —  встреча, в этот день встречали гостей. К этому дню устраивались общие горки, качели, столы со сладкими яствами. Дети утром делали соломенную куклу Масленицы. и наряжали ее.

     Вторник — заигрыши. С утра девушки и молодцы приглашались покататься на горках и поесть блинов. Здесь они приглядывались  друг к другу, выбирали себе пару.

     Среда — лакомка. В этот день стряпали блины с самыми разнообразными приправами и начинками. Тещи приглашали своих зятьев полакомиться блинами.

      Четверг широкий четверток, разгул. Название этого дня говорит само за себя: по улицам катались шумной ватагой, устраивали кулачные бои, пили пиво и пели песни.

     Пятница — тещины вечерки. В этот день уже зятья угощали своих тещ, а иногда и

всю родню.

     Суббота — золовкины посиделки, в этот день навещали сестер мужа. Но иногда молодая невестка приглашала к себе в дом  всех родных. Именно в субботу устраивалось последнее масленичное игрище — «взятие смежного городка».

     Наступало воскресенье — прощеный  день. Родственники и друзья в этот день ходили друг к другу, но уже не праздновать, а с «повинением»: просили прощение за все случайные и умышленные обиды и огорчения, причиненные в прошедшем году. Поклоны и мольбы не считались унизительными — важно было получить прощение, возобновить самые близкие и сердечные отношения. Прощеным воскресеньем заканчивалась Масленная неделя. Она казалась длинной, и люди успевали навеселиться всласть. Провожали Масленицу очень торжественно. Куклу из соломы — Масленицу, наряженную в кафтан и шапку, обутую в лапти, с песнями катали на санях, а потому торжественно сжигали и пепел рассеивали по полю, чтобы придать силы посевам и будущему урожаю.

     После Прощеного  воскресенья Масленица затихала  до следующего года.

 

 

 

 

Глава 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ МАСЛЕНИЦЫ

     В региональных традициях празднование Масленицы наблюдаются значительные отличия, обусловленные целым рядом факторов и причин. Выявить эти отличия – значит приблизиться к осознанию смысловой многозначности народной культуры, воочию видеть ее богатство, вариативность, региональное своеобразие..

     В сфере  народных праздников региональная  специфика может проявляться  различно: в наличии/отсутствии определенных  обрядовых действий, в том, какие  действия становятся в региональной  традиции главными, а какие воспринимаются как дополнительные. Специфика может проявляться и на семантическом уровне, т.е. в истолковании смысла обрядовых действий, а также в выборе разных смыслов как основных.

     Своеобразие  региональной культуре придают  и свойственные  только ей ритуалы и обычаи, включаемые в распорядок каждого праздника. Все это делает оправданным вниманием к конкретным традициям празднования в разных регионах.

     В данной  работе мы попытаемся выделить  основные группы обрядовых действий  в Приенисейской Масленице, определять их роль в народной культуре региона в конце

XIX – начале ХХ веков.

     Основная задача работы – выявление семантики и мифологической основы одной из групп обрядовых действий, а именно обрядовые похороны Масленицы и их смысл. Известно, что каждый крупный праздник имел свою мировоззренческую основу.. при этом в в разных этнических традициях на первый план могли выдвигаться разные культы и даже различные стороны одного культа, обусловившие разнообразие обрядовых действий.

     Культура Енисейской  губернии не является единой в этническом отношении. Мы рассматриваем материал, записанных от русских, украинцев, белорусов проживающих в нашем крае. Это позволяет на материале одной даты увидеть своеобразие национальных традиций, характер межэтнического взаимодействия. Роль каждого из названных этносов в сложении традиции региона и степень их культурного влияния  в конце XIX – начале ХХ веков. При этом нами учитывались такие важные составляющие русской культуры в регионе, как старожильческая и новопоселенческая традиции.

Информация о работе Локальные и региональные традиции празднования масленицы на территории красноярского края (енисейской губернии)