Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:51, реферат
Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны деловых отношений. Тот, кто считает, что понятие "чувства" неприменимо к работе, способен вызвать многочисленные и дорогообходящиеся конфликты. Многие встречались со штампами: "поговорим по-деловому", "оставим в стороне наши чувства", "наша работа — это только дело, и никаких эмоций" и т.д.
Полный ответ должен содержать в себе логические элементы, устраняющие неизвестность всех переменных, присутствующих в вопросе.
Действительными ответами являются те высказывания, истинность которых доказана надлежащим образом в некоторой системе знаний. Возможные ответы – те, которые содержат запрашиваемую в вопросе информацию, но эта информация не обоснована в должной мере.
Аргументация.
Подавляющее 
большинство речевых актов 
Из определения аргументации следует, что она заключает в себе два аспекта – логический и коммуникативный.
С точки 
зрения логической теории аргументация 
представляет собой логическую (мыслительную) 
процедуру поиска и предъявления 
оснований для данного 
         
В структуру аргументации 
         
Тезис – это положение, 
         
Аргументы – это известные, 
заранее добытые положения, с 
помощью которых достигаются 
обоснованность и 
         
Демонстрация –  это 
         
Демонстрация в форме индукции, 
т е. когда общий тезис 
Следует отметить, что очень часто в речи аргументация не выражается явно, поэтому реципиенту или оппоненту необходимо прилагать определенные усилия по выявлению всех ее структурных элементов.
Виды аргументации весьма разнообразны.
       
Доказательство –  вид 
       
Доказательство может быть 
        
Разделительное доказательство (или 
доказательство «методом 
1) формулируются три или более несовместимых друг с другом альтернатив, среди которых должен быть и доказываемый тезис;
2) одна за 
другой рассматриваются и 
Есть одно 
ограничение, связанное с использованием 
разделительного 
        
Опровержение – это логическая 
операция обоснования ложности 
некоторого тезиса или 
        
Самым действенным способом 
Подтверждение– 
широко используемый вид аргументации. 
Оно особо эффективно, когда существует 
необходимость обоснования 
 
Логические приемы.
В отличие от логических ошибок, которые представляют собой неосознанные нарушения правил и законов логики, логические уловки являются преднамеренными отступлениями от логических норм – законов и правил логики. Иначе логические уловки называют софизмами. Любой софизм маскируют под правильное рассуждение, преследуя цель ввести противника в заблуждение. Для того чтобы не попасться на софистическую удочку, необходимо уметь нейтрализовать логические уловки, т.е. выявлять скрытые в них логические ошибки.
Умение выявлять логические уловки в споре – залог того, что вы по крайней мере не проиграете. Способы нейтрализации уловок столь же многообразны, как и сами уловки. Нейтрализация уловки определяется, с одной стороны, характером спора, с другой – характером логической уловки. Главное – разоблачить уловку. Крайне важно сделать это грамотно, т.е. выявить сущность и указать предназначение уловки.
Психологические приемы полемики.
Будучи разновидностью 
речевой коммуникации, спор (полемика) 
представляет собой процесс, обладающий 
множеством граней, сторон, часть из 
которых образует социально-психологический 
компонент спора. Спор не сводится к 
поочередному высказыванию мнений участвующими 
в нем сторонами. В деловом 
споре (полемике по существу вопроса) необходимо 
учитывать интересы, желания, стремления, 
симпатии, ценностные ориентации противной 
стороны. Но при этом следует помнить, 
что всякая апелляция к желаниям 
и чувствам людей должна входить 
в их сознание как логическое основание: 
чем более вески логические доводы, 
тем более устойчиво 
Начиная спор, 
каждая из сторон обладает собственными 
установками, которые она использует 
в качестве критериев оценки всего 
того, что делает и говорит другая 
сторона. Поэтому, чтобы достичь 
поставленной цели, ради которой и 
затевается спор, необходимо пробудить 
у оппонента интересы, согласующиеся 
с этой целью, а также обойти или 
преодолеть те его желания и устремления, 
которые могут стать 
Психологи разделяют основные желания, устремления, интересы людей на четыре главные группы: стремление к самосохранению, к продолжению рода, к утверждению своей личности и различные чувства (любовь, ненависть, радость» горе и т.д.). Большей силой обладают те из психологических доводов, которые обращены к одному или нескольким желаниям, устремлениям, испытываемым в повседневной жизни. В связи с этим небесполезным будет обзор основных психологических доводов, которые могут быть использованы в споре.
1) Физическое благополучие. Возникновение угрозы для жизни, здоровья или безопасности является самой сильнейшей мотивировкой. Доводы такого рода называют «убийственными». При их использовании главная задача состоит в том, чтобы изображение опасности было реальным, конкретным, буквально осязательным, для чего следует приводить яркие примеры и статистические выкладки, демонстрирующие ее размер. Апеллируя к чувству опасности и его отрицательной оценке, мы тем самым побуждаем нашего оппонента искать путь, который привел бы его к благополучию. Физическое же благополучие включает в себя желание свободы и деятельности, что в свою очередь влечет за собой мотивы физического порядка, связанные с обыденными привычками: стремление к комфорту, достатку и т.п.
2) Экономические и социальные интересы. В условиях рыночной экономики этот довод в споре используется очень часто, направлен на то, чтобы вызвать желание вернуть затраченные средства с прибылью, накопить и увеличить материальные блага в той или иной форме, укрепить профессиональные гарантии. При этом обращение к экономическим интересам будет тем более убедительным, чем большее количество свидетельств окупаемости издержек будет приведено.
3) Чувство собственного достоинства. Открытая лесть как способ подачи психологического довода в любом споре неприемлема. Использование обращения к чувству собственного достоинства требует изобретательности и определенной щепетильности. Этот довод следует конструировать таким образом, чтобы сметливость, здравый смысл, практический подход, проницательность и другие положительные черты вашего оппонента только лишь подразумевались, но не декларировались бы явно. Этот довод можно усилить демонстрацией вашей убежденности в том, что противоположная сторона способна проявить указанные качества с недюжинной силой.
4) Справедливость и право. Обращение к справедливости и праву может оказаться сильнее, чем обращение к противоположным интересам. В какой бы степени человек ни был слабым, злым, завистливым и т.п., он старается оправдать свои действия в собственных глазах. Поэтому обращение к великодушию, чувству сострадания к слабым, к чувству долга, правды или справедливости, а также и другим благородным побуждениям может оказать сильное влияние на вашего оппонента, сопоставимое по силе с обращением к личному интересу. Нужно по-настоящему пробудить чувство справедливости и права (в данном случае имеется в виду как юридическое, так и моральное право) каким-либо примером физического или нравственного насилия или примером гонения невинных людей, жестокого обращения с животными, как люди, к чувствам которых вы апеллируете, будут настаивать на действиях, направленных на подавление этого зла.
5) Развлечения и игры. Большинство людей проносит тягу к играм и развлечениям через всю жизнь. Стремление к играм и развлечениям основано на сложном синтезе чувства соревнования, ощущения конфликта, потребности в отдыхе, обладания воображением и юмором. Люди готовы платить деньги за то, чтобы испытать чувство риска, ощутить дух соревнования, отведать вкус победы. Использование в споре, полемике психологических доводов предполагает творчество, инициативу и импровизацию.
В ситуации полемики завуалированные отступления от правил спора называются уловками. Рассмотрим некоторые из социально-психологических (в отличие от логических) уловок.
Информация о работе Логические и психологические приемы полемики