Логические и психологические приемы полемики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:51, реферат

Описание работы

Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны деловых отношений. Тот, кто считает, что понятие "чувства" неприменимо к работе, способен вызвать многочисленные и дорогообходящиеся конфликты. Многие встречались со штампами: "поговорим по-деловому", "оставим в стороне наши чувства", "наша работа — это только дело, и никаких эмоций" и т.д.

Работа содержит 1 файл

Копия Государственное образовательное учреждение.docx

— 45.65 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

«Козьмодемьянский колледж электронной техники» 
 
 
 
 
 

Логические  и психологические  приемы полемики

Реферат по дисциплине

«Деловое  общение» 
 

                                                                                                               Выполнил:

студент

                                                                                                              Проверил:

                                                                                                                       Преподаватель

                                                                                                                        

2012 
 

Введение.

Деловое общение  требует от человека высокой психологической  культуры, а также постоянного  изучения и учета эмоциональной  стороны деловых отношений. Тот, кто считает, что понятие "чувства" неприменимо к работе, способен вызвать  многочисленные и дорогообходящиеся  конфликты. Многие встречались со штампами: "поговорим по-деловому", "оставим  в стороне наши чувства", "наша работа — это только дело, и никаких  эмоций" и т.д.

Возможно  ли это? Разве чувства — не часть  нас самих, разве они не влияют на наши решения, нашу работу, нашу жизнь? Разум и эмоции — неразрывные  составляющие человека. Все попытки  отделить чувства, подавить их или даже запретить бесперспективны и, в  конечном счете, вредны. Чувства, подавленные  и скрытые, не исчезают, они воздействуют изнутри и часто проявляются  в еще более острых формах. Известно, что эмоциональное в человеке многократно перевешивает рациональное в нем. Это знание способно приносить  весомую дань тому, кто будет разумно  воздействовать на это "слабое" место  человека.

Спросите  себя: какого собеседника вам легче  убедить в своей правоте —  того, кто относится к вам с  искренней симпатией, или того, кто  относится к вам с явной  антипатией? Ответ очевиден. При  прочих равных условиях люди легче  принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение и, наоборот, труднее принимают (и нередко отвергают) позицию  того человека, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.

Мир, в котором  живет современный человек, соткан из противоречий. По этой причине он более полемичен, чем когда-либо прежде. И будущее человека в значительной степени зависит от того, сумеет ли он – человек – организовать, сделать жизненной ценностью  плодотворное и эффективное общение (именно оно составляет сущность процессов  коммуникации, в том числе и  речевые) в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности в политике, бизнесе, науке, между поколениями, представителями  разных культур и т.д.

Сегодня, в  конце XX столетия, большая часть  человечества осознала очень простой  и очевидный факт, что лишь немногие суждения о мире истинны и не требуют  доказательств. Но львиная доля наших  суждений предполагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора (дискуссии, полемики).

Насколько нудной, вялой, неинтересной, скучной  была бы жизнь человека, если бы речевые  коммуникации между людьми сводились  к строгой и бесстрастной констатации  «положения дел». В действительности, в коммуникативных процессах  помимо высказываний, выражающих то или  иное состояние дел, содержатся побуждения, вопросы, оценки, согласия и возражения вплоть до неприятия чего либо. Кроме  того, определенную окраску, характер коммуникативным актам придает  манера поведения, позы, выражения лиц. Все это мы можем обнаружить в  спорах.

Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение  проблемы, «рождается истина». Вывод  из сказанного выше предельно прост. «Роскошь человеческого общения» (А. Сент-Экзюпери) является наградой за изнурительный  труд ума, высокий уровень логической культуры и культуры поведения, а  также за филигранное владение искусством спора

Не правда ли, в споре не всегда побеждает  тот, на чьей стороне истина? Почему же правда, справедливость иногда вынуждены  отступить перед ложью? Причиною тому то, что в споре участвуют  не понятия, а люди. Правда у каждого  своя, и способности у людей  разные.     Но   главное,   умение  правильно    аргументировать    свои доводы  -   большое искусство. В полемике большое значение умение держаться, говорить уверенно и хладнокровно, четко и остроумно. Важно умение слушать и быстро аргументировать  речь оппонента и, в свою очередь, удачно организовать свою речь. Здесь  можно уже говорить не о «владении  словом», а о владении речью.

   В  искусстве полемики три аспекта  оказываются определяющими –  логика, психология и язык. Последнее  особенно важно, ибо все выражается, все (доводы, факты, цифры) выступает,  все доносится до слушателя  языком, посредством речи. Всегда  необходимо найти такую форму  выражения, которая в желательном  направлении действовала бы на  слушателя, на того, кого мы  стараемся убедить. В этом и  заключается искусство речи. Мало  просто хорошо высказаться, мало  быть убедительным вообще : Сократ  произнес прекрасную речь в  свою защиту, но афинские матросы  и торговцы его не поняли  и приговорили к смерти за  «неправильные философские воззрения», как заметил однажды Зощенко.  Надо быть убедительным для  тех или для того, кого убеждаешь.

      Характеристика  спора.

Понятие спора.

Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение  проблемы, "рождается истина".

 Спор - акт  речевой коммуникацией, но не  всякий коммуникативный процесс  является спором. Спор - это коммуникативный  процесс, в рамках которого  происходит сопоставление точек  зрения, позиций участвующих в  нем сторон, при этом каждая  из них стремится аргументировано  утвердить свое понимание обсуждаемых  вопросов и опровергнуть доводы  другой стороны. Редкий спор  заканчивается безусловной победой  одной из сторон, но это не  умаляет ценности данного коммуникативного  акта. Во-первых, поскольку в споре  соревнуются идеи, то его участники  обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Во-вторых, осуществив  процесс спора, стороны приходят  к более глубокому уяснению  как своей собственной позиции,  так и позиции своего оппонента.  В-третьих, в споре можно узнать  нечто новое и тем самым  пополнить свой багаж знаний  и расширить кругозор.

 Искусство  ведения спора получило название  эристика. Эристика является интегральным  искусством, возникающим на стыке  знаний и умений, вырабатываемых  логикой, психологией, этикой  и риторикой. При таком подходе  искусство спора характеризуется  двумя основными признаками: доказательностью  и убедительностью. 

  Доказательность  - это логическое воздействие  на оппонента принудительностью  рассуждения. 

  Убедительность - это психологическое воздействие  на оппонента, направленное на  восприятие им той или иной  идеи.

         В рамках спора доказательность  и убедительность относительно  независимы. Возможны следующие  их комбинации: а) доказательно  и убедительно; б) доказательно, но не убедительно; в) не  доказательно, но убедительно; г)  и недоказательно, и неубедительно. 

 Идеальный  вариант, к которому необходимо  стремиться в любом споре, - доказательность  и убедительность рассуждений  одновременно. Более чем за двухтысячелетнюю  историю своего существования  эристика выработала общие рекомендации, выполнение которых способствует  повышению плодотворности спора: 

- если есть  возможность достичь согласия  без спора, лучше ею воспользоваться; 

- не спорьте  по мелочам; если уж спорить,  то только по принципиальным  вопросам;

- почву  для спора образует наличие  несовместимых позиций относительно  одного и того же предмета; если же позиции совместимы, нужда  в споре отпадает;

- спор должен  быть предметным, а предмет спора  - достаточно ясным и неизменным  на всем его протяжении;

       - спор возможен только при  наличии определенной общности  исходных позиций, которая способна  стать источником начального  взаимопонимания спорящих, а также  известной суммы знаний о предмете  спора; 

- спор предполагает  следование определенным законам  и правилам логики, этики и  психологии;

- спор не  должен быть самоцелью, в споре  недопустимы выпады личного характера;  помните, что спор должен быть  средством достижения истины, выработки  оптимального решения;

- в споре  следует использовать только  корректные приемы, которые могут  содержать в себе элементы  хитрости, внезапности, атаки, но  не лжи, очернения и унижения  достоинства противника, подмены  предмета спора и т.д.;

-стремитесь  излагать свои мысли кратко, связно  и красиво. 

 Виды  спора весьма многообразны. Спор  может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным  или стихийным, основательным  или поверхностным, содержательным  или формальным.

 Перечисленные  виды спора выделены по внешним  признакам. В жизни больше внимания  уделяется содержательным аспектам  спора, поэтому одним из важных  моментов является выбор вида  спора (дискуссии или полемики), который определяется конкретными  обстоятельствами.

Дискуссия.

Термин "дискуссия" происходит от латинского - рассмотрение, исследование.

   Дискуссия  - это вид спора, в рамках  которого рассматривается, исследуется,  обсуждается какая-либо проблема. Как правило, участниками дискуссии  являются лица, которые обладают  необходимыми знаниями по обсуждаемым  вопросам и имеют полномочное  право принимать решение или  рекомендовать принять то или  иное решение. 

  Дискуссия  представляет собой последовательную  серию высказываний ее участников  относительно одного и того  же предмета, что обеспечивает  необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема  дискуссии формулируется до ее  начала, что дает возможность  ее участникам подготовиться  к ней более основательно.

         От других видов споров, прежде  всего полемики, дискуссия отличается  своей целенаправленностью и  используемыми средствами.

 Цель  любой дискуссии - достижение  максимально возможной в данных  условиях степени согласия ее  участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит  в себе известную долю компромисса,  так как она в большей мере  ориентирована на поиск и утверждение  истины или оптимального решения,  чем на торжество определенной  позиции. Средства, используемые  в дискуссии, должны признаваться  всеми ее участниками. Применение  иных средств не допускается. 

Итог дискуссии  не должен сводиться к сумме высказанных  точек зрения. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых  черт, присущих дискутируемому предмету. Другими словами, результат дискуссии  должен выражаться в более или  менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии  или их большинством. Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается  более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется  до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или труппы людей получают должную поддержку  других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность. 
 

Полемика.

В русский  язык слово "полемика" пришло из древнегреческого, переводится как воинствующий, враждебный. В отличие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что детерминировано  целью, которая преследуется участниками  полемики. Поэтому в сознании большинства  людей полемика ассоциируется с  коммуникативным актом, называемым острым спором.

 Полемика - вид спора, в рамках которого  основные усилия сторон направлены  на утверждение (победу) своей  позиции относительно обсуждаемого  предмета. Отметим отличительные  черты полемики.

 Во-первых, основная задача, которую решают  полемизирующие стороны, - утверждение  своей позиции.

Информация о работе Логические и психологические приемы полемики