Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:51, реферат
Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны деловых отношений. Тот, кто считает, что понятие "чувства" неприменимо к работе, способен вызвать многочисленные и дорогообходящиеся конфликты. Многие встречались со штампами: "поговорим по-деловому", "оставим в стороне наши чувства", "наша работа — это только дело, и никаких эмоций" и т.д.
Государственное образовательное учреждение
«Козьмодемьянский
колледж электронной техники»
Логические и психологические приемы полемики
Реферат по дисциплине
«Деловое
общение»
студент
2012
Введение.
Деловое общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны деловых отношений. Тот, кто считает, что понятие "чувства" неприменимо к работе, способен вызвать многочисленные и дорогообходящиеся конфликты. Многие встречались со штампами: "поговорим по-деловому", "оставим в стороне наши чувства", "наша работа — это только дело, и никаких эмоций" и т.д.
Возможно ли это? Разве чувства — не часть нас самих, разве они не влияют на наши решения, нашу работу, нашу жизнь? Разум и эмоции — неразрывные составляющие человека. Все попытки отделить чувства, подавить их или даже запретить бесперспективны и, в конечном счете, вредны. Чувства, подавленные и скрытые, не исчезают, они воздействуют изнутри и часто проявляются в еще более острых формах. Известно, что эмоциональное в человеке многократно перевешивает рациональное в нем. Это знание способно приносить весомую дань тому, кто будет разумно воздействовать на это "слабое" место человека.
Спросите себя: какого собеседника вам легче убедить в своей правоте — того, кто относится к вам с искренней симпатией, или того, кто относится к вам с явной антипатией? Ответ очевиден. При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение и, наоборот, труднее принимают (и нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.
Мир, в котором живет современный человек, соткан из противоречий. По этой причине он более полемичен, чем когда-либо прежде. И будущее человека в значительной степени зависит от того, сумеет ли он – человек – организовать, сделать жизненной ценностью плодотворное и эффективное общение (именно оно составляет сущность процессов коммуникации, в том числе и речевые) в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности в политике, бизнесе, науке, между поколениями, представителями разных культур и т.д.
Сегодня, в конце XX столетия, большая часть человечества осознала очень простой и очевидный факт, что лишь немногие суждения о мире истинны и не требуют доказательств. Но львиная доля наших суждений предполагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора (дискуссии, полемики).
Насколько нудной, вялой, неинтересной, скучной была бы жизнь человека, если бы речевые коммуникации между людьми сводились к строгой и бесстрастной констатации «положения дел». В действительности, в коммуникативных процессах помимо высказываний, выражающих то или иное состояние дел, содержатся побуждения, вопросы, оценки, согласия и возражения вплоть до неприятия чего либо. Кроме того, определенную окраску, характер коммуникативным актам придает манера поведения, позы, выражения лиц. Все это мы можем обнаружить в спорах.
Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, «рождается истина». Вывод из сказанного выше предельно прост. «Роскошь человеческого общения» (А. Сент-Экзюпери) является наградой за изнурительный труд ума, высокий уровень логической культуры и культуры поведения, а также за филигранное владение искусством спора
Не правда ли, в споре не всегда побеждает тот, на чьей стороне истина? Почему же правда, справедливость иногда вынуждены отступить перед ложью? Причиною тому то, что в споре участвуют не понятия, а люди. Правда у каждого своя, и способности у людей разные. Но главное, умение правильно аргументировать свои доводы - большое искусство. В полемике большое значение умение держаться, говорить уверенно и хладнокровно, четко и остроумно. Важно умение слушать и быстро аргументировать речь оппонента и, в свою очередь, удачно организовать свою речь. Здесь можно уже говорить не о «владении словом», а о владении речью.
В
искусстве полемики три
Характеристика спора.
Понятие спора.
Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, "рождается истина".
Спор - акт
речевой коммуникацией, но не
всякий коммуникативный
Искусство
ведения спора получило
Доказательность
- это логическое воздействие
на оппонента
Убедительность
- это психологическое
В рамках спора
Идеальный
вариант, к которому
- если есть
возможность достичь согласия
без спора, лучше ею
- не спорьте по мелочам; если уж спорить, то только по принципиальным вопросам;
- почву
для спора образует наличие
несовместимых позиций
- спор должен быть предметным, а предмет спора - достаточно ясным и неизменным на всем его протяжении;
- спор возможен только при
наличии определенной общности
исходных позиций, которая
- спор предполагает
следование определенным
- спор не
должен быть самоцелью, в
- в споре следует использовать только корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи, очернения и унижения достоинства противника, подмены предмета спора и т.д.;
-стремитесь излагать свои мысли кратко, связно и красиво.
Виды
спора весьма многообразны. Спор
может быть конструктивным (товарищеским)
или деструктивным (враждебным)
Перечисленные
виды спора выделены по
Дискуссия.
Термин "дискуссия" происходит от латинского - рассмотрение, исследование.
Дискуссия
- это вид спора, в рамках
которого рассматривается,
Дискуссия
представляет собой
От других видов споров, прежде всего полемики, дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами.
Цель
любой дискуссии - достижение
максимально возможной в
Итог дискуссии
не должен сводиться к сумме высказанных
точек зрения. Он должен представлять
собой синтез объективных и необходимых
черт, присущих дискутируемому предмету.
Другими словами, результат дискуссии
должен выражаться в более или
менее объективном суждении, поддерживаемом
всеми участниками дискуссии
или их большинством. Таким образом,
в дискуссии
Полемика.
В русский язык слово "полемика" пришло из древнегреческого, переводится как воинствующий, враждебный. В отличие от дискуссии в полемике присутствует состязательность, борьба, определенная степень воинственности и враждебности, что детерминировано целью, которая преследуется участниками полемики. Поэтому в сознании большинства людей полемика ассоциируется с коммуникативным актом, называемым острым спором.
Полемика
- вид спора, в рамках которого
основные усилия сторон
Во-первых, основная задача, которую решают полемизирующие стороны, - утверждение своей позиции.
Информация о работе Логические и психологические приемы полемики